Что нужно, чтобы дети в семье жили дружно?

Аудио
Скачать .mp3

 – Между детьми в семье часто нет мира и согласия, дети ссорятся, хотя семья дружная. Как эту ссору между детьми угасить, как их убедить, что нужно жить дружно и вообще возможно ли это?

– Нет, убедить невозможно. Дети – это такие существа, как в армии есть такая категория «рядовой необученный», их в армии еще называют «партизанами». То есть, чтобы выучить человека на солдата, сейчас это за год делают, я вообще не знаю, что там получается, но это года два минимум для взрослого человека. А дети подвержены разным влияниям и, прежде всего, своим собственным греховным страстям, поэтому в них есть и агрессивность, и зависть, и тщеславие, и стремление к тому, чтобы издеваться друг над другом, то есть все, какие мерзости только есть в человечестве, они есть и в детях, только в чистом виде, потому что дети – существа прямые и открытые, в них это все видно. Поэтому это тяжелый труд сродни тому, как подготовить из леса поле: сначала спиливаем деревья, потом корчуем пни, потом борьба с сорняками, а потом ежедневная обработка, все сорняки нужно выпалывать, при чем выпалывать постоянно. Поэтому семейная жизнь – это и есть работа над детьми. Нужно говорить, нужно наказывать, нужно действовать и лаской, и убеждением, и наказанием, и лишением, и так далее. Дети должны понять главные «правила игры»: родители никогда и ни за что не допустят, чтобы старшие обижали младших, чтобы мальчики дрались с девочками, чтобы те, у кого речь более развита дразнили и издевались над другими. Независимо от того было ли это при папе, при маме, при дедушке и при бабушке или это будет наедине, или при поездке в какой-нибудь, прости Господи, пионерский лагерь – все это родители выявят, все равно накажут, еще заставят напомнить, как должен вести себя мальчик и девочка, строго-настрого. И когда дети вырастут, они будут уже немножко другие, и уже лет с 10 нужно подключать и их сознание, чтобы они сами упражнялись, потому что они вполне досконально понимают человеческую речь, нужно их волю к этому подключать. За то, что они сделали хорошее – нужно обязательно поощрить, похвалить. Сначала это на уровне, не побоюсь сказать, дрессировки. Если медведя в цирке обучают ездить на мотоцикле, то человека научить сначала правильно себя вести, потом научить его правильно говорить, потом научить различать: если поведение хорошее, если человек терпелив, вежлив, услужлив – это одно, а если он гневен, раздражителен, хамит – то мы ему этого не позволим.

Батюшка, а как научить их  в этой ситуации любить друг друга? Ведь часто братья и сестры терпят друг друга, но не любят.

– Мы должны сами их любить. А когда они «выпрягаются», то мы тоже перестаем их любить. Так сказать: «Хорошо, я не могу любить такую дочку. Извини, любят-то хороших, а ты ведешь себя как будто ты уже плохая. Мне дочку подменили, и я не хочу такую любить».

В семье родился маленький ребенок и у старших ревность: как теперь мама с маленьким, а не с ними? И этого маленького, лежащего в кроватке уже и ущипнут, и толкнут.

– За это можно вполне выдрать. Сказать: «В следующий раз не то, что ты ущипнешь, а только ты подумаешь – уже будешь выдран».

Но это любви к этому малышу не прибавит.

– Нет, дело в том, что есть вещи, которые делать вообще нельзя. Никогда. Допустим, вырывать руку, когда ты с мамой или с папой переходишь улицу. Если ты будешь вырывать – ты получишь. И, тем самым мы сохраним ему жизнь, а когда он вырастет до 9 лет, у него не будет никаких обид. Просто когда мы ребенка наказываем, может быть, достаточно больно, он должен знать, что мы это делаем, мы не орем, мы должны говорить: «Нельзя» или «Не сметь». «Вот этого ты не будешь делать никогда» - сказать это тихо, строго, внимательно глядя в глаза. «А чтобы ты хорошо запомнил – вот, получай».

– Ты понял?

– Понял.

– Повтори. Что тебе сделаем, когда ты это еще раз сделаешь?

– Я получу еще раз.

–  Молодец! Пойдем в магазин, выбирай любую игрушку, я тебе куплю, потому что ты усвоил урок с первого раза, молодец.

Вот и все. Мир восстановлен, можно на ручки взять, а можно еще и дома рассказать: «Папа, ты знаешь, он вырывался, я его наказала хорошо, он все понял и усвоил урок». И папа тут же: «Ты, усвоил, с первого раза?! Молодец! А я только с шестого, когда был маленький!». Вот и всё, это нужно целенаправленно делать. Ни одного чудовищного проступка вообще нельзя пропускать. Конечно, по каждому поводу лупить – ни в коем случае. Маленьким детям полезны вот такие выражения: «Садись напротив меня, будем учить: детям спички брать нельзя, спички детям не игрушка. Повтори!». И как только есть поползновения, спрашиваем: «Так, что нужно сказать?».  Никогда, ни при каких условиях даже нельзя посылать детей за спичками. Никогда. Потому что иначе ты рискуешь остаться вообще без детей, все сгорит, особенно в деревенском доме, а прежде чем сгореть, до этого еще 20 тысяч раз задохнешься. Не должно быть очень много запретов, иначе у них голова закружится и они действительно будут всего бояться, но есть определенные вещи. Я думаю, каждый человек, у которого есть рудиментарные остатки здравого смысла, сам это поймет.

 

Протоиерей Димитрий Смирнов

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X