Устное и письменное слово в просветительной деятельности

20 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, известный проповедник и миссионер протоиерей Артемий Владимиров. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», в студии Денис Береснев. Сегодня у нас в гостях духовник Свято-Алексеевского женского монастыря, что в Красном Селе, педагог, член Союза писателей протоиерей Артемий Владимиров. Здравствуйте, батюшка!
- Приветствую вас, дорогие друзья!

- Благословите наших телезрителей.
- Бог да благословит наше общение!

- Тема нашей передачи: «Устное и письменное слово в просветительной деятельности». Отец Артемий, я знаю, что буквально сегодня началась работа «Рождественских чтений», не могли бы Вы немного нам об этом рассказать?
- С удовольствием! Я, как и многие педагоги, учителя и священники, ждал дня, когда в Зал церковных соборов съедутся православные педагоги со всех концов России, из Великобритании и других стран Европы. Эти чтения уже по справедливости могут быть названы народными и всемирными. Мне лично довелось участвовать в двух таких собраниях и, переходя из залы в залу, я видел с каким желанием и охотой воспитатели, педагоги, священники и епископы делятся накопленным опытом. Это самое интересное живое общение от уст к устам, от сердца к сердцу, потому что именно через педагогическое, родительское, пастырское слово совершается посвящение душ, то есть умягчение сердец и нравственное укрепление личности. Вот почему эти чтения всегда дают очень большой сторичный плод, и осуществляется это в общении людей между собой.

- А кроме общения между собой, есть еще какие-нибудь плоды этих чтений?
- Безусловно, ведь мы привозим то, что удалось с Божьей помощью выработать и создать. Мне вспоминается, как в самом начале 90-х годов впервые Департамент по образованию поставил свою визу вместе с визой Патриарха Алексея II на книгу, написанную мною, еще молодым священником для светских школ, а не только церковных. Книга получила название «Учебник жизни», она охватывает человеческую судьбу от пребывания под сердцем матери и до исхода в вечную жизнь. Смысл Чтений и заключается в том, чтобы поделиться теми или иными творческими проектами, предложить коллегам познакомиться с вашими скромными трудами. Мы всегда уезжаем оттуда обогащенными, потому что чем больше ты отдал, и чем полнее тебе удалось передать свой опыт, тем содержательнее становится участие в этой работе.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой книге.
- Эта книга написана с претензией на художественное слово, это не сухой учебник, который расчленял бы тайну жизни по разделам и параграфам. Одна из ее глав называется «Жизнь в утробе матери», и когда я спрашиваю школьников: «А кто помнит, как он сидел у мамы под сердцем? Можете ли вы сказать два-три слова, как вам там было?», то старшеклассники снисходительно улыбаются, а вот первачки поднимают руки. «Мне было там очень хорошо и тепло. Мне не хотелось оттуда выходить, однако, пришлось, это не зависело от меня», - сказал мальчик о своем опыте до выхода в земную жизнь. В книге рассказывается о дружбе и любви, труде, призвании и отдыхе, монашестве и семье, о болезни, и о том, как относиться к старости и что такое кончина. По существу, замысел этой книги состоит в том, чтобы педагог, учитель, родитель, раскрыв ее хотя бы посередке, могли бы со своими «маленькими питомцами» начать размышлять: не только читать, но и дополнять эту книгу. Мне очень отрадно, что она принята многими с любовью, и сейчас я готовлю новую, которая появится через неделю-две.
«Учительство» - так я назвал книгу, которая будет третьей частью трилогии, по существу, это произведения мемуарного жанра. Первая книга этой трилогии - «С высоты птичьего полета» - о детстве. Воспоминания священника о том, как он был маленьким, ходил в детский сад, какие у него были грехи, и как мама посылала нас с братом-близнецом на огород (как в рассказе Носова «Огурцы»), чтобы мы могли расплачиваться за свои деяния. Вторая книга - «Мой университет», где описано студенчество, пора, когда мы обретали христианское миросозерцание. Сейчас выходит книга «Учительство» о том, как созидать атмосферу доверия и любви в классе, дома.
Я буду очень рад пригласить тех, кому интересна тема «учитель и ученики», на свой творческий вечер в концертный зал «Космос» 20 февраля наступившего года, посвященного литературе. Я буду очень рад видеть своих коллег, педагогов, воспитателей, священников и просто родителей с детьми. Мы будем перемежать художественное слово с музыкой и, если вам это интересно, запишите телефон, по которому вы можете навести справки о нашем вечере: 8 499 264 93 96.
Мне хочется, чтобы такие вечера были с семейным, чуждым официоза, общением, когда интересная, любознательная атмосфера позволяет забыть, кто ты и что ты: ребенок или взрослый. Сегодня главная обязанность педагогов и священников - уметь вводить детей в то пространство, которое именуется «урок жизни» так, чтобы они, забывая время и место, раскрывали, как лепестки, свои души под знаком вечности.
 
- Отец Артемий, я вижу в названиях Ваших книг «Словесный маяк», «Словесное служение». Какова роль слова в просветительской деятельности?
- Слово - это не просто средство общения. Каждое слово, которое покидает наши уста - это не просто звук или печатные значки, это вместилище определенной силы. Слово я сравнил бы с зарядом, но только не разрушающим всё на своем пути. Сквернословие - это термоядерный заряд, а слово, исходящее из сердца искреннего, наполненного любовью к собеседнику, имеет крылья, оно, как и музыка, ненасильственно воздействует на нравственный мир человека.
Учитель - это тот, кто знает, чувствует, догадывается, как отзывается слово в человеческой душе. Для тех, кто поставлен служить словом, необходимо со стороны слушать самих себя, оценивать, как нас воспринимают и как ложится наше слово на сердце. Это высокое и тонкое искусство. К сожалению, многие молодые учителя и родители недооценивают значение слова в общении, воспитании детей, может, поэтому мы сейчас привыкли отдавать их во власть компьютерных схем и методических разработок, при том, что дети духовно голодают. Только живое слово имеет способность просвещать и одновременно согревать личность человека.

- Тема нашей передачи: «Устное и письменное слово в просветительской деятельности». В чем разница воздействия слова устного и письменного?
- Мы держим слово перед живой аудиторией, наш эфир прямой, мы с Вами хотя и не видим непосредственно сотни тысяч окружающих нас людей, но «шестое чувство» нам говорит о тайне общения. Задача говорящего - уметь протянуть эти «золотые ниточки», которые соединили бы сердца. Живое слово замечательно по своему воздействию, потому что оно помогает соединить наши мысли и чувства. В физике есть явление резонанса: одно дело, когда звуковые колебания идут в противофазе и другое - когда эти волны совпадают. Задача говорящего от уст к устам - встроиться через благородное стремление послужить людям в их эмоциональную сферу, не проникнуть через «черный ход», не воздействовать на подсознание, упаси Бог, сейчас много в этой сфере лукавства, оно познается по корыстным намерениям людей. Но когда мы «заквашены» единым духом, когда у нас общая цель - умягчить сердца, то устное слово действительно подобно нагруженному кораблю, который входит в гавань человеческого сердца, и принимающая сторона, если этот корабль не опорожнен, не пуст, может найти все, что душеньке угодно. Жизненный опыт, какие-то начатки добрых качеств, которые говорящий всю жизнь вырабатывал в себе, плавно перетекают, как по закону Паскаля: в сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый. Так и живое слово - мост между человеческими сердцами, и если вы опытны в наведении мостов, то плодом такого общения является взаимное обогащение, когда сам Бог восполняет то, что тебе недостает и просвещает божественной энергией, умягчает сердца. Люди иногда говорят: «Батюшка, у меня было 16 вопросов, и я не знала с чего начать, но после 15 минут общения я вдруг почувствовала, что разрешилось 18 вопросов, мною еще не осмысленных». Это тайна Божественного присутствия посредством живого слова.
 
- Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Слышал такое выражение: «Если ребенка не научить независимо мыслить и самостоятельно творить, то он всю жизнь будет повторять и копировать чужое». Как Вы считаете, актуально ли это для нашей школы?»
- Русская школа и во многом советская педагогика, пользовавшаяся накопленным за столетия потенциалом, хотя немного изменившая идеологические векторы, ставила своей задачей научить ребенка мыслить так, чтобы он учился проникать в корень, в суть явлений. Педагоги «старой школы» - а я придерживаюсь этого правила однозначно - никогда не удовлетворяются односложными ответами учеников. Может быть, наши зрители и слушатели помнят, как их поправляли любимые учительницы: «Как ты можешь, Коля, начинать ответ с подчинительного союза «чтобы»? Как ты можешь ограничиться одним лишь словечком «да» или «нет», отвечая на мой вопрос? Выражай свое собственное суждение так: «Я думаю, что Лев Николаевич Толстой, будучи очень опытным психологом, все-таки допускал и некоторые ошибки в своем отношении к родному Православию».
Наша задача сегодня - разговорить детей, потому что они не привыкли дома общаться с родителями так, чтобы слышать себя со стороны, анализировать свою речь, корректировать и исправлять словесные ошибки. Мне очень нравятся те педагоги, которые делают главную ставку в уроке как раз на живую беседу, обмен мнениями, постоянно поправляя учеников (не будучи при этом нудными и скучными) так, чтобы те прочувствовали «вкус» слова. Это делает учеников самостоятельными, мыслящими личностями.
 
- Не является ли пагубным чрезмерно широкий круг чтения? Человек много читает, но на самом деле ходит вокруг да около сути. Не лучше ли ему лучше прочитать несколько хороших книг, чем читать так много?
- Дорогие друзья, я хотел бы сегодня поискать четырнадцатилетнего отрока, который слишком много читает. На самом деле, у нас в стране читающая публика. Потенциально существует опасность бессистемного чтения, когда человек «проглатывает» книги.  Может быть, среди зрителей есть такие, которые вместо завтрака, обеда и ужина читают современные детективы и сами называют это чтение «чтивом», то есть чем-то, что не задерживается в организме, а уходит определенным путем неизвестно куда.
В традициях русской педагогики было всегда важно научить думать о прочитанной книге, размышлять. Неслучайно хорошие учителя над романом в стихах «Евгением Онегиным» могут  пять занятий спорить, радоваться, огорчаться, потому что живые художественные образы будто имеют самостоятельное бытие, они подсказывают нам, ориентируют нас, предупреждают путем своих собственных ошибок и наводят на правильную мысль.
 
- Одна из Ваших книг называется «Как зарождаются искорки радости. Увлекательная беседа со школьниками». Как быть нескучным в разговоре с детьми, как их увлечь?

- Это было моим сегодняшним докладом на «Рождественских чтениях», Вы удивительно проницательны. Докладчики о серьезных методических вещах не думают о том, как их слышат коллеги; иногда симпозиумы и конференции усыпляют, потому что «читать тему» - еще не значит завоевать сердца.
Как увлечь детей? Во многом это тайна художественного слова, которое может быть устным и письменным. Я вспомнил сегодня Герду - девочку, которая преодолела многие страшные препятствия, возникавшие на ее пути в Снежное царство, и как она склонилась над своим братом. Тот был немножко «подморожен»: он впал в компьютерную зависимость и, собирая какие-то «льдинки» в своем айфоне, говорил: «Зачем ты пришла, мне больно слышать о бабушке, о розах, которые мы поливали! Уйди, потому что здесь нет места ни жалости, ни состраданию». Герда вдруг поняла, что она не может на понятийном уровне разбудить уснувшую душу брата, превратившуюся в сталактит, и прибегла к невербальному воздействию на его сердце: она заплакала. Горячие слезы, насыщенные энергией любви проникли в сердце Кая, и эта острая льдинка растаяла.
Мы, педагоги в этом смысле ориентируемся на пушкинский девиз: «Глаголом жечь сердца людей! И лирою своею чувства добрые в народе пробуждать». В связи с этим мне хочется показать одну из моих первых книг «Моя первая исповедь», богато иллюстрированную, с многочисленными миниатюрами в русском стиле. Эта книжечка является средством для познания своей собственной души, потому что дети сегодня с 5 лет начинают понимать: что такое «хорошо», а что такое «плохо», чем честность отличается от лукавства, а милосердие от жадности. Это книга для совместного чтения родителей и детей. С ними  можно познакомиться в нашей Алексеевской обители (станция метро «Красносельское»), где есть книжная лавка. Будем рады встретить вас в нашей обители, дорогие родители. Мне, как педагогу и воспитателю, будет отрадно пообщаться с вами и порекомендовать книги для совместного чтения.

- Какие книги Вы могли бы порекомендовать?
- Если речь идет о воспитании детей, то хочу отметить, что много интересного появляется на книжных прилавках, много самобытных современных писателей, владеющих словом в полной мере. Сегодня наши дети очень быстро взрослеют, вопросы дружбы и любви для них становятся не пустыми и не праздными в возрасте 12-15 лет. Никогда не рано начинать с детьми диалог о высоком: что есть истинная любовь, почему любовь и семья, любовь и материнство, отцовство - нераздельные понятия; кто имеет нравственное право сказать «я люблю вас», и что стоит за первым признанием в любви.
Книга «Любовь и вера» была написана, как собеседование с психологом, задававшим мне острые вопросы. Эта книга для молодежи и семейных людей, она не скрывает драмы жизни, но главная ее цель - найти тропу бескорыстной любви так, чтобы о читателях этой книги, если они выбирают путь семейного уклада и венчания, написали бы Брокгауз и Ефрон: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день в 114 лет».

-Вопрос телезрительницы из г. Челябинска: «Что такое «свобода слова»? Это означает, что ты можешь высказать свои обиды и претензии? Объясните, пожалуйста, с православной точки зрения».
- «Свобода слова» - очень двойственное словосочетание. Это не свобода богохульствовать и оскорблять религиозные чувства людей, не свобода глумиться над сокровенными убеждениями человеческой души. Сегодня это словосочетание используется в прямо противоположном смысле: свобода вторгаться в человеческие души и растаптывать в них все святое. Не мне вам рассказывать о том, какое разрушительное влияние на нравы имеет низкая продажная пресса, дешевые издания. В этом смысле мы, православные люди, должны думать, что и кому мы говорим, с какой целью, и какие последствия может нести наше слово. Свобода слова, если размышлять об этом праве развитого общества, заключается в свободе делиться своими сокровенными мыслями и убеждениями, но не так, чтобы возбуждать в людях убийственные страсти. Я очень верю, что мы доживем до разумной и необходимой цензуры. Сегодня сметены все ограничения: «писаки» и «бумагомараки» апеллируют к обществу и пытаются «вдолбить» обывателю представление, что нет никаких сдерживающих факторов и можно говорить все, что ты хочешь, без разумной цели. Сегодня наше общество, наблюдая за происходящим во Франции, например, приходит к тому, что нужна нравственная цензура, необходимо запрещать сквернословие. Слава Богу, сейчас в этом отношении в нашей Думе проводятся законодательные инициативы. Сегодня самое главное - вспоминать слова Спасителя: «За каждое праздное слово дадут люди отчет в день Суда». Ты либо оправдаешься, либо будешь осужден. Для ученика Христова слово - это хорошо выдержанное вино, оно должно вызреть, перебродить, обрести определенные вкусовые качества, потому что наши слова только тогда созидают, а не разрушают, когда насыщены духом разума, любви, правды и стремлением послужить людям.

- Вы сказали, что человек должен иметь нравственное право сказать «я люблю вас». Не могли бы Вы подробнее об этом рассказать?
- Я имел в виду «дела сердечные». Если говорить о широком смысле, то апостол Иоанн Богослов учит нас: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною». На Руси всегда мыслили так: «Лучше дела без слов, чем слова без дел». «Я люблю» бывает весомо, когда впереди этого признания идут дела любви, и друг, как говорят у нас, познается в беде. Герои XIX века Андрей Болконский, Пьер Безухов, когда признавались в любви, то всегда дополняли свою фразу «и прошу стать моей женой». Сегодня, к сожалению, нашей молодежи совершенно неочевидно, что признание в любви - дело ответственное, поскольку любящий должен быть готов взять в свои руки хрупкую женщину, ему доверяющуюся, должен верой и правдой служить любимому человеку, а это требует определенной духовной зрелости, исполнения многих других условий будущего кормильца, главы семьи. Сегодня красота русского слова «люблю» заменилась на ширпотребное «я хочу».
Если речь идет о православной культуре, о взращивании нравственных качеств в сердцах наших «питомцев», то мы будем ориентировать их на высокую русскую культуру, потому что только приобщением к классическому наследию нам удастся вырастить хороших и сознательных носителей искры добра и нравственности.
 
- Следует ли быть избирательным в устном общении: уклоняться от одних людей, а тянуться к другим, не является ли это прагматизмом?
- Нет, я думаю, что слово - это «лакмусовая бумажка». У шахтеров на каске всегда есть лампочка, которая освящает темный путь в шахте. Так же и наше слово детектор, некая локационная система: слыша слово своего собеседника и анализируя все, что оно в себе несет, мы тотчас умозаключаем, что сокрыто «за пазухой». Например, девушка думает: «Любит он меня или не любит, довериться или нет человеку, в глазах которого написан неподдельный интерес к моей личности?» Пообщавшись с ним, сделайте вывод сами: если его речь пронизана циничными, мерзкими, нечистыми ругательствами, притом, что они просто соединяют и сцепляют определенные блоки словосочетаний - значит дело нечисто: в человеке живет злой дух, который и вворачивает эти фразы. Бывает, что общаясь с Вашим коллегой, Вы все время чувствуете, как из сердца уходит энергия, потому что у него в слове один негатив: коллектив, в котором он трудится, - «гадюшник», погода - «собачья», лиц он не видит: вокруг него одни «рожи». Вы можете тотчас почувствовать, что человек душевно болен: у него настолько мрачное восприятие действительности, что с ним невозможно расслабиться, все время пребываешь в каком-то напряжении. «С кем поведешься, от того и наберешься» - мудрый должен быть избирательным в общении. Апостол Павел говорил: «Дурные сообщества развращают благую нравственность». У вас могут быть десятки приятелей, но друзей - один, два или три, потому что не всякому можно доверить свою душу, не со всяким можно поделиться сокровенным. Слава Богу, наша передача «Беседы с батюшкой» настолько мирен и чист по своему намерению, что у нас друзей целое море, по крайней мере, я чувствую, как от наших телезрителей исходит какая-то энергия доверия и любви.

- Вопрос телезрителя из Красноярска: «Здравствуйте, батюшка Артемий! Хочу Вас поблагодарить за Ваши проницательные речи, очень много друзей моих воодушевлены, и многих это притянуло в лоно нашей Церкви. Я работаю врачом скорой помощи. Существует ли врачебно-православная литература, направленная на общение врача и больного? Как совершать молитвенное славословие, когда я еду на вызов, как призвать Божественную благодать на хороший исход?»
- Благодарю Вас, дорогой, за Ваши замечательные глубокие вопросы. Мне, как обывателю, который смотрит с величайшим благоговением на «людей в белых халатах», ведь медики - почти что ангелы, приятно знать, что у нас есть врачи, которые молятся за пациентов. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) - знаменитый хирург; беря ланцет и наклоняясь над больным, прежде чем тот войдет в наркоз, спрашивал его: «Вы верующий? Молитесь Господу Богу, чтобы через меня Бог Вам помог». В молитве самое главное - состояние Вашего сердца. Заступая на дежурство, Вы можете кратко помолиться: «Господи, дай мне мудрости, сил, благодать Твою, я потружусь к пользе людей и во славу Имени Твоего Святого». Непосредственно при контактах и встречах призывайте Имя Иисуса Христа: «Господи, Иисусе Христе, помилуй, вразуми, настави!». Через Имя Христово, с верою призываемое, благодать Божия будет действовать поверх Вас и через Вас.
Сейчас много специализированной литературы, войдите на сайт магазина Сретенского монастыря. Там Вы найдете книги доктора Авдеева - невропатолога, психиатра, он очень интересно, в традициях российской медицины, пишет о взаимодействии страстей и эмоций, о том, как сохранить в позитиве свою душу, потому как раздражительный близок к язвенной болезни, а человек, беспричинно печалящийся, может незаметно вогнать себя в депрессию. Я всегда с большим удовольствием читаю книги медиков, например, есть автор Селуянова, которая пишет о вопросах биоэтики. Современный православный врач встречает очень сложные случаи между добром и злом, допустимым и недопустимым. Дай Бог Вам быть в курсе всех современных книжных изданий. А я бы мог порекомендовать не совсем медицинскую литературу, хотя  батюшки тоже немного врачи. У меня есть два тома «Живых уроков»: «Урок жизни» и «Скрытые камеры». Это общение с детьми без сухой методической установки, многие уроки не были лишены импровизации, например, урок «Прием у английской королевы» о том, как общаться с нею в час визита или урок, как признаться в любви той, которая стала нашей судьбой, будет невестой, супругой и матерью. Дети сегодня об этом размышляют и рассуждают, думаю, что какие-то точки пересечения с Вашей деятельностью Вы найдете в этих книгах. Можете зайти на мой сайт artvladimirov.ru, там представлены и другие книги, о которых мы сегодня не имеем возможности поговорить. Там есть поэтический сборник, ведь художественное слово может быть словом прозы, а может быть словом поэзии. Мы, священники знаем, как сильно поэтическая фраза может воздействовать на сердце человека. Сборник «Тридцать три и 1» включил в себя 33 стихотворения и 1 поэму.
 
- Вопрос телезрительницы из Перми: «Как мне быть с подругами, с которыми дружу уже 10 лет: раньше я вела не совсем хороший образ жизни, теперь 3 года стараюсь меняться, воцерковляться, но со своими близкими друзьями стала общаться меньше, чтобы не искушаться, а они считают, что я их предала. Как мне поступать?»
- Будьте солнышком, не бойтесь быть белой лебедью, будьте солнечным зайчиком. Вы сегодня обрели нравственный стержень, Ваше сердце сегодня наполнено верой в Бога и любовью к людям, и пусть в самих Ваших глазах, в Вашей улыбке близкие или дальние видят счастливого человека. Не будьте грымзой, то есть не нужно страдать излишней назидательностью, делать слишком много замечаний, поучать людей. Дружба начинается с улыбки точно так же, как и река начинается с ручейка. В общении с людьми мы, прежде всего, должны быть приятными, ненавязчивыми, деликатными. Если спрашивают Вас о чем-то серьезном - ответьте, не спрашивают - проявите соучастие, поинтересуйтесь, чем живет человек, от чего он страдает, о чем переживает. Таким образом Вы будете притягательным человеком, потому что в общении с Вами «вчерашние подружки» будут чувствовать себя легче и свободнее. Но не все, ведь иного горбатого даже могила не исправляет. Хорошо смеется тот, кто смеется последний. Вас сегодня называют «странноватенькой», с «чудинкой», говорят Вам: «Маша, ты что, не куришь, дура что ли?». Умейте с шуткой и юмором выстроить дистанцию между Вами и тем человеком, образ жизни которого, мягко говоря, нечистый. Не осуждая собеседника, скажите ему: «Вы знаете, я вчера смотрела передачу, и нам доказали, что курящий человек становится очень похожим на Змея-Горыныча, а я хочу быть похожей на Дюймовочку». Многое не сказали, но Вы установили дистанцию и открестились от каких-то соблазнов. Не смущайтесь тем, что Вас не все понимают, потому что христианин - это, прежде всего, образ жизни. Хотите или нет, но Вы не можете солидаризироваться с пороком. Поэтому желаю Вам счастья в этом большом мире, убежден, что Бог Вам пошлет куда более основательных подружек.

- Какая Ваша любимая книга?
- Любимых книг у меня столько, сколько авторов, их написавших. Произведения Пушкина, «Лето Господне» Ивана Шмелева. Сейчас я читаю «Детские годы Багрова-внука» Аксакова. С первых страниц этого произведения, говорящих о середине XIX века, я увидел такую прекрасную Россию, такую красоту человеческих душ и родной природы, что стал с сожалением вспоминать школу, представленную писателями другого направления: Некрасовым, Белинским, Достоевским с его возбуждением, Толстым с его порицанием. Я очень рекомендую на досуге, дорогие друзья, раскрыть это воспоминание старика о его собственном детстве - «Детские годы Багрова-внука».
Дорогие друзья, позвольте вас поблагодарить за ваши глубокие и интересные вопросы. Хочется, чтобы наша молодежь третьего тысячелетия не канула во мглу, а вошла в пространство русской культуры через устное и письменное слово, которое запечатлено в больших и малых книгах для вашей пользы.
 
- Спасибо Вам большое, отец Артемий. Я напоминаю, что у нас в гостях был духовник Свято-Алексеевского женского монастыря, что в Красном Селе, педагог, член Союза писателей протоиерей Артемий Владимиров. Всего вам доброго и до новых встреч.

 

Ведущий: Денис Береснев.
Расшифровка: Анна Солодникова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать