Как правильно определить, где истина?

Аудио
Скачать .mp3

- В христианстве много конфессий, "Свидетели Иеговы" тоже изучают Христа и проповедуют истину. Скажите, как правильно определить, где истина, а где "вавилон религий"? По какому пути правильно идти? Меня крестили в детстве в Православной Церкви, но до 50 лет я жила без Бога, была комсорг, парторг. Последние четыре года я изучаю Библию, изучаю со "Свидетелями Иеговы", изучаю в Синодальном переводе, в котором мне трудно разобраться: там очень много непонятных для меня старорусских слов. Я хочу прийти к Богу и хочу, чтобы для меня это была истина, чтобы опять не ошибиться. Пожалуйста, скажите, как мне найти истину?

- Вы задали вопрос не сложный, а обширный. Для ответа на многие вопросы требуется привлечь достаточно много фактов и аргументов, чтобы действительно убедиться.

Первое, что могу сказать: христианство, как оно было дано в Евангелии, как мы видим его из начала истории, имеет много объективных аргументов, которые подтверждают его божественное происхождение. Другие религии - по крайней мере, я не встречал - не имеют таких аргументов. Они имеют убеждения, но убеждения могут быть в чем угодно: я могу быть убежден, что этот осиновый пень является божеством. Но я говорю об объективных аргументах, которые подтверждают божественное происхождение христианства. Сейчас я не могу излагать их подробно, если Вам интересно, посмотрите на моем сайте, где есть лекции "Об истинности христианства".

Второе - в христианстве мы находим различные конфессии, фактически их три: православие, католицизм и протестантизм в различных модификациях. Подобное происходит во всех религиях: различные направления существуют в иудаизме, исламе, буддизме, всюду. Ни одна древняя религия не смогла устоять в единстве, поскольку наполняющие ее люди начинали переосмысливать изначальные положения, которые были даны в этой религии.

Библия одна, но где критерий ее понимания: что правильно. Вы говорите об иеговистах, а лютеранство, баптизм, католицизм? Где критерий, по которому мы можем судить? Вот самый главный вопрос, на который мы должны ответить, чтобы понять, где истина.

Если мы возьмем католицизм, последнее слово там принадлежит папе римскому. Недаром существует изречение: Рим сказал - вопрос окончен. Именно папа обладает непогрешимым, безошибочным авторитетом, когда выступает как верховный пастырь и учитель. Один человек сказал - и вопрос окончен. Это не понравилось и до сих пор не нравится очень многим. Мы знаем, как в 16 веке Лютер, Кальвин и другие восстали против этого, но не только. Католическое учение имело множество положений, в которых богословы оправдывали ту или иную мысль. Тогда протестантизм - назову в общем смысле - сказал: нет, для нас только Писание, и больше ничего, а все ваши авторитеты - одно человеческое достояние, которое не может иметь никакого значения.

Кажется, интересное положение: sola Scriptura - только Писание, но что это означало? Где критерий истинности? Лютер учил так, а Кальвин, его современник, уже учил иначе. Очень скоро, к концу 16 столетия появилось множество направлений. Почему? Потому что один говорит: я думаю так, другой: а я эдак, а третий говорит: вы оба не правы. То есть рассыпались, как горох, потому что критерий - мое мнение. Сколько людей, столько и мнений. Разве это основа для религии.

Возьмем "Свидетелей Иеговы" - здесь за авторитет взят Ветхий Завет. Почему не Новый Завет? Если пришел Тот же Бог, подтвердил это множеством чудес, удивительным учением, почему мы должны остановиться на Ветхом Завете? Ответа нет. Надо учесть, что "Свидетели Иеговы" - это продолжение тех же иудействующих направлений, которые были в истории. Вспомните, что происходило в России в 15 веке, когда возникла ересь жидовствующих, до каких негативных последствий дошли наше государство и Церковь. Начали отвергать все Таинства, иконы. Почему? Потому что так написано в законе Моисея. Почему же это последний предел, разве Бог не может открыть большего?

И, наконец, православие. Как оно отвечает на вопрос о критерии истинности? Истинное понимание Библии мы можем найти только в учении людей, которые действительно достигли святости - близости к Богу, духовного совершенства, осуществили закон Божий в своей жизни. Поэтому мы видим, что не один человек, а люди разных эпох, разного социального уровня и положения, разного церковного статуса, но которые положили в основу своей жизни заповеди Евангелия, вдруг, независимо друг от друга, приходили к одному и тому же пониманию Священного Писания - Библии. Неужели это ни о чем не говорит? Ведь это не просто "мне так кажется", но вдруг все они приходят к одному мнению.

Критерием истинности для понимания Библии для православия - в отличие от католиков, протестантов, "Свидетелей Иеговы" и прочих - являются не человеческие мнения, а согласное учение святых отцов в понимании конкретных положений библейского учения. Православие говорит: здесь мы уже можем надеяться на истину, здесь действительно твердые основания для правильного, истинного понимания Священного Писания. Причем, посмотрите на жизнь людей, которые засвидетельствовали это: пустынники, отшельники, подчас святители, какие чудеса они подчас творили в своей жизни. Какая у них глубина учения: почитайте Иоанна Лествичника, Исаака Сирина. Это мудрейшие и святейшие люди. Православие и утверждает, что критерием истины является согласное учение святых отцов, а не то, что скажут эти грешные люди. Другого критерия для православия нет. Если мы отвергнем авторитет этого множества святых людей, тогда рассыплемся, как горох, и начнутся лютеране, кальвинисты, баптисты, пятидесятники. Вот на чем стоит Православие, которое имеет твердый критерий в учении святых отцов, а не обычных человеков.

 

Профессор МПДАиС Алексей Ильич Осипов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы