Здоровая семья

15 октября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма в честь Всемилостивого Спаса. Передача из Москвы. Эфир 14 октября 

 

- Тема передачи сегодня «Здоровая семья». Вы можете позвонить и задать любые интересующие вопросы. И так, батюшка, тема передачи объявлена. Что понимать под «здоровой семьей»?

- Мне кажется, что человек посылается на свет Самим Богом. Ведь никто не знает, кто родится у данных родителей, какой у ребенка характер будет, какой рост. Это сокровенная тайна. Можно построить логическую цепочку. Мы знаем, что наследственность передается генами, хромосомами, что мужская и женская клетки соединяются. Это соединение случайное. Значит, кто родится - это случайность. Мы не знаем, какими качествами будет обладать новорожденный. Сколько он будет жить - мы не знаем. Исходя из этого, мы решим, что человеческая личность – случайность.

Теперь можно задать любому человеку вопрос: «вот ты – случайность?»

Значит, тебя послал Господь, и ты должен жить по заповедям Божьим. Значит, если ты по Его воле живешь, то это – норма. Значит и в семье, если семья стремится жить по Его воле и заповедям, то это – норма. А если она их не выполняет, то отклоняется в «не норму», и, к сожалению, в очень далекую «не норму».

 

- А если происходит отклонение в сторону обид, как преодолеть это?

- Есть русская народная мудрость: «отпустишь огонь - не потушишь». Надо гасить конфликт в самом-самом его зарождении. В Писании говорится другими словами: «Солнце да не зайдет во гневе вашем!» Солнце вашей любви, Солнце доброжелательности, Солнце вашей мудрости. Пусть ваш гнев не превратиться в  злобу, раздражение, которое помрачает свет. Любой конфликт разрешайте до наступления ночи. Ибо во сне закрепляются события дня. Если этот негатив закрепился, то на следующий день он у тебя в подсознании останется, и будет он тлеть до следующего взрыва. И когда-то произойдет полный распад семьи.

Все равно не обижайся. Если обида – это грех (по Закону Божьему), то греху надо противостоять, а греху можно противостоять только молитвой и работой над собой. Тогда ты преодолеешь заморочки и сохранишь мир в своей душе и своей семье. «Дождик набежал, тучки прошли, воздух стал только чище и свежее», «Милые бранятся – только тешатся» - народные пословицы. Помирились, побранились, а потом не будут браниться супруги. Слава тебе, Господи!

 

- А почему церковь не одобряет так называемые «гражданские браки»?

- Во-первых, тут прямое манипулирование сознанием. То есть двойные смыслы. Гражданским браком всегда назывался брак, заключенный по законам общества. Это нормальное явление. В России такие законы, в Европе – другие, в Индии – третьи. Муж и жена заявили о глубине и серьезности своих намерений. А манипулирование сознанием заключается в том, что понятие вполне однозначное и содержательное переиначивается. Слово «гражданский брак» теперь означает продолжительную связь. Если спросить сожительницу, кто ты ему: жена, любовница?! Вы заметьте, быть любовницей – это унизительно. И быть любовником – это тоже унизительно.

В такой ситуации, как правило, женщины готовы выйти замуж, только он не предлагает. У него там есть какие-то соображения: квартирные, карьерные, еще какие-то. И женщина страдает от неопределенности своего положения. Любая нормальная женщина хочет создать семью. И она, в таком унизительном положении, лишенная твердости, оптимизма, мужества и здравого смысла, начинает ошибаться. И происходит разрыв. Как правило, женщины очень страдают от этого. Но они сами себя поставили в такое проигрышное положение. И тут, как говорят: из двух спорящих один - дурак, а другой - подлец.

 

- Я знаю, что вы отец двенадцати детей. Говорят, что семья может помешать работе. Вашей работе семья наверняка не помешала?

- Конечно, нет. Наоборот, человек приучается быть более собранным, более сконцентрированным. Я много не достиг, мог бы большего достичь. Но дети растут, они друг на друга не походи. У нас есть две дочки-двойняшки, они совершенно разные. Ты должен работать над собой, находить механизмы, как с детьми договариваться. Ты должен настоять на своем, и чтоб не было скандалов. А дети – существа энергичные, очень определенные. С количеством детей ко мне пришел опыт. Я могу спокойно отказать ребенку, и он отстанет.

Есть такое неправильное выражение: вот, зла не хватает на него! Воспитатель должен держать инициативу в своих руках. Зачем доводить до раздражения? Воспитатель должен постоянно придумывать, как с детьми бороться, только по-хорошему. Нужно еще использовать прием: переключить внимание ребенка. А главное – ребенок чувствует твое доброжелательное отношение: чего можно – разрешено, а чего нельзя – запрещено!

 

- Бывают ли ясновидцы, батюшка? Как они могут они сказать мирянам, что недолго осталось жить?

- Слово ясновидец – не из православной лексики. Главное – это знать волю Божью. Есть священники духоносные, это рабы Божьи, которым Господь открывает волю о человеке. Тут нужно молиться и смиренно искать ответа на вопрос. В 2006 г. скончался всероссийский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). И к нему ездило много людей. Господь открывал ему волю Свою. Подчас старец смотрел на человека и отвечал еще на незаданные вопросы. Так что такие старцы есть, их называют прозорливыми. Открывает Господь то, что полезно человеку для спасения души. Но эти старцы сокровенные. Видимо раньше они были открыты, на всю Россию гремели их имена. А сейчас видимо сокрыты.

 

- Я хочу спросить. Бог создал человека семейным существом. Известно как Иисус Христос говорил саддукеям: «в будущей жизни никто не будет ни жениться, ни замуж выходить». Семья, как таковая, какую мы понимаем, не будет существовать. Будет ограниченное количество людей. Они не будут размножаться. Тогда как это все вместе сочетается?

- Вы спрашиваете о тайнах будущего века. Жизнь в том мире действительно другая! Тогда мы будем лицом к лицу с Богом. И в свете божественной любви уже будет не до второстепенных вещей. Есть вещи важные, и есть вещи самые важные. Спаситель сказал: «таких брачных отношений, как сейчас, не будет». Но Господь не разлучит тех, кого он соединил на земле. Мы прожили всю жизнь вместе, любили друг друга и мы верим, что Господь по своей милости соединит в Царствии Небесном тех, кто любил друг друга на земле. Жизнь будет совсем другая!

 

- У нас в России прервана традиция многодетных семей. Вы сам – отец многодетной семьи. Скажите, в чем благо многодетной семьи?

- Прежде всего, это исполнение заповеди Божьей «живите и размножайтесь». А кто живет по заповеди Божьей – Господь награждает. Бог очень деликатен. Как Он чудотворит в твоей жизни, в жизни близких тебе людей – сплошное чудо. Большая семья не препятствует Господу творить чудеса. По-гречески творец звучит как «поэтос». Жизнь как поэма, что-то такое гармоничное. И эту гармонию Господь являет в жизни тех, кто стремится жить по Его благой воле. А что традиция прервалась - правда. Раньше многодетная семья была нормой, а теперь многодетную семью можно по телевизору показывать или в зоопарк отправить как некую редкость.

 

- Почему наше министерство образования так боится Слова Божьего? Вот в 1990-х годах уроки ОБЖ были восприняты с воодушевлением. А теперь с пеной у рта кричат: что, попа в школу? С ума посходили! Почему так бояться Слова Божьего?

- Нужно понимать, что подход христианский уникален сам по себе. Вот ты видишь, что-то неприемлемое, из рук вон выходящее, а сказать должен: «а виноват я сам». Единственно на кого ты можешь повлиять, и то с трудом, это ты сам. Что касается системы образования, то великий греческий философ Сократ говорил: невежество тождественно злу. А теперь спросим, а кто у нас образованные люди? Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. Где у нас действительно образованные люди? Что ж мы молчим? Какие-то чиновники-невежды оказываются сильнее нас. Оказывается мы - слабаки. Очень простой ответ.

Сократ сказал потрясающую вещь: не уметь защитить себя словом еще постыднее, чем не уметь защитить себя рукой. А мы словом не владеем! Это – огромное искусство. Святые отцы хорошо владели словом. Они смогли защитить христианство от могущественного язычества, от могущественной языческой интеллигенции, которая тоже владела словом. Вот как превзошли святые отцы древнюю античную ученость, образование, книжность. А мы не можем каких-то чиновников «осилить».

 

- В чем плюсы и минусы семьи, в которой только один ребенок?

- Там где один ребенок, родители могут сосредоточить всю свою энергию на нем. Финансовые вопросы семьи обращены к нему. Лучшее образование, репетиторы, лучший уход, лучшая одежда – вот плюсы такой семьи.

Но приведу пример из жизни моего покойного тестя. У них в семье было 7 детей. Как-то пришли гости, принесли с собой угощения. Стоят лакомства на столе. Тесть обратился к своему старшему сыну: «слушай, посмотри на стол, если б ты был один в семье у тебя такие же колбаса и торт были. Что ты выберешь, эти лакомства или братьев и сестер?» Сын ответил: «конечно, братьев и сестер». Вот в этом минус: колбаса и торт есть, а братьев и сестер нет.

В маленькой семье ребенка очень трудно не вырастить эгоистом. Педагог Макаренко говорил: нравственным ребенка одного в семье могут вырастить только гениальные родители. Я к таким не отношусь. Старшие дети воспитывают младших детей, всякие трудности были, и дедовщина была. Дети многому учились, живя друг с другом. И сейчас они друг о друге заботятся и радуются, что у них была большая семья. Сейчас большая семья живет в неестественных условиях. Ведь естественно, чтоб каждая семья имела домик, и при нем – небольшой участок земли. Какая-то некая здоровая изоляция должна быть. Гораздо легче воспитывать детей в таких условиях, нежели в мегаполисе, где смог, и экология нарушена, где в переполненном транспорте надо ехать, где огромная стрессовая нагрузка на нервную систему. Кто видит в Москве звездное небо? И люди вынуждены ехать на заработки в Москву, ставя себя в очень невыгодное положение, лишая себя создания большой семьи. У нас просто противоестественные условия.

И есть некие минусы у большой семьи: дать образование, допустим. Если в советское время образованию уделялось большое внимание, то теперь многие семьи поставлены в безвыходное положение. И средств мало, и возможностей, отправить ребенка в научные центры, нет. Трудности есть, но они иные. Сейчас можно купить любые товары и услуги, а тогда все было дефицитным, даже если деньги были - не купишь.

 

- Хочу узнать мнение по такому вопросу. Недавно протоиерей Дмитрий Смирнов сообщил позицию РПЦ по крещению детей от суррогатных матерей. С одной стороны, церковь отказывается крестить детей, рожденных от суррогатных матерей. С другой стороны, церковь освящает военное оружие: корабли, ракеты.

- Я читал русского военного теоретика, который уехал после революции и вынужден был трудиться в эмиграции. «Война – безусловное зло. Но еще большее зло – это поражение в войне. Поэтому надо иметь хорошо оснащенную армию, имеющую современное оружие и обладающую новейшим опытом. Тогда ты избежишь этого страшного зла». Поэтому церковь действует по принципу: надо из двух зол выбирать меньшее зло. Никто не стремится к войне. Но для того, чтобы войны не было, ты должен быть к войне готов, и готов самым лучшим образом. Тут речь не о нападении, а о достойной защите.

Что касается суррогатных матерей, вы не правильно поняли. Не то, что церковь отказывается крестить детей. Церковь ставит условие: разберитесь, зачем вы крестите ребенка. «А вот все крестят». Или ты хочешь, чтоб твой ребенок рос христианином? А сам ты – христианин? Ты будешь его растить христианином, имея такие «бешеные бабки» (стоимость всей процедуры суррогатного материнства стоит от 100 000 до 200 000 долларов)?! Заметьте, речь идет о богатых, а не о бедных! Я приведу пример из литературы. У английского писателя Оскара Уайльда, жившего в 19 веке, есть сказка «Молодой король». Герой сказки волею судеб, будучи наследником, рос в простой пастушеской семье, а когда вырос, стал королем. Он спрашивает простолюдина: «скажи, а правда то, что бедный и богатый являются братьями?» Тот ответил: «Правда, только имя богатого брата – Каин».

Так вот наши богатые братья, у которых есть 100 000 или 200 000 долларов, нанимают бедную женщину, пользуются ее слабостью, бедностью, и используют ее как инкубатор. А бедную женщину то ли блеск золота прельщает, то ли она «обработана», то ли неразумная. Вот налицо натуральный фашизм: когда к человеку относятся как к средству достижения своих целей. Представьте, что переживает суррогатная мать. В ней развивается жизнь. Она питает своей плотью младенца. Но она своей душой должна облекать эту новую зарождающуюся жизнь, должна относиться к нему с любовью. Но как она его может любить, если это не ее ребенок. Представляете, какое раздвоение личности?! Какое издевательство над человеческим достоинством этой женщины! Мне возразят: Да она сама захотела стать «инкубатором». Я отвечаю словами Спасителя: «Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих»!

Давайте вспомним суд царя Соломона из Ветхого завета. Когда царь Соломон предложил рассечь ребенка на две половинки и отдать каждой женщине по одной, чтоб он живой никому не достался, настоящая мать сказала: «пусть заберет его другая, только он живым останется». И стало ясно, что другая женщина была неродной матерью. Так и суррогатные родители, не знаю, кого они вырастят из ребенка, уже в утробе матери лишенного материнской любви. У них много любви? Я глянул в интернете: одна Мадонна была 5 раз замужем, другая примадонна была 5 раз замужем. Другой меняет женщин как перчатки.

Вот нам говорят: церковь должна быть милостивой, нужно прощать. Спаситель простил грешницу, которая возлюбила много… Но одно дело возлюбить много, а другое дело – возлюбить многих! Большая разница, правда? Мы говорим богатым: вот вы получили «бешеные бабки» от бедных, которые спины гнут на работе. Экономика наша так построена. И вместо того, чтоб помогать тем, кто обездолен, вы еще обездоливаете и бедную суррогатную мать. Вы думаете, что она будет счастлива от заработанных денег? Это страшный надрыв для женской души. Если вы обещаете, что будете жить по-христиански, если вы осознаете, что натворили множество грехов, если вы обещаете, что будете растить сына таким, как Господь от вас ждет, если измените свою жизнь, то, пожалуйста, мы его окрестим. Но, если вы будете оставаться такими же «братьями» для бедняков, какое отношение церковь имеет к вам?

К сожалению, словом «любовь» – которая на самом деле любовь бескорыстная, жертвенная, самоотверженная, радостная – обозначается некий физиологический процесс. Если вы будете любить по-христиански, это одно, а если будете любить вот так, это совершенно другое. И тогда мы подождем, когда ваш ребеночек вырастет, он сделает выбор, он сам придет и скажет: «мама, я сам хочу креститься». Его со всей любовью примут, наоборот. Будет чудом, что ребенок сам придет в церковь! Как мы можем этому препятствовать, это великая радость!

 

- Является ли грехом усыпление животного, больного раком?

- Нет, Светлана, это не грех. У животного нет бессмертной души. Оставлять животное страдать – не имеет никакого духовного смысла. Чтоб это прекратить, допускается усыпить. Господь дал животных в подчинение человеку. Повторяю, у животных нет бессмертной души.

 

- Я родилась в нездоровой семье, мои родители умерли, когда мне было 7-8 лет. Мой сын родился в нездоровой семье, не было веры, не знали церкви. Мы с мужем развелись. Мои внуки также растут в нездоровой семье, хотя и полной семье, но в ней нет мира и согласия, нет понимания того, кто муж и отец, кто жена и мать. Как учить и лечить молодую семью, чтоб у них была жизнь в чистоте? Что можно сделать для оздоровления?

- Вы нарисовали такую пагубную цепочку. Беда нашего времени становится традицией: семейная жизнь складывается неблагополучно. Господь может исправить наши грехи, ошибки, недостатки, но мы не должны Ему препятствовать, должны совместно с Ним действовать. Ты хотел как лучше, но промахнулся (греческое слово «грех» - промашка). Хочешь сделать что-то хорошее, но не знаешь, как. Начинать надо с себя.

Храмы открыты, священники есть, море литературы, молитвословы есть. Кайся. Если ты поймешь свои ошибки, то сможешь передать своим близким, как не поступать. И ты сможешь передать своим близким, как должно поступать! Должен быть в семье лидер. Лидер передает домочадцам свой духовный опыт.

 

- Кто, по-вашему, должен быть главным в семье?

- Муж и жена – едина плоть. В семье должно царить единодушие. В семье должны быть главными совет и любовь. Во второстепенном деле уступают, но в главном деле приходят к единодушию. Если семья верующая, то самое главное – их вера. Следует всегда помнить завет блаженного Августина и придерживаться его в совместной супружеской жизни: «В главном - единство, во второстепенном - свобода, и во всем - любовь».

 

- Меня волнует вопрос о суррогатных матерях. Жаль, что такие семьи, где родители - здоровые, дети отходят на второй план. Страшно становится, когда СМИ пичкают новостями про примадонну, про мужчин-«звезд»! Мне жалко покупных деток. Я считаю, что правильно сказали про крещение этих деток. Вы так грамотно и деликатно, просто и проникновенно объяснили нам причину, почему нельзя… А когда молодой священник на приходе строго говорит – непонятно. Низкий поклон.

- Очень тронут и благодарен вам!

 

- Посоветуйте литературу об особенностях детской психологии, литературу о воспитании детей в православии.

- Я больше практик, не читатель литературы: читал Макаренко, отечественного педагога. У меня больше личный опыт. Вот приходит муж домой, устал, голова трещит. А у жены свои проблемы, с детьми и прочие. Муж вскипел, и понеслась… А как в русской народной сказке: приходит Иван в избу к бабе Яге. Она его спрашивает что-то, а он и говорит: «а ты меня сперва накорми-напои-в баньке попарь, а потом спрашивай».

 

- Каков смысл венчания?

- Были и есть замечательные родители-семьи, которые волею судеб или из-за обстоятельств были невенчанные. При этом они были любящими и преданными друг другу. В христианской семье это более частое явление. Господь дает православной семье нести крест более радостно, спокойно, мирно, открыто. Эта семья обращена к людям. Есть храм, есть Таинства. И Господь может через священника дать нужный совет супругам, и Таинства церковные умиротворяют душу супругов. Так что им легче идти по жизни.

 

- Какие есть пути решения тяжелой демографической ситуации в нашей стране?

- Нам надо оглядываться на состояние страны много-много веков назад. Численность людей в России всегда росла, несмотря на войны и болезни. И темпы роста в начале 20 века были самыми высокими в мире. Как много делало царское правительство для благосостояния народа. Очевидно, если родители уверенно смотрят в будущее, то и детей они много иметь будут. А люди удрученные и обиженные не имеют запала создавать большую семью. Приведу аналогию: и животные в неволе не размножаются! Заметьте, в русском языке есть термины «воля» и «удаль». А людей сейчас загоняют: этого нельзя, этого нельзя, этого нельзя, этого нельзя, этого нельзя, этого тоже нельзя! А что можно? А вот то, что разрешат – то можно. И люди теряют радость жизни, теряют энтузиазм, опускают руки и начинают или пить, или безобразничать, или преступниками становятся.

Если говорить о преступниках, то сейчас в стране около 700-800 тысяч заключенных. Это огромное число! Причем, по статистике, одна четвертая часть из них сидит по ошибке, не виновные. Это сколько людей детородного возраста лишены возможности создавать семьи! От курения табака сколько умирает. Каждый, кто покупает сигареты, финансирует бизнесменов, которые на его здоровье наживаются.

Если мы не будем бороться за справедливость и милосердие в наших судах, если не будем бороться против курения, если не будем бороться против пьянства, то нет в нашем народе энтузиазма. Нет у нас стремления бороться и побеждать! Вот и перестает он рожать детей, и падает численность населения. Это страшное явление еще до перестройки началось.

Каждое поколение сменяется через 20-25 лет. У нас таковы условия, что для того, чтобы численность населения хотя бы оставалась на одном уровне, на 10 семей должно приходиться 22-24 ребенка. А сейчас рождается около 10, в два раза меньше. Значит, через 20 лет будет в два раза меньше молодежи, чем проживает сейчас. А у нас уже сейчас проживает молодежи меньше нормы в два раза. При той же численности миллионов должно быть 55 миллионов молодых, а у нас только 28 миллионов. Значит, будет 14 миллионов молодых. Еще 20-30 лет, и начнутся какие-то катастрофические потрясения….

 

- Время передачи подходит к концу. Не хочется заканчивать его на такой пессимистической ноте. Ответьте на вопрос, батюшка: в чем сила целомудрия?

- Я привожу литературный пример. Все в школе изучали повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Не все задумывались, почему автор назвал свое произведение не в честь главного героя «Гринев». Так вот, эта героиня Машенька – целомудренная девушка. А целомудрие связано с мужеством. И вот эта девушка, глубокая провинциалка, не побоялась поехать в столицу и говорила с императрицей. И вот ее целомудрие было порукой того, что она говорила правду. И императрица поверила чистой, прекрасной, целомудренной, провинциальной девушке. Эта такая благодатная добродетель – целомудрие! Императрица поверила девушке вопреки всем судьям, которые обвиняли Гринева. Маша спасла своего жениха, с которым у нее были такие прекрасные и чистые отношения.

 

- Я напоминаю, что у нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса протоиерей Александр Ильяшенко. До новых встреч в прямом эфире.

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Олег Сиротин.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать