Женское служение в Церкви

6 февраля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает игуменья Георгия (Щукина), настоятельница Иерусалимского Горненского монастыря. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 6 февраля 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители, в эфире телеканал «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас специальный выпуск в честь святой блаженной Ксении Петербургской, и у нас в гостях удивительный человек игуменья Георгия (Щукина), настоятельница Горненского Иерусалимского монастыря.

Здравствуйте, матушка!

Дорогие телезрители, тема нашей сегодняшней передачи «Женское служение в Церкви». Звоните в студию и задавайте ваши вопросы на эту тему.

Матушка, расскажите, пожалуйста, о Вашем служении на Святой земле. Как Вы туда попали? Какая там атмосфера? Как Вам там молится?

 

- Никогда не думала, что буду жить, да еще управлять монастырем на Святой Земле. Приехать помолиться, как паломники, поклониться Гробу Господню, Матери Божией, съездить в Гефсиманию, Вифлеем – это желание очень у многих. Но чтобы жить там в монастыре, управлять им – этого никогда в голове не было.

Живу сейчас за святое послушание: покойный Патриарх Алексий II направил меня туда в 1992 году. Пять с половиной лет до того там не было игуменьи. В то время в 1988 году нам передали Иоанновский монастырь, где я несла служение, занимаясь восстановлением, в это же время произошло прославление батюшки Иоанна, а затем Святейший Патриарх направил меня в Иерусалим.

Монах не имеет права отказываться, «благословите» - и все. Я же обратилась к Святейшему со словами, что, наверное, не справлюсь, ведь я не знаю ни английского, ни греческого языка. Святейший ответил, что надо ремонтировать, восстанавливать Горненский монастырь и что нашей миссией будет принимать паломников, а Господь поможет. Затем сказал, что 24 марта в Москве в Елоховском соборе будет мое посвящение в игуменьи, а 27 марта мы полетим в Иерусалим. Конечно, я очень переживала, хотя и давно была в монашестве.

В 1949 году девочкой семнадцати лет я поступила в Пюхтицкий монастырь, и там все делали за святое послушание. Поселили меня с монахиней Аркадией, которая была духовной дочерью отца Иоанна Кронштадтского. Пюхтицкий монастырь строился и восстанавливался по его благословению, здесь были несколько его духовных дочерей из Кронштадта. Отец Иоанн говорил: сестры, главное без ропота несите свое служение, это три шага до Царствия Небесного. Когда я пришла сюда девочкой в 1949 году здесь – как и потом в Горнем – у нас не было ни света, ни воды, ни отопления. Сестры все делали сами: ходили в лес, пилили, у нас не было ни одного трудника, ни одного рабочего, не было и паломников. Потом понемногу началось восстановление. Мне даже не верилось, что я в монастыре.

Будучи девочкой и живя в Ленинграде, я ходила и в Ленинградскую семинарию, и в разные храмы. Помню, как пришла в семинарию на Рождество, и батюшка сказал, какой великий и спасительный сегодня праздник: сам Бог пришел на землю, чтобы спасти всех нас. И как пришел, нигде не было ему места, кроме, как в ясельках среди овечек. Волхвы принесли ему в дар ладан, золото и смирну. А что мы принесем? И я думала, а что могу принести я, ведь у меня ничего нет, кроме грехов. И  стала просить Господа взять меня к себе, а я за святое послушание делала бы все, что мне скажут. Так появилось желание уйти в монастырь, но тогда их было очень мало, всего семь или вообще.

К этому времени умерли мои родители, отец пропал еще в годы революции, отчим умер в блокаду, самой мне также пришлось пережить блокаду. Такое было страшное время: даже родители кушали своих деток-младенчиков.

Когда нас эвакуировали, пришла мамина знакомая и взяла с комода наши карточки, осталась только одна на 125 грамм хлеба, а нас было пять человек. Тогда и умер отчим, а мама даже не могла встать, чтобы подойти к нему. Мы жили в Соляном переулке, напротив того места на улице Пестеля, где сейчас храм вмч. целителя Пантелеймона. Не было ни воды, ни света, папа лежал целую неделю в квартире… страшное это было время…

 

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: Можно ли после пострига монахине жить в миру, а не в монастыре?

- Лучше жить в монастыре, но если правящий архиерей посылает жить в миру, то за послушание можно. Однако при постриге дают обет жить в монастыре.

 

- Почему Ваша сестра вышла замуж и осталась жить в миру, а Вы пошли в монастырь, вы с ней как-то договаривались?

 

- Никто не договаривался, как кому благословляет Господь. Мне никогда не приходило в голову быть игуменьей. Как хорошо бы снова быть послушницей, делать с радостью все, что скажет игуменья или благочинная, читая «Богородице Дево, радуйся», за святое послушание душа покойна, не надо ни за что отвечать. Игуменья же должна и за сестер, и за все в монастыре отвечать.

Сейчас в монастыре восемьдесят четыре  сестры, но в Горненском монастыре живут не все. Семнадцать сестер живут в Русской Духовной Миссии, поскольку мы подчиняемся начальнику Миссии, и так как там останавливается немало паломников. Также у нас участки, которые принадлежат Русской Духовной Миссии, они находятся в Вифлееме, Иордании, Тиберии.  В Горнем монастыре сестры трудятся гидами, так как к нам приезжает много паломников. Из Миссии мы получаем программу, я вызываю сестру, сообщаю ей, и на второй день она сопровождает группу. Поэтому сестрам надо знать иностранные языки, но они молодцы, справляются хорошо.

 

- Матушка, как Вы думаете, уходить в монастырь лучше в юном возрасте или когда человек уже прожил какую-то жизнь в миру?

 

- Лучше в юности. Я пришла в семнадцать лет, прошла все послушания, но никогда не думала, что стану игуменьей, да еще на Святой земле.

 

- Телезрители спрашивают, можно ли человеку в возрасте, когда выросли дети, уйти в монастырь? Будет ли это угодно Богу? будет ли толк?

 

- Так бывает, когда все дети уже взрослые. Так бывает часто. Но, в первую очередь, у человека должно быть призвание к монашеской жизни. Тогда надо оставить семью и полностью посвятить себя Господу. Здесь все временно, все пройдет, а там все вечно. А как эту вечность заработать? Надо понести подвиг. Сколько святых уходило ради этого в пустыни, скиты.

Игуменское  дело совсем иное, тем более, когда послушание – принимать паломников. Очень многие хотят остановиться именно в Горненском монастыре.

Сейчас у нас уже зацветают оливы. Но год был очень непростой, Вы, наверное, слышали, какой у нас выпал снег, такого сто лет никто не видел. Подул сильный ветер, начался страшный холод, огромные сугробы, повалились сотни деревьев в одном Иерусалиме. Не было ни воды, ни отопления, и так почти неделю, я сразу вспомнила блокаду.

Сестры у нас живут по отдельным домикам. Первые насельницы сами строили себе домики. Сейчас мы строим новую гостиницу, потому что очень много желающих приехать в Иерусалим.

 

- Вопрос телезрительницы из Выборга: Скажите, пожалуйста, у Вас с сестрами была проблема, что рядом с монастырем хотели проложить трамвайные пути. Как она разрешилась? Мы постоянно молимся, чтобы все решилось благополучно.

 

- Спаси Господи за молитвы. Мы служили молебны, и все сестры молились, чтобы Господь этого не допустил. Почти в нескольких метрах от собора должны были пройти трамвайные рельсы, должны были даже снять ограду вокруг собора. Службы у нас идут ежедневно и утром, и вечером, и представьте, что такой шум от трамваев. Это было бы невозможно. И Господь не допустил, на сегодняшний день все отменилось.

 

- Слава Богу! Матушка, позвольте опять вернуть Вас назад, расскажите, пожалуйста, еще немного о Пюхтицах.

