Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Долгое время Василий Давыдович возглавлял Православный центр во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), осуществлявший свою деятельность по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. А год назад этот центр объединился с Благотворительным фондом святителя Луки в Кисловодске и вошел в его состав. Все это свидетельствует о том, что личность святителя, его жизненный путь всегда глубоко волновали нашего собеседника, подталкивали к поиску ответов на очень непростые вопросы и приводили к удивительным открытиям. Одним из таких открытий наш гость, как и обещал, поделится с нами сегодня.
Василий Давидович Ирзабеков, писатель, публицист, руководитель Православного центра святителя Луки:
– Если вы помните, дорогие телезрители, в предыдущей программе я обещал поделиться с вами интересной историей, которая произошла со мной. Может быть, приходится рассказывать вещи, которые и не очень украшают, но, во всяком случае, Бог про меня все знает. Дело в том, что было у меня такое безумие (а как еще по-другому назвать?): когда я стал знакомиться с житием святителя Луки, один момент вызвал во мне поначалу непонимание, а потом и неприятие. Представляете? Я отказывался понимать. Для меня сегодняшнего однозначно: если я кого-то не понимаю, значит, осуждаю. Или не так? Пусть наши зрители скажут. Может, кто-то упрекнет меня в излишней строгости, не знаю, но от этого вреда не бывает, а вот от ее отсутствия может быть, это очевидно. Я потом в этом каялся, и покаянное чувство все-таки во мне так и живет.
Это тот момент в житии святителя Луки, когда он, потеряв красавицу-жену, мать своих детей (такая трагедия!) и оставшись один с четырьмя детьми, еще и принимает монашеский постриг!.. После чего начинается страшная череда арестов, ссылок. Конечно, Бог никого безутешным не оставляет, если ты к Нему обращаешься, потому что вмешиваться против нашей воли Он не хочет, так Он уважает нашу свободу. Мы никак не научимся уважать свободу тех, кто живет с нами рядом, кого мы считаем, что любим, а Господь так уважает нашу волю!.. И медицинская сестра Софья (спаси Господь ее светлую душу) взяла чужих, не своих детей и так их полюбила... Но сейчас я говорю о нем.
Я недоволен собой как отцом – говорю это совершенно, как сегодня говорят, без смайликов, это не поза, не самоуничижение, это совершенно очевидно. Мне не удалось в полной мере (да в какой полной мере! опять себя щажу) исполнить пятую заповедь, и поезд уже ушел. Это единственная заповедь, которую надо успеть исполнить, со всеми другими можно до последнего воздыхания, а вот с этой всё надо делать вовремя. Как говорила моя мудрая бабушка: «То, что отложил на раз, отложил на тысячу лет», это азербайджанская поговорка. Со мной так случилось.
И не мне бы об этом говорить. Представляете, я, убогий, который ни того не исполнил, ни этого, ни примера отцов, ни сыновства, вместе с тем отказывался понимать святителя Луку. Как? У тебя же четверо детей на руках! Ты видишь, вокруг разруха, война – что тогда творилось, нам сегодня даже трудно вообразить, даже воздух был другой – и он принимает постриг...
Объясню. Я мыслил так: а разве всего, что ты, мой дорогой, совершил, еще недостаточно? Ты же принял священство в то время, когда на улице стреляли просто потому, что ты в священнической одежде. Сегодня так много говорят о благополучии, сегодня весь мир взывает: будь благополучным... Куда благополучнее? Не просто врач – врач от Бога, к которому очереди стояли. Еще и профессор, кафедра в прекрасном южном городе Ташкенте: солнце, фрукты, медицинский мир, где ты всегда окружен «воздыхающим облачком» в белых халатах. Это же правда! Почет, уважение, ведь в этом можно купаться, ведь мы так любим все это, из них же первый есмь аз. И жена – красавица Анна Васильевна, смотришь на нее, ведь ангел во плоти, такая красота!
И когда ты услышал зов Божий (из уст священнослужителя), то ко всему этому развернулся на 180 градусов – и началась голгофа. Студенты и студентки, которые еще вчера смотрели на тебя с благоговением, плюются. Коллеги смотрят в лучшем случае с холодным недоумением. И каждый день, выходя из дома (где малая церковь милостью Божией еще сохранялась), ты идешь по Ташкенту, а он уже совсем не такой уютный и не такой солнечный (я хочу, чтобы телезрители это кожей почувствовали): ты словно идешь сквозь строй, терпя наказание шпицрутенами каждый день... Скажите, вот этого недостаточно? Надо еще после всего этого в монашество?.. Монах не может быть с семьей, с детьми, понятно, что это все отсекается. И вот в этом заключалось мое осуждение. Я воспринимал это как некую чрезмерность: зачем так-то?.. Как, например, дал нищему десять рублей, но зачем пятьсот-то давать? Хотя сначала, конечно, хотел дать больше, но спустился к десяти. Все по десять, а он – пятьсот. Чего это он?..
А ведь все есть в его житии, в книге «Я полюбил страдание». Сейчас так хочется сказать, что я все-таки пришел к этому, точнее, не сам пришел, а мне помогли. Слава Богу, есть вокруг нас люди, которые помогают, мне очень часто помогали. Например, есть такая раба Божия Галина, которая когда-то рассказала мне о Матронушке. Я в то время только крестился и не знал о Матронушке. Когда в метро ездил на работу, видел на книжном развале книжку об удивительной слепенькой женщине, и книжка примелькалась. Я же все читаю, жена иногда шутит: ты человек, в принципе, неплохой, только всё читаешь. Привычка у меня такая. И когда мне Галина рассказала о Матронушке, то, возвращаясь в тот день с работы, я купил эту книжку, всю ночь ее читал и едва дождался утра, чтобы поехать в Покровский монастырь. Так в моей жизни появилась Матронушка, и надеюсь, до конца жизни будет, но это отдельная история. Я так благодарен этим людям, которых посылает Господь, потому что нам нужны какие-то поводыри. Есть Евангелие, святые отцы, но нужен и живой человек, который тебе по-русски, живо расскажет, которому ты доверяешь, которого любишь и которого уважаешь.
Женщину, которая мне это приоткрыла, зовут Наташа Королёва, и это не певица. Наташенька Королёва так любит святителя Луку, что одного из сыновей (у нее много детей) даже назвала Валентином в честь святителя Луки. Она мне помогла, разрешила мои недоумения, и, слава Богу, я покаялся, снял этот камень с сердца.
Все есть в книге «Я полюбил страдание». Анна Васильевна Ланская была красавицей. Они познакомились в Чите, когда Валентин Феликсович работал там во время русско-японской войны в госпитале. Ее называли «сестра-ангел», ею восхищались и, конечно, делали предложения, но она всем отказывала. А когда увидела его, то как можно было в него не влюбиться? Вы же видели его фотографии: помимо всего прочего, он красивый человек, истинной мужской красоты. Она в него влюбилась просто без памяти, и они венчались. А потом она ему призналась, что во время венчания, когда их обводили вокруг аналоя, Христос на иконе в иконостасе отвернулся от нее. А почему это случилось? Он этого не знал: она ему не сказала. Оказывается, в юности Анна Васильевна (светлая ей память и Царствие Небесное) дала обет безбрачия. Такими вещами не шутят. Она дала обет безбрачия, но, увидев его и полюбив так, как может полюбить женщина (до недавнего времени я думал, что только женщины могут так любить, но святитель Лука перевернул мое мнение о мужчинах), она забыла про этот обет, действительно забыла напрочь, так бывает. Теперь понятно, почему он принял монашество? Он занял то место, которое у Бога должна была занять его жена (обещала и не исполнила).
Пользуясь поводом, я хотел бы еще раз обратить внимание телезрителей, и свое тоже – грешу ведь каждый божий день, а времени на исправление остается мало, не говоря о том, что оно вообще может окончиться в любой момент, ведь помимо всего прочего я каждый день сажусь за руль, – быть с этим все-таки осторожнее. Лучше промолчать. А уж когда речь заходит об обетах Богу, надо быть очень осторожным. Вот Анна Васильевна дала обет – и не сдержала. Представляете, какая это была трагедия для него? И тогда он приносит себя в жертву. Это же по Апостолу: носите тяготы друг друга, так исполните закон Христов. Она обещала, что будет инокиней, – и он занимает то место, которое должна была занять его жена, он приносит себя в жертву. А без этого любви, собственно, не бывает.
Я столько раз говорил, но разве лишним будет сказать еще раз, что наш святой русский язык абсолютно свят, не все языки таковы. У нас слова «любовь» и «боль» – это слова одного корня. Без боли, без страдания, без жертвоприношения не бывает любви. Почему у нас браки так стремительно распадаются, уже даже на первом году супружества? Потому что никто себя к боли не готовит. Какая боль?.. Давайте встанем на свадьбе, возьмем тост и скажем: «Я желаю вам каждый день радостно приносить себя в жертву друг другу». Вообще не поймут, о чем речь! Скажут: что это, дядечка, выпил, что ли, лишнего?.. Понимаете? Если сказать им: на вас надели венцы мучеников, и если бы вы были внимательнее (снова пушкинское «мы ленивы и нелюбопытны»), тогда, когда батюшка обводил вас вокруг аналоя, прислушались бы к тому, что в это время на клиросе поют тропари мученикам. Потому что супружество – это путь мученичества, радостного мученичества.
Вот она, любовь! И тогда меня пронзило: Господи, помилуй, и я его не понимал! Конечно, как я его мог понять: разве я так люблю? Понятно же, почему я его не понимал. И знаете, меня это просто перевернуло. Если меня кто-нибудь спросит о самом сильном впечатлении от святителя Луки... Он как бриллиант, который поворачиваешь на солнце, и каждый раз отсвечивают все новые и новые грани. А сколько мы о нем еще не знаем? А чудеса, которые происходят каждый день? Но если бы все-таки меня спросили, что меня больше всего потрясло... Сегодня слово «потрясение» используют вкривь и вкось, вообще не по делу. Потрясение – это такой сильный момент, когда все заснуло, жирком заплыло – и вдруг кто-то берет, «потрясает», и лишнее отваливается. Это очень полезно, как когда грушу трясут. И вот эта история меня именно так потрясла. И она мне помогла, и помогает каждый день, потому что моя супруга болеет. Как легко и радостно, когда все молодые и здоровые, и как непросто любить стареющего больного человека. И только хочется похныкать (это такая отрада – похныкать!), а тут святитель Лука, икона которого всегда перед тобой, и думаешь: стыдно!
Ведь сегодня из нашей жизни почти ушло слово «стыд». Когда я вспоминаю школьные годы, нам все время, каждый день говорили: это стыдно, стыдно, стыдно. Нашим сегодняшним ребятам я рассказываю о том, что было стыдно, когда мне было столько же лет, сколько им (каких-то там 40–50 лет назад): стыдно было носить красивую богатую одежду, часы, золотые украшения. Даже люди, которые жили в достатке (их было не так много, как сегодня), помню, немного стыдились своего достатка. Разве это не феномен (чем дольше живу, тем чаще об этом задумываюсь), что мы жили в безбожном государстве (на это время пришлось мое детство и становление), но оно в нас воспитывало благочестие, мы росли в обстановке благочестия.
Случилось второе крещение Руси, и мы – счастливые свидетели этого события. Случилось оно милостью Божьей и пришлось на 1000-летие христианства на Руси. А кто пришел в храм? Перед вами сидит бывший секретарь вузовского райкома комсомола, нерусский по рождению и человек из другой веры. Получается, нас подготовили? Сердце хотело Христа, оно его искало. Я даже слышу, что сейчас говорят наши телезрители: это потому, что наши бабушки... Конечно. У нас всегда рядом было живое Евангелие, и это и моя бабушка, она не была христианкой, но жила абсолютно по-евангельски. Сейчас я понимаю, что она никогда в жизни никого не осудила, а все видела и совсем не была елейным человеком. Так что это безусловно. Но еще и воздух был другой, мы сегодня говорили об этом. Оказывается, и в безбожном государстве можно вырасти благочестивым человеком. А сегодня, когда, казалось бы, читай все, что хочешь, ведь какие книги издаются сегодня!..
Моя покойная бабушка любила говорить, что если ты знал человека, он умер и ты ничему у него не научился, то это для тебя было зря. Я отвечал: «Подожди, но люди ведь разные. Вот он злой» – я же тогда все четко делил: черное и белое, никаких полутонов. Бабушка говорила: «У него тоже много чему можно научиться. Можно научиться тому, каким не надо быть». И еще говорила: «Если из жизни ушедшего человека ты не взял хоть одного урока (она же была учительницей), значит, это было зря, не было этого человека в твоей жизни, и время, проведенное с ним, у тебя прошло зря». А если мы говорим о святых и об их ближайшем окружении?
Я сейчас обращаюсь к нашим родным телезрителям: пусть эта история, которая меня поучила и учит каждый день, поможет нам по-иному взглянуть на наши отношения с близкими. Ведь как часто в наших семьях (ох, как мне это не нравится!) бывает, что люди, например, поругались, а потом помирились. Хотя одно громкое повышение голоса – и так много разрушается. Потом будто ходишь по осколкам битой посуды, вроде их и нет, и другим не видно, а ты слышишь этот хруст, потому что разбил благоговейную тишину...
А есть вещи пострашнее, наверняка вы тоже с ними знакомы (мы же давно живем на свете), когда нет громких возгласов, битья посуды (того, что в народе называется «страсти-мордасти»), но каждодневно есть разлитая в воздухе нелюбовь. Нелюбовь – это как остывший суп, как безнадежно остывший чай: пить, есть можно, с голоду не умрешь, но... К этому же привыкаешь, увы. И живут так...
Вот пусть история со святителем Лукой нам поможет понять, в чем корень этого зла (хочется ведь до корня дойти). В отсутствии жертвенности. Пока мы не научимся жертвовать с утра до вечера (как в армии говорят: от подъема до отбоя), и жертвовать радостно, ничего не изменится к лучшему в нашей жизни.
(Продолжение следует)
Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!