Как определить меру поста человеку, у которого нет духовника?

Аудио
Скачать .mp3

– Как определить меру поста человеку, у которого нет духовника?

– Этот вопрос очень актуальный, потому что сразу по полной программе приступить к посту трудно. Кто-то из духовников советует, что если человек вообще никогда не постился, нужно начать с того, чтобы в период Великого поста отказаться от мяса, на следующий год, может быть, от мясного и молочного, еще через год – от рыбы, чтобы постепенно войти в практику поста, которого придерживается Церковь. Я, например, и многие мои близкие люди с первого года прихода к вере постились вместе с Церковью без мясного, молочного, яиц и рыбы, а только с маслом в течение всего Великого поста. Так тоже было.

Как-то встретился с одним дьяконом, который дал мне такой совет: утром выливать на себя ведро воды.  Я сказал, что, наверное, по своему хилому здоровью и характеру я на себя сразу не вылью ведро воды. Спросил, можно ли постепенно. Он ответил: «А постепенно – это не то». Потому что для организма это какой-то заряд, который дает потом всплеск энергии. Кстати, у англичан в детской комнате до сих пор нет отопления, потому что в таких спартанских условиях у детей лучше сон и здоровье, и у них раздельно горячая и холодная вода, смешивают ее уже внутри самой раковины – такой вот аскетизм с давних времен. Может быть, в этом есть какая-то доля истины.

Конечно, все-таки приступать к деланию поста надо с совета. У епископа Игнатия есть такие слова: «За правилом большим и непосильным следует оставление всякого правила, а подвигу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены». Например, человек никогда Великим постом не постился, но в какой-то год решился отказаться от мяса и ему это удалось. А на следующий год попробовал пост построже. Однако это касается чисто гастрономических вещей, которые не самые главные, но, с другой стороны, они составляют делание поста. Пост не только в душе, он выражается и физически, но мы, православные христиане, говорим, что не это самое главное. Перемены на столе –  составляющие поста, но не определяющие пост. Мы состоим из души и тела: есть пост для тела, должен быть пост и для души.

Мне вспоминаются слова Иоанна Златоуста, который говорит о том, чтобы постилось не только чрево, но весь человек: и глаза, и уши, и язык, и руки, и ноги. «Пусть глаза не смотрят на непотребное, пусть язык не говорит ложного и клеветнического и не занимается пустой болтовней, пусть постятся и твои уши, не слушая осуждение, ложь и клевету, потому что осуждающий и слушающий осуждающего подвергнутся одному наказанию». Кстати, Иоанн Златоуст сказал однажды: «Когда ты увидишь на рынке двух женщин, которые о чем-то очень эмоционально беседуют, будь уверен: в большинстве случаев они занимаются осуждением».

У нас в Оптиной пустыни жил монах, у которого был такой духовный посыл примирять и как-то привносить мир в братскую среду. Братья тоже делятся на «первоклассников», «второклассников» и т.д., то есть духовный рост тоже идет постепенно. В монашеской среде тоже бывает «перемывание костей»: сначала начинается о здравии, потом – об упокоении. Когда во время беседы он видел, что градус накаляется, то резко прерывал беседу и говорил: «Братья, давайте о чем-нибудь хорошем». А в другом случае говорил: «Братья, дай Бог всем спастися!» – и крестился, имея в виду, что дай Бог спастись тем, кого осуждали. Тогда братия понимала, что разговор зашел не туда, и все становилось на свои места.

По жизни очень важно быть не ведомым, а ведущим, особенно в том, что касается духовной жизни: не надо сливаться с неверующей, бездуховной толпой, надо иметь свой стержень, свои убеждения, свой православный, христианский взгляд на жизнь, а не быть толпой, стараться быть выше общественного мнения. У нас есть евангельские представления о добре и зле, которые не редактируются, – это жизнь и слова Самого Христа.

У Василия Великого тоже есть мудрый совет относительно поста. Он сказал: «Пост должен быть не выше и не ниже сил. Мы должны вкушать так, чтобы у нас были силы не только для молитвы, но и для творения добрых дел». Однажды некий начальник написал старцу Амвросию письмо: «За внешней суетой и внешними проблемами я чувствую, что мне постом стало не хватать того объема пищи, который у меня был до поста, и чувствую, что меня оставляют физические силы и даже голова стала хуже соображать. Правильно ли я делаю, что придерживаюсь меры в пище?» И старец сказал: «Нет, неправильно. Вы занимаете начальственную должность, которая одна без всяких подвигов и трудов способна смирить человека, потому что голова болит за всех подчиненных. Если Вы ослабите через пост свое здоровье, от которого зависит и успех Вашего дела, и люди, и получка, то Вы делаете неправильно. Дайте телу по силе, даже если Вы выйдете за привычную меру вкушения пищи».

Если человек может съесть чуть меньше и у него будут силы – пусть делает так. Все это рождается из опыта, но самое главное, чтобы больше внимания обращали на происходящее в душе и сердце, а не смотрели на количество маргарина или яичного порошка в нарезном батоне. Некоторые у меня спрашивают: «Батюшка, а можно ли батон есть, там же есть яичный порошок?» Я им говорю: «Не переживайте, яичный порошок давно по домам растащили». Это похоже на то, как однажды кто-то написал жалобу на Микояновский мясокомбинат, что съел сосиски и отравился их мясом, а ему написали в ответном письме, что такого не могло быть, потому что мясо в этих сосисках  вообще не присутствует. Поэтому мы тоже должны понимать, что Великий пост состоит не столько в переменах на столе, сколько в перемене нашей души к лучшему.

 

архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы