Бог в христианстве

Аудио
Скачать .mp3

Христианство сказало нечто такое, чего никогда в истории человечества не было. Никто и никогда такого и в мысли себе не мог представить. Почему? Не знали, кто такой Бог! Верили - да, он есть. Да, молились ему, приносили жертвы, да, верили. А кто Он? Какое было представление? Он может покарать, если будешь плохо жить. Он может помиловать... Помиловать, т.е. не наградить, а я пока говорю помиловать, при условии, если ты можешь его умилостивить.Чем?  Какими-то делами, какими-то жертвами, какими-то подношениями...

Я помню в Индии, в индуистских храмах, зашли, а там изумительно точно сделанное гигантское изображение свёрнутой змеи, голова, язычок... и жрец сандаловый ладан воскуряет пред ним. Картина, я вам скажу, - мистически жуткая. Гигантская каменная змея, большая, чёрная, из базальта сделанная, и воскурение... Все верили, да, что божество можно умилостивить. Что в этом плане оно подобно нам, людям: его можно оскорбить, оно может разгневаться, и тогда берегись - громы и молнии обрушатся на твою голову, и ты узнаешь, что такое оскорбление бога или богов, ибо божество в наиболее высшем религиозном представлении, каковое было в ветхозаветной религии – Бог справедлив. Справедлив! Он дает благо добро творящим, он наказывает зло творящих, но он может быть и милостив, если вы сумеете совершить какие-то деяния, принести какие-то жертвы, и тогда он может изменить гнев на милость. Вот предел. Ясно, что такое божество [вне христианства]?

Христианство сказало совершенно другое. Я очень сильно сказал, «совершенно другое», но действительно, принципиально другое. Оказывается, это неверное представление, не такой Бог, не такими свойствами Он обладает, Бог совсем не такой, каким вы представьте Его себе. Теперь подумаем в кого мы верим. Мы совершенно забываем об этом: в кого мы верим. В какого Бога.

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного. Чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Он, который может всё сделать, и засвидетельствовал это Своими делами, вплоть до воскрешения четырехдневного Лазаря, который уже смердил, он, этот Иисус Христос, Богочеловек, добровольно отдаётся в руки этих негодяев, этих мерзацев, которые могли же побить Его камнями, правда же могли, и они это и делали, мы даже читаем... Нет-нет-нет, побить камнями - слишком легко, можно ударить камнем - он сразу умрёт. Нет - распять Его! Т.е. предать самым жесточайшим мучениям, которые [могли быть]. Он добровольно идёт ради спасения, я сейчас не объясняю что, но ради спасения людей. Берёт на себя то, что абсолютно немыслимо, причём, знает, что это такое. Апостол Павел где-то пишет очень хорошо, что если кто и решится умереть, то разве только за какого-нибудь своего благодетеля, очень большого, но чтобы умер за тех, которые Его ненавидят, которые оскорбляют, распинают, постоянно попирают Его волю... Представьте себе, за них умереть...

Слова с креста: «Отче, прости им, ибо они не знают, что делают».

Что-то такое, с какой-то высоты величия он видит, что происходит - прости им... Не вот этими мелкими страстишками злобствует и ненавидит.

У ряда «отцов» мы встречаем такие даже слова, я думаю, что они справедливы, что эта страшная картина, а те, кто смотрел фильм Гибсона, те, наверное, что-то вспоминают невольно, те ужасы, которым подвергался Христос, - многие отцы говорят: через этот крест, через этот ужас люди смогли увидеть - не просто услышать, - а смогли увидеть, смогли убедиться, что Бог есть не справедливость, нет! Он есть любовь - ЛЮБОВЬ, а не Справедливость! Справедливость одних казнит - других милует. Он есть ЛЮБОВЬ, которая не знает зла, не знает мести. Причём, что значит любовь? Речь идёт о какой любви, не об эмоции, которая у нас выражается очень неоднозначно: одних мы любим - других ненавидим. Совсем не об эмоциях идёт речь. Идёт речь о любви жертвенной, предельной, предельной до конца, до смерти. Так вот, Бог, оказывается, есть любовь - вот что открывает христианство. Причём эта любовь посмотрите в чём проявилась - в величайшем до предела смирении. Я бы сказал в таком великодушии, если перевести на наш обыденный, грубый язык - это такое великодушие! Да, величие души! Когда не считается ни с какими этими мелкими, если хотите, оскорблениями и делами, и смертями - ничем. Всё покрывает, ибо смотрит только на одно - на пользу человеку. Бог не царь, который казнит и милует, и который может сделать всё, что угодно, нет. Христианство этим самым заявило потрясающую истину о том, что Бог ничего не может сделать ни одному человеку - ни худа, ни добра, без произволения человека, без его волевого участия, без его стремления, я ничего не могу, но я стремлюсь. Бог всё даёт душе открытой, к закрытой Бог только стучится: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Оказывается, никакого насилия нет в действии Бога по отношению человека.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​