Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Вчера в евангельском чтении мы слышали следующий отрывок: к Спасителю подошел законоучитель и задал вопрос о том, какова наибольшая заповедь в Законе. Нет ли в этом противоречия: законоучитель, знающий Закон от и до, задает очевидный, нелепый вопрос. Каков смысл этого вопроса?
– Дело в том, что религиозные вожди Израиля ко времени пришествия в мир Спасителя утеряли смысл Закона Божия, его стержень, сердцевину: главную заповедь о любви к Богу, о вере и верности Ему. За годы существования израильского народа они придумали множество самых нелепых толкований Божественного Закона – и сами в них запутались. Одно течение религиозных вождей Израиля считало, что главное – соблюдение субботы, другое – что главное обрезание и так далее.
Накануне страданий Спасителя, когда Он в третий раз пришел в Иерусалим, законоучитель подошел в храме к Господу, чтобы искусить Его. Он спросил Иисуса: «Какая наибольшая заповедь в Законе?» Подобные ему окружающие фарисеи слушали ответ. Они предполагали уловить Господа: если Он скажет, что главное – соблюдение субботы, можно обвинить Его в нарушении других постановлений. Если скажет, что главное – обрезание, можно Его обвинить в нарушении субботы. Если Он скажет что-то новое, то можно обвинить Его в нарушении всего Закона Моисея. И Господь с величайшей мудростью, Божественной кротостью обличил этого законоучителя: Он назвал одновременно новую (как пишет святитель Иоанн Златоуст, толкуя этот евангельский эпизод) и в то же время старую, но благополучно ими забытую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою, всем помышлением». Это таинственное упоминание о Святой Троице («всей душой, всем сердцем и всем помышлением»). «И возлюби ближнего, как самого себя». Если ты будешь любить Бога (по крайней мере, стремиться к этому), то будешь понимать остальной обрядовый закон, детали, их смысл, что и для чего делается.
Действительно, мы и по жизни знаем, дорогие друзья, что если мы что-то любим, делаем что-то с желанием, то мы не чувствуем усталости, забываем себя. Когда человек любит другого человека, то ради любимого готов терпеть и голод, и жажду, и какие-то лишения. Господь обращает внимание вопрошавших на то, что если бы они по-настоящему - всем сердцем, всей душой и всем помышлением - любили Бога, то весь ветхозаветный Закон они бы соблюдали правильно и осмысленно. «Возлюби ближнего, как самого себя». Заметьте, Господь привел совершенно понятную любому человеку аналогию. Никто из нас не хочет страданий, лишений, скорбей. Каждый и питает, и лелеет свою плоть. Никто из нас не желает себе ничего плохого. Поэтому Господь приводит некий эталон: возлюби ближнего, как самого себя. Это основание всего ветхозаветного и новозаветного Закона.
священник Димитрий Беженарь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!