По святым местам. Храм в честь священномученика Дионисия Ареопагита села Гальбштадт

10 апреля 2024 г.

Храмов святого Дионисия Ареопагита в мире не больше десяти, и один из них находится в селе Гальбштадт Алтайского края. Село - центр Немецкого национального района. О переселенцах в Россию, становлении прихода и чудесах расскажут прихожане и настоятель храма.

Вас приветствует программа «По святым местам», и приехали мы в Гальбштадт – немецкое село в Алтайском крае. В наши дни здесь появилась православная церковь, и о ней наш сегодняшний рассказ.

Гальбштадт в переводе с немецкого означает «полугород». Что ж, это очень точное определение села, которое стало центром Немецкого национального района.

Евгения Викторовна Шперленг, прихожанка храма:

– Добро пожаловать в Гальбштадт!

Но откуда на Алтае немцы? Все началось еще с Екатерины II, которая своим указом разрешила выходцам из германских государств селиться в Поволжье. Потом, в начале XX века, была столыпинская реформа, она и привела в степной Алтайский край тысячи семей, среди которых были и немцы Поволжья и Украины. Печальная страница истории – насильственная депортация немецкого населения в августе 1941 года.

История Гальбштадта началась с переселения сюда немцев-меннонитов – это одно из протестантских направлений. Их община была зарегистрирована 8 февраля 1912 года. Жили в этих краях и немцы-католики. В соседнем селе Редкая Дубрава был костел, сейчас там храм во имя новомучеников. Но православного храма в Немецком районе не было.

Все началось в 90-е годы с назначения сюда священником отца Игоря Лоенко. С приездом батюшки в соседних селах стали собираться общины и организовываться приходы. Началась активная деятельность и в Гальбштадте.

Галина Евгеньевна Лоенко, прихожанка храма:

– Когда мы сюда приехали, на месте, где сейчас стоит храм, был пустырь. Нам было очень сложно договориться о чем-то с местным руководством. Они говорили нам, что мы должны строить, а они будут смотреть, как это происходит. Но потом, когда уже стало очевидно, что мы приехали сюда не для того, чтобы собирать деньги и класть их себе в карман, они начали нам помогать.

На первые деньги, которые выделила нам администрация, мы купили евхаристический набор для проведения литургии, без чего не может осуществляться богослужение. В 2000 году мы выкопали котлован под будущий храм и оставили его на зиму. И получилось так: когда весной мы пришли на это место, то увидели, что котлован обрушился… Первоначально была нарушена осевая привязка. Нам пришлось выбрасывать лопатами из котлована грунт.

Получается, что Господь все управил, то есть Он обозначил нам границы, где у нас было нарушение. А если бы этого не произошло, мы бы действительно накосячили и увидели бы это, когда уже были бы возведены стены. То есть это явное чудо Божие.

В том же году заложили фундамент храма. Но в жизни фундамента как будто бы не хватало.

Галина Евгеньевна Лоенко:

– Храм мы начали строить во времена полного развала, полного краха в стране, когда повсюду закрывались предприятия. Скажу честно, на тот момент мы даже не могли приобрести батюшке облачение, я сама его шила. То есть все первые облачения сшиты мною, хоть я не швея, не закройщик… У меня высшее образование, по специальности я инженер-строитель промышленного и гражданского строительства.  

Пока возводился храм, прихожане молились в этом вагончике. Желтая выцветшая табличка – это режим работы храма. Вот в таких стесненных, очень скромных условиях люди возносили свои молитвы к Богу о том, чтобы скорее был построен храм. «Сделано вручную» – такую маркировку можно было бы нанести на этот храм.

Галина Евгеньевна Лоенко:

– Когда мы закладывали фундамент, наши прихожане принесли обыкновенные корыта и мешали в них бетон, делая цементную стяжку. У нас не было никаких бетономешалок, не было ничего, был просто ручной труд.

Так же возводили и стены.

Татьяна Романовна Кормишина, староста храма:

– Моя свекровь ходила в этот храм, и наша семья вместе с другими прихожанами участвовала в сборе средств на строительство храма. Вот уже 12 лет я хожу в этот храм и 5 лет занимаю должность старосты. У нас организовалась сплоченная группа прихожан, на которых всегда можно опереться. Если им скажешь, что нужно прийти в храм и что-то сделать, они обязательно придут и сделают.

Посвящение храма довольно редкое – в честь святого Дионисия Ареопагита, афинского мыслителя и угодника Божия.

Священник Игорь Лоенко:

– Наименование нашего храма не очень привычно для православного, хотя в Деяниях апостолов (17-я глава, 34-й стих) Дионисий Ареопагит прямо упоминается. Когда апостол Павел, проповедуя в греческом ареопаге, рассказал о Воскресении Христа из мертвых, греки, хотя они и любили подобные истории, сказали: «Мы послушаем об этом в следующий раз», – и, не поверив всему услышанному, ушли. А вот Дионисий Ареопагит и еще несколько человек, в том числе и женщина по имени Дамарь, попросили апостола Павла рассказать им о Христе, и после его проповедей они уверовали во Христа и последовали за Ним.

Дионисий Ареопагит говорил: «Если бы апостол Павел не предупредил меня о том, что Божия Матерь – это не есть Бог, а Богородица, то я бы принял Ее за Бога, настолько неземной чистоты Она была». Дионисий Ареопагит проникся к Богородице очень сильной христианской любовью. И когда пришло время окончания земной жизни Богородицы, тоже его полюбившей, Она пожелала, чтобы и он был возле Ее одра. Поэтому Дионисий Ареопагит изображен на некоторых иконах Успения Божией Матери.

В этом храме чувствуется особая связь с Божией Матерью. Был один случай, когда оренбургские казаки привезли сюда Иверскую икону Божией Матери, написанную на Афоне.

Священник Игорь Лоенко:

– Икона эта стояла здесь, на центральном аналое. Это была большая икона, как, скажем, Иверская икона Божией Матери, которую мы сделали после этого случая. К этой иконе приходили люди, и одна моя прихожанка сказала мне: «Батюшка, я видела, как из иконы вышел дым».

Знаете, я, честно говоря, не очень благословляю своих прихожан на то, чтобы они выискивали какие-то чудеса. Ни к чему это. Для нас настоящее чудо – что с нами Бог и что Бог нас любит. 

Но потом, когда стали рассматривать фото корреспондента местной газеты «Новое время», люди увидели этот дым вокруг распятия.

Священник Игорь Лоенко:

– В тот день, как и всегда, я служил один, и никакого кадильного дыма быть не могло. Но потом дым окутал распятие, и это был не просто дымок от свечи или еще от чего-то. Этот дым полностью скрыл распятие. И мы сделали вывод, что Божия Матерь в нашем храме, Она пришла сюда со Своим святым угодником Дионисием Ареопагитом и явила такое чудо.

К чудесам здесь относятся одновременно благоговейно и просто. Даже святого покровителя храма, в земной жизни аристократа и образованного философа, часто называют батюшкой и призывают обращаться к нему в любых житейских трудностях.

Священник Игорь Лоенко:

– Своим прихожанам я всегда советую обращаться с просьбами к Дионисию Ареопагиту. Но мы почему-то к другим святым обращаемся, просим их о помощи, а к своему святому не обращаемся. Но наши прихожанки моют полы в храме, пылесосят коврики, наводят порядок, и они, получается, жертвователи, благоукрасители, строители святого храма сего. Почему же им ни о чем не попросить святого Дионисия Ареопагита, если они столько для него делают? И, вы знаете, он отзывается на их просьбы.

Образ Симеона Богоприимца – икона-мученица. Она появилась здесь, когда часть прихожан отправилась в крестный ход к Коробейниковской иконе Богородицы. Уже перед Коробейниково к паломникам обратилась девушка и предложила забрать эту икону с собой.

Священник Игорь Лоенко:

– Эта девушка рассказала, что икону хотели и сжечь, и разрубить, то есть уничтожить, но некий человек вышел и сказал: «Меня убейте, а икону не трогайте». И этого человека убили, а икона осталась. Девушка сказала, что ее семья невоцерковленная, и попросила взять икону, и мы ее принесли сюда и оставили здесь.

Как-то одна женщина стояла перед этой иконой и очень усердно молилась. У нее были больные ноги, но оказалось, что дело было совсем не в ее ногах, а в том, что ее младшей дочери врачи сказали, что у нее не будет детей. Женщина молилась перед этой иконой, а сейчас у нее уже и старший внук, и двое замечательных младших близнецов.

Но одна из ценностей прихода – это люди. В 90-е годы часть немецкого населения переехала в Германию, но в наши дни, как и столетие назад, в Гальбштадт стали приезжать этнические немцы.

Евгения Викторовна Шперленг:

– Мы переехали из Казахстана в Германию, прожили там 32 года, но ровно год назад вернулись в Гальбштадт – в свое родное село. Душа всегда звала нас на нашу духовную родину. Для нас было очень важно, нас радовало то, что мы наконец-то сможем посещать храм совсем недалеко от нашего дома. Приняли нас здесь очень хорошо, душевно, и мы уже чувствуем себя членами общей семьи. Все очень вежливые, помогают друг другу, и находиться здесь очень приятно.

Татьяна Романовна Кормишина, староста храма:

– В нашем приходе не только жители села Гальбштадт. Есть жители и села Шумановка, которое здесь неподалеку, и села Редкая Дубрава, сердцем уже прикипевшие к этому храму, и из села Кусак, которое рядышком с нами, тоже приезжают люди.

Галина Евгеньевна Лоенко:

– В храм приходят люди целыми семьями – муж, жена, дети. У нас у самих пятеро детей. Трое сыновей имеют высшее образование, старшая дочь тоже получает высшее образование, младшая учится в медицинском колледже. Слава Богу за все!

В мире немного храмов в честь святого Дионисия Ареопагита. Один в Беларуси, другой в Киеве, еще есть собор на родине святого в Афинах. В России пять храмов в честь угодника Божия, и один из них – наш, на Алтае, и это само по себе самое настоящее чудо.

Священник Игорь Лоенко:

– У нас здесь было много и других чудес. Вспоминаются слова одной русской поэтессы о том, что чудо и подвиг – это норма русской жизни. И это наша жизнь во Христе, и Христос с нами. Наверное, это самое большое для нас чудо.

Татьяна Романовна Кормишина, староста храма:

– Я слышала от наших прихожан, что люди говорят друг другу: «Обязательно сходи в этот храм, помолись именно в этом храме». Наверное, народ чувствует, что в нашем храме особая благодать.

Евгения Викторовна Шперленг:

– Приезжайте к нам в Гальбштадт. Мы ждем вас!

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 30 апреля: 16:05
  • Среда, 01 мая: 07:45
  • Пятница, 03 мая: 23:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать