Зачем нам знать Новый Завет?

23 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Михаил Ромадов, настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы д. Новолисино. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 23 января

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Новолисино иерей Михаил Ромадов.

Здравствуйте, батюшка, прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

 

- Дорогие братья и сестры, добрый вечер. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет со всеми вами.

 

- Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема «Зачем нам знать Новый Завет?»

Батюшка, перед тем, как перейти к разговору по теме передачи, расскажите, пожалуйста, о месте Вашего служения.

 

- Деревня Новолисино находится в Тосненском районе и относится к Тосненскому городскому поселению. Сейчас мы служим во временном деревянном храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Строительство Храма Покрова Пресвятой Богородицы мы планируем начать лишь в следующем году. Кроме того, владыка Митрофан благословил строительство еще одного храма в спальном районе самого города Тосно, это будет Храм во имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Чтобы приходя в этот храм молодые люди, молодые семьи укреплялись, возможно, мы откроем здесь соответствующий консультативный центр, но это планы на будущее. Также я несу послушание штатным клириком в Храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», находящемся на кладбище г. Тосно.

 

- Спасибо. Начнем разговор по теме «Зачем нам знать Новый Завет?»

 

- Вопрос отчасти риторический для человека, являющегося христианином. Представитель любой религии стремится знать, что сказал Бог, в Которого он верит? Как известно, в греческом языке слово «завет» означает не договор, а скорее завещание, завещание Бога человеку.

Что завещал нам Господь через Иисуса Христа - вопрос очень серьезный, и если мы не будем читать Новый Завет,  как мы тогда это поймем? Мне кажется, все остальное -богословское, святоотеческое и литургическое богатство нашей Церкви – имеет новозаветные корни. Ведь мы верим во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, когда все авторы новозаветных книг – это апостолы. Святые отцы были истолкователями оставленного апостолами наследия, поэтому дом без фундамента – явление, конечно, парадоксальное.

 

- У всех на слуху Евангелие, оно читается за каждой литургией, но ведь помимо него, в Новый Завет входят апостольские Деяния, Послания апостолов, Откровение Иоанна Богослова, и они как бы остаются в тени. На богослужении, например, многие христиане не понимают, что читается во время Апостола.

 

- Действительно, если мы возьмем книгу Откровение, оно вообще никогда не читается за богослужением. Что касается Посланий апостолов, то они звучат в храме, но при этом очень мало прихожан понимает, что они услышали. Конечно, это проблема, поскольку одних Посланий апостола Павла в Новом Завете больше половины. Получается, что большая часть Нового Завета является непонятой православными людьми.

В том числе, не все хорошо понимают церковнославянский язык, существует дискуссия о том, надо ли читать их текст параллельно и на русском языке, с этим кто-то согласен, кто-то нет. В любом случае, если текст читается на церковнославянском языке, то хорошо прочитать его еще раз дома в русском синодальном переводе с комментарием. Если есть возможность, то очень хорошо самостоятельно более глубоко изучать Священное Писание, используя греческий подстрочник. Такие книги можно приобрести в магазинах «Слово» и «Глагол». Это очень полезная и нужная книга даже для неспециалистов.

 

- Можно найти эти тексты в Интернете, причем с подробным пословным разбором.

 

- Главное – понять текст, как можно глубже. Также можно послушать лекции нашего известного библеиста архимандрита Ианнуария (Ивлева). Лекции его доступны: сайт в Интернете, выступления на радио, страница ВКонтакте. Мое глубокое убеждение, что отец Ианнуарий - лучший библеист  на данном этапе, а может быть, и на всем протяжении существования библеистики, как наука она родилась и развивалась сравнительно недавно. Людям это очень и очень интересно, надо только почувствовать вкус к глубине знания Нового Завета.

 

- Мы очень хотим пригласить отца Ианнуария на телеканал «Союз», стараемся подобрать то время, когда ему это будет удобно.

 

- Это важно, ведь в этом году, напомню, отцу Ианнуарию исполнилось 70 лет, с одной стороны, такой радостный юбилей, с другой, мы должны спешить использовать любую возможность общения с ним.

 

- Как Вы считаете, можно ли понять Евангелие без чтения апостольских посланий?

 

- Интересный вопрос, думаю, что не всегда и не во всей полноте. Если мы знакомы с библеистикой, то знаем, что основные Послания апостола Павла были написаны раньше самих книг самого Евангелия. Таким образом, мы можем узнать, как жила Церковь в самые ранние периоды своего существования.

Евангелие – это сама благая весть, слова самого Господа нашего Иисуса Христа, а Послания – это глубокое осмысление этой благой вести. Например, Послание к Галатам, по выражению одного из современных богословов, это благовестие христианской свободы. Зачем приходил Иисус, что Он нам хотел сказать. Таким образом, без понимания хотя бы этих двух Посланий разобраться, в чем духовная «революционность» христианской вести практически невозможно. Конкретные слова Христос произносил в конкретной ситуации. Апостол Павел осмыслил в своих Посланиях пришествие Спасителя в мир. Поэтому не пользоваться таким материалом – странно и ущербно для христианина.

 

- В синодальном издании Библии обычно нет ни предисловий к отдельным книгам, ни комментариев, поэтому скажите, пожалуйста, что же такое вообще Послания?

 

- Послания апостолов для своего времени сравнимы с тем, что в настоящем времени представляют Послания нашего Патриарха, например, на Пасху, когда предстоятель Церкви обращается к вверенной ему пастве со словами поздравления или назидания.

Если подробно говорить о том, что такое Послания, мы, наверное, займем очень много времени. Если мы вспомним лекции отца Ианнуария, то он начинает о «формуляре» античного послания, которое начинается и заканчивается определенным образом, имеет основное содержание. Некоторые современные ученые переводят слово Послание как письмо.

В наше время, когда современные переводчики пытаются более понятно для нашего времени перевести то или иное слово, то порой случается перегиб в другую сторону, например, слово послание несет в себе иные оттенки, чем слово письмо.

 

- Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Христос и апостолы были две тысячи лет, есть сейчас и будут, почему же в наше время становится все больше неверующих, почему вера оскудевает?»

 

- Никто никаким образом не может заглянуть в душу другого человека и понять, как, насколько и каким образом он верит. Это очень сложная тема, требующая отдельного разговора. Сейчас скажу о том, что такие вопросы возникают, когда человек думает, что раз другой христианин несколько иначе смотрит на те же вещи, то он уже неверующий. Иногда мы можем веровать по-иному, допустим, кто-то верит, что должен быть православный царь, а кто-то скажет ему о своем несогласии и получит в ответ, что значит, он не православный. Для вынесения мнения должна быть конкретика, повесить ярлык на человека очень легко, на деле все может оказаться совсем иначе.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Новосибирска: «Я не знаю хорошо Нового Завета, поэтому начала читать с самого начала по одной главе в день, а недавно узнала о программе, где можно изучать Новый Завет вместе с Церковью, с Посланиями и их толкованием. Как изучать правильнее?»

 

- С одной стороны, есть практика, когда человек прочитывает по одной, две главе из Евангелия, и это хорошо. С другой, если есть возможность изучать Евангелие с наставником священником или лектором, или, как мы говорили, слушая лекции отца Ианнуария, то и это хорошо, и может быть даже эффективнее. Когда мы неподготовленными читаем Евангелия, а особенно Послания Павла, например, то очень много может быть нам непонятно и даже соблазнительно. Например, апостол Павел пишет очень много про свободу человека, свободу от греха и свободу от закона, в наше время слово «свобода», подразумевая под собой вседозволенность, поэтому многие боятся этого слова. Но нельзя вычеркивать это слово из христианского сознания, надо лишь правильно определяться, что такое свобода во Христе, чтобы не скатываться ни в сторону вседозволенности, ни в сторону формализма и законничества. Апостол Павел целое послание посвящает этой борьбе против возрождения законничества и отрицания свободы в христианстве. Поэтому, чтобы понимать такие глубокие вещи, лучше всего это делать с компетентным наставником.

 

- Вопрос телезрителя: «В Евангельской притче о сучке и бревне все символы понятны. А в чем конкретно идет речь в притче о сеятеле?»

 

- Притчи вообще не могут быть абсолютно понятными. Однако причта о сеятеле при всей своей неочевидности вполне понятна, ведь сам Господь и объяснил ее. Опустившись чуть ниже по тексту, мы можем прочитать эти слова. Гораздо труднее для объяснения и комментария притча о хитром правителе.

Если говорить о притче вообще как форме, свойственной любому восточному учительству, надо отметить, что Христос, будучи проповедником Востока, всегда говорил притчами, а не трактами и не нравоучениями.

Позже, когда христианство сформировалось как религия, тогда имели большое значение образованность, античное красноречие, например, замечательные трактаты святителей Иоанна Златоустого или Василия Великого.

Притчи всегда непросты, в этом их соль, их можно понимать на разном уровне, и завтра или через год понять ту глубину, которой не видел в ней раньше. Поэтому и надо читать и перечитывать. Соответственно, не может быть и однозначного толкования. Когда человек учит притчами, нет одного четкого ответа для всех, есть для каждого свой.

 

- Вопрос телезрителя: «В Откровении Иоанна Богослова есть слова «когда Иисус Христос держит семь светильников и говорит: Дух в семи Церквях», к какой из этих семи относится Православная Церковь?»

 

- Насколько я помню тем семи Церквям ничего хорошего не обещано, потому в числе одной этих семи Церквей Православную Церковь называют как раз ее противники, те, кто принадлежат к сектам, таким, как «Свидетели Иеговы», например.

Поскольку Церковь – богочеловеческий организм, то в ней тоже есть и элемент человеческого фактора, и мы об этом говорим откровенно. Надо понимать, что любое человеческое сообщество, даже ведомое Богом, может ошибаться, как это было с еврейским народом, неоднократно отступавшим от Бога, но которого Он всегда прощал.

Упреки, адресованные различным Церквам, зачастую можно отнести и к человеку. Например, слова «горе тебе, что ты не холоден и не горяч», каждый может вглядываться и вдумываться, применять эти слова лично к себе.

 

- Когда апостолы писали свои Послания, они не писали их нам, но своим современникам, поскольку и не рассчитывали на то, что Церковь будет жить так долго, поскольку ждали в самое ближайшее время Второго пришествия Христа.

 

- Да, в то время были очень сильны эсхатологические чаяния. В самом раннем своем Послании апостол Павел так и писал, что вот-вот совсем скоро придет Христос. Но, как говорил Соломон, нет ничего нового под солнцем. Из поколения в поколение, из века в век мы видим, что многие проблемы, о которых писали апостолы, они остались. То же соотношение свободы и закона из Послания к Галатам, о котором мы уже говорили, ведь эта проблема есть и сейчас. Если читать Первое послание к Коринфянам, где говорится о проблемах Церкви, тоже видим, как это актуально сейчас. Поэтому внимательно читая Послания, мы находим для себя величайшую пользу.

 

- Вопрос телезрителя из Усть-Каменогорска: «Апостол Петр говорил, что никакого пророчества в Писании невозможно разрешить самим собой, поскольку пророки получали информацию от Духа Святого. Поскольку все Писание исходит от Духа Святого, то значит, понимание Евангелий и всех текстов Святого Писания недоступно человеческому разуму».

 

- Конечно, Православная Церковь всегда апеллировала к святоотеческим толкованиям. Но если мы берем библеистику, как науку, то архимандрит Ианнуарий (Ивлев) говорит о том, что есть четыре принципа изучения Писания. Это текстология, то есть поиск критического текста, исагогика - изучение того, что вокруг текста: история, география, мифология, экзегетика – извлечение точного смысла, а потом уже герменевтика – перевод с языка той культуры на язык современный. То, что является толкованием святых отцов – это уже во многом герменевтика, то есть нравственные  толкования. Если мы хотим понять, что апостол Павел сказал тогда, то мы обращаемся к экзегетике. Экзегетика стремится к объективности, после полученных ей сведений мы можем обращаться к различным герменевтам или делать собственные попытки герменевтики – литература, кино, такие попытки есть в кинематографе. Христианство, безусловно, проникло во все сферы жизни, посеяв свои семена.

Кто-то может читать только святых отцов, а кому-то библеистика как наука может быть близка. Каждый может выбрать то, что ему больше по сердцу.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Пушкина: «В Евангелии от Марка сказано: При сем Иоанн сказал: Учитель, мы видели человека, который Именем Твоим изгоняет бесов и не ходит за нами, и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто сотворивший чудо Именем Моим не может вскоре злословить меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. Есть люди, которые лечат людей именем Христа, назначают вычитать то или иное количество молитв и так далее. Как к этому относиться?»

