Выбор жизни. О молитве

23 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Гость программы - священник Аркадий Маковецкий.

– Отец Аркадий, всегда, когда я Вас приглашаю, пытаюсь найти какую-то глубокую тему. Сегодня хотелось бы поговорить о молитве. В современном мире человек находится в суете, внутренне размыт. Как его собрать?

Священник Аркадий Маковецкий, настоятель храма святителя Василия Великого в селе Борисовское Суздальского района, кандидат философских наук:

– Начнем с того, что буквально сто лет назад, в XIX веке, наши благочестивые предки были лишены того комфорта, которым окружен сегодняшний человек. Им надо было колоть дрова, топить печи. Чайник электрический кипятить у них не было возможности, надо было самовар вскипятить. У них была масса ежедневных дел, которые поглощали уйму времени. Тем не менее они находили время для молитвы, в порядке вещей было ежедневное посещение храма. Храмы работали ежедневно не только в городах, но и в селах. Если почитать воспоминания современников того времени (Сергея Нилуса, более поздних авторов, которые писали о дореволюционной Руси), то храмы работали ежедневно; понятия «выходной день» не существовало. Люди находили время и для молитвы, и для всех своих повседневных дел. Сегодняшний человек окружен потрясающим комфортом, всё за него делают машины, но времени становится все меньше и меньше. И часто люди просто признаются, что утром вечно спешат, а вечером  настолько устали, раздавлены событиями минувшего дня, что нет сил на молитву.

Как раз, наверное, отсюда и сил-то нет – отсутствие молитвы определяет эту беспомощность души человека, ее бессилие.

– Конечно. Знаете, есть хороший рассказ. На одном острове был монастырь. Паломники попадали в этот монастырь на лодке: они приезжали к причалу, и монах их вез на лодке через озеро. Скептик увидел, что у монаха на одном весле написано: «трудись», на другом – «молись». Он говорит монаху: «Отче, трудиться нужно, это понятно. Нужно растить хлеб, производить какие-то блага, машины и так далее. А вот без молитвы можно и обойтись: что есть она, что нет». Тогда этот монах, умудренный Богом,  весло с надписью «молись» убрал и стал грести одним веслом с надписью «трудись». Лодка начала крутиться на месте: ни вперед, ни назад. Видимо, это произвело на скептика положительное впечатление... Всякий материальный труд без молитвы обесценивается, он не приносит того результата, который заповедан Богом.

– Достаточно часто мы убеждаемся в том, что без правильного внутреннего духовного устроения вся внешняя деятельность человека может в конечном итоге обернуться против него, в том числе и комфорт, и прогресс.

– Начнем с того, что Господь даже Своим ученикам апостолам, которые постоянно были рядом с Ним и слышали спасительные глаголы Господа Иисуса Христа, дал пример молитвы. Откроем Евангелие от Матфея (главу 6) и прочитаем: А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения к Нему. Молитесь же так (далее читаем в синодальном переводе молитву Господню): Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Эта молитва, которую мы называем молитвой Господней, – наиважнейшая из всех молитв.

Это источник, фундамент.

– Если все другие молитвы (кроме архангельского приветствия «Богородице Дево, радуйся») составили люди, пусть они были и богопросвещенные, и святые (многие впоследствии были канонизированы), то текст молитвы Господней нам Сам Господь Иисус Христос предлагает в Своем спасительном благовестии, поэтому мы никак не можем пренебрегать этим советом Бога.

Алексей Ильич Осипов, профессор Московской духовной академии:

– Бесплотна та молитва, которая не сопрягается с понуждением самого человека к какому-то ограничению себя, какому-то подвигу в отношении себя. Помните, что сказал Христос ученикам, которые не могли беса изгнать? Этот род изгоняется молитвою и постом. Под постом что разумеется? Речь идет не просто о том, чтобы не есть какую-то пищу. Речь идет о воздержании, о подвиге. Надо не просто молиться о человеке, а отказаться от чего-нибудь. Кто курит – откажись от сигарет, кто пьет или любит выпивать – откажись от вина. Надо молиться так, как молился Господь Иисус Христос в Гефсиманском саду: «Отче, если возможно, пронеси мимо Меня чашу сию, но не Моя, а Твоя воля да будет». Вот такая молитва будет действенной.

Есть бытовые обороты речи с упоминанием Бога. Людям кажется, что простые слова доходят до Бога, им кажется, что все нормально, все работает. Зачем же нужно уделять 1015 минут чтению перед иконой, сосредоточенной молитве (той же молитве Господней)?  

Священник Аркадий Маковецкий:

– Десять или пятнадцать минут в день – это, конечно, минимум, который человек может уделить Богу. На самом деле можно молиться постоянно: в дороге, на работе, в любых обстоятельствах. На эту тему есть очень много разных духовных сочинений, практик. Но Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», наверное, каждый может произносить. Другое дело, чтобы это не превращалось в какой-то автоматизм, потому что, часто повторяя молитву, человек иногда переходит на полуавтоматический режим и уже не вникает в слова молитвы и произносит имя Божие без должного благоговения.

Есть  монашеское движение – исихазм, которое возникло на Афоне и которому уже много веков. Много дискуссий было на тему, как это правильно делать. Конечно, нужны определенные условия, состояние души, полная изоляция от мира. Для современного человека, который едет в метро или за рулем автомобиля, это неприемлемо, но какие-то основополагающие моменты этой умной молитвы любой человек может постичь. Кроме Иисусовой молитвы можно говорить: «Господи, помилуй», «Пресвятая Богородица, спаси нас» и так далее; самые короткие молитвы тоже бывают услышаны Богом.

Отец Аркадий, что при этом происходит с человеком? Ведь очень многие говорят о том, что если человек входит в правильное русло своей жизни, в том числе определенного духовного делания,  пусть маленького, но молитвенного подвига (утреннее и вечернее правило, может быть, какой-то акафист), по времени это занимает полчаса или час. Ведь на самом деле это мизер за то, чтобы человек прикоснулся к удивительной силе, которая его в этой жизни движет.

– Во-первых, молитвенное правило каждый определяет сообразно со своими возможностями и ситуацией, в которой проживает. Конечно, когда солдат служит в армии, вырвался в увольнение, пришел на причастие в какой-то ближайший храм, от него нельзя требовать, чтобы он прочитал три канона, акафисты, правило ко Святому Причащению. Или когда человек лежит в больнице, его отпустили в выходной день сходить в храм. Это одни условия.

Когда человек полноценно себе принадлежит, конечно, он должен стараться мобилизовать этот огромный потенциал духовной молитвы и молиться больше. Но опять же  все по ситуации. Молитвенное правило, его объем нужно согласовывать со своим духовным отцом, с духовником. Опять же тут не должно быть никакого количества, должно быть качество. Нельзя допускать какого-то магического восприятия: если ты прочитал определенное количество канонов, акафист, правило ко Причащению – значит, готов и, можно сказать, в раю находишься.

В молитве ко Святому Причащению есть такие слова: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Пречистых Твоих Таин». Молитва, которая выполняется машинально, без проникновения в ее глубинный смысл, тоже бывает в осуждение, то есть человек прочитал какое-то количество молитв, а никакой глубины не достиг. Поэтому надо всегда стремиться останавливать свой ум на содержании молитвы.

То есть внимание, благоговение и сокрушение сердца – самые главные параметры качества молитвы.

–  Да, нельзя привыкать к молитве. Молитва не должна превращаться в часть ежедневной программы. Молитва – это разговор с Богом. Часто возникает вопрос: зачем нам молиться Богу этими заученными молитвами, когда мы можем разговаривать с Ним своими словами?

Кстати, очень многие так говорят и рассуждают.

– Это не возбраняется. И многие святые, которые на эту тему писали (например, святой Никодим Святогорец), говорят: если ты молишься по молитвослову (или по Псалтири, или по каноннику) и ощущаешь потребность помолиться своими словами, то помолись своими словами, а потом снова продолжай канонические слова. Дело в том, что молитва, по учению святых отцов, состоит из трех очень важных составляющих: это прославление Бога, покаяние и прошение. Опять же прошение не каких-то конкретных земных благ (институт, работа, выйти замуж за офицера-подводника и так далее). Если мы будем молиться своими словами, чаще всего это сводится к просьбам, но просьбы эти бесконечны и очень заземлены. Чтобы человек просил о чем-то духовном, высоком, это встречается, к сожалению, гораздо реже. В Евангелии от Матфея сказано: «Ищите прежде Царствия Небесного, а остальное приложится вам». Молитва призвана нас настраивать на горний мир, и когда человек проникновенно молится, старается проникнуться святыми словами молитвы, конечно, он поднимается над миром бренным, миром земным и восходит умом в горний, духовный мир. Это очень важно.

Как быть с подготовкой к причастию новоначальным людям, которые только входят в Церковь? Их душа тянется к Богу, и они хотят причаститься, но сталкиваются с непосильным (по их меркам) молитвенным правилом подготовки к Святому Причащению. А после этого еще и благодарственные молитвы. Может возникнуть отчаяние, что они не потянут это. Как здесь быть людям?

– Давайте заглянем в историю Церкви. До 1917 года у нас большинство населения было неграмотным. Понятно, что эти люди не имели возможности читать три канона, акафисты, правило ко Причащению. Что они делали? Они посещали храм, слушали вечернее и утреннее богослужение; возможно, в каких-то храмах дьячок или псаломщик читал эти молитвы (скорее всего не в полном объеме, как сегодня).

Время изменилось, сейчас люди все грамотные и, казалось бы, могут это осилить. Но у всех разные ситуации в жизни, разная степень подготовки. Поэтому все надо согласовывать с духовным отцом. Например, в своем храме (даже если один-два причастника) я всегда читаю сам благодарственные молитвы вслух, поэтому у нас общественная молитва… Это всех мобилизует. Чтение благодарственных молитв не откладывается на потом, когда люди придут домой и забудут их прочитать (как часто бывает), а происходит сразу по причащении Святых Даров.

Приготовление к причастию заключается не только в формальной стороне, но прежде всего должно быть примирение с ближним, примирение со всеми, с кем был во вражде и в ссоре даже много лет назад. Прочитать молитвы, конечно, очень важно, но это только одна из составных частей подготовительного большого труда. Ведь в Евангелии есть такая фраза, Господь говорит: Царствие Божие нудится и нужницы восхищают е. То есть большим трудом достигается Царствие Божие. Приготовление к причастию – это всегда труд, это не просто какая-то приятная прогулка по церкви. В Евангелии Господь говорит, что род… прелюбодейный и грешный изгоняется только молитвой и постом.

– Многие психологи говорят о том, что достаточно человеку сказать «будь хорошим» – и он имеет внутри определенные резервы, силы быть просто замечательным человеком. А практика жизни показывает совершенно другое.

– Есть хорошая народная пословица: без Бога не до порога. Очень много есть разных гуманитарных философских учений, которые вроде бы обходятся без Бога. Саентологи (которых сейчас запретили) всего-то хотят быть лучше, совершеннее, хотят все выше и выше подниматься по карьерной лестнице, по своим добродетелям, но практика показывает, что человек без Бога ничего не достигает, он входит в какую-то страну миражей, страну иллюзий. Ему кажется, что он уже очень хороший, очень добрый, нравственный...

– Да, прелесть никто не отменял.

–…но маленькое искушение дьявол ему предлагает, и человек тут же падает, ломается и ничего показать не может. А когда человек обращается к Богу, то, конечно, он гораздо более защищен, и можно быть уверенным, что Бог не посрамит упование этого человека на Него.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

–  Мы действительно все время куда-то устремляемся, у нас катастрофически не хватает времени – мы непременно что-то делаем, развиваем огромную энергию. И для того чтобы не попасть в это колесо – как белка, развивающая колоссальную скорость, но не передвигающаяся в пространстве, мы должны научиться останавливаться. Молитва – это и есть способность остановиться. Когда вы к Богу обращаетесь, вы входите в совершенно иное измерение жизни, вы как бы с высоты птичьего полета смотрите на свою жизнь, вы видите, что все это суета сует, что не в этом главное. Молитва помогает человеку выстраивать жизненные приоритеты, приходить в состояние спокойствия, справляться со стрессами. Это не просто ритуал, это не языческие действия (когда кто-то в бубен ударил). Это в первую очередь способность правильно ориентировать свою жизнь, это методология жизни. Методология, которой две тысячи лет. Поэтому религия для жизни современного человека необходима как воздух.

– Очень часто мы в семейной жизни заняты суетой, зарабатыванием денег, хлеба насущного и думаем, что все остальное Господь на автопилоте сделает. Раз в неделю посещаем храм, и вроде бы все нормально. А ведь на самом деле без связи с Творцом, с Духом Божиим мы оставляем беззащитными себя и свою семью, и лукавый может проползти под листочками нашего легкомыслия и сделать очень серьезные, страшные вещи.

– Поверьте мне, ничто так не укрепляет семью, как совместная молитва мамы, папы и детей. Конечно, это очень трудно организовать – утром мы вечно куда-то спешим, вечером все уставшие. Но если мама, папа и дети найдут время хотя бы на краткую молитву утром и вечером, это будет как цемент, который укрепит эту семью и защитит от разных искушений. И для детей это очень важный воспитательный фактор. Понимаете, можно детям говорить: «Бог есть, надо Его чтить, надо Ему молиться», но если от родителей нет примера молитвы, то дети поймут, что это что-то не очень важное, второстепенное, про что можно вспоминать от случая к случаю, от праздника к празднику, а потом жить обычной жизнью.

Поэтому в воспитании детей, укреплении семьи ничто так не помогает, как совместная молитва. Не случайно есть выражение, что семья – это малая церковь: папа – это символически священник, мама и дети – прихожане, и он их организует и духовно образовывает во время этой совместной молитвы. Конечно, в идеале было бы замечательно, если бы кроме молитвы было чтение Священного Евангелия каждый день (хотя бы одной главы или нескольких строчек). Потому что когда мы молимся, мы словами молитв беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь беседует со страниц этой книги с нами. И этот диалог должен ежедневно, ежечасно в нас совершаться.

Сейчас, как только в семье возникает какая-то проблема, все бегут к психологу или коучу, чтобы срочно проконсультироваться. Там начинаются бесконечные ступени в тестировании этой проблемы... А ведь проще простого: помолились, попросили друг у друга прощения. Что греха таить, гневаться всем нам свойственно. В Священном Писании написано: гневайтесь, но не согрешайте. Перед чтением вечерних молитв как раз самое прекрасное время попросить прощения. И необязательно первым просит прощения тот, кто виноват, но тот, кто умнее, мудрее и более просвещен Богом в этом миролюбии.

Каждой семье надо стараться молиться вместе: родители, дети. Лучше три поколения: бабушки, дети, внуки (хотя это уже, наверное, очень сложно). Но родители и дети должны неукоснительно молиться каждый день.

– Это рецепт счастья.

– Да, без всякого преувеличения.

– Отец Аркадий, огромное Вам спасибо и поклон за то, что приехали. Разговор получился интересным. Я всегда рад Вас видеть. Желаю Вам помощи Божией во всем, сил душевных и телесных.

– Во славу Божию! Спаси Господи!

Ведущий программы Андрей Лимонов

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 17 декабря: 03:30
  • Суббота, 21 декабря: 14:05
  • Вторник, 24 декабря: 03:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы