Как наполнить нашу повседневную жизнь духовным содержанием?

Аудио
Скачать .mp3

Часто у людей не хватает времени для того, чтобы наполнить свою повседневную жизнь духовным содержанием. Есть ли какие-нибудь практические советы для того, чтобы этот бешеный ритм, в котором мы живём, как-то наполнить духовностью?

Действительно, время даже не летит, а просто мчится. Вот уже подходит к концу 2013 год, всё пролетает незаметно, и самое главное, наверное, то, что мы не умеем ценить время. Кто-то из мудрых людей сказал: «Завтра — враг сегодня». Мы всё время что-то хотим сделать, и всё время у нас встречается слово-паразит, которое определяет нашу жизнь: «Завтра, завтра, завтра…» Помолиться — завтра, позвонить — завтра, написать — завтра, сочинить — завтра, экзамен — завтра, книга — завтра, передача — завтра, долги — завтра, обязанности по работе — завтра. Вот эти «завтра» длятся до бесконечности. Но есть конкретный практический совет из нашей повседневной жизни. Этот духовный алгоритм был заложен ещё в Лавре, в семинариях, где мы учились, потом в монастыре, который мы представляем (Оптина Пустынь). Вся духовная жизнь исходит из того, что самое лучшее, самое светлое, самое раннее отдаётся Богу. В Псалтири святого праведного Давида мы слышим: «Заутра услыши глас мой» (пс.5). То, что ты утром смог сделать для души, для себя, для вечности, для Церкви… Почему богослужение и начинается не в середине дня, не вечером, оно начинается утром. Помните ещё такое название «заутреня»? А в большие праздники (Рождество, Пасха, Крещение) вообще идут ночные службы. Что это такое? Это отголосок того раннего богослужения, которое для христиан было совершенно привычным. Было или всенощное бдение, то есть богослужение совершалось ночью или рано-рано утром, а сейчас у нас это, когда воскресный день, в 7 часов утра литургия, потом в 10 часов утра, а на самом деле богослужение совершалось ещё раньше. Получается, что своей душе и духовной жизни мы должны посвятить начало дня. До работы, потому что как показывает практика, если утром не было времени, посвящённого молитве, чтению Евангелия, Псалтири или духовных книг (если у нас нет возможности быть на богослужении, то хотя бы утреннее время надо посвятить молитве), то мы в течение дня его и не найдём — это очень и очень сложно. Поэтому, если мы хотим правильно организовываться, мы должны жить в ритме Церкви — в Церкви всё лучшее, сильное, свежее отдаётся Богу. Я недавно был в своём родном монастыре Оптина Пустынь, в скиту, и мне рассказал интересное наблюдение пожилой схимник. Ему где-то 78 лет, и он говорит: «Батюшка, представляете, в скиту начинается богослужение в 4 утра, я страдаю давлением, просыпаюсь в 4 часа утра, оно в норме или чуть-чуть завышено. То есть раннее богослужение в 4 часа утра совпадает с физиологическим ритмом, и я без всяких лекарств 3 часа молюсь, пришёл, отдохнул, чаю попил, меряю — у меня повышенное давление». Получается, что молиться может даже больной человек, потому что после ночи у него есть отдохновение. Вот почему Оптинские старцы советовали всё своё молитвенное правило совершать до работы, до завтрака, чтобы у дня был правильно заложенный фундамент, потому что потом мы уже становимся заложниками времени и обстоятельств. Хотя на такой случай тоже есть совет от отца Иоанна Крестьянкина. Я в Оптиной пустыни нёс послушание эконома — это человек, который отвечает за стройку, за штат, за восстановление, и мне тоже очень не хватало времени, если утром вдруг проспишь богослужение, то в течение дня времени уже не найдёшь: рабочие, договора, сметы, стройка, финансы и прочее. Отец Иоанн Крестьянкин дал мне потрясающий совет, который я запомнил на всю жизнь, и старался его придерживаться. Я задал ему вопрос: «[Что делать, если] у меня нет времени для духовной жизни?» (несмотря на то, что я находился в монастыре и был монахом — это такое суетное послушание).

Он ответил: «Есть такой торт «Наполеон»: тесто-крем-тесто-крем, а сверху пудра. Тесто — это наши постоянные труды, а крем — это наша молитва. Мы должны чередовать труды и молитву. Если у нас будут только одни труды, то есть одно тесто, то наш торт будет невкусный. Если будут только одни молитвы — один крем, то он будет приторным и мы не сможем его съесть. Поэтому каждое наше небольшое дело мы должны чередовать молитвой. Пусть она будет краткой, незаметной, маленькой, но она будет чередоваться между делами».

Я у него спросил: «Батюшка, а что же такое пудра?»

Он говорит: «Пудра — это наше смирение, потому что если наши труды, послушания, наша работа не будут заканчиваться смирением и призыванием имени Божия и предания себя в Его волю, то это будет неправильное завершение нашей постоянной духовной жизни».

Ещё в ответ на Ваш вопрос мне вспомнился конкретный совет и наставление святителя Феофана Затворника Вышенского. Он потрясающую вещь говорит. Мы говорим, что у нас не хватает времени, и мы не можем иметь памятования о Боге, потому что у нас постоянная суета. Мы вышли из дома, потом работа, метро, компьютер, послушания, сотрудники, общение. У нас не простой труд, мы живём в крупных городах, у нас нет простой механической работы, мы не на конвейере, не за сохой, не лапти плетём. У всех — мозговая работа, занятость ума, при которой сложно переключиться. Но святитель Феофан говорит неожиданную вещь. Он говорит: «Посмотри, повстречались юноша с девушкой, у них возникла симпатия, привязанность. Посмотрите, как они увлечены, как они любят друг друга! Он ест — думает о ней, он пьёт — думает о ней, делает уроки (в институт готовится) — думает о ней, спать ложится — думает о ней. Это чувство влюблённости не даёт ему возможности забыть предмет своей любви ни при каких обстоятельствах, как бы сложна ни была его жизнь, потому что он увлечён, у него чувства, всеобщая сердечная и душевная привязанность». Святитель Феофан говорит, что если человек так же любит Бога, любит духовную жизнь, любит свою душу, то ему тоже в повседневной жизни ничего не будет мешать вздохнуть: «Господи, помоги!» «Господи, благослови мою жизнь и труды!» Вот так мы можем понемногу растворять наши повседневные труды призыванием имени Божия. Это будет не только суета, но и духовная жизнь. Кстати, я знаю людей, которые работают в офисах, 70-80% из них работают за компьютером, и некоторые из этих людей забили себе в компьютер программу, в которой каждые десять минут на мониторе всплывает Иисусова молитва и три раза проплывает перед глазами. Он на несколько секунд прервался, прочитал молитву. В обеденный перерыв люди успевают не только пообедать, но и главу Евангелия прочитать, это занимает 5-7-10 минут, а после работы читают вечернее правило. У нас в семинарии, в Троице-Сергиевой Лавре и в Оптиной Пустыни была такая практика: после вечернего богослужения была общая трапеза (ужин) и сразу после ужина читались вечерние молитвы. Они назывались не ночными молитвами, а вечерними. Я многим своим прихожанам советую: «Вы пришли с работы, и Ваш ужин должен проходить вместе. Жена не должна есть без мужа, дети без отца, они должны его дождаться (если это не очень поздно). От этого будет большая польза». В нашей семье, я не садился есть один, хотя приходил со спортивных тренировок и был голодный как зверь. Я ждал возвращения всех членов семьи. Это было часов в 8 вечера, это было не очень рано и не слишком поздно, но у нас не было такого, что сначала одни поели, потом другие поели. Мы всегда ужинали вместе, хотя семья была не религиозная, но у нас было единство, хотя у брата была уже своя семья. Он давал деньги на питание, и у нас не было никаких отдельных холодильников. У нас была обыкновенная советская семья, но всё в ней было по-евангельски, хотя ещё без Евангелия. А сейчас люди могут жить под одной крышей и иметь два холодильника, два бюджета. Я знаю конкретные случаи таких семей. Меня очень удивляет это разъединение, потому что в нашей семье никогда такого не было. Я многим людям советую: «У Вас был совместный ужин, общение о прошедшем дне. После окончания ужина прочтите главу Евангелия (это будет подготовкой к вечерним молитвам) и вечерние молитвы, а потом все занимайтесь своими делами. Потому что потом всю семью вместе не соберёшь (если, конечно, она верующая). Мы должны закончить свой день именно так, потому что если сказать: «Ладно, прочитаем молитвы перед сном», то где потом найти это время перед сном? Греческие монахи на Афоне советуют придерживаться режима, и говорят, что режим — основа духовной жизни. Должна быть организация времени, потому что мы его тратим совершенно напрасно. Я читал интервью с Владыкой Егорьевским Марком, у него спросили: «Владыка, у Вас столько послушаний, как Вы умудряетесь всё это выполнять?». Он говорит: «Когда много послушаний, начинаешь ценить время». Только бездельнику на всё не хватает времени. А когда дел много, то жизнь становится более чёткой, организованной, иначе их не успеешь выполнить. Меня часто от храма до храма или от храма до дома подвозят мусульмане. Поскольку я человек общительный, то узнаю от них много интересных вещей. Однажды я задаю конкретный вопрос: «Как Вы молитесь 5 раз в день? По желанию, когда есть душевный порыв, или в конкретное время?» Он говорит: «Неужели Бог будет меня ждать, пока я захочу помолиться? У нас всё расписано по времени». Я про себя подумал, что это правильно. Молитва должна быть не тогда, когда я захочу. В Церкви всё по расписанию: в 5 или в 6 часов вечера вечерня, утром богослужение тоже совершается в конкретное время. Почему же в нашей повседневной жизни [мы рассуждаем]: «Вот я выберу время и помолюсь, почитаю», то есть духовные занятия будут по моему желанию. А почему по желанию, а не по расписанию, не по тому режиму и распорядку, о котором говорят греки? Получается, что [виной всему] наша неорганизованность. Порядок должен быть во всем. На греческий язык «мир и порядок» переводится как «космос». Космос означает порядок, и это служит для нас примером. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца чётко по времени. Солнце, Луна, звёзды — всё подчиняется порядку, только в нашей собственной душе царит беспорядок. «Через час помолюсь, через 15 минут помолюсь…» и люди доводят всё это до ночи, потом получается, что у них голова болит и сил нет. Получается неорганизованность. Поэтому чтобы наполнить наше время (которого всем катастрофически не хватает), духовным содержанием, надо навести порядок, составить расписание для себя и своей семьи, и этого расписания придерживаться. Тогда как раз и появится время для Бога и для своей души, для общения с родными и близкими, потому что оно изначально было в расписание заложено. Придерживайся этого времени и не разменивай его на пустоделие.

 

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​