 

- В том, что касается новозаветного текста, то надо иметь, что тогда не было разделения на Церкви и конфессии, все измерялось личным отношением человека к Иисусу Христу. Многие язычники реагировали на проповедь Христа еще лучше, чем избранный народ. И сам Господь отзывался о язычниках с большой любовью: вспомним хотя бы притчу о добром самарянине. В Евангелии все живо, нет шаблонов и схем, если ты принимаешь Христа, Он и дает тебе эту истину. А то, кто и как лечит в наше время, надо подробно разбираться в каждом случает.

 

- Апостол Иоанн пишет, что будет много антихристов и человека, который не исповедует Христа как Бога, пришедшего во плоти…

 

- Совершенно верно, критерий тот же. Как говорит апостол Павел, никто не может назвать Христа Господом только как через Духа Святаго, и у Церкви есть молитвы об исцелении, но бывают и оккультные практики, поэтому разбираться надо в каждом конкретном случае особо.

 

- Вопрос телезрительницы: «Почему Церковь в своем ежедневном чтении Евангелия и Посланий не сохраняет четкой хронологии?»

 

- Церковные чтения, так называемые зачала, были специально установлены для богослужений, поэтому здесь надо углубляться в вопросы литургики. Когда речь идет о праздниках, определенных неделях, тогда все четко совпадает. Церковный круг праздников предполагает деления на зачала. Дома мы читаем по главам. Деление и по зачалам, и по главам произошло сравнительно поздно, сначала были свитки, и не было никакого деления.

 

- Вопрос телезрителя с сайта: «Меня мучает вопрос: мне должны крупную сумму денег, но водят за нос и не отдают, дохожу до отчаяния, появляются мысли избить, покалечить. Помогите, пожалуйста, как мне быть?»

 

- Если попытаться привязать такой вопрос к теме «Зачем нам знать Новый Завет», то можно ответить таким образом: человек, который читает Новый Завет, знает о Христе, о  том, что Он призывал любить даже врагов своих, сам простил тех, кто распинал Его на кресте, принимать праведных и неправедных под солнцем и дождем, такой человек поступит одним образом, если нет – поступит иначе.

В одной из притч говорится о святом, в дом к которому пришел вор. Святой, не отрываясь от книги, которую читал, указал место, где лежат деньги, но попросил оставить ему небольшую сумму на оплату, скажем, коммунальных платежей. Вор был изумлен и не мог не сказать «Спасибо». Через какое-то время вор был пойман, и когда его привели для очной ставки с этим человеком, то святой сказал, что он не украл деньги, а просто пришел, взял и сказал «Спасибо». Как говорит комментатор притчи, для этого святого вор был, как ветер, дующий в окно, он его совершенно не оценивал, а принимал, как посылаемые ему обстоятельства. И вот когда этот вор, отсидев положенный срок, вышел из тюрьмы, то пришел к этому святому и стал его учеником. Потому что тот, будучи цельным христианином, принял его, подобно тому, как Бог посылает дождь и дает светить солнцу на праведных и неправедных.

Здесь, думаю, и ответ, христиане мы или нет, читаем Евангелие и поступаем ли по нему.

 

- Вопрос, поступивший через группу ВКонтакте: «В Евангелии написано, что когда дух злой выходит из человека, то блуждает, мучается и находит это тело, не занятое духом, и приводит с собой семь, злейших себя. Почему так происходит?»

 

- Конечно, здесь мы должны произвести и экзегетический, и герменевтический анализ. Конечно, число семь не конкретно, это число полноты, то есть бес возвращается не один, а с целой когортой.

Почему так происходит? Займемся герменевтикой, то есть попробуем перевести в современную ситуацию. Допустим, человек болеет или у него какая-то напасть, и ему посоветовали идти в Церковь, поисповедовался, причастился, ему стало легче, но он забыл о том, что Бог протянул ему руку и стал снова жить по-прежнему. Ведь в притче говорится, что вернувшийся бес увидел горницу, то есть душу чистой, выметенной, то есть не занятой ничем. Человек пренебрег, не заметил того, что соприкоснулся с Богом, и подвергся еще большей напасти. Это не значит, что Бог более не протянет ему руку помощи, об этом не говорится, конец притчи остается открытым. Здесь проводится мысль о  том, что если ты не заполнишь душу ничем святым, то будет еще хуже.

Кому много дано, с того много спросится. Пока человек не имел опыта соприкосновения с Богом, он судится судом совести, но если уже соприкоснулся с божественной благодатью и пренебрег этим, тогда тебе будет еще хуже.

 

- Тема любви, в первую очередь, раскрывается у апостола Иоанна, почему нет сильного акцента на этом Послании, то есть, прежде всего, опираются на ветхозаветные заповеди, на четкие установления, то есть на закон?

 

- Да, действительно, хотя и у апостола Павла говорится о любви, например,  в 13-й главе Послания к Коринфянам настоящий гимн любви. В Послании к Римлянам он прямо говорит, что любовь и есть исполнение закона.

Вспомним вывод израильтян из Египта в Землю обетованную. Кто вошел в нее? Только те, кто родились в пустыне, то есть люди со свободным сознанием. Это очень обширная тема, но если вкратце, то так: если у человека изменилось сознание, покаяние и есть перемена сознания. Когда Христос приходит, Он говорит: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие. Он не говорит о  том, что надо каяться, потому, что они грешники, Он не делает акцент на прошлом, но на будущем. Не будьте больше рабами, будьте детьми, потому что ребенок – позиция свободного человека.

Понятия свободы и любви очень тесно связаны.  Свобода обязательно предполагает ответственность, и наоборот, настоящей ответственности без настоящей свободы не бывает. Апостол Павел говорит, что любящий ближнего не делает зла. Все заповеди заключены в этом: относись к ближнему так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

На самом деле, именно потому, что мы по-настоящему не питаемся из этого источника – Евангелия, Посланий. Православие – богатейшая вещь, но нельзя открываться от корней, от фундамента, потому что оттуда течет понимание Бога как любви, христианина как свободного чада Божия. Только с этой позиции мы можем возрастать в любви к Богу. Покаяние – это не продолжительный акт, но мгновенный, это как пробуждение, как взрыв. Когда он понимает, что не может жить больше по-рабски, с Иисусом Христом он выходит на совершенно новый уровень. И тогда пробуждается свобода, ответственность, и он постоянно ощущает любовь Божию к себе как Его чаду. Если же он остается на позиции раба, то будут законничество, формализм, юридический подход.

51-24 Иисус не создавал новой религии, это конец религии в земном, мирском, ветхом смысле, потому что религия – это связь. А Иисус сказал, что Я и Отец одно, а пребывающий во Мне, пребывает в Отце, то есть связь уже неактуально, потому что Бог здесь и с нами. Этого не понять глубоко, не изучая Нового Завета, Посланий апостола Павла и Евангелия. Не понимая этого, мы можем остаться в своем законничестве иудеями с христианской символикой. К сожалению, сейчас мы имеем примеры подобной болезненности, это не критика отдельных людей, но попытка осознать свои болезни в Церкви как едином организме, Теле Христовом.

Кто-то из древних отцов говорил, что есть два вида причастия: причастие словом и причастие под видом Тела и Крови Христовых. Потому выход из нынешнего кризисного положения, на мой взгляд, заключается в глубоком понимании Нового Завета и в глубокой приобщенности человека к евхаристической жизни. Если сбалансировать две этих чаши, то этот системный кризис можно преодолеть. Мы много говорим и обсуждаем вещи второстепенные, но чтобы ушли они, надо смотреть в корень и преодолевать системный кризис.

 

- Стремительно пролетело время нашей передачи, благодарю Вас, отец Михаил, и прошу на прощание благословить наших телезрителей.

 

- Дорогие братья и сестры, благодарю вас за внимание, прошу прощения, если сказал что-то не так.

Вновь призываю вас изучать Новый Завет, читать комментарии к нему, слушать замечательные лекции отца Ианнуария (Ивлева). И как заканчивает свои Послания апостол Павел: Пускай благодать Господа нашего Иисуса Христа пребывает со всеми вами.

 

Гость передачи: иерей Михаил  Ромадов.

        Ведущий: Михаил  Кудрявцев.

     Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать