В Евангелии к Спасителю подошел законоучитель и спрашивал о наибольшей заповеди. Нет ли в этом противоречия?

Аудио
Скачать .mp3

– Вчера в евангельском чтении мы слышали следующий отрывок: к Спасителю подошел законоучитель и задал вопрос о том, какова наибольшая заповедь в Законе. Нет ли в этом противоречия: законоучитель, знающий Закон от и до, задает очевидный, нелепый вопрос. Каков смысл этого вопроса?

– Дело в том, что религиозные вожди Израиля ко времени пришествия в мир Спасителя утеряли смысл Закона Божия, его стержень, сердцевину: главную заповедь о любви к Богу, о вере и верности Ему. За годы существования израильского народа они придумали множество самых нелепых толкований Божественного Закона – и сами в них запутались. Одно течение религиозных вождей Израиля считало, что главное – соблюдение субботы, другое – что главное обрезание и так далее.

Накануне страданий Спасителя, когда Он в третий раз пришел в Иерусалим, законоучитель подошел в храме к Господу, чтобы искусить Его. Он спросил Иисуса: «Какая наибольшая заповедь в Законе?» Подобные ему окружающие фарисеи слушали ответ. Они предполагали уловить Господа: если Он скажет, что главное – соблюдение субботы, можно обвинить Его в нарушении других постановлений. Если скажет, что главное – обрезание, можно Его обвинить в нарушении субботы. Если Он скажет что-то новое, то можно обвинить Его в нарушении всего Закона Моисея. И Господь с величайшей мудростью, Божественной кротостью обличил этого законоучителя: Он назвал одновременно новую (как пишет святитель Иоанн Златоуст, толкуя этот евангельский эпизод) и в то же время старую, но благополучно ими забытую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою, всем помышлением». Это таинственное упоминание о Святой Троице («всей душой, всем сердцем и всем помышлением»). «И возлюби ближнего, как самого себя». Если ты будешь любить Бога (по крайней мере, стремиться к этому), то будешь понимать остальной обрядовый закон, детали, их смысл, что и для чего делается.

Действительно, мы и по жизни знаем, дорогие друзья, что если мы что-то любим, делаем что-то с желанием, то мы не чувствуем усталости, забываем себя. Когда человек любит другого человека, то ради любимого готов терпеть и голод, и жажду, и какие-то лишения. Господь обращает внимание вопрошавших на то, что если бы они по-настоящему - всем сердцем, всей душой и всем помышлением - любили Бога, то весь ветхозаветный Закон они бы соблюдали правильно и осмысленно. «Возлюби ближнего, как самого себя». Заметьте, Господь привел совершенно понятную любому человеку аналогию. Никто из нас не хочет страданий, лишений, скорбей. Каждый и питает, и лелеет свою плоть. Никто из нас не желает себе ничего плохого. Поэтому Господь приводит некий эталон: возлюби ближнего, как самого себя. Это основание всего ветхозаветного и новозаветного Закона.

 

священник Димитрий Беженарь

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы