Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Как определить меру поста человеку, у которого нет духовника?
– Этот вопрос очень актуальный, потому что сразу по полной программе приступить к посту трудно. Кто-то из духовников советует, что если человек вообще никогда не постился, нужно начать с того, чтобы в период Великого поста отказаться от мяса, на следующий год, может быть, от мясного и молочного, еще через год – от рыбы, чтобы постепенно войти в практику поста, которого придерживается Церковь. Я, например, и многие мои близкие люди с первого года прихода к вере постились вместе с Церковью без мясного, молочного, яиц и рыбы, а только с маслом в течение всего Великого поста. Так тоже было.
Как-то встретился с одним дьяконом, который дал мне такой совет: утром выливать на себя ведро воды. Я сказал, что, наверное, по своему хилому здоровью и характеру я на себя сразу не вылью ведро воды. Спросил, можно ли постепенно. Он ответил: «А постепенно – это не то». Потому что для организма это какой-то заряд, который дает потом всплеск энергии. Кстати, у англичан в детской комнате до сих пор нет отопления, потому что в таких спартанских условиях у детей лучше сон и здоровье, и у них раздельно горячая и холодная вода, смешивают ее уже внутри самой раковины – такой вот аскетизм с давних времен. Может быть, в этом есть какая-то доля истины.
Конечно, все-таки приступать к деланию поста надо с совета. У епископа Игнатия есть такие слова: «За правилом большим и непосильным следует оставление всякого правила, а подвигу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены». Например, человек никогда Великим постом не постился, но в какой-то год решился отказаться от мяса и ему это удалось. А на следующий год попробовал пост построже. Однако это касается чисто гастрономических вещей, которые не самые главные, но, с другой стороны, они составляют делание поста. Пост не только в душе, он выражается и физически, но мы, православные христиане, говорим, что не это самое главное. Перемены на столе – составляющие поста, но не определяющие пост. Мы состоим из души и тела: есть пост для тела, должен быть пост и для души.
Мне вспоминаются слова Иоанна Златоуста, который говорит о том, чтобы постилось не только чрево, но весь человек: и глаза, и уши, и язык, и руки, и ноги. «Пусть глаза не смотрят на непотребное, пусть язык не говорит ложного и клеветнического и не занимается пустой болтовней, пусть постятся и твои уши, не слушая осуждение, ложь и клевету, потому что осуждающий и слушающий осуждающего подвергнутся одному наказанию». Кстати, Иоанн Златоуст сказал однажды: «Когда ты увидишь на рынке двух женщин, которые о чем-то очень эмоционально беседуют, будь уверен: в большинстве случаев они занимаются осуждением».
У нас в Оптиной пустыни жил монах, у которого был такой духовный посыл примирять и как-то привносить мир в братскую среду. Братья тоже делятся на «первоклассников», «второклассников» и т.д., то есть духовный рост тоже идет постепенно. В монашеской среде тоже бывает «перемывание костей»: сначала начинается о здравии, потом – об упокоении. Когда во время беседы он видел, что градус накаляется, то резко прерывал беседу и говорил: «Братья, давайте о чем-нибудь хорошем». А в другом случае говорил: «Братья, дай Бог всем спастися!» – и крестился, имея в виду, что дай Бог спастись тем, кого осуждали. Тогда братия понимала, что разговор зашел не туда, и все становилось на свои места.
По жизни очень важно быть не ведомым, а ведущим, особенно в том, что касается духовной жизни: не надо сливаться с неверующей, бездуховной толпой, надо иметь свой стержень, свои убеждения, свой православный, христианский взгляд на жизнь, а не быть толпой, стараться быть выше общественного мнения. У нас есть евангельские представления о добре и зле, которые не редактируются, – это жизнь и слова Самого Христа.
У Василия Великого тоже есть мудрый совет относительно поста. Он сказал: «Пост должен быть не выше и не ниже сил. Мы должны вкушать так, чтобы у нас были силы не только для молитвы, но и для творения добрых дел». Однажды некий начальник написал старцу Амвросию письмо: «За внешней суетой и внешними проблемами я чувствую, что мне постом стало не хватать того объема пищи, который у меня был до поста, и чувствую, что меня оставляют физические силы и даже голова стала хуже соображать. Правильно ли я делаю, что придерживаюсь меры в пище?» И старец сказал: «Нет, неправильно. Вы занимаете начальственную должность, которая одна без всяких подвигов и трудов способна смирить человека, потому что голова болит за всех подчиненных. Если Вы ослабите через пост свое здоровье, от которого зависит и успех Вашего дела, и люди, и получка, то Вы делаете неправильно. Дайте телу по силе, даже если Вы выйдете за привычную меру вкушения пищи».
Если человек может съесть чуть меньше и у него будут силы – пусть делает так. Все это рождается из опыта, но самое главное, чтобы больше внимания обращали на происходящее в душе и сердце, а не смотрели на количество маргарина или яичного порошка в нарезном батоне. Некоторые у меня спрашивают: «Батюшка, а можно ли батон есть, там же есть яичный порошок?» Я им говорю: «Не переживайте, яичный порошок давно по домам растащили». Это похоже на то, как однажды кто-то написал жалобу на Микояновский мясокомбинат, что съел сосиски и отравился их мясом, а ему написали в ответном письме, что такого не могло быть, потому что мясо в этих сосисках вообще не присутствует. Поэтому мы тоже должны понимать, что Великий пост состоит не столько в переменах на столе, сколько в перемене нашей души к лучшему.
архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!