Уроки православия. Уроки аскетики со священником Валерием Духаниным. Урок 7

29 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Часто пост и молитву называют теми крыльями, на которых душа способна подняться в Небесную высь - к Богу. Но если христианин опустит эти крылья, не будет ими пользоваться, то он не только никуда не полетит, но и не сможет спастись. Таковы законы духовной жизни, и о них на «Уроках православия» мы будем говорить со священником Валерием Духаниным.

– Часто пост и молитву называют теми крыльями, на которых душа человека только и способна подняться в Небесную высь – к Богу. Но если христианин опустит эти крылья, не будет ими пользоваться, то не только никуда не полетит, но и спастись не сможет. Таковы законы духовной жизни, и о них на «Уроках православия» мы говорим со священником Валерием Духаниным. Так, на прошлом уроке батюшка рассказывал о значении поста в духовной жизни христианина. А сегодня речь пойдет о молитве. Она является той формой общения человека с Богом, при помощи которой мы приближаем себя к Богу, но не Бога к себе! Опыт Церкви свидетельствует: у человека, перестающего молиться, ослабевает, а позже и вовсе пропадает вера. И такой, условно говоря, христианин внешне может пребывать в Церкви, но в душе быть атеистом.

В качестве примера такой потери, за которой последовало нарушение человеком всех законов, и духовных, и гражданских, отец Валерий привел судьбу печально известного революционера Ивана Каляева. В школе тот имел пятерки по Закону Божьему, да и позже не отрицал существования Бога: писал стихи, в которых обращался ко Христу… Однако это не остановило его от страшного преступления! Он убил великого князя Сергея Александровича Романова, а его вдове, великой княгине Елизавете Федоровне, принесшей ему в камеру Евангелие, гордо заявил, что ни в чем не раскаивается и готов умереть за свое дело. Когда человек не молится Богу, заключил эту историю отец Валерий, он не просто теряет веру, он теряет смысл своего существования, все ценностные ориентиры и, заблудившись духовно, способен совершать самые страшные ошибки.

Священник Валерий Духанин:

– Поэтому подлинной жизнью христианина является только молитва, и только молящийся человек может быть назван христианином. Потому что только тот, кто молится, пребывает своей душой с Господом. Святые отцы очень много писали и говорили о молитве. Как научиться молитве? Какой вообще должна быть молитва? В отношении молитвы святитель Игнатий (Брянчанинов) выделяет два основных момента: во-первых, наша молитва должна быть правильной, а во-вторых, она должна быть постоянной. Давайте рассмотрим два этих аспекта.

Что значит правильная молитва? Если мы откроем молитвослов, то увидим молитвы, написанные святыми отцами. Эти подвижники Божьи, которые стяжали благодать Христову и вкладывали в каждую молитву глубокий смысл. Мы по своей душе люди несовершенные, зачастую мы не знаем, о чем попросить Бога и как Его попросить. А молитвы, написанные святыми людьми, как раз включают те прошения, которые мы должны обращать к Богу. Это значит, что во время молитвы мы должны заключать все внимание нашего ума именно в слова произносимых молитв. Не сочинять что-то свое, не фантазировать, а прежде всего постараться освоить те молитвы, которые написаны святыми людьми.

Основной принцип правильной молитвы – об этом говорил преподобный Иоанн Лествичник – когда ум заключается в слова молитвы. То есть когда мы становимся перед Господом, чтобы произнести какие-то прошения, наш ум не должен гулять туда-сюда, скакать от предмета к предмету, как это часто бывает. Есть притча о том, как люди собрались в храм на богослужение, а один из ангелов наблюдал, кто как молится. И оказалось, что кто-то, стоя в храме, размышляет, как пойдет на рынок и что там будет покупать; кто-то думает о том, как будет встречать предстоящий день рождения; молодой парень, стоя в храме, думает о девушке и о том, как подойти к ней познакомиться. И только один-единственный маленький ребенок в храме молился о своем папе, который пил. Так оказалось, что единственным молящимся человеком в храме был маленький ребенок, у которого болела душа о родном папе.

К сожалению, мы очень часто оказываемся в ситуации, когда наши мысли скачут и наш ум – как неукротимый конь, который куда-то несется, и мы не можем с ним совладать. Поэтому, чтобы удержать свой ум, святые отцы рекомендуют заключать все внимание нашего ума в слова молитвы. Да, ум будет уходить оттуда: произносишь молитву, а ум отвлекается. Но, как говорят святые отцы, сколько раз твой ум вышел из молитвы, столько же раз введи его обратно. Это дисциплинирует ум, он приучается заключаться внутрь молитвословий и со временем становится все более и более подвластным нам. Так ум учится подлинной молитве.

Расскажу историю, которой в свое время поделился священник Алексей Грачев, к сожалению, трагически закончивший свой жизненный путь, разбившись в автокатастрофе. Он был прекрасным пастырем и приводил такой случай из своей пастырской практики. Как-то на исповедь к отцу Алексею пришла девочка примерно одиннадцати лет. Она страдала дефектами интеллектуального развития и, когда исповедовалась, не могла стоять на месте, все время вертелась из стороны в сторону, как будто что-то внутри не давало ей покоя. То есть ее недуг, несовершенство проявлялось, так сказать, во всей красе: девочка не имела внутри себя покоя и мира, все время вертелась. Но тем не менее она исповедовалась. Отец Алексей сказал ей: «Старайся читать молитву Иисусову». Что такое Иисусова молитва? Это самая главная из коротких молитв, которые дали нам святые отцы, одна из древнейших святоотеческих молитв. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» – так звучит эта молитва. Отец Алексей преподал девочке именно эту молитву. Кроме того, он сказал ей, что нужно стараться быть внимательной к тому, что происходит внутри, отсекать все греховные помыслы, мысли, которые к нам приражаются, и стараться заключать ум в слова молитвы.

Эта девочка вновь и вновь приходила на исповедь к отцу Алексею, исповедовалась у него около двух лет. И оказалось, что по мере таких исповедей и по мере ее научения Иисусовой молитве она полностью умиротворилась. Она приходила на исповедь и уже не вертелась из стороны в сторону, потому что внутри нее наступил покой. Девочка стала лучше учиться: если до этого на уроках она была невнимательна, рассеянна, ее мысли скакали из стороны в сторону (как это и у нас часто бывает), то теперь стала более сосредоточенной и смогла догнать своих одноклассников. То есть она достигла даже земных успехов. А помогли ей молитва Иисусова и хранение своих помыслов.

После этого случилось так, что отец Алексей был переведен в другой храм и они с этой девочкой расстались. Прошло какое-то время, и однажды они вновь встретились. Оказалось, что девочка продолжала молиться Иисусовой молитвой, и эта молитва собирала ее внутренний мир воедино, помогала ей обретать внутреннюю цельность, ее ум был чистым и ясным. Она благодарила Господа за то, что ей было дано такое, в каком-то смысле даже внутреннее, выздоровление.

Для чего мы рассказали эту историю? Для того чтобы понять, что внимательная молитва дисциплинирует наш ум. Обычно наш внутренний мир расколот на множество кусочков. Если мы посмотрим внутрь себя, то заметим, что наши мысли скачут: мы думаем то о работе, то о происходящем дома, то простираемся мыслями в будущее, размышляя, сможем ли содержать свою семью, потому что недостаточна зарплата или произошли какие-то непредвиденные события и мы не получили денежные средства, на которые так рассчитывали. У нас то отчаяние, то какие-то обиды и разочарования, то раздражение из-за других людей: на кого-то мы негодуем, кому-то завидуем, и все это перемешено в какую-то мрачную кашу и вертится внутри. И вот когда мы начинаем внимательно молиться, обращаться к Господу с внимательной покаянной молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», то это упорядочивает все внутри нас.

Не всегда мы можем делиться своим собственным опытом, но иногда, даже когда идешь в храм, замечаешь, что внутри у тебя все разбито, расколото, ты разодран на тысячи частей. А когда начинаешь молиться, все как будто объединяется, отпадают пустые, злые мысли, скорлупа, которая тебя сдавливала, отпадает, и становится легче. Душа как будто вырывается из какого-то потока движения помыслов. До этого ум находился в каком-то потоке, уносил тебя непонятно куда, а внимательная молитва вызволяет из этого мощного, несущегося непонятно куда потока, и обретаешь покой, как соприкосновение с вечностью, в которой ты предстоишь пред Господом и чувствуешь внутреннюю свободу, внутренний простор и цельность. Душа обретает цельность благодаря внимательной, искренней молитве.

Но есть еще одно важное условие. Недостаточно молиться только умом, иначе это будет рациональная, рассудочная молитва, когда слова мы вроде бы знаем, а сердце молчит. Подлинная молитва – та, в которой наше сердце тоже участвует. Каждая молитва имеет свой определенный дух, свое определенное настроение. Во время поста, например, это покаянные молитвы, а когда пост закончился – это и особо благодарственные молитвы, и молитвы славословия Бога. То есть молитва имеет и включает определенные чувства, и очень важно, чтобы наше сердце восприняло их. Прежде всего это покаянные чувства, раскаяние в своем грехе, чувство сокрушения и покаянной печали с надеждой на милосердие Господа. Именно так и должна произноситься молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», это покаянная молитва, при которой пробуждается наше сердце. И со временем Господь дает сердцу чувство умиления – тихое, мирное и в каком-то смысле отрадное чувство, потому что твое покаяние услышано Господом, и Он утешает тебя Своей благодатью.

Вспоминаю еще один случай, тоже связанный с молитвой. Один молодой человек никак не мог бросить курить, считал, что без этого уже просто жить не может. Он подошел к священнику и сказал: «Батюшка, как мне быть? Не могу бросить курить». А тот ему говорит: «Ты когда зажигаешь сигарету (а он зажигал ее спичками), перед этим прочитай сорок раз “Господи, помилуй”». Молодой человек начал читать молитву и даже так наловчился, что, зажигая сигарету, успевал сорок раз проговорить «Господи, помилуй», пока спичка догорала. И вдруг в какой-то момент его охватило страшное чувство, у него вдруг пробудилась совесть: что же такое я делаю? ведь курение, как и любая греховная страсть, совершенно несовместима с молитвой к Господу! Он смял сигарету, выбросил ее и после этого уже никогда не притрагивался к сигаретам, полностью бросил курение. Вот так ему помогла молитва. Хотя до какого-то момента он вроде бы ничего не чувствовал и просто исполнял то, что сказал священник, но и такая молитва со временем пробудила его сердце.

Что касается молитвы, хочется сказать еще следующее. В молитве очень важна простота души, искренность, молитва должна произноситься от открытого сердца. Что это значит? Когда мы становимся на молитву, нужно стараться не принимать на себя никакой роли. Когда фарисей зашел в храм, он в каком-то смысле принял на себя роль праведника, то есть он не был праведным, но принял на себя такую роль. А мытарь в простоте души вопиял: «Боже, милостив буди мне, грешному». И наша молитва должна быть именно молитвой мытаря. То есть никакой внутренней фальши, никакой наигранности, ничего искусственного в душе не должно быть. А надо от самого сердца сказать: «Боже, милостив буди мне, грешному. Господи, очисти меня, помоги мне преодолеть мои грехи, мои страсти». Такая молитва от сердца всегда помогает взойти к Господу.

Современный мир наполнен техникой: мобильные телефоны, радиоприемники, и есть множество волн. Но поймать нужную волну можно только тогда, когда принимающее устройство настроено на определенную частоту. Если радиоприемник не настроен на эту частоту, он никогда не поймает волну. И вот, для того чтобы воспринять Божью благодать, нам тоже надо в каком-то смысле настроиться на определенную частоту – это покаянное настроение, при котором сердце открыто Господу. И в этом искреннем, чистосердечном предстоянии пред Господом душа способна воспринять Божью благодать.

Мало кто обращает на это внимание, но молитва неотрывна от всего строя духовной жизни. Ты никогда не будешь молиться внимательно, если ведешь в целом невнимательную жизнь. Никогда молитва не будет горячей, если по жизни ты теплохладен и равнодушен к ближним. Это действует как закон. Если ты равнодушен к окружающим, немилосерден, если в общении с другими людьми твое сердце подобно камню, то и во время молитвы сердце твое не откликнется, оно будет подобно камню. Такая молитва всегда теплохладна, она как дым от жертвы Каина. Как гласит древнее предание, когда Каин приносил жертву, то дым стелился над землей, тогда как дым от жертвы Авеля восходил к небесам, ибо Авель приносил свою жертву от чистого сердца. Только чуткое сердце, которое откликается на боль других людей, которое неравнодушно и отзывчиво, будет иметь чистую, искреннюю, живую молитву. Поэтому самое главное правило для молитвы: если хочешь, чтобы твоя молитва была внимательной, нерассеянной и живой, старайся в целом быть в своей жизни живым христианином, проявлять сострадание, милосердие и являть в своей душе смирение.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что действие молитвы и действие смирения есть одно и то же действие. Это может показаться непонятным, ведь когда молишься, то обращаешься к Богу, а если смиряешься, то это происходит где-то здесь, на земле. На самом деле это одно и то же действие. И святитель Игнатий (Брянчанинов) описывает в своих сочинениях, как это осуществляется. Он говорит в третьем лице, но про самого себя. Когда он только пришел послушником в монастырь, его ставили на разные послушания, а ведь он был родом из дворянской семьи. И вот однажды, когда святитель трудился в амбаре, ему на плечи кинули мешок с мукой, и кинули так грубо, что мука обдала его всего. Но он воспринял это с необыкновенным смирением и неожиданно почувствовал в своей душе благодатное молитвенное действие. То есть когда он смирился в своем сердце, его молитва – а он произносил молитву Иисусову – приобрела благодатный характер, что дается далеко не сразу, а уже преуспевшим подвижникам. От смирения его молитва удивительным образом стала благодатной.

И другая ситуация. Святитель Игнатий трудился в трапезной, разносил блюда для сидевшей братии. Когда он выходил с подносом, то, обращаясь к монахам и послушникам, мысленно произнес: «Примите от меня, рабы Божии, это убогое служение», поклонился братии и пошел с подносом дальше. И вдруг он почувствовал, как благодать Божия явно проявила себя в его сердце, и молитва его стала необыкновенно чистой.

То есть если мы хотим, чтобы наша молитва была чистой, нерассеянной и живой пред Господом, нам нужно иметь смирение. Смирившийся человек оказывается возвеличен пред Господом, и молитва такого человека становится осененной благодатью Святого Духа.

(Продолжение следует)

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать