Уроки православия. Уроки аскетики со священником Валерием Духаниным. Урок 3

15 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Недавно почивший архм. Кирилл (Павлов) с горечью говорил, что большинство людей сегодня приходят в храм со словом «дай» и лишь немногие со словом «прости!»... Люди не знают, что такое покаяние - в чем оно выражается, как совершается. Именно о покаянии как освобождении человека от всего того, что мучит и тяготит его душу, сегодня будет говорить свщ. Валерий Духанин.

– Недавно почивший архимандрит Кирилл (Павлов) с горечью говорил, что большинство сегодняшних прихожан ходят в храм со словом «дай»: Дай, Господи, здоровья! Дай финансового благополучия! Дай семью, детей. И лишь очень немногие идут в храм со словом «прости». Прости, Господи, что грешил! Прости, что не любил! Прости, что забыл Тебя. К сожалению, добавлял батюшка, долгие годы пребывая в Церкви, люди так и не разобрались, что к Богу должны приходить не мнимые праведники, а кающиеся грешники.

Но опыт показывает, что понять и принять эту истину бывает очень и очень непросто. Для этого как минимум надо узнать, что же такое покаяние, в чем оно выражается и как совершается.

В этой связи вспоминается пример из жизни другого старца, почившего полвека назад, ныне прославленного преподобноисповедника Андроника (Лукаша), великого молитвенника и смиренного труженика на ниве Христовой. Однажды приехавшая издалека в Глинскую пустынь женщина попросила отца Андроника исповедовать ее. Что говорила она старцу во время исповеди, осталось тайной. Но известно, что после услышанного батюшка стал плакать и приговаривать: «Как же ты могла так оскорбить Господа?!» Сокрушение постороннего человека об ее собственных грехах поразило женщину. И, отойдя в сторонку от аналоя, она задумчиво произнесла вслух: «Приду домой, перезимую. А весной, Бог даст, телку продам и еще сюда вернусь».

Вот интересно, зачем ей захотелось вернуться в Глинскую пустынь? Чтобы сказать очередное «дай»? Или все же вымолвить покаянное «прости»? Именно о покаянии как освобождении человека от всего того, что мучит и тяготит его душу, мы продолжим говорить сегодня со священником Валерием Духаниным.

Священник Валерий Духанин:

– С чего начинается покаяние? Самое первое – это осознание своего греха. Во-вторых – это раскаяние, глубокая скорбь, сожаление о своем грехе. В-третьих – это исповедание греха, в-четвертых – его искупление и в-пятых – исправление своей жизни. Если мы будем знать, что именно из этих пяти составляющих состоит наше покаяние, мы сможем правильно подойти к этому и всегда будем наблюдать за собой: все ли мы смогли соблюсти, не упустили ли чего-то в своем покаянии.

Итак, самое первое – это осознание своего греха. Очень многие люди, когда им говорят о Таинстве исповеди, отвечают так: «Собственно, а в чем мне каяться? Я вроде бы никого не убивал, не воровал, даже, может быть, жене не изменял...» Такие люди действительно не видят своих грехов. А если ты не видишь своих грехов, то с чем, собственно говоря, идти на исповедь? Действительно, Таинство покаяния начинается с осознания своего греха.

Вспоминается такая притча из Древнего Патерика. Одному иноку, который молился о покаянии, явился ангел и говорит: «Прииди, я покажу тебе дела человеческие». И последовательно показал ему три различных ситуации. В первом случае ангел показал человека, который насек дров, попытался поднять их себе на плечи, но не мог. И вместо того, чтобы снять с себя часть ноши, он нарубил еще больше дров, опять пытался это поднять, и опять не смог. Так он делал многократно.

Во второй ситуации ангел показал человека, который, стоя у колодца, пытался наполнить дырявую кадку. Он черпал воду, наливал ее в дырявую кадку, но вода выливалась через дыры. В третьей ситуации ангел показал иноку храм, в который пытались войти два человека и внести с собой бревно. Причем каждый раз они держали бревно поперек двери и никак не могли войти. Но повернуть бревно так, чтобы поместиться в проход, они не хотели.

Вот эти три ситуации из Древнего Патерика изображают три уровня нашей греховности. В первом случае, когда человек непрестанно рубил дрова и увеличивал свою ношу, – это образ тех людей, которые непрестанно умножают свои грехи и возлагают их на свои плечи. Им становится тяжело, но сбросить хотя бы часть из них они не додумываются и только увеличивают свою ношу. Эти люди так и говорят: «Чем я особенно грешен? Я никого не убивал, не воровал, в тюрьме не сидел». Но при этом в своей ежедневной жизни они постоянно раздражаются, постоянно завидуют, негодуют, осуждают, им кажется, что вокруг всё не так. Хотя на самом деле не так в их душах: когда у нас око лукавое, то и все вокруг предстает в неправильном свете. И вместо того, чтобы разобраться в глубинах своей души, они зачастую оправдывают себя, тем самым только увеличивая свою греховную ношу.

Во второй ситуации человек, который стоял возле колодца, черпал воду и наливал ее в дырявую кадку, – это образ тех людей, которые уже приходят в храм, и, в общем-то, даже участвуют в таинствах Церкви, приобщаются живой воде благодати Божьей, но в повседневной жизни продолжают совершать те же самые грехи. Сколько бы раз ни исповедовались, они опять поступают точно так же. И вот эти грехи становятся своего рода дырами, через которые вытекает вся благодать, полученная в храме.

И наконец, третий образ двух человек, пытавшихся пронести бревно в храм поперек двери, – это образ тех людей, которые вроде бы стараются исполнять различные правила церковной жизни, но идут в храм, выставляя вперед свою правду, свою правоту. Это те люди, которые действительно преодолели какие-то грехи, уже прошли две предыдущие ступени, но в итоге стали считать себя выше других людей. И в храм они идут, выпячивая вперед свою правду, тогда как с нашей личной правдой не пройти в узкие врата Царствия Небесного.

Все мы находимся на том или ином уровне своей собственной греховности, и огромной задачей является как раз увидеть собственные грехи. Сделать это бывает очень трудно. Почему? Потому что на самом деле в душе все мы стремимся к тому, чтобы видеть себя хорошими. Таков человек, такова его греховная природа, что ему хочется всегда выглядеть хорошим. Может быть, это является своего рода искаженной интуицией праведности, того, что человек ориентирован на праведность, добро, на какие-то положительные идеалы. В реальной жизни он не соответствует этому, но все-таки ему хочется быть таким. Вместо того, чтобы реально стать человеком, живущим согласно правде, чистоте и добру, он начинает оправдывать себя, оправдывать то состояние, в котором он реально находится. И величайшей задачей нашей духовной жизни как раз и является попытаться увидеть наши собственные грехи.

Сделать это бывает очень трудно. А что помогает прежде всего? Наша собственная совесть. Если мы будем внимательны к своей совести, то увидим просто невероятную картину. Совесть покажет нам множество случаев из нашей жизни, когда мы погрешали, когда поступили крайне несправедливо, нехорошо, когда кого-то обманули, поступили лукаво, нечестно. Если бы мы старались каждый день очищать свою совесть и беспристрастно, искренно, правдиво вглядываться в нее, то она была бы таким зеркалом, которое наглядно показывает, в чем мы реально грешны.

Есть еще правило, как узнать свои грехи, но оно, если задуматься никому из нас не нравится. А правило такое: если хочешь узнать свои ошибки, неправды, прислушайся к тому, что о тебе говорят люди, что о тебе говорит твое ближайшее окружение. Нам часто неприятно это слышать. И действительно, бывает так, что наши ближние говорят о нас нелицеприятно. Да, они могут немножко преувеличить, но какая-то доля правдивости в их словах будет.

Поэтому если наши ближние говорят нам, что мы эгоисты, думаем только о себе, что главное для нас – заработать денег, и мы ни в чем не проявляем свою жертвенность, то не нужно себя оправдывать, прикрывать свои несправедливости. Надо все-таки задуматься: если Господь попустил моим ближним сказать обо мне такое, то постараюсь вспомнить, что такого я сделал, что дало повод моим ближним так обо мне высказаться? Таким образом, слова наших ближних являются прекрасным индикатором и дают нам возможность поразмышлять, попытаться увидеть в себе свои слабости и несовершенства. Пусть это будет как конкретная подсказка от Бога, в чем нам работать над собой, чтобы сделать себя хотя бы немного лучше.

Также для того, чтобы познать свои грехи, иногда нужно просто побыть наедине с самим собой. Часто мы погружены в какую-то суету, в шум внешней жизни. Мы все время куда-то спешим, у нас все время какие-то дела: и в магазине нужно что-то купить, и на работе что-то сделать. И подумать о самих себе у нас просто нет времени. Но если у тебя нет времени остановиться и подумать, то как же ты увидишь, что происходит внутри твоей души? Очень часто возникает ситуация, что человек, который постоянно жил в таком внешнем шуме и казался себе супергероем, во всех отношениях совершенным человеком, неожиданно оказавшись наедине с собой, в полной тишине, начинает пугаться самого себя: он открывает в глубинах своей души такие мрачные омуты, что испытывает муку от самого себя. Ему трудно от этой тишины. А почему? Потому что ему действительно открывается бездна его собственной греховности.

Расскажу историю о молодом человеке по имени Евгений, который вел преступный образ жизни и, когда ему было двадцать четыре года, попал в тюрьму. Ему дали восемь лет. Оказавшись в тюрьме, он подумал, что жизнь закончена: он ничего не достиг. И, находясь на зоне, Евгений специально вел себя крайне вызывающе, провоцировал какие-то конфликты с другими заключенными, думая, что его просто зарежут и он спокойно (так он думал) перейдет на тот свет. Но получилось иначе: так называемые авторитеты не стали его убивать, а наоборот, увидев, что он слишком активный, дали ему должность смотрящего, то есть он должен быть смотреть за определенным бараком, отвечать за заключенных в этом отсеке на зоне. И вот таким образом Евгений продолжал свою жизнь.

Однажды за какой-то проступок его посадