Возможно ли спасение вне Церкви?

Аудио
Скачать .mp3

Возможно ли спасение вне Церкви?

Вопрос этот проистекает из того, что мы не совсем верно понимаем, что такое «вне Церкви». Что такое Церковь? Вот интересно, Авраам, Исаак, Иаков, пророк Илия – в Церкви они были или вне Церкви? Крещения тогда не было, значит, они даже не крещеные. Представляете? Евангелия не было, Христа не было, сошествия Святого духа не было. В Церкви или не в Церкви? Нам надо понять, что такое «в Церкви».

Разбойник, который покаялся на Кресте, вы не помните, кто его крестил до этого, не читали? И в какой Церкви крестили, в православной или католической, это тоже очень важно. В какой Церкви ему было сказано: «Сегодня же будешь со Мною в раю»? Не смешивайте Церковь как некую организацию, которой даны возможности, где человек может получить знание, правильное, верное знание о христианстве, получить священное Писание, получить Таинства – это внешняя земная сторона, то посредство, благодаря которому человек сможет легко (если будет следовать всему) принять Христа.

Но оказывается, кто принимает Христа? Тот, кто крещен? Мы знаем, полно крещеных, которым дела до Христа нет. Тот, кто причащается и ходит подчас в храм? На некоторых в ужасе посмотришь, таких наговорят вещей, что не обрадуетесь. Кто принимает Христа? Христос – это Спаситель, а в Спасителе нуждается только тот, кто видит, что он погибает. Когда я на берегу Красного моря, мне никакого Спасителя не надо, мне лучше рядом в ресторан. А когда я там захлебываюсь и тут акула меня за ногу схватила, вот тут, пожалуй, я завоплю, вопить буду: «Спасителя мне дайте!». Слышите, кто Христа-то принимает по существу? Тот, кто увидит: Господи, мы достойное по делам принимаем, я никто, я может даже не человек, я хуже животного, Господи, только Ты меня можешь спасти! Не языком, а от всей души увидит, что он грешный человек, что он действительно нуждается в спасении. Господи, Ты помяни меня там, во Царствии Твоем, я никогда там не буду, я знаю, где я буду за свои мерзости, Ты меня там помяни... Вот, оказывается, кто христианин, а вовсе не тот, кого крестили, ему было 8 дней, причащали потом лет до 12-13, в 14 он сбежал на дискотеку и больше никакого храма ему не нужно, и живет неизвестно как, кем и что. Иногда заходит на Рождество, на Пасху, может заодно и причаститься там.

Церковь создает наилучшие условия, чтобы человек понял, кем он должен быть, кем он должен стать, чтобы принять Христа. К нашему великому огорчению, мы не принимаем Христа, Он нам почти не нужен. Если не верите, возьмите диктофончик, которая стоит хотя бы к Матроне и спросите одного, сотого, двухсотого, и спросите «С чем вы стоите?» Вы получите изумительные ответы – у кого муж запил, у кого сын загулял, у кого дочка замуж плохо вышла, у кого болит печенка, у кого селезенка. Вы послушаете и, наверное, не найдете ни одного ответа «Я стою, чтобы она помолилась, чтобы мне избавиться от зависти». Вот вам и все христианство. Т.е. мы просим то, о чем мечтали язычники, у нас психология язычников. Хлеба и зрелищ нам! Чтобы избавиться от зависти, я буду в очереди стоять? А мы радуемся – тысячи идут! Давайте послушаем, с чем идут. Чтобы эти камни в хлебы превратились, вот что надо.

Итак, кто такой христианин по существу? Святой Иустин, мученик и философ, писал о том, что многие еще до пришествия Христа (и перечисляет некоторых философов, которые действительно до глубины души мыслили о том, в чем смысл человеческой жизни, где добро, где истина) были «христианами до Христа». И это не красивые слова. Все они, которые искали спасения, с пришествием Христа вошли в Церковь и приняли Христа, хотя жили за сотни лет до Него. Как же без Крещения? Авраам же не крестился, пророки не крестились, какая Церковь?

Мы очень формально подходим к пониманию самого слова «Церковь». У нас только внешняя организация и больше ничего. Забыли, что мы, состоя в этой внешней, казалось бы, Церкви, можем быть совершенно вне Церкви. Как Христос и говорит: «Отойдите от Меня, Я никогда не знал вас». Кому? Даже тем, кто именем Его творил знамения и чудеса, о них говорит: «Я никогда не знал вас». И напротив – «христиане» до Христа.

Какой вывод можно сделать в отношении этого действительно серьезного вопроса? Церковь, то внешнее, что мы знаем, это великое благо, т.к. она открывает человеку, каким он должен быть, чтобы спастись, помогает ему таинствами. Это средство. Но представьте себе, где-нибудь в Индии или в Китае, в какой-нибудь деревушке есть люди, которые никогда и не слышали о Христе. Нектарий Оптинский говорит: «Индус, который свято исполняет законы своей религии, спасется». Надо же, что сказал. А христианин, который пойдет индусским путем, погибнет. Вот, оказывается, с церковью-то не так просто. А мы так легко бросаемся этими словами – «в Церкви», «вне Церкви».

 

Профессор МПДАиС Алексей Ильич Осипов.

Расшифровка: Екатерина Федотенко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы