Ветхий Завет и пророческое служение

6 августа 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Браверман. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 2 августа 2013 г.

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала Союз передача цикла «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма Святых Равноапостольных Константина и Елены, протоиерей Михаил Браверманн. Здравствуйте батюшка.

- Здравствуйте, Михаил, здравствуйте, дорогие телезрители.

- Прошу Вас благословить наших телезрителей каким-нибудь напутственным словом в честь праздника, почитаемого нами Святого Пророка Илии.

- Я думаю самое главное, что отличает Пророка Илию, это ревность о Боге. И вот этой ревности о слове Божьем мы все должны учиться. И в помощь нам Господь дал всех святых и в том числе пророка Илию.

- Спаси Господи. Дорогие телезрители, а тема нашей сегодняшней программы: Ветхий Завет и пророческое служение. Пожалуйста, звоните в студию и задавайте вопросы. Телефоны 812 677 62 44.

О.Михаил, начнем с самого начала, о том слове, что мы и говорим. О Ветхом Завете. Что означает это словосочетание?

- Я думаю, что всякий человек, который имеет начальное богословское образование, ходит в воскресную школу, знает, что слово «завет» означает союз или договор. Союз, который Господь Бог заключает с человеком. Полный и совершенный союз Бога и человека, как единство божественного и человеческого, заключен Господом Иисусом Христом. Но прежде чем Господь приходит в этот мир, прежде чем Сын Божий воплощается, проходит целый исторический период, за который Бог готовит мир к пришествию Христа Мессии. И вот посреди всех народов, которые в результате грехопадения, отпадения от Бога, стали идолопоклонниками, было Божье слово, Откровение. И Ветхий Завет, который Бог заключал с праведниками дохристианской эпохи. Среди которых и Моисей и Авраам и Ной. Это был завет о том, что если человек сохранит верность единому Богу, тогда жизнь человека будет проистекать по Божественной воле. Но когда пришел Божий Сын, тот Завет, который был заключен с Богом до Воплощения, этот завет стал Ветхим, то есть древним. Потому что Господь установил уже Новый Завет, новый союз Бога и человека. И, конечно, есть несомненная связь между Заветом Ветхим и Новым Заветом. Если мы любим Христа Спасителя, то нам дорого все, что с Ним связано. И вот мир, в котором Христос провел свои 33 года человеческой жизни,  это был мир Ветхого Завета. Мир, который был наполнен ожиданием пришествия Мессии. Мир, который знал о Боге, потому что о Боге возвещали пророки. И самая главная ценность Ветхого Завета для нас в том, что весь он свидетельствует о Христе Спасителе. В прообразах, в пророчествах, он возвещает грядущее спасение. Поэтому не случайно, что и Сам Господь Иисус Христос и Его ученики апостолы, все они обращаются к Ветхому Завету, все они Ветхий Завет цитируют. Ветхий Завет говорит об очень многом. О самом главном, о Боге, о человеке, о его призвании. О мире, о грехопадении. Корни всего, что происходит в мировой истории, в нашей общественной, политической жизни, все это находится в Ветхом Завете. Потому что Ветхий Завет говорит о самом кардинальном. Для чего мы пришли в мир, почему эта жизнь так трагична и что же нам делать. Ветхий Завет это надежда, которая исполняется уже в Завете Новом. Но самое ценное, Ветхий Завет говорит о сотворении Адама, который общался с Богом в раю лицом к Лицу. То есть мы все созданы для того, чтобы общаться с Богом. В Этом наше призвание. И в то же время наше положение трагично, потому что первые люди согрешили, они отпали от Бога. И вот, как следствие отпадение от Бога как источника жизни, в мир приходит грех, а с грехом приходит смерть и ее предвестники – болезни и страдания. Тема Ветхого Завета безгранична. Когда я сам учился в школе, в семинарии, для меня это был самый трудный и тяжелый предмет, очень  интересный, но очень трудный, потому что Ветхий Завет всеобъемлющ. Действительно это история сотворения мира, история народов, это история человека в поисках Бога.

- О.Михаил, мы еще вернемся к этому разговору, а сейчас, позвольте прерваться на звонок. Нам звонит р.Б. Людмила из Белоруссии.

- Здравствуйте, батюшка, здравствуйте ведущий. Ответьте пожалуйста на такой вопрос. У нас в Белоруссии, при захоронении в некоторых местностях ставят крест в голове, в некоторых ставят в ногах. Скажите пожалуйста, как правильно поставить крест усопшему человеку.

-  Спасибо за вопрос. Есть традиция ставить крест в ногах усопшего. Конечно, это имеет символическое значение. Мы знаем, мы верим, что все люди воскреснут во всеобщее Воскресение. Воскреснут на Суд, чтобы в полноте войти в Царство Небесное. Тела воскреснут и души, находящиеся у Господа соединяться со своими телами. Господь в силах сделать это и об этом пророчески свидетельствует еще Ветхий Завет. И вот в знак того, что человек воскресая, восставая видит крест, как символ спасения. Это восстановление креста как раз у ног человека. Но никакого догматического нарушения не будет, если по каким-то причинам крест поставлен у изголовья. Надеюсь я ответил.

- Спасибо батюшка.

- Очень многие вещи, которые связаны с захоронением, конечно, имеют символическое значение. И история богословского символа, она тоже восходит к Ветхому Завету. Представьте, не только прямые пророчества о Христе, о месте и времени Его рождения. О Его служении, предательстве, страданиях и смерти, не только прямые пророчества, но даже прообразы Ветхого Завета говорят нам об этом. Так Авель, убитый братом из зависти, Иосиф проданный братьями в рабство тоже из зависти. Все они своим сужением прообразовывали служение Христа Спасителя.

- Батюшка, у нас снова звонок. От р.Б. Светланы из Архангельской области. Здравствуйте.

- Здравствуйте, батюшка, здравствуйте ведущий. Хотелось бы задать вот такой вопрос. Все мы знаем, что Адам был изгнан из рая и люди приносили жертвоприношения. У меня такой вопрос: жертвоприношения были придуманы людьми или этому научил их сам Господь Бог?

- Спасибо за прекрасный вопрос. Я бы ответил так. Жертва – это дар Богу. И если бы человек не нарушил Божью заповедь, то вся его жизнь была бы ответным даром Богу, сотворившему мир, человека. Но случилось так, что человек отпал от Бога. Но потребность Бога любить, чем-то делиться с Ним, приносить Ему что-то в дар, такая потребность осталась в человеке. И вот в эпоху ветхозаветную жертва приносилась как извинения за грех и жертва благодарения. Сделанный грех, как сказано уже в Новом Завете, рождает смерть. Это знал прекрасно и древний человек, знал Адам, который согрешил и потому в мир пришла смерть. И вот в осознание того, что каждый грех отделяет нас от Бога и отдаляет нас от Его любви, в жертву приносилось безвинное, непорочное животное. Но, как потом напишет апостол Павел: невозможно, чтобы кровь тельцов или козлов уничтожала грех. Все это были образы для нас. То-есть все жертвы Ветхого Завета, жертвы за грех, во благодарение… были прообразами жертвы Христа Спасителя, который Сам Себя приносит в жертву на Кресте за грехи наши, за грехи этого мира. Поэтому можно сказать что понятие жертвы, это понятие библейское, понятие богословское, которое отражает взаимоотношения человека и Бога. Вот представьте себе, когда-нибудь Господь Бог, который вывел народ израильский из рабства, который призвал, еще до этого, Авраама, чтобы от него произвести этот народ, вдруг повелел Аврааму сделать немыслимое. Принести в жертву единственного, горячо любимого сына. Единственного сына от Сары. И вот Авраам, как это не удивительно, решил исполнить, потому что как позже напишет апостол Павел, знал, что Господь в силах воскресить из мертвых. То есть явил веру как абсолютное послушание, абсолютную любовь. И действительно готов был принести в жертву своего сына. Но вот когда человек имел такое доверие Богу, что самое родное, самое близкое, самое любимое, мог принести в жертву, то конечно Господь Бог не принял такой жертвы. Но, наоборот, Сам послал в мир Сына Своего единородного, который стал человеком и потом, действительно, принес Себя в жертву на Кресте. То есть даже принесение Авраамом сына в жертву уже есть прообраз не Ветхого, но уже Нового Завета. Прообраз крестной смерти Христа Спасителя. Так перекликаются Завет Ветхий и Завет Новый. То есть мы действительно видим, что Ветхий Завет находит свое исполнение и выражение именно уже в Новом Завете.

- Но мы и в Ветхом Завете видим примеры истинных жертв,  когда псалмопевец Давид говорит о том, что жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно, Бог не уничижит.

- А вот мы упомянули жертву благодарения. И это тоже нашло выражение в жизни церкви, потому что слово Евхаристия буквально означает – благодарение. И Евхаристией мы называем самую главную службу в нашей церкви, Божественную Литургию, на которой Господь являет нам Себя в Таинстве Святого Причащения.

- Спасибо, батюшка, у нас снова вопрос от р.Б. Людмилы из Челябинска. Здравствуйте.

- Добрый вечер. У меня такой вопрос. Почему мы говорим: раб Божий, раба Божья? Ведь Господь наш Отец, мы Его должны уважать, слушаться, любить. А у раба отношение к господину совсем другое. Он человек притесняемый, угнетаемый.

- Спасибо за вопрос.

- Хороший вопрос. Дело в том, что раб Божий, это не уничижительное наименование. Раб Божий – это самое высокое звание, которое может получить человек на этой земле. Оно не тождественно с пониманием раба в человеческом смысле. Раб Божий это тот, кто работает Богу, тот, кто работает Всевышнему. И если человек дочь или сын Божий, то он и является Божьим рабом, потому что исполняет волю Бога на земле. Поэтому и нет в этом никакого уничижения, только люди далекие от церковного учения могут думать, что словосочетание «раб Божий»  унижает человеческое достоинство. Наоборот, нигде мы не найдем такого видения человека, которое мы встречаем в церкви. Апостол Павел говорит: разве вы не знаете, что вы храм Божий? То есть человек венец творения почему? Да потому что Господь почтил его воплощением. Потому что Господь стал человеком и тем освятил человеческое естество. И если мы ищем Бога в своей жизни, если мы стремимся Его любить, тогда мы хотим совершать Его волю. И тогда действительно мы становимся рабами Божьими. Поэтому раб Божий, это то, к чему мы все стремимся, но, что мы, к сожалению, почти все, исполняем плохо, потому что мы мало любим Бога, плохо исполняем Его заповеди. Кто хорошо любит Бога, те люди, которых мы называем святыми, эти люди являются для нас примером.

- Ведь возможна и такая антиномия, что человек, будучи сыном или дочерью Божьей, может не являться рабом Божьим. Он может рабом дьявола быть. Ведь Господь выводит человека как раз из рабства дьяволу.

- Это правда. Кто чью волю творит, тот того и раб. И что может быть выше, чем именоваться сыном, дочерью Бога Всевышнего. И Божьим рабом. Кто-то из святых говорил: есть три образа служения Богу. Наемничество, если ты наемник – жди награды. Рабство – жди наказания. И сыновство. Но вот сыновство сочетается с тем, чтобы быть рабами Божьими. Потому что раб Божий, это тот, кто работает Богу, тот, кто в мире несет свет.

- Бездельник рабом быть не может.

- Ну если оборотиться, все мы отчасти ленивые.

- Батюшка, у нас снова звонок. Здравствуйте.

- Здравствуйте, это вам звонят из Астрахани. Я бы хотела узнать у о.Михаила. Где можно купить Вашу книгу «Евангельские истории в проповедях»? И второй вопрос, по каким признакам делят пророков на больших и малых. Например, Аввакум, я о нем читала, относится к малым пророкам. Но ведь он давал пророчества о мессии, о разрушении Иерусалима. А Исайю, например, относят к большим пророкам. Меня зовут р.Б. Ирина.

- Спасибо за вопрос, Ирина. У меня действительно вышла книжка, которая называется «Евангельские истории в проповедях». Если будете в Петербурге, приходите в храм, я Вам эту книжку просто подарю. Где ее купить в Астрахани, я не знаю, но, надеюсь, что она появится в каких-то книжных киосках. Что касается деления на больших и малых пророков, это не деление по значимости тех или иных пророчеств, которые приводят служители Бога в своих писаниях и своей жизнью. Это деление чисто по размерам, по главам. По количеству слов, по количеству букв.

- И обусловлено это ничем иным, как свитком, который мы видим сейчас на экране. Потому что раньше Ветхий Завет был в свитках и не все пророчества умещались в одном. Батюшка, и давайте как раз поговорим о составе Ветхого Завета, ведь для многих существует представление, что это одна монолитная книга. Однако ученые выделяют там и законодательные книги, и исторические, и пророческие.
- Знаете, у ученых учебная система. И это правильно. Некоторые книги названы историческими, некоторые пророческие, некоторые учительные. Что это значит для нашей жизни? Не для тех, кто поступает в семинарию и будет отвечать на конкретный вопрос и давать конкретный ответ. А это значит, что в Ветхом Завете содержится закон, содержится история человеческого рода. История, прежде всего понимаемая как духовный поиск человека, потому как некоторые события в мировой истории, не значимые в духовном плане, в Ветхом Завете опущены. А события вроде бы мелкие, но значимые в духовном плане, об этом сказано. И, конечно, книги учительные, потому что мы через них учимся. И книги пророческие, в которых содержатся пророчества о пришествии в мир Христа Спасителя.

- Да, но скажите, что остается актуальным для современного человека, потому что книга чисел, например, совершенна неактуальна. Исчисление народов, исчисление размеров скиний и прочая.

- Ветхий Завет очень труден для понимания. Очень тяжел для понимания, потому что требует каких-то элементарных исторических знаний о том или ином событии, требует духовного ключа, с помощью которого можно попасть в осмысление текста. То есть святоотеческое видение Ветхого Завета. И вот что говорил, например, Григорий Нисский: если мы будем некоторые места Ветхого Завета понимать буквально, то мы не только не получим никакой пользы, а, наоборот, приобретем вред. А друг Григория Нисского, Святитель Григорий Богослов, говорил так, что не все, что есть в этом мире, отображено в Писании, но все то, что есть в Писании, существует на самом деле. Вот такая сложная ситуация. Потом святитель Григорий поясняет, что  сказано еще в Ветхом Завете, что Бог ходит, видит, слышит. Так сказано о Боге применительно к человеческим категориям. Естественно, Бог есть Дух. Но не сказано в Ветхом Завете о каких-то догматических знаниях о Боге, которыми сегодня располагает церковь, хотя все это так. Ветхий Завет труден и тяжел в восприятии, поэтому мне кажется, что знакомство с Ветхим Заветом, особенно это касается детей, нужно начинать после знакомства с Новым Заветом. Потому что главное, что есть в Ветхом Завете, это Христос Спаситель. Там Он есть в пророчествах и прообразах. А в Новом Завете, Он является в совершенстве. Являет свое учение и живое Слово. Ветхий Завет очень интересен детям в воскресных школах. Рисовать египетские казни, еще какие-то события, это действительно очень интересно. Сюжеты Ветхого Завета и Нового Завета лежат во многих областях человеческого искусства: живописи, музыки, литературы. Как я уже говорил, даже политическая сегодняшняя ситуация, она во многом обусловлена тем, что когда-то происходило в Ветхом Завете. Господь делает как обещает: если народ будет Мне верен, Я буду с ним. И, наоборот, если человек отступает от Бога, то он подвергает себя риску во всех планах. И, конечно, Ветхий Завет важен, но труден. Очень много книг. Древнее слово Библия означает книги. В Новом Завете 27 книг, а в Ветхом гораздо больше.

- Да, причем каноны разнятся. Есть   канонические книги, есть не канонические.

- Те, которые сохранились на древнееврейском и те, которые только на древнегреческом. Но мы не будем углубляться в такую сложную тему. Надо хотя бы знать сюжет Книги Бытия.

- о.Михаил, со стороны неверующих людей часто можно услышать такую реплику, что мол брал я Библию, читал. Одно насилие там, закрыл и не стал дальше читать. С чего начать человеку чтение Библии?

- Правда, когда человек открывает Ветхий Завет, он может ужаснуться тому, сколько сцен насилия там описано. И ужаснется человек тогда, когда у него не будет духовного видения, духовного понимания того, что Ветхий Завет о многих вещах говорит через те или иные исторические ситуации. Действительно жизнь человека страшна, может быть жестокой. И истину и освобождение принес нам Христос. Поэтому начинать знакомство с Библией, мне кажется, нужно начинать именно с Евангелия. 

- У нас снова есть звонок, тоже от р.Б. Людмилы, но теперь уже из Нижнего Новгорода. Здравствуйте.

- Здравствуйте. Вот у меня 38 глава в Псалтыри. "Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною" А как понять передо мною нечестивый или человек, которому нужно Слово?

- Спасибо за вопрос. Очень хороший вопрос. Кто такой нечестивый? Нам очень легко любого человека, который нам не нравится, который нам мешает… соседа по лестничной клетке, который шумит, или коллег на работе, или еще кого-то, назвать нечестивыми, потому что они нам в жизни чем-то мешают. На самом деле нечестивым является мир вокруг нас. Мир иногда понимается не как Божье творение, а как говорит апостол Иоанн Богослов, мир лежит во зле. Мир болен грехом, но исцеление возможно только тогда, когда мы исцеляясь Христом, прибегая к покаянию очищаемся, потому что мы тоже подвержены греху. Мы живем в больном мире, и, чтобы этот мир стал лучше, мы должны бороться с нечестием, которое внутри нас.

- Ну и важно понимать, что эти слова написаны в контексте существования Иудеи, когда для евреев было четко определено кто нечестивец, а кто праведник.

- Да, и в контексте той жизни бурной, скорбной, насыщенной приключениями и гонениями, которые претерпевал пророк Давид.

-  И пророк Давид с одной стороны пророк, а с другой псалмопевец. Как определить, что является пророчеством, а что нет?

- Вы знаете как … пророчество классическое Ветхого Завета, оно упразднилось тогда, когда пришел Христос Спаситель. Последним пророком называют Иоанна Предтечу. Который пришел Духом Святым, как пророк Илия. То есть смысл Ветхозаветных пророчеств состоял в том, чтобы предвосхищать грядущее спасение. И когда это спасение исполнилось, когда Бог пришел в мир, пророчества упразднились. Так же, как со временем упразднилась и жертва Ветхого Завета, которая тоже была лишь прообразом жертвы Христа. Но интересно, что пророки говорили Духом Святым. Мы в Символе Веры говорим, что Дух Святый глаголал через пророки. А когда пришел в мир Сын Божий, когда Он победил грех, когда Он победил смерть, когда Он победил тьму, когда Он прославил человеческое естество, а в день Воскресения воссел одесную Отца, тогда человек, с его искаженной грехом природой, смог стать причастником Божественного естества. Это происходит в Таинстве Крещения, это продолжается в Таинстве Миропомазания во всех таинствах, но прежде всего в Таинстве Святого Причащения. То есть то, что происходило когда-то в истории, происходило тысячелетия назад, то, когда Дух Святый глаголал через пророков, все это имеет к нам отношение, потому что тот же самый Дух свидетельствует нам, что мы дети Божьи.

- Спасибо. О.Михаил, снова прервемся, потому что у нас снова звонок, на этот раз из города Тюмени, от р.Б. Клавдии. Здравствуйте.

-  Здравствуйте. Вот у меня такой вопрос батюшке. Как я прочитала у Феофана Затворника о Божьем устроении. Все святые говорят и он тоже, что душа человеческая невещественна, бесплотна и безчувственна. А как же когда душа проходит мытарства, демоны помещают ее в преисподнюю?
- Я понял что это вопрос о знаменитом споре Феофана Затворника и Святителя Игнатия Брянчанинова. Действительно, Святой Феофан Затворник всегда утверждал бестелесность человеческой души и ее духовность. Святитель Игнатий Брянчанинов возражал, что только Бог бестелесен и Бог является чистым Духом. Но мы оставим эти богословские тонкости, действительно душа имеет невидимое существование. Но то что происходит с душой, можно представить в картинах и символах. Учение о мытарствах не является общепринятым в православной церкви, но и не отвергается полностью. И конечно то, что душа человека чувствует уже при этой жизни, мыслит при этой жизни. И эти способности, наверняка сохраняет после перехода от временной земной жизни к жизни вечной. Но сказать, что все, что происходит с душой, происходит грубо и материально нельзя, потому что действительно у души духовное существование и поэтому то, что говориться в образах и картинках, понимается именно в символическом смысле. Я думаю, что человеку не имеет смысла задумываться о том, как это будет, потому что, опять же, Господь говорит о том, что не приходило на ум человеку, не видело то око и не слышало ухо, что уготовал Господь Бог любящим Его. Человек должен знать о том, что его ожидает и жизнь вечная и ожидает Суд. Человек должен знать Евангелие, где Господь говорит о вере в Него, о том что верующий в Него имеет жизнь вечную и даже на Суд уже не приходит. Суд будет, но если человек верит, то он уже здесь, на земле, получает оправдание, либо, к сожалению, осуждение. Вот мне кажется знать об этом гораздо более полезно, чем размышлять о вещах, которые недоступны нам из за нашей духовной серости, духовной немощи, если такие великие богословские умы, как святые Феофан и Игнатий спорили о телесности и духовности души. Что остается нам, малым людям? Я думаю читать Евангелие и подражать в этом замечательным святым отцам, которые написали для нас и пояснения и истолкования. Святитель Игнатий Брянчанинов раскрыл в тонкостях духовное делание, монашеское делание.

- Спасибо, батющка. У нас снова звонок из Краснодара, от р.Б. Николая. Здравствуйте.

- В Новом Завете при нарушении субботы, Господь оправдывает нарушение. В Ветхом Завете при нарушении субботы, Бог наказывает. Но так как Бог является неизменным и постоянным, как можно объяснить одно и то же действие двумя разными ответами?

- Спасибо. Бог действительно Тот же, неизменный, постоянный. Но непостоянен человек. И то, что не мог вместить человек в эпоху Ветхого Завета, в полноте открывается в Завете Новом. Но и тогда, помните, как Господь приходит к людям, когда Он исцеляет в субботу, когда Он провозглашает, что не человек для субботы, а суббота для человека… И тогда Его не принимают, обвиняют. И уже в первый год Его служения, как мы знаем из Евангелия от Иоанна, хотят убить Его за то, что Он исцеляет в субботу. Это не человек меняется, это постепенно к милосердию и любви, меняется человек. Заповедь о субботе была дана древнему человеку, и понималась духовно, как служение Богу. Но, постепенно, она обросла таким количеством предписаний, что из-за этих предписаний люди забыли самое главное. Дело не в том, что можно пройти 20 или 30 шагов, дело в том что один день из недели, человек должен посвятить Господу Богу. А Богу нужны не те или иные материальные дела, Богу нужно только сердце. Ветхий Завет так и говорит через пророка своего: сын мой, дай Мне сердце твое. И вот человек стал очень мелочным, очень материальным, он забыл духовный смысл закона. И Господь пришел, как Он сам сказал, не нарушить, а исполнить. Потому что закон исполняется милостью и истиной. Поэтому здесь речь идет о том, что человек слишком мал, мал духовно, для того чтобы сохранять верность Богу, для того чтобы иметь правильное разумение о божественном. Это происходит на самом деле и доныне. Наше непонимание, наша косность, то, что мы в первую очередь смотрим на внешнее, забывая за внешним самое главное: любовь, покаяние, смирение. То есть те категории, которые трудно выразимы внешне и которые знает, на самом деле, один только Господь Бог.

- О.Михаил, ведь и в пророческих книгах большая часть уделяется не предсказаниям о будущем Пришествии Мессии или каком-то ближайшем будущем, а посвящается обличению существующего режима, обличению существующего упадка духовной жизни людей в еврейской среде. Возможны ли сейчас пророчества, потому что и апостол Павел говорит, что и пророчества есть и дары языков у первых христиан.

- А тот же апостол Павел говорит, что и пророчества прекратятся и языки умолкнут, которые существовали І веке, но пребудет любовь.  Я думаю, что любой человек должен понимать, что есть приоритет в отношениях с Богом. Это покаяние, смирение и любовь. Вот любовь мы должны в себе утверждать, этой любви мы должны учиться. И прежде всего из Нового Завета, но понимать что корни Нового Завета, это Завет Ветхий. Союз Бога и человека. Как учиться любви? Вы знаете как… слово Завет в древнегреческом языке означает не только союз, но еще и завещание. Апостол Павел использует это слово, когда говорит, что где завещание, там необходима и смерть завещателя, потому что пока он жив, завещание не в силе. То есть чтобы мы стали наследниками Царствия Божьего, наследниками Нового Завета, Христос Бог принимает смерть на Кресте. Если мы это знаем, то знаем что Он это сделал для кого? Для каждого человека, который на протяжении двух тысячелетий слышит и читает Евангелие. Если мы знаем, что так нас возлюбил Господь Бог, до смерти крестной, тогда в ответ мы не можем Его не полюбить. Мы люди духовно маленькие, поэтому наша любовь тоже маленькая, но и такая любовь может приблизить нас ко Христу Спасителю.

- Спасибо, батюшка. Вопрос из Интернета. Р.Б. Тимофей спрашивает: скажите, пожалуйста, как народ признавал появление пророка? Например, в наше время появляются множество людей с теми или иными идеями, но время ставит все на свои места и идеи уходят в небытие. Как отличать пророков от лжеучителей?

- Точно так же как и сказано в вопросе этого человека. Время проходит и что-то исчезает, а что-то, что было подлинным, было от Бога, остается. Не только в истории, остается навсегда.

- Тогда еще один вопрос, от р.Б. Евгения. Он пишет: поясните слова апостола Павла «духа не угашайте и пророчества не уничижайте» и что в наши дни понимается под пророчеством.

- А Вы как думаете?

- Я думаю, что в определенной мере каждый христианин и несет некоторое служение пророчества, в свидетельстве Евангелия, ведь Евангелие обличает существующие порядки.

- Я тоже так думаю, только дело не в существующих порядках, а мне кажется, что мы, принадлежа Новому Завету, принадлежа Христовой церкви, мы принадлежим апостолам, пророкам и Господу Иисусу Христу. Потому что мы получили крещение, мы получили дар Святого Духа. И мы не должны уничижать духовную жизнь. Чем мы уничижаем? Когда забываем о нашем небесном призвании, когда забываем о том, что должны быть храмом Живого Бога, когда наполняем свое сердце и разум вещами, которые совершенно не соответствуют нашему христианскому призванию. Тем самым мы уничижаем и духовную жизнь и пророчества, которые говорят о том, что все будут научены Богом, что все будут сынами Всевышнего. И мы это понимаем не так, что теперь каждый человек должен взять котомку, посох и идти на Невский проспект обличать недостатки нашего общества, а о так, что каждый из нас должен понимать, что он – наследник дара Святого Духа, он наследник того, что было в веках и должен сам жить так, чтобы быть достойным своего высокого призвания. Это мое такое личное понимание.

- Я думаю оно вполне отвечает на поставленный вопрос.

- Но апостол Павел писал конкретной общине, конкретным людям. И тогда это могло значить нечто иное. Но духовный смысл остался навсегда. Мы читаем и почти все послания апостола Павла посвящены тем или иным лицам. Тимофею, Филимону, или тем или иным общинам – коринфянам, римлянам. Мы читаем их не будучи ни римлянами ни коринфянами, почему? Потому что духовный смысл его посланий касается каждого христианина, касается каждого времени, в том числе и нашего.

- Спасибо, о.Михаил. Еще один вопрос поступил. Этот вопрос близок и мне, я когда-то тоже им задавался. В Ветхом Завете есть заповеди Моисея. Их десять, по порядку и все понятно. Открыли место в Библии, нашли и все по порядку. А заповеди, данные Иисусом Христом, они как будто разбросаны по всему Новому Завету. Один из наших зрителей спрашивает: можно ли как-то структурировать, чтобы было понятно что делать христианину.

- Конечно можно. Но я бы начал с такого, более фундаментального положения: что самое главное в Новом Завете? В НЗ главным является Христос – Бог. И Его личность, богочеловека, она превосходит нашу жизнь, превосходит мироздание. Потому что Он не только человек, Он еще и Бог. Но вот этот Бог, не вместимый всей вселенной, Он становится человеком, становится близок нам. Более того, призывает всех нас в Свою Церковь и открывает Себя Самого в Таинстве Святого Причащения. И вот поиск Бога через Слово, которое мы открываем в Евангелии, это путь ко Христу Спасителю. И Евангелие нельзя свести к неким доктринам, Евангелие призывает нас к новой жизни. Призывает нас любить Бога, призывает быть честными. К свободе. Евангелие это некий мир, некий океан, куда мы попадаем. И поэтому трудно структурировать Евангелие, действительно. Каждое из четырех Евангелий имеет некий свой план, написано по своему замыслу. Это живое Слово Бога, которое превосходит всю нашу жизнь, судит нашу жизнь. Когда-то некий законник спросил Христа Спасителя: какая главная заповедь в законе? Господь ответил: возлюби Господа Бога твоего и ближнего, как самого себя. И вот эта нравственная категория – любить Бога и ближнего как себя, она вечна для всех людей, живших и в ветхозаветную эпоху и в наше время. Остается то, с чего начал. Главное в Евангелии – Христос. Главное в церкви – Христос. И вот Христа, как твоего Бога, как творца, как Спасителя, каждый из нас призван искать, каждый призван встречать. Для этого мы читаем Евангелие, Библию. И не беда, если мы чего-то не понимаем, так и должно быть. Странно, если человек открыл Библию и ему все понятно, он уже толкует близким, соседям и коллегам как правильно жить. Думаю что путь к пониманию лежит через святоотеческие, церковные традиции. Так как понимали Евангелие святые отцы. Потому что ведь и сектанты и еретики ссылаются на Евангелие.

- У нас есть звонок от р.Б. Михаила. Здравствуйте.

- Здравствуйте. Я хотел бы задать такой вопрос. О.Михаил, Христос после Воскресения несколько раз являлся апостолам, тем самым доказал, что смерть побеждаема. Но я не нашел о явлении кого либо из них после смерти другим. Почему? Или это доступно только Христу?

- Михаил, а Вы как думаете?

- Лично я думаю, что власть над смертью принадлежит только Богу.

- Наш Михаил из Азова спросил являлись ли святые? Святые являлись.

- Святые, конечно же являлись, вопрос в том, что такой телесности, которая была у Христа, они не обладали. Хотя, конечно, это вопросы, которые подвергаются…

- Но вопрос именно в телесности. Смотрите как получается, когда мы говорим, что чаем воскресения мертвых, мы говорим о будущем, о том, что произойдет в последние дни жизни этого мира. А Христос Бог воскрес телесно. То есть святые живы духовно и их души находятся перед Престолом Божьим и ходатайствуют за нас. Могут являться верующим тогда, когда этого хочет Господь и так, как хочет Бог. Христос Спаситель воскрес телесно. Более того, кто еще воскрес телесно? Богородица, Дева Мария. После успения, Она воскресла и телом, потому как святые говорят о со-Воскресении Пресвятой Богородицы. То есть то, что открылось через Воскресение Христа Спасителя, через Успение Девы Марии, это только будущее человекам. Святые живы в совсем ином, духовном плане.

- Вот момент, который озадачивает многих, мы молились сегодня пророку Илие. Говорил он, естественно, не на русском языке, и каким образом древние святые могут нас понимать?

- Могут прекрасно понимать. Как говорил Серафим Саровский: молчание есть тайна будущего века. Разделение на языки – история грехопадения, помните когда строили вавилонскую башню? И когда грех будет преодолен окончательно, у людей не будет разделения, как сейчас, когда дети в школе зубрят языки, понимание придет в Боге, духовное. Точно так же как святые, которые уже победили грех, могут общаться со всеми людьми. Не нашим ограниченным пониманием.

- Батюшка, давайте тогда поговорим о людях, с которыми мы говорим на одном языке, но понимания нет. Вопрос о сектантах. Я думаю многие из наших телезрителей с ними сталкивались. Сектанты часто обращаются цитатами из Ветхого Завета.

- Какие молодцы. У каждого человека есть чему поучиться.

- Да, скажите, пожалуйста, имеет ли смысл вступать в полемику с ними и каким образом?

- Да, вступать. Но перед этим читать и изучать Ветхий и Новый Завет. И тогда обязательно вступать в полемику. Православный человек должен быть православным не по имени, а потому что он имеет правильное мнение, правильное знание о Боге. Слово «православие» по-гречески «ортодоксия». Слово «докс» имеет два значения. Это и мнение, это и слава. Невозможно правильно славить Бога, если мы не обладаем правильным о Нем знанием. И поэтому мы как рабы Божьи, дети Божьи должны знать учение церкви, основу основ. Должны понемножку, но читать и Ветхий и Новый Заветы. Кроме того, Новый Завет мы слышим каждое воскресенье, когда приходим в храм, слышим так же проповедь, которая чаще всего посвящена новозаветному чтению. С Ветхим Заветом, конечно, тяжелее. Но и он от нас не закрыт.

- Существует масса комментариев и разных сайтов, посвященных Ветхому Завету.

- Михаил, но ведь в чем проблема… В том, что это должно быть интересно. Взрослого человека не заставишь читать то, что ему не нравится. А чтобы это нравилось и интересовало, надо просто помнить о своем призвании. «Духа не угашайте», то есть мы призваны жить духовной жизнью.

- Батюшка, и все-таки прочитать Ветхий Завет от корки до корки, имеет ли это смысл? Стоит ли человеку после нашей передачи взять и прочитать Ветхий Завет?

- Ну за одну ночь от корки до корки и невозможно и не нужно. А прочесть с комментариями, конечно можно и нужно. Почему бы и нет?

- И в богослужебной практике есть паремия.

- Паремия требует серьезного вхождения в структуру богослужения. Паремия звучит накануне больших праздников, на всенощном бдении, на вечерне. Паремия это чтение из Ветхого Завета, которое, опять же, в прообразах, говорит нам о событиях уже настоящего времени, событиях эпохи Нового Завета. Это звучит на старославянском языке, но сколько сейчас возможностей, особенно у молодых людей. Нажал кнопку компьютера и на экране служба. Почитать можно и на русском и на церковно славянском, подготовиться. Господь нам дал все в нашей жизни, чтобы мы о Нем знали. Древние монахи в египетских монастырях (книг было мало), учили наизусть целые куски священного Писания. Могли прочесть то или иное послание апостола Павла по памяти. Современному человеку – нажать кнопку на планшете. И если мы этим не пользуемся, если мы ту ситуация свободы духовной, в которую мы сейчас поставлены, информационную ситуацию используем не во благо, а во вред, то кто кроме нас самих будет в этом виноват? Потому и надо читать Ветхий Завет, чтобы понимать: каждое действие имеет последствия. За все человек должен будет дать ответ, хорошее или плохое он делал в этой жизни.

- Например, о знании Ветхого Завета нашими отцами и вообще о людях, живших в монастырях, можно судить, например, по канону Андрея Критского, который весь построен на ветхозаветном (вещании?).

- Как это замечательно, что Преподобный Андрей, когда говорит о грешниках или праведниках Ветхого Завета, сравнивает их с собой, то есть с нашей жизнью. То, что происходило когда-то в истории, то о чем я читаю, это и моя жизнь. Я не совершу никакого иного греха , которым бы не страдали люди очень давно. Я не совершу ничего хорошего без Божьей помощи, потому что Господь поддерживал человека тогда, поддержит и сейчас в любом хорошем, добром начинании.

- Спасибо, батюшка. К сожалению, наша программа подходит к концу.

- Ветхий завет такой большой, можно и нужно его читать. Можно и нужно его изучать. Помнить что самое главное не Ветхий, но Новый Завет, но для нас есть несомненная связь между тем, что было и тем, что есть. Между эпохой Ветхого Завета и эпохой, в которой мы все живем. Эта эпоха Нового Завета наступила тогда, когда сам Господь заключил Новый Завет своей Кровью. Мы все участники этого Нового Завета.

- Слава Богу. О.Михаил, прошу Вас на прощание благословить наших телезрителей.

- Дорогие братья и сестры, будем благодарить Бога за то, что у нас есть возможность действительно знать о Нем, приходить к Нему и учиться Его любить. Но никакие компьютерные или иные технологии не сделают за нас то, что сделать должны только мы. То есть свободно сделать свой выбор в сторону Бога. И свободно, всеми силами души искать Его в своей жизни.

- Спасибо, батюшка. Напомню нашим дорогим телезрителям, что сегодня с нами был  настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены в Санкт-Петербурге протоиерей Михаил Браверманн. Ведущий Михаил Кудрявцев. Всего доброго, до новых встреч.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать