– Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Пермскому краю. На этот раз мы приехали в поселок Мыс. Совсем недавно здесь появилось удивительное место – подворье Свято-Казанской Трифоновой пустыни. Об этом святом месте наш сегодняшний рассказ. О самом поселке Мыс нам расскажут местные жители.
Анатолий Мазгатович Амерханов, житель поселка Мыс:
– Я здесь родился, женился, надеюсь, и пригодился. Такая вот история. Наш поселок с трех сторон омывается рекой Усьвой – нашей красавицей.
Семь улиц, немного жителей и бескрайние просторы уральских лесов. И как совместить умиротворение этих мест с тем, что поселок возник из-за трагических событий? В 30-е годы в Советском Союзе началось раскулачивание.
Анатолий Мазгатович Амерханов:
– Были раскулачены те крестьяне, которые более-менее хорошо стояли на земле. Они работали всей семьей, выращивали хлеб и прочее. У них было достаточно крепкое хозяйство: коровы, лошади – все, что необходимо. Их объявляли кулаками, так как власти нужны были дармовые рабочие руки для восстановления Советской республики. Зачитывалось постановление, давалось время для сборов (как правило, очень короткое) – и будьте любезны на подводы, на станцию, в эшелон. И ехали так называемые кулаки на Урал, в Сибирь и так далее.
В августе 1931 года сюда приехали семьи первых спецпоселенцев, они должны были заготавливать лес. Но никаких условий для жизни не было.
Анатолий Мазгатович Амерханов:
– 1 декабря 1931 года здесь было двести семьдесят семей – семьсот два переселенца. Чуть больше мужчин; женщин и детей одинаково. Жить-то было вообще негде. Планировалось построить 150 домов, было построено восемь; и только потом еще 65. Я слышал от наших стариков, что в маленькой избушке по четыре семьи жило. Представьте себе, как показывают в фильмах: бараки, перегородки холщовые… Здесь было то же самое. Кому не нравилось – жили в землянках.
Почему строительство жилья было такое замедленное? Люди болели, недоедали. Были прогулы, совершались побеги. Условия были ужасные, люди замерзали прямо на делянках. А работали как! Вот этими лучковыми пилами, топорами. Лошадьми вытаскивали бревна на берег речки... Очень часто бывало, что все после обеда встают, а кто-то нет – умер. Разгребали яму, засыпали его и шли дальше работать. Потом коменданту сообщали: такой-то умер. Тот делал себе пометку – все, человека нет. И таких захоронений вокруг поселка достаточно.
В 1934 году убили соратника Сталина – Кирова. И снова началась волна репрессий.
Анатолий Мазгатович Амерханов:
– И снова сюда прибыла новая партия спецпереселенцев из Псковской, Ленинградской областей. В то время уже кое-какие домишки были отстроены, но все равно условия были ужасные.
Я, кстати, тоже сын переселенца из Татарии. У меня отец татарин, он сюда был сослан. Моего деда сослали в Сибирь, и он где-то на этапе замерз. А мой отец, как сын «врага народа», был тоже выслан, очутился здесь.
Плохо то, что мы мало интересовались всеми этими событиями, которые происходили, собственно, не так давно – за 20–25 лет до моего рождения (я родился в конце 50-х годов). Я сожалею сейчас о том, что своего отца ни о чем не спрашивал, да и многие не пытались узнать подробности.
У нас были картофельные огороды на берегу речки. Там бывали случаи, когда школьники, помогая копать картошку, находили человеческие черепа.
Страшно представить, сколько людей умерло в тяжелых условиях, без надежды, без покаяния.
Игумения Ксения (Ощепкова), настоятельница Верхнечусовской Казанской Свято-Трифоновой женской пустыни:
– Первоначально здесь храма не было. Потом (в недавнее время) один человек решил тут, на родине жены, построить храм. У него был выбор – строить клуб или храм. Но люди все-таки попросили храм. Когда он начал строиться, люди приходили, читали акафист – и очень быстро вырос храм и комплекс рядом с ним. И сейчас сюда приезжают люди из Пермского края, Березников, Чусового, Перми. Это место очень любят.
В этом храме несколько икон с частицами мощей, и среди них – образ святителя Николая.
Игумения Ксения (Ощепкова):
– Когда мы (я и еще две матушки) сюда приехали в первый раз, здесь еще даже старшая сестра не была назначена. Ночью я не могла заснуть (была бессонница) и стала молиться. Я почувствовала необыкновенную благодать и поняла, что святитель Николай, мощами пребывающий здесь, особо это место оберегает. Я ездила по святым местам России и знаю, что такое благодать. Но здесь она присутствует особо. А людям сейчас необходимо приехать, отдохнуть душой. Тут уединенное место, мы сюда от трассы добирались сорок километров. Здесь и молитвенное уединение, и присутствие святыни, которое особо благотворно влияет на душу.
Редкий образ «Хвалите Господа с небес» написан в XVI веке. Храм строят и поддерживают как местные жители, так и выходцы из этого поселка. Из благодетелей храма известен Сергей Гладких, который подарил церкви иконы. А идея построить саму церковь именно здесь появилась благодаря Сергею Попову, который возвел храм на родине своей супруги.
Анатолий Мазгатович Амерханов:
– Подворье у нас появилось абсолютно неожиданно благодаря нашему меценату Сергею Владимировичу Попову (дай Бог ему здоровья). Он сюда приехал, увидел всю нашу красоту и решил здесь основать подворье. Для нас это было, конечно, полной неожиданностью. Незадолго до этого мы с бабушками говорили о том, что надо бы где-то собираться, читать молитвы и так далее. И тут вдруг такое чудо.
Много слез, пота, крови здесь было пролито. И, наверное, чтобы как-то замолить все грехи «благодетелей» системы, которая в те времена господствовала, или, может быть, упокоить души людей, лежащих не только на нашем кладбище, но еще и на рабочих делянках, все так сложилось. Сергей Владимирович вдруг решил здесь поставить этот храм.
Рядом есть здание, где собираются для встреч, занятий воскресной школы и творческих концертов.
Анатолий Мазгатович Амерханов:
– Наш поселок хороший, красивый, и люди в нем хорошие. Наш батюшка Николай просто удивляется: «За что вам такое чудо?» Не нам, а нашим предкам, которые здесь страдали, мучились, умирали от болезней и недоедания.
Участие детей в жизни храма довольно активное. Ребята создают спектакли, приходят на беседы о вере. Например, разговор о детстве святых так заинтересовал девочек и мальчиков, что они нарисовали свою книгу о первых годах жизни угодников Божьих.
Татьяна Васильевна Филимонова, директор Мысовской школы:
– Когда появился храм, стала работать воскресная школа. Ребятки приходят туда и не только получают там какие-то знания, но и духовно обогащаются. Они много времени проводят с матушкой и очень интересно организовывают и досуг, и занятия. Конечно, это для ребят очень полезно. Ребята бывают на службе, приходят на крещение, на исповедь. Я думаю, что это на пользу всем нам: взрослым и детям.
На подворье сестры пустыни дежурят по очереди, сменяя друг друга. Но жизнь монаха – это не только труд, но и молитва. Чтобы можно было спокойно принять участие в богослужении, не отвлекаясь на море повседневных забот, рядом с монастырем построили скит.
Игумения Ксения (Ощепкова):
– В начале 2000-х годов наш духовник отец Савватий несколько раз ездил на Афон, посещал разные монастыри. Особенно ему запомнился скит праведной Анны. Когда он там был, у него родилось в душе желание сделать что-то для праведной Анны. И пришла мысль здесь тоже построить скит.
Скит построили очень быстро – за два года, нам помогали благодетели. И это оказалось очень востребовано. Дело в том, что раньше у нас монастырь был очень уединенный. Чтобы сюда попасть, надо было через Кунгур очень долго ехать. А сейчас добираются быстро, людей очень много и того уединения, что было раньше, уже нет. И потренироваться в молитве сестры могут, уходя в скит. Там службы по афонскому уставу, три раза в день: днем в половине второго, в шесть вечера и в половине второго ночи. Даже ночная молитва идет.
Сестры идут сюда с большой радостью. Молитва здесь – это возможность остановиться, заглянуть в себя.
Инокиня Христина (Шевелева), насельница Верхнечусовской Казанской Свято-Трифоновой женской пустыни:
– В тишине по ночам мы совершали службы, находились в уединении. Батюшка очень старался, чтобы этот скит передал дух афонского жительства, чтобы человек мог здесь отдохнуть душой, помолиться.
Но и паломников сюда пускают. В небольшом храме есть частица мощей праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы. Угодница Божия долго молила Господа о даровании ребенка, и сейчас в эту церковь приходят те, кто мечтает иметь детей.
– Для сестер это островок уединения, молитвы. Потому что в монастыре, несмотря на то, что мы находимся от мира далеко, суета все равно присутствует. А теперь у нас есть возможность прийти сюда на всю неделю, побыть со своими мыслями и помолиться ночами. Наша мечта сбылась.
Скит праведной Анны находится буквально в двух шагах от Верхнечусовской пустыни, а поселок Мыс – примерно в ста километрах. И каждое место сестры согревают своей любовью к людям и Богу.
Игумения Ксения (Ощепкова):
– Есть возможность уехать, помолиться уединенно. Потому что здесь, работая на послушаниях, я прихожу на службу, постою и даже помолиться не успеваю. А там можно всю службу как бы самой прочитать. Там, конечно, очень душевно.
В храме каждый день читается акафист святителю Николаю, в воскресные дни и большие праздники здесь совершается Божественная литургия. И, конечно, всех приглашают посетить место незримого пребывания великого святителя Николая на нашей земле.
Ведущая Надежда Калинина
Записала Анна Кузоро
Уже 30 лет в городе под названием Яровое существует православный приход с храмом в честь святых Бориса и Глеба. Здесь находятся иконы, выполненные в редкой технике облачения в тканевую ризу. А еще всю общину объединила помощь ближним.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 4 мая 2024
Благие вести. 4 мая 2024
Канон. Матушка Людмила Кононова ч. 2
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 4
Православный словарь. Воскресение
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!