 

- В Пюхтицах мне тоже много пришлось пережить. Из эвакуации я вернулась в 1944 году, она взяла нас с сестрой из детдома. Когда у меня возникло такое желание, она даже слушать не хотела. Говорила: никуда не пойдешь, не дам благословения. У тети были книги «Жития святых», когда я читала их или когда слушала проповеди в храме, сердце мое горело, и я очень плакала. Когда я пришла в Никольский собор, когда там служил митрополит Алексий I Симанский, мне сказали, обратиться за благословением к нему, и он ответил: «Бог тебя благословит. Но надо взять благословение у старца». Я же не знала никаких старцев, и мне сказали, что в Вырице есть Серафим Вырицкий, но поскольку он очень слаб, то никого не принимает и ему передают записочку с келейницей.

Когда я приехала в Вырицу, день был хороший, солнечный, около двадцати человек сидели на земле и писали записочки. Келейница матушка Серафима брала их и относила их батюшке. Вдруг она подошла ко мне, я заплакала, сказала, что хотела к батюшке, и через некоторое время выйдя из его кельи, она взяла меня за руку и повела к нему. Когда она привела меня, он лежал, как преподобный Амвросий Оптинский на фотографии. Я даже не могла говорить, припала головой к его кровати и только думала: «Господи, кто я такая, что пришла к такому старцу». Он спрашивал меня, что я хочу, а я плачу, говорю, что так хочу в монастырь. Батюшка сказал мне оглянуться, и я увидела на стене большую фотографию, на ней горка, а на горке монастырь. «Вот, это твой монастырь, - сказал батюшка, – это Пюхтицы. С Богом гряди, Матерь Божия тебя избрала». Благословил и мою двоюродную сестру Нину, которая хотела в монастырь. А про тетю сказал, чтобы она приехала к нему. Но тетя наотрез отказалась ехать.

Мне пришлось ехать во второй раз к отцу Серафиму, и он опять принял меня. Я просила его помолиться о тете, которая никак не пускает меня в монастырь и не хочет ехать к нему, просила помолиться о ней. Когда вернулась домой, тетя была уже совершенно другая, и она съездила к отцу Серафиму, а когда вернулась от него, то плакала, но благословила нас с Ниной в монастырь, что ей сказал батюшка Серафим, она не рассказывала.

Когда мы приехали, даже не верилось, что мы в Пюхтицах. Мать Аркадия,  духовная дочь преподобного Иоанна Кронштадтского, повторяла, что главное – все послушания выполнять без ропота, тогда до Царствия Небесного останется только три шага. Сестры все делали сами: пилили, косили, молотили, даже сеяли. Потом поехали паломники, стало легче. Просфоры делали все вручную. Утром шли втроем, месили хлеб. Надо было самим дров принести, печь растопить. Меня сразу взяла в келейницы матушка Рафаила, поэтому приходилось в игуменском и печи топить, и керосиновые лампы чистить, мыть, зажигать.

Расскажу еще такой случай. Покойный Патриарх Пимен, который жил тогда в Печорах, был нашим благочинным и часто приезжал в Пюхтицы. Он очень нам помогал. Монастырь был обязан сдать государству определенное количество кубов дров. Сестры сами на санях, запряженных  лошадкой, возили дрова из леса, делая по две ходки в день, затем сами кололи, пилили. Очень много требовалось заготовить дров.

И вот однажды отец Пимен приехал к нам, а я возвращалась из леса. Иду, вижу машина около игуменского, быстро переоделась, чтобы накрывать на стол. Игуменья попросила отца архимандрита помолиться, чтобы Господь помог заготовить ту большую норму дров, которую предписал уполномоченный из Ревеля, так тогда назывался Таллинн. После обеда отец Пимен отправился в Таллинн а, вернувшись, попросил, чтобы все сестры были на утренней Литургии, по окончании которой будет отслужен благодарственный молебен.

 

Вопрос телезрительницы: Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к паломникам, они больше доставляют беспокойства, отвлекают или вы чувствуете поддержку? Как вести себя паломникам?

 

- Слава Богу, что паломники едут, мы им рады; это наше послушание, и мы должны принимать паломников. Наш монастырь очень любят, потому что у нас тихо, спокойно. Часто звонят и спрашивают, как к нам попасть, я отвечаю, чтобы обращались в ОВЦС в Даниловом монастыре. Если просят поработать трудниками две-три недели, то говорю, что надо обратиться за благословением к начальнику Русской Духовной Миссии. Не всегда возможно разместить всех желающих, если живут сразу три группы.

 

- Чем еще, кроме монастыря, может послужить женщина в церкви? Чем еще ей заняться?

 

- В России много женщин трудятся при церквях, смотрят за подсвечниками во время богослужений, по окончании службы чистят подсвечники маслом, убирают, моют в храме. Кто-то стоит за свечным ящиком. Везде женщины работают, даже в алтаре. В алтарях также помогают сестры-монахини.

 

- Матушка, расскажите, пожалуйста, о Вашем знакомстве с отцом Василием Ермаковым.

 

- Отца Василия, Царство ему Небесное, я знала еще до ухода в Пюхтицы, когда ходила в семинарию слушать замечательные проповеди отца Александра и на акафисты, которые служились перед чтимой Знаменской иконой Божией Матери. Там тогда учился отец Василий, а я дружила с Людмилой, будущей его матушкой. Вместе отмечали праздники, дни рождения, ходили друг к другу в гости.

 

- Телезрители просят спросить Вас также об отце Николае Гурьянове, с которым Вы тоже были знакомы.

 

- Батюшку Николая я знала с 1955 года. Он приезжал в Пюхтицу, матушки его знали, но он еще был молодой. Затем в 1955 году была Божия воля переехать в Вильнюс, а неподалеку, в селе Гигобрасты находился монастырь, куда  приехал служить отец Николай. Он часто приезжал в наш монастырь в Вильнюс к игуменье Нине, которую очень почитал, там мы и познакомились. Вскоре он перебрался на остров Залит. В Вильнюсе была матушка Варвара, которая часто посылала меня за благословениями на остров, говорила, съезди к отцу Николаю, спроси, делать нам это или не делать. Приеду, спрошу, он говорит: «Делайте. Бог благословит. Все хорошо будет». С Карповки, когда я там восстанавливала монастырь, тоже часто к нему ездила.

Однажды одна прихожанка принесла мне на Карповку конверт от отца Николая, на котором было написано «игуменье Георгии», а я тогда была лишь старшей монахиней. Через какое-то время я приехала на остров, и, попив чайку с дороги, отец Николай повел меня в храм, а потом в алтарь. Удивилась я, зачем меня в алтарь. Он положил поклон перед престолом, и я вслед у дверей алтаря, еще раз, а на третий не могу встать, батюшка положил мне на спину большой железный крест, что стоял при дверях алтаря, и говорит мне: «Неси, неси, Георгиюшка, это твой большой иерусалимский крест». А через некоторое время Святейший благословил меня в Горненский монастырь в Иерусалим. А за три дня до того, как лететь в Иерусалим, мы прилетели на остров Залит на вертолете, я плачу, говорю, что Святейший благословил меня в Иерусалим на три-пять годочков, сколько выдержу, а батюшка мне говорит: «А я хочу, чтобы ты там и померла». Вот так утешил. «С Богом гряди, - говорит. - Справишься со всем, справишься. Господь поможет». В марте будет двадцать три года, как я в Иерусалиме.

 

- Спасибо Вам огромное, матушка! Время нашей передачи, к сожалению, истекло. Очень рады Вам.

 

- Храни всех Господь. Приезжайте, прилетайте на Святую Землю поклониться Гробу Господню, Матери Божией, покупаться в Иордане и посетить Горненский монастырь.

 

 

Гость передачи: игуменья Георгия (Щукина).

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать