Философия и христианство

Аудио
Скачать .mp3

Где же она, истина? На каком пути можно ее искать? Если я просто утверждаю, говорят «Мели Емеля – твоя неделя». Пытаюсь доказать – все хохочут. Почему? Даже при правильной логике посылки мои кажутся пустыми. На каком основании Гегель утверждал, что все это бытие – развитие идеи? Просто утверждал и все, дальше логика у него была хорошая, правильная. Недаром он написал целую книгу «Наука логики».

Итак, перед чем оказалась человеческая мысль? Перед полным провалом в попытке найти, утвердить и, если хотите, доказать истину путем наших рациональных изысканий. На этом «пепелище» философии выступает новая идея. Я говорю именно «идея», потому что, к сожалению, развития она так и не приобрела. Это идея Хомякова Алексея Степановича, Киреевского Ивана Васильевича. Это отцы славянофильства, потрясающие по уму, эрудиции. Они выдвинули идею, которая только и может быть единственной. Во всех предшествующих философских системах отсутствовало прочное основание. Не прельщайтесь безукоризненной логикой, она не дает истины, если основания, из которого исходят наши рассуждения неверные.

Что утверждали Хомяков и Киреевский? Они говорили, что мы должны признать, что есть Тот, Которого мы можем назвать разумом, любовью, истиной. Хомяков назвал это «в`олящий разум». Мы должны признать и изучить Того, Кто именуется Богом. Об этом уже говорит не только весь исторический опыт жизни, потому что не найдено было ни одного атеистического племени, несмотря на все отчаянные усилия XIX-XX веков отыскать таковое.

Мы должны затем понять, что существование этого «волящего разума» подтверждается не только историей, но и потрясающим личным опытом бесчисленного количества людей. Его бытие подтверждается изучением самого внешнего мира, так называемое, телеологическое доказательство. Признание «волящего разума» имеет огромные основания, вопреки всему, что мы имели в философии. И если мы именно это примем за основу наших рассуждений и выводов, то здесь мы сможем решить вопрос, почему этот «волящий разум» является истиной и каков смысл человеческой жизни. Здесь мы можем найти и истину и смысл. Хомяков и Киреевский утверждали, что именно на этой посылке мы можем строить действительно разумную, обоснованную систему мысли, философскую систему.

Что есть философия? В конечном счете, построение мировоззрения. Что мы видим в истории? Один философ противоречит другому. Что ни философ, то свое утверждение, причем имеющее под собой основание. Каждый из них пытается дать мировоззрение человеку, и, как мы видим, эти мировоззрения проваливались и онтологически, и рационально.

Чем отличается христианство, на которое обратили внимание славянофилы? Они сказали, что только с признанием Бога как истины, имеющей под собой огромные основания для принятия, мы можем действительно строить разумную систему мысли, в которой найдет оправдание наш поиск истины и поиск смысла человеческой жизни.

Христианство дает человеку мировоззрение, которое отвечает на все самые насущные вопросы человеческой жизни. Именно отвечает, и именно в том случае, если мы примем за начало всего бытие Бога как истины. Славянофилы утверждали, если мы это не примем, вся история философия лишь никчемные споры философов между собой.

Христианское мировоззрение, если рассматривать его с точки зрения поисков истины и оправдания своих утверждений, то оно дает утверждение бытия как Бога, не относительного бытия, не некоего «первого элемента», но утверждает, что это бытие прежде всего Личность. Христианство открывает даже большее – глубину внутреннего бытия Бога, триипостасность этого Бога. Во-первых, открывает бытие Бога, и его может проверить любой человек; это бытие есть факт, от которого не может уйти ни один человек при разумном рассмотрении этого вопроса. Христианство предстает как некое цельное мировоззрение.

Возьмите хотя бы знаменитые «Мысли» Паскаля, которые остались в виде неоформленных набросков. Он поставил себе целью поставить такую работу, чтобы все скептики и атеисты замолчали на веки вечные. В «Мыслях» у него есть интересное умозаключение. Если мы признаем, что есть христианский Бог, то человек, признающий это, ничего не теряет: ни радости жизни (ни наркоманической, а здоровой цельной), более того, это дает человеку спокойствие совести, спокойствие разума, прочность жизненных установок и – если Бог есть – открывает ему врата достойной вечности. Если же Бога нет, то, что теряет человек, если будет жить по законам христианства, по законам совести, он ничего не теряет. Но не веря Богу, не следуя Ему, он теряет все, если Бог есть. Это знаменитое пари Паскаля. Верующий выигрывает все: и здесь, и там. Неверующий уже теряет большую часть здесь и теряет все там.

В этом смысле христианское мировоззрение оправдано даже не только с философской, но и с практически жизненной точки зрения.

Когда я верю, что то неприятное, что происходит со мной в жизни – это акт любви Бога по отношению ко мне. Он Врач, а врачи делают малоприятные вещи, чтобы я стал здоров, и я знаю, что это благо. Если же нет Бога, то, что с вами происходит? Одни случайности? действия злых людей? Человек живет в постоянном страхе, ведь он не может ничего предусмотреть. Его жизнь полностью зависит от случайностей – как ужас! Даже с чисто психологической точки зрения, как много христианство дает человеку, когда он твердо верит, что волос с головы его не упадет без воли Того, Кто есть Любовь. Какое благо приобретает человек даже в этой жизни. Тот же, кто в это не верит, оказывается игрушкой случайностей, игрушкой злых людей: ненавистников и завистников. Слышите, какое огромное преимущество дает христианство уже здесь, в этой жизни.

Авва Агафон говорил: даже если небо упадет на мою голову, не содрогнется душа моя. Конечно, это говорил святой, достигший огромных высот. Но об этом должен помнить каждый верующий человек, и особенно когда происходит то, что мы называем скорбями. Вот такое преимущество в том, что мы называем христианским мировоззрением.

Христианство отвечает на основные вопросы самых разных направлений: и онтологии, и гносеологии, две главные стороны философии. Отвечает, и причем разумно отвечает, отвечает так, что дает жизненные силы. Представьте себе, если мы верим, что есть Бог, который есть Любовь, и волос не упадет с нашей головы без воли этой Любви. Мы совсем забываем об этом, друзья мои.

 

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы