Беседы с батюшкой. Священник Михаил Проходцев. 26 апреля 2024

26 апреля 2024 г.

– Тема сегодняшней передачи: самомнение, самообольщение и смирение. Когда мы говорим на такую важную тему, выясняются интересные вещи. Мне кажется, что самомнение – это тяжелый грех, но менее всего заметный. Мы можем долго и осмысленно говорить о гордыне, но все это будет бессмысленно по той причине, что о гордыне мы довольно часто говорим, а вот самомнение, по мнению Никодима Святогорца, – это грех, который меньше всего заметен, меньше всего обнаруживаемый нами самими. Мы не готовы его принять как грех, и в этом вся проблема.

Я тоже в своей жизни сталкиваюсь с этой проблемой, и оказывается, что самомнение больше всего мешает молитве. Как только ты приступаешь к молитве, начинаешь любоваться собой: «Какой я молитвенник!» Или: «Какой я постник!» Во время поста. Не то чтобы я это говорю себе, но хорошее о себе мнение подразумевается: какой же я хороший... Еще один аспект заключается в том, что, может, мы любим себя потому, что ценим образ Божий, который в нас находится?

– Самомнение – это то, что есть у каждого из нас. Это нужно признать. Каждый человек этим страдает. Прилепляется оно очень легко. Итак, во-первых, это есть у всех нас, во-вторых, самомнение – это действительно грех, и все святые отцы, от древних до сегодняшнего дня, учители Церкви, которых мы начнем читать, и современные проповедники говорят, что самомнение – это грех, который заключается в том, что мы считаем себя лучше других, то есть мы видим свои добродетели, мы считаем себя лучше других, и в этом и заключается самомнение. Мы видим свои хорошие качества, радуемся им и превозносимся над другими, часто этим навлекая на себя большие испытания, чем человек может вынести. Как говорит кто-то из Оптинских старцев, самомнение формируется по крупицам и может превратиться в огромную гордыню, прелесть и так далее. А отделаться от нее потом очень и очень тяжело.

Естественно, каждый из нас в себе видит что-то хорошее. Это нормально. Это нас вдохновляет иной раз вообще жить, когда мы думаем, что все совсем плохо, и начинается самобичевание. Но самобичевание – это тоже грех. Здесь, казалось бы, от самомнения прийти к смирению технически просто, но по факту это требует огромного труда над собой, с молитвой, то есть с Божией помощью. Надо прийти от состояния: «Я лучше, чем прочие, потому что я молодец: я молюсь, пощусь, слушаю известное радио и помогаю другим людям», – до состояния: «Нет во мне ничего хорошего. Но Бог милосерден и каждый день дает мне шанс для того, чтобы жить дальше».

Господь по Своему великому милосердию не дает нам видеть бездну наших грехов. Если бы мы увидели в одночасье эту бездну, мы бы просто сошли с ума от ужаса и осознания того, сколько мы на самом деле сделали зла ближним и дальним, сколько мы нанесли вреда себе, насколько сократили свою жизнь, вредя своему здоровью, сколько крови попили у своих ближних своим недостойным по отношению к ним поведением... Но Господь дает нам возможность постепенно прийти в состояние силы, которая совершается в немощи. Он дает нам возможность всем прийти в состояние смирения для того, чтобы быть ближе к Нему и быть с Ним. Это очень трудный путь!

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Как я вижу, своеволие и своенравие – корень себялюбия. Как бороться с этим? Как пресекать на корню в себе это себялюбие?»

– Все, о чем мы говорим, может звучать крайне просто. Сей же род изгоняется только молитвою и постом, как говорит Господь. Это про любого беса. А грех – это дело бесовское. Когда мы пребываем во грехе, мы становимся доступными тому, чтобы бесы всячески над нами издевались. Хотя бес не имеет никакой силы, но мы сами, делая выбор в пользу греха, отдаем себя в их руки. Молитва и пост! Приходит человек в церковь и говорит: «Батюшка, что делать? Вот такая ситуация». Я как священник могу сказать, во-первых, и это самое главное, что нужно читать Священное Писание. Господь обязательно очень много откроет через это чтение. Во-вторых, нужно молиться, общаться с Богом, разговаривать с Ним. В-третьих, нужно участвовать в богослужебной жизни Церкви. Не отпадать от Источника благодати, а припадать к Нему, то есть припадать к Чаше Святого Причастия, чтобы благодать не оскудевала.

Часто видишь, что этого просто оказывается недостаточно, потому что человек ждет каких-то особенных слов. Понятно, что пытаешься ситуацию, которую принесли батюшке на рассмотрение в беседе, рассмотреть как-то еще. Но на самом деле если бы только мы воспринимали со всей ответственностью слова Христа! Даже не слова священника, которые тоже нужно воспринимать со всей ответственностью, но священник же всегда ссылается на Господа. Он сам ничего не выдумывает. А слова Христа следующие: сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Обратите внимание на то, в каком мы находимся состоянии. Если сказать: «Да я молодец! Читаю утром и вечером правило, малое повечерие читаю, каноны читаю», – то мы по фарисейству становимся хуже, чем евангельский фарисей. В этом случае наше самомнение доходит до совершенно гигантских размеров. Нехорошо, когда мы находимся в таком состоянии.

Если же мы обнаруживаем себя совершенно нищими перед Богом в том плане, что не имеем в себе ни молитвы, ни покаяния, ни желания жить праведно, а считаем, что достаточно и того малого, что мы исполняем (то есть не хотим расти, как бы остановились), то так быть в христианстве невозможно. Можно быть в болоте, но трясина будет постоянно затягивать. Нельзя просто как бы представить, что мы на лодочке посреди болота, эта лодка никуда не двинется. Лодка дырявая, мы тонем. Лодка заполняется болотной вонью, мы в ней погрязаем, а Господь всегда готов протянуть нам руку и вытащить нас из этого болота. Сами мы из него выбраться не можем. Казалось бы, у человека есть какой-то ресурс, какие-то силы, но спасает-то Бог, Иисус Христос!

– Если представлять себе эту лодку, получается, что самомнение – это когда человек говорит себе: «Все нормально! У меня есть два весла. У меня есть лодка. Ничего, выгребу!»

– Самомнение, когда человек говорит себе: «Я плыву по прекрасной реке на замечательной яхте. У меня все хорошо. Она чистая. Я в белой рубашечке. Красавчик просто». А по факту дела обстоят совсем не так, но мы видим себя таким образом.

– Здесь получается еще и самообольщение?

– Конечно! Вот у нас ситуация, что по факту мы тонем в болоте, но в этот момент мы убеждаем себя, что мы не тонем в болоте, а плывем по прекрасной реке на яхте, все хорошо. Да еще всем раздаем советы. Знакомая ситуация! Наверняка для всех. Каждый из нас через это проходил. Я себя вдруг в какой-то момент воспринимаю лучше, чем человек, который находится в какой-то немощи, по моему мнению, и я ему с высоты своего опыта начинаю давать советы.

Знаете, как правильно поступить, когда человек пришел и говорит: «Мне нужна твоя помощь»? Нужно ответить: «Давай вместе помолимся». Вот это будет правильно! Учить неправильно. Заниматься угождением, например, когда человек осуждает своих ближних, и поддакивать ему будет тоже неправильно. Тогда мы грех в нем только умножаем и поддерживаем. Мы сами в него впадаем. Нужно предложить помолиться вместе, так, как умеете. Почитать канон, спеть акафист. Своими словами обратиться к Богу. Просто молча перед иконами постоять, и каждый по-своему помолится. Но помолиться вместе о той ситуации, потому что она сложная. Нужно сказать: «Я не знаю, как тебе помочь, но Бог знает. Давай попросим Бога, чтобы Он начал тебе помогать в этой ситуации».

– Тогда получается, что мы в этот момент исключаем самомнение? Ведь если мы молимся вдвоем, каждый молится за другого, то самомнение исчезает?

– Не факт! Два наших самомнения могут сложиться. Мы же можем о себе в этот момент помышлять: «Я великий благодетель, что предложил человеку помолиться! Он сам не догадался. У него ума не хватило додуматься, что можно помолиться. А я молодец!» Бес уловляет очень хитро. Правильно и по-евангельски считать, что мы ничем не лучше. Мы тоже не знаем, что делать, но Бог знает.

Нужно постоянно гнать от себя мысль, что ты молодец, такой хороший... Особенно гнать эту мысль во время молитвы. Как развивается грех? Сначала прилог. Но можно же не прилагаться к услаждающей мысли, что мы сотворили благо. Можно отогнать от себя эту мысль и продолжить общаться с Богом.

Стрелы будут лететь со всех сторон. Дескать, посмотри, какой ты смиренный, уничижил себя до того, чтобы помолиться с человеком, которого ты не особо жаловал; какой ты хороший! И так далее. Эти помыслы нам предлагают, но мы можем на них откликаться, а можем не откликаться.

Наверняка каждый человек ловил себя на том, что в голову вдруг начинает лезть какая-то мерзость. Что мы можем сделать в таком случае? Либо зацепиться за это, и тогда начнется развитие помысла, либо просто прогнать это от себя. Это можно сделать. Если не получается – начать молиться, читать 50-й псалом, Иисусову молитву или какие-то другие; то есть обращаться к Господу, чтобы Он помог с этим справиться.

Если человек считает, что может справиться сам в данном случае, это тоже ведет к самомнению. Когда мы понимаем, что настолько слабы, что даже какой-то дурацкий помысел не можем от себя отогнать в тот момент, когда это нужно сделать, то обращаемся к Богу и можем это сделать с помощью Божией.

Постоянное упование на Бога и осознание своей нищеты будет вести нас царским путем. Главное, не думать, что ты сейчас молодец, смиряешься и тому подобное. Анализировать ситуацию нужно, но немножко по-другому: «Я сейчас с Богом или я сейчас без Бога? Я сейчас уповаю на Бога или решил, что сам справлюсь?»

Бывают ситуации, когда человек допускает халатность на работе. У него есть должностная инструкция, где все расписано по пунктам, а он думает, что там какие-то дурацкие пункты, что можно все сделать, минуя, например, пункт 1 и пункт 2, потому что это лишнее. Он действует, исключая пункт 1 и пункт 2, – и страдают люди, например. Конечно, нельзя исключать какие-то технические ошибки, какой-то сбой, когда человек не виноват. Но часто случаются ситуации, когда человек виноват, потому что решил, что знает лучше, чем его начальство, чем написано в должностной инструкции. То есть он лучше, чем прочие люди.

Фарисей считал, что он лучше, чем прочие человеки. Мытарь же считал себя ужасным и просто плакал, ужасаясь тому, что его все презирают за то, что он ведет ужасную и неправильную жизнь с морально-этической точки зрения. Единственное, что он мог говорить: «Господи, помилуй меня, грешного». Он произносил это искренне, от сердца, понимая всю глубину своего падения. Вот такое осознание.

И мы об этом молимся каждый раз, когда произносим молитву святого преподобного Ефрема Сирина. Но к такому осознанию прийти очень трудно, нужно пробиться через глыбы льда или камня. Но это труд, который нам дан во спасение.

– У Никодима Святогорца я прочел, что тот самый фарисей растерял свои добродетели из-за самомнения и тщеславия, по которым его уловил дьявол. Следующий вопрос. Мы привыкли в обычной нашей мирской жизни говорить о самоуважении. Психологи говорят о том, что нужно понимать себя, чтобы преодолеть какие-то проблемы. Насколько самоанализ, который нам все время предлагается, может быть христианским и сатанинским?

– Почти в каждой церковной лавке (можно найти и в Интернете) есть брошюрка «В помощь кающимся», составленная на основе трудов святителя Игнатия (Брянчанинова). Она очень тоненькая, и в ней поименованы грехи перед людьми, грехи перед Богом, грехи перед самим собой и так далее. Или, например, в Требнике есть чин исповеди для мирян и чин исповеди для священнослужителей. Там тоже перечисляется очень много грехов. «Опыт построения исповеди» отца Иоанна (Крестьянкина) – тоже замечательная книга. Такие труды дают нам возможность действительно провести самоанализ, испытать свою совесть перед тем, как пойти на исповедь.

Бывает, приходит взрослый человек (которому, предположим, 45 лет) на исповедь первый раз и говорит: «Я первый раз, не знаю, что говорить, помогите исповедоваться». Я в таких случаях говорю: «Вы прожили определенное количество лет и прекрасно знаете, в чем Вас судит Ваша совесть. Начинайте говорить, и если вдруг Вы будете не на правильном пути, я Вам помогу»...

Когда прихожане каются, и сам священник тоже вновь и вновь испытывает свою совесть и находит, в чем ему покаяться своему духовнику. Замечательная школа для батюшки – исповеди прихожан. То есть священник учится исповедоваться у своей общины, в то же время учит общину, как правильно каяться.

Так вот, читая брошюру, составленную по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова), человек понимает, сколько оказывается всего, в чем он грешен. Когда он пришел на исповедь, ему казалось, что сказать нечего, а в результате столько всего... Этот самоанализ будет вполне правильный. Назовем этот самоанализ испытанием совести.

Но самоанализ не может оправдывать какой-нибудь наш грех. Ни в коем случае не хочу очернять сегодняшнюю психологию, но зачастую смертные грехи, в которые впадает человек, не желая в них каяться, могут найти оправдание в психологии, в этом самокопании, обращении к детству...

– То есть не ты виноват, а обстоятельства твоего детства.

– Виноваты обстоятельства, поэтому ты такой и ведешь себя так. Человек, пребывая в грехе, считает это нормой. В западном мире ведь тоже есть Православная Церковь, тоже есть настоящие и добрые христиане, которые борются со своими страстями и с грехом, но общая тенденция, которая сегодня как тренд в западном мире, – это оправдание греха, совершеннейшее согласие с грехами смертными и признание этих грехов нормой. Часто некоторые формы современной психологии приводят человека к тому, что через самоанализ он приходит к оправданию греха. Это как раз сатанинский самоанализ.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Я услышала, как батюшка сказал, что самомнение – это хорошее о себе мнение. Раньше я как-то не задумывалась об этом. А у меня хорошее мнение о моем внуке, его достижениях в спорте, его хороших оценках. И я готова рассказывать о нем всем, кто готов меня слушать. Но сейчас, слушая передачу, возникло чувство, не перекладываю ли я его достижения на себя, не горжусь ли сама собой, что у меня такой внук».

– Вопрос очень интересный. Дело в том, что мы вполне можем невольно присваивать себе заслуги наших ближних. И таким образом тоже можно заниматься самопревозношением.

Например, есть женский коллектив, где все разговаривают про своих мужей, и какая-нибудь женщина рассказывает, какой у нее муж молодец, как он все делает, строит, все у него получается. А у другой коллеги супруг страдает изрядным употреблением алкоголя, и это приводит к проблемам в семье, в обществе. Эта женщина знает, что у коллеги есть такая проблема, и, рассказывая о своем муже, считает себя лучше ее.

Испытывая свою совесть, нужно осознать, что таким образом ты грешишь против ближнего. Человека нужно поддержать. Понимая, что кто-то сталкивается с немощами, не нужно кичиться или радоваться своими радостями, но поддерживать человека. Не грустить, не унывать вместе с ним, но находить поводы в общении, которые могут ободрить человека, а не прибить, что называется, к земле...

– Еще так мы можем воспитывать самомнение в человеке. Когда мы говорим своему близкому, что он молодец, что у него все хорошо получается, что он умный, замечательный, красивый, получается, мы воспитываем в человеке самомнение. Или нет?

– Воспитание заключается не только в похвалах. Пока ребенок растет, взрослеет, ему важно дать понять, что жизнь очень неоднозначная, трудная. То, что он смог добиться каких-то успехов, – это хорошо. Но иногда он может совершать какие-то действия, которые требуют родительского вмешательства (например, делает что-то из ряда вон выходящее, что совсем неправильно, нехорошо), а родители закрывают на это глаза, дескать, там-то он молодец. И у ребенка формируется мнение, что он вообще во всем молодец, что ругать его в принципе никто не может. И если вдруг на него подняли голос или сделали замечание, он думает: «Как так? Ведь я же молодец!..»

Важно гармоничное воспитание. Нужно объяснять, что вот это правильно, а это неправильно. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» Нужно воспитывать в детстве и юности так, чтобы человек понимал, что такое хорошо и что такое плохо; и когда он сталкивается с какими-то испытаниями, ему нужно иной раз уметь проигрывать. Важно показывать ребенку, что не всегда можешь победить, порой можешь и проиграть, и ушибиться.

Мой дедушка, например, играя со мной в шахматы, мне ни разу не уступил. Мне было настолько обидно, что дед мне не уступает! Хотя он учил меня быть сильным шахматистом, и после его школы я был лучшим во дворе. Но дед был лучше меня всегда. Один раз в детстве я из-за этого разнервничался, смел фигуру с доски, шахматную доску бросил об пол. Дед сказал: «Так-так. Интересный ход событий». Шли мы с дедом по улице, а навстречу мужчина, задорный такой. Дед говорит ему: «Слушай, вот это мой внук, забирай его с собой, пусть он у тебя поживет». Тот спрашивает: «А что такое случилось?» Дед говорит: «Да вот играли в шахматы, и он повел себя так же, как ты, когда проигрываешь». Тот обрадовался, говорит: «Да? Отдай его мне!» И руки потирает. Я испугался, спрятался за спину деда, говорю: «Дед, не надо».

Оказалось, это очень экспрессивный шахматист, который, когда проигрывал, ничего не мог с собой поделать, нервничал, бил доской об пол и прочее. Он тоже уже был дедушкой, тоже внука учил играть в шахматы.

Суть в том: мне преподавалось с детства, что я могу проиграть. И было очень обидно сознавать, что я не везде могу выиграть, не везде могу быть молодцом. Вот в кружке пения я был молодец, пел, а пошел на гитару – и у меня не получалась пьеса, на меня кричал мой педагог. Обидно. Деду в шахматы проиграл – обидно. Получается как бы баланс: ты понимаешь, что жизнь состоит и из побед, и из проигрышей. Где-то тебя похвалили, где-то поругали, потому что ты явно нехорошо поступил.

– Получается, чтобы преодолеть самомнение, нужно еще и понимание того, что ты можешь проиграть.

Вопрос телезрителя из города Кириши: «Хочу сказать о предыдущем звонке. Каждая бабушка старается рассказать о своих детках как можно больше в плане достижений и готова этим восхищаться, гордиться. Но бабушки забывают о том, что ведь главное достижение – воспитание человека в первую очередь. Надо задавать ребенку такие вопросы: ˮКак к тебе относятся твои одноклассники? Как ты относишься к своей учительнице? А помогал ли ты кому-нибудь за это время? Сделал ли что-нибудь хорошее?ˮ На первом месте должен быть человек, а не то, о чем говорила предыдущая зрительница».

– Замечательно, что у нас на телеканале «Союз» такие зрители. Кстати, дорогие братья и сестры, прошу всегда по мере сил поддерживать телеканал «Союз». Я вел эту замечательную передачу «Беседы с батюшкой» в течение двух лет. Теперь уже в течение шести лет я являюсь гостем этой передачи, и мне очень радостно принимать в ней участие. Поверьте, я знаю, что «Союз» – это самый лучший телеканал о православии.  Потому что он по-настоящему народный, он существует только благодаря нам с вами, благодаря вашему вниманию и вашей посильной жертве. Всегда поддерживайте телеканал «Союз». И да будет телеканал «Союз» в эфире сегодня, завтра и на многие лета для нашего с вами вразумления и спасения.

– Спасибо за такое ободрение. Что касается телефонного звонка, я очень благодарен телезрительнице за то, что она задалась вопросом, правильно ли она делает. Это, конечно, очень хорошо.

Хочется поговорить о смирении. Иногда в нас вдруг рождается смирение, и мы понимаем, что находимся в тщеславии, гордыне, самомнении, самообольщении. И выбраться из этого можно, только увидев, что мы находимся в болоте и тонем. Как сделать так, чтобы это увидеть?

– Молиться о том, чтобы Господь открыл нам прегрешения наши, дал нам их увидеть.

– Это смирение?

– Это начало. Решить об этом молиться – это начало. Если я скажу, что знаю, что такое смирение, я, скорее всего, слукавлю. Мы знаем теоретически, что такое смирение, которое имеет совершенное действие: это сила признать себя немощным, нищим духом; и это сила воли устремиться к тому, чтобы Господь провел через трудности, потому что сами мы не в состоянии это сделать. «Я не могу, Господи, но мне надо пройти через это».

– То есть это не раболепие, не слабость. Смирение – это сила признать, что я тону.

– Конечно. Это сила признать, что я тону, и сила согласиться с тем, что Господь меня проведет через это. Смирение – это всегда переступить через свою гордыню. Всегда! Человек горд и ленив по своей природе. Смирение – это когда мы усердны и чужды гордости, когда мы перешагиваем через нее. Есть выражение: «наступить на горло». Так вот, человек в какой-то степени наступает на горло своей гордыне, с помощью Божией перешагивает через нее и идет дальше вместе с Богом, сила Которого совершается в немощи.

В нашей жизни много таких моментов, когда мы действительно смиряемся. Мы можем не заметить, что мы смирились, но это могут заметить окружающие, сказав: «Вот он бился, бился с этой проблемой, а потом смирился. Господь помог ему». Со стороны это может быть видно.

Мы можем через годы оценить ситуацию и понять, что нам Господь дал возможность быть в смирении и провел нас через какую-то определенную ситуацию, важную для нас. Но обычно мы этого не видим. Мы можем почувствовать себя совершенно опустошенными и в этом состоянии опустошения сказать: «Господи, я пуст и немощен, я весь погряз в грехах. Но Ты, по Своему великому милосердию, проведи меня вперед, потому что я все еще жив, Ты даешь мне дни жизни, и я хочу жить, хочу быть с Тобой».

Эти слова бывает очень сложно произнести; иногда так сложно, что просто невозможно себе представить. Но их нельзя не произнести, если мы хотим быть с Богом. И на этом пути мы можем обрести смирение, сами того не заметив, и для нас это будет спасительно.

– Как верх смирения – это исповедь и причастие.

– И путь к смирению – это процесс покаяния. Этот путь может занять всю жизнь, может происходить этапами…

– То есть мы способны преодолеть самомнение, самообольщение молитвой, постом…

– ...и с помощью Божией... Да благословит нас Милосердный Бог на доброе христианское житие.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать