Аудио |
|
Скачать .mp3 |
На вопросы телезрителей отвечает иерей Андрей Панков, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Передача из Санкт-Петербурга.
- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с Батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.
Сегодня у нас в гостях клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, этот храм известен как Блокадный храм Петербурга иерей Андрей Панков.
Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей на начало.
- Здравствуйте. Благословение Господне на вас всегда ныне и присно и во веки веков.
- Дорогие друзья, мы поздравляем вас с Праздником Воскресения Господня, и это тема нашей сегодняшней передачи. Звоните и задавайте самые разнообразные вопросы.
Расскажите, пожалуйста, немного о своем служении.
- Довольно давно я подвизаюсь в храме Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, помимо богослужебных обязанностей, веду занятия в Воскресной школе для взрослых. При нашем храме действует сайт по адресу мойхрам.орг.
- Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем празднике Вознесения Господня.
- Это удивительный праздник, к которому, безусловно, требуется некоторое пояснение. Вознесение - событие, описанное в Евангелии, которое связано с расставанием с Господом. Поскольку это расставание, непонятно, почему оно является двунадесятым праздником. Дело в том, что праздник Вознесения, как любое евангельское событие, имеет ряд аспектов. Хотелось бы раскрыть из них два момента.
Первый момент - богословский, связанный с тем, что Вознесение - апофеоз торжества человечества. Православная Церковь учит, что Господь принял человеческую природу во всей полноте и в полном смысле слова разделил участь всякого живущего на земле.
- Простите, батюшка, вынужден прервать Вас, так как у нас первый звонок.
Вопрос телезрителя из г. Мытищи: Считается, что Господь вознесся на Небо, имея новую плоть, но ведь Он вознесся материально. Если же Он принадлежал нашему материальному миру, значит, Его местоположение можно обозначить координатами времени и пространства? Это трудно представить. Скажите, данный вопрос как-то разрабатывался?
- Сам факт, что Господь стал человеком в полном смысле слова, уже поразителен. Произошло соединение двух природ: божественной и человеческой. Это соединение лежит за пределами нашего познания, и говорить о нем долго невозможно, однако это факт и догма Церкви, которая исповедуется в течение тысячелетий.
Как справедливо заметил телезритель, Господь вознесся на Небо, тем самым зафиксировав это положение богочеловечества. Удивительно, что Господь избрал человеческую природу, это обнаруживает любовь Бога к человеку. Господь избрал не ангельскую природу, не природу перворожденных, а нашу с вами, и потому Господь близок каждому из нас.
Факт вознесения говорит нам о том, что Господь, будучи богочеловеком, после вознесения человечества не лишился. Его человечество пребывает одесную Бога Отца, таким образом, это многократно подчеркивает тот факт, который обнаруживает в своем богословии христианство, особенно православное. Факт высочайшего значения человечества: того, что человек есть потенциально Бог. Поэтому Вознесение - высшая точка, обнаруживающая наше божественное достоинство. Господь не возгнушался нашей природой, и Божеству не было тесно в человечестве.
Для всякого верующего человека в тех или иных церковных событиях важно обнаружить то, что близко ему лично, касается персонального его. Факт, что человечество Христа восседает одесную Бога Отца, касается каждого из нас и позволяет нам задуматься о том потенциале, который вложен Богом в каждого из нас изначально и обнаруживается именно через праздник Вознесения Господня.
Мне, как православному человеку и священнослужителю, особенно импонирует аспект православного богословия, подчеркивающий высочайшее значение человечества, которое было изначально задумано Богом. Не скрою, что прочие религиозные системы говорят на эту тему менее возвышенно, чем христианство. Думаю, что именно этот факт отношения к человечеству может стать решающим для людей, сомневающихся и ищущих путей к Богу.
Второй момент, на который я бы хотел указать, связан с некой печалью апостолов. Господь в течение трех лет пребывал с учениками, после Воскресения явил великую радость о том, что смерть побеждена, и что в мире произошла столь кардинальная перемена, что ничего уже не будет, как это было раньше.
Ученики и многие люди имели возможность прибегать к Господу, получать от Него поддержку, мудрый совет, порой обличение, и вот наступает момент, когда Господь оставляет их. На Тайной вечери Господь упомянул: если Я не пойду, Дух Святой не придет к вам. Но для учеников это понятие было абстрактным. Господь, как Отец, знал, что делать, но апостолы, как чада, порой не догадывались о планах Своего Учителя. И вот Господь говорит слова, которые пронзают сердце любовью. Господь говорит: Я не оставляю вас навсегда, Я пребуду с вами во все века.
Вознесение - праздник, который подчеркивает, что это не расставание. Господь пребывает вместе с нами не только, как глава Церкви, но и как Бог, присутствующий в жизни каждого человека, в событиях и обстоятельствах нашей жизни. Мне думается, что факт присутствия Божия в нашей жизни по слову Господа, сказанного о вознесении, чрезвычайно важен для каждого верующего христианина.
- Наверное, всем нам интересно заглянуть за "ширму" Небесного: пророк Илия был вознесен на Небо, Господь вознесся в обновленном состоянии, Богородица была забрана на Небо уже после Успения. Каким образом материя помещается в невидимом мире. Можем ли мы что-то сказать об этом?
- Мы могли бы сказать об этом, если бы имели опыт жизни в ином измерении. Как исповедующему священнику, мне не раз приходилось сталкиваться с людьми, которых посещал Господь. На какое-то мгновение они приобщались к иной жизни, недоступной для нас. Проблема в том, что человек, однажды коснувшийся Неба, не может передать то, что с ним произошло, поскольку в нашем языке, в понятиях, которые мы усваиваем с детства, связанных со временем, пространством, нет места тем реалиям, с которым столкнулся такой человек. Думаю, что восприятие таких вещей очень субъективно, и воспринимается человеком как личный религиозный опыт. Много говорить о них сложно, потому что начинаешь искажать действительность. Сделать эту истину объективной, то есть объяснить, как это происходит, боюсь, будет затруднительно. Но думаю, Господь не хранит ревностно эту тайну, и каждый православный человек, если он серьезно стремится познать реальность Неба, может приблизиться к ней через очищение своего сердца и души и молить Господа, чтобы Он открыл ему эту тайну.
- Господь возносится на Небо, но лично для меня всегда оставался открытым вопрос, почему Господь является будущему апостолу Павлу, и это как бы вырывается из контекста явлений воскресшего Спасителя.
- Господь возносится на Небо, но мира не оставляет. Будучи главой Церкви, активно участвует в событиях нашей жизни. Факт Вознесения не исключает присутствия Божия в мире, что и объясняет Его явление Савлу.
Мистический опыт, который имели святые отцы и некоторые благочестивые христиане, это все же залог будущего, некое мимолетное прикосновение Небес, но не то постоянное пребывание, которое было между Господом и учениками до Его Вознесения. Посылается оно людям для того, чтобы они сохраняли в себе память Неба и своей жизнью реализовали это стремление ввысь.
- Вознесение происходило и с телом Господа, а каждый из нас оставляет тело на земле, и только душа уходит в тот мир. Как Вы думаете, насколько отличается бытие души без тела?
- Ветхозаветное понимание человека подразумевает его цельность: человек есть союз тела и души, и в человеке невозможно провести линию, где кончается одно и начинается другое. Смерть означает расторжение этого союза. Поэтому, конечно, человек без тела ущербен, ибо Богом он замыслен, как духовно-телесное существо.
Мысль о том, что телесность, материальность как-то не согласуется с духовностью Небес, мне кажется надуманной. Потому что Божеству не тесно в человечестве, и Господь не сотворил ничего скверного, что противоречило бы Богу. Поэтому наша телесность не может быть препятствием общения с духом. То, что Бог в теле вознесся на Небо, является проблемой только для нас, для Бога это не является проблемой, так как изначально был задуман союз материи и духа. Человек - гениальнейшее творение, которое соединяет в себе эти два мира.
Для нас представляет затруднение лишь "как", над этим вопросом били многие богословы Церкви и пришли к выводу, что нельзя домогаться ответа на эту тайну. Можно лишь очертить ее некими ограничителями, признаками: не слитно, неизменно. Но понять, каким образом соединяется телесность с Божеством, для нашего ограниченного ума не представляется возможным.
- Почему же наша аскетическая традиция с ее умерщвлением плоти и неким уничижением всего телесного является все же идеалом?
- Думаю, что наша аскетическая традиция имеет глубочайший смысл, потому что человек несет в себе семя греха, страсти. Чтобы очистить себя, требуется немало усилий.
В наше время принято думать, что душа влияет на тело, но аскетика утверждает, что и тело влияет на душу. Если мы ограничиваем наши потребности, прилагаем усилия, чтобы обуздать наши внутренние страсти, то обнаруживаем, что обуздываются они через обуздание нашей телесности. Предполагаю, что поэтому аскетика и делает акцент на этом моменте. Но никогда аскетическая традиция не уничижает человека, человеческой природы, не утверждает, что наша телесность является неким нечистым началом, которое препятствует нашей духовности. Наоборот, речь идет об очищении. В этом плане справедливы те ограничения, которые возлагаются на телесную часть человеческой природы.
- Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: Как телесность вознесшегося Христа в Единой Троице "уживается" с безтелесностью Отца и Святого Духа?
Второй вопрос: Если Православная Церковь признает подлинность Туринской Плащаницы, то почему ни в одной церкви нет ее изображения?
- Вопрос, конечно, очень глубокий, и я могу лишь очертить некие ответы на заданный вопрос. Господь воспринял человеческую природу, но Троица - это Единый Бог, так учит Святая Церковь. Это догмат, который также лежит за пределами нашего рационального восприятия. Догматы Церкви - те положения, которые воспринимаются верой. Господь как бы говорит нам: так правильно. В жизни мы та же сталкиваемся с подобными событиями. Когда мы приходим чему-то учиться, мы не до конца понимаем все нюансы, и, обращаясь к более опытному учителю с вопросами, мы часто получаем примерно такой ответ: для того, чтобы понять это, тебе нужно время, чтобы созреть, приобрести опыт, а пока просто надо делать вот так.
Господь, обращаясь к нам, говорит, что Бог Троица - Бог Единый в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Но Церковь не утверждает, что человечество включено в Троичность. Это тонкие богословские вопросы, и я бы не рисковал развивать эту тему, поскольку богословствовать на такую тему, надо очистившись. Святые отцы древности, приступая к подобным темам, проводили годы в пустыне и лишь частично приближались к этому ответу.
Что касается плащаницы, должен сказать, что ее изображение, на самом деле, присутствует в Церкви - это образ Спаса Нерукотворного. Надо понимать, что традиция фотографировать возникла сравнительно недавно, а во II, III, V веках была традиция написания икон. Если вы будете внимательно смотреть на изображение Спасителя на Плащанице, вы увидите крупную каплю крови на лбу. То же вы увидите на образе Спаса Нерукотворного.
Плащаница была древнейшей святыней христианского мира, ее видели многие люди, в том числе иконописцы, и то, как они это видели, они передавали в изображениях Спасителя на иконах.
- Вопрос телезрительницы: Как наша Церковь относится к сожжению тела после смерти?
- Церковь относится к кремации отрицательно, поскольку эта традиция присуща языческим, индуистским культам. Для христианства тело - часть человеческой природы, и Церковь воспринимает тело усопшего, как храм, в котором обитала душа. Храм, опаленный Духом Святым. Поэтому Церковь со вниманием относится к погребению. Обратите внимание, что когда совершается отпевание, в Церкви открываются царские врата и зажигается паникадило. Это праздник, почтение к усопшему, радость о том, что у ушедшего человека начинается новая жизнь.
Однако в моей пастырской практике часто приходится сталкиваться с вопросами, связанными с насущными проблемами погребения. Иногда люди пребывают в таком состоянии скудости, при котором они не могут похоронить человека христианским образом. Исходя из этого, мы не можем требовать, чтобы человек, вопреки всему, изыскивал такие средства, которые превышают всякие разумные пределы, однако я думаю, родственникам необходимо приложить все усилия, чтобы достойно отнестись к погребению усопшего родного человека.
- Вопрос телезрителя из Мурманской области: Можно ли сказать, что без первородного греха наших прародителей мы бы не появились на свет. Заповедь плодиться и размножаться Адам и Ева получили после грехопадения. Почему когда они были богоподобными, у них не было детей?
- Распространение рода человеческого необязательно должно быть сопряжено с грехом. Мы знаем способ распространения человека по Библии, и он сопряжен с той трагедией, что произошла на заре человечества. Но что подразумевалось Богом в распространении рода человеческого, если бы Адам не согрешил, мы не знаем, но можем предполагать, что если человеческая природа изначально была чиста и является гениальным творением, думаю, что этот вопрос едва ли вызывал какое-либо затруднение. Мы знаем только одну сторону вопроса, но не можем, исходя лишь из этого знания, считать, что не существует других путей.
- Хотелось бы вернуться к разговору о соединении человечества и Божества. У нас есть свидетельства святых отцов, и в Халкидонском оросе говорится, что соединяются они "неразлучно, нераздельно, не слитно, неизменно". Как Вы считаете, стоит ли человеку пытаться понять это, размышлять на эту тему?
- Можно ли остановить мысль? Можно ли остановить ветер? Свойство нашего сознания такого, что оно постоянно течет, поэтому запретить себе размышлять на эту тему в некотором смысле бессмысленно. Но надо помнить также слова Григория Богослова, сказанные по подобному поводу: о некоторых тайнах Церкви уместно молчать.
Халкидонский орос не отвечает на вопрос "как", он лишь ставит некие ограничители для сознания, переходить за которые не следует, поскольку может привести к ереси. Но думаю, что невозможно запретить думать на эти темы верующему человеку. Думать можно, и если ты познаешь свою немощь в этих вопросах, то это тоже немалый результат.
- Вопрос телезрительницы из Челябинской области: Когда человек рождается, всякая душа чиста. Почему уже при рождении здоровье дается каждому свое. Почему у одного человека жизнь проходит легко, а другому выпадают серьезные испытания? С чем это связано?
- Вопрос очень хороший. Сегодня телезрители задают очень глубокие, я бы даже сказал, богословские вопросы. Заданный Вами вопрос волнует очень многих людей: почему существует подобное неравенство. Мне, как священнику, не раз приходилось слышать вопрос, почему умирают дети, почему страдают инвалиды и подобные. Многие люди, далекие от Церкви, возводят вину за все это на Бога. Но здесь следует помнить, что Господь сотворил человека совершенным, дав ему все необходимое для того, что он стяжал бессмертие и достиг задуманного Богом богоподобия человека. Но все мы знаем, что Адам уклонился от воли Божией и впустил в этот мир зло. Проблема состоит в том, что невозможно прийти к совершенству, не имея свободы. Потому что совершенство есть любовь, о которой говорит христианство. Любовь не бывает без свободы, а свобода, которая была дана человеку, это свобода всерьез: человек всерьез мог последовать за своим Творцом и всерьез встать против Бога. Адам избрал второе.
Эта свобода подразумевает ответственность выбора. Все, что последовало после, это вина человека. Те трагедии, которые происходят до сих пор, являются результатом грехопадения, результатом выбора нашего прародителя. Люди сами и по сей день избирают зло. Не может быть так, что человек выбирает и делает зло, а Бог это зло постоянно "нейтрализует". Если человек делает зло, он несет ответственность за него в полном смысле слова. И не только он, но и те, на кого это зло распространяется.
Второй момент, который мы должны понять, связан с нашей личной греховностью. Последствия первородного греха заключаются не в том, что мы несем ответственность за ложный выбор Адама, но в том, что в нас живет неотвратимое влечение к злу. В крещении это стремление к смерти и саморазрушению ослабляется Богом таким образом, чтобы в человеке присутствовал свободный выбор: чтобы это зло не подавляло его разум. Чтобы в любой момент своей жизни он мог делать выбор между добром и злом, светом и тьмой. Но в жизни человека все складывается по-разному, к сожалению, не многие могут сказать о себе, что в течение жизни они избирают лишь добро. В человеке бывают и падения, развиваются страсти, но Господь, будучи любящим Отцом, хочет, чтобы все мы спаслись. Чтобы замысел богоподобия состоялся в отдельной судьбе каждого человека. Поэтому Господь устраивает обстоятельства таким образом, чтобы подвигнуть нас на покаяние. К сожалению, эти обстоятельства становятся для нас горьким лекарством, которое мы должны принимать, если хотим приблизиться к Богу.
Думаю, что два этих факта, о которых я рассказал, обусловливают то разнообразие, которое присутствует в жизни. Повторю их: это факт присутствия зла в мире, связанный с Адамовым грехопадением, и факт нашей личной греховности. Это определяет то, что все люди по-разному идут своей дорогой к Господу.
- Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: В Евангелии сказано, что мы уже не рабы, но друзья и сыны Господу, почему же мы в Церкви говорим "раб Божий"?
Второй вопрос: Почему перед едой, читая молитву "Отче наш", мы обращаемся к Богу Отцу, а после еды благодарим Сына?
- Дело в том, что понятие "рабство" ассоциируется у нас с каким-то уничижением и тяжелыми работами. В античной традиции раб, купленный на рынке, не становился собственностью нового господина тотчас после его приобретения. Рабом он становился после совершения над ним четырех действий: ему давали новое имя, омывали, стригли, сжигали старую одежду и давали новую.
Те, кто присутствовали на Таинстве крещения, при внимательном рассмотрении могут усмотреть все четыре элемента. Таким образом, внутренний смысл этого Таинства подчеркивает, что по совершении его мы становимся рабами Божиими. Но здесь рабство не означает насильственного подавления воли человека, его надо понимать, как то, что человек становится проводником воли Божией в мир. Он творит волю своего господина. Все Евангелие, все православное христианство подчеркивает, что творит он эту волю по любви. Поэтому в православной традиции понятия "раб" и "сын" часто переплетаются и порой заменяют друг друга.
Очевидно, что путь блудного сына предлежит всем нам: все мы должны воспринимать себя рабами в надежде на то, что когда-нибудь мы будем приняты, как сыновья.
Ответ на второй вопрос переплетается со сказанным. В аскетической традиции есть представления о ступенях духовного восхождения человека. Первая ступень - раб, который творит волю своего господина, боясь наказания. Вторая ступень - наемник, который чает вознаграждения за свои труды. Третья ступень - это сын, который творит волю своего отца по любви. Все это точки на одном векторе, который направлен в Небо. Поэтому думаю, что противоречия здесь нет, есть движение.
В свое время, когда я осознанно пришел в Церковь и воспринимал православную традицию, многие вещи, в том числе обычай молиться до и после еды, я слушал своих учителей, которые говорили мне, что делать так правильно, потому что так сложилось в церковной традиции. Думаю, что традиция не лишена смысла. Мы не всегда можем ее до конца осознать, но по опыту скажу, что форма бережет дух. Если ты разобьешь кувшин, то вода разольется. Традиция - та форма, которая содержит в себе Дух.
- Сейчас наступает период, когда мы воздерживаемся от молитвы "Царю Небесный". Поясните, пожалуйста, почему возникла такая богослужебная практика?
- Очевидно, это связано с событиями, описанными в Деяниях святых апостолов, о том, что существовал короткий промежуток молчания между Вознесением и днем рождения Церкви - Пятидесятницей.
Господь перед Своим Вознесением повелевает своим ученикам пребывать в Иерусалиме в молитве и добавляет: вы приимите силу, которая в дальнейшем будет употреблена на распространение Евангелия и Церкви.
Поэтому в этот период мы, подобно апостолам, чаем Утешителя, чаем Духа Святаго, и пока Он не пришел, воздерживаемся от молитвы Святому Духу.
- Надо ли воспринимать это время как некое ущербное или как время искушений и соблазнов?
- Думаю, что это время ожидания, время внутреннего сосредоточения, подготовки себя к принятию этого дара и этой силы. Для всех православных верующих христиан вопрос, связанный с приятием Духа Святаго, является ключевым. Большинство из нас помнит беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым о том, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святаго. По сути, вопрос стяжания Духа Святаго является ключевым. Преподобный Серафим говорит, что если человек стяжал Духа Святаго, то как христианин, как ученик Господа он состоялся. Если он не употребил свои добродетели, для того чтобы приять Духа Святаго, значит, это некая трагедия. Человек пришел в Церковь, молился, но не исполнил своего предназначения. Поэтому все мы в течение своей жизни чаем пришествия Духа Святаго, чтобы Господь пришел и наполнил нас Своей силой.
Поэтому мы ожидаем Праздника Пятидесятницы в богослужебном смысле и своей личной Пятидесятницы в общем смысле: своего христианского делания.
- Вопрос телезрителя из г. Новороссийска: Можно ли представлять икону, когда молишься?
Второй вопрос: Чтобы приучить себя к Иисусовой молитве, я ее просто многократно повторял про себя. Теперь, когда я к этому привык, я приучаю себя произносить ее с пониманием. Правильно ли я делаю?
- Согласно древней молитвенной традиции Церкви святые отцы предостерегают нас от различного рода представлений во время молитвы. Эти представления могут стать камнем преткновения и привести к тому, что человек впадет в некую прелесть. Это страшное явление, не приведи Господь, чтобы это приключилось с кем-либо.
Начав представлять что-то во время молитвы, можно представлять это все лучше и красочнее, и в конце концов это может стать не просто препятствием, но и трагедией, связанной порой с нарушением психики.
Иконы даны нам в помощь для того, чтобы облегчить нашу молитву, чтобы совершая наше молитвенное делание, мы не напрягались в попытке что-либо представлять. Канонический образ Божий находится перед нашими очами. Если возникает какая-либо ситуация, при которой человеку надо помолиться, но иконы рядом нет, не надо ничего представлять. Молитва - это устремление, движение к Богу, оно не требует образов. Это связано и с ответом на второй вопрос.
Иисусова молитва - это серьезное внутреннее, духовное делание, которое требует внимания со стороны духовно опытного наставника, который сам имеет опыт этой молитвы. Если человек стремится к Иисусовой молитве, ему необходимо духовное окормление в этом вопросе. Если человек молится этой молитвой иногда - это другое дело. Если же эта молитва импонирует человеку, и он прикладывает усилия к ней, то, безусловно, требуется пастырское назидание.
- Время нашего эфира стремительно подходит к концу. Прошу Вас сказать несколько укрепляющих слов и благословить наших телезрителей на прощание.
- Уважаемые телезрители, я хотел бы пожелать в этот Праздник Вознесения Господня обильной милости Божией, чувства благодарности к Богу за то, что именно в этом празднике Господь сделал всех нас родными Себе. Пусть наша благодарность как чад Божиих всегда пребывала в наших сердцах, всегда находила отклик, и благословение Божие всегда пребывало на вас.
Ведущий: Михаил Кудрявцев.
Расшифровка: Юлия Подзолова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Чудеса начинаются!
Минск. Акафист святителю Иоанну Шанхайскому и Пресвятой Богородице «Целительнице»
Москва. Спектакль «Это сам Христос — малютка»
Казань. Беседы по основам Православия как подготовка к Таинству Крещения
Прогноз погоды на 6 декабря 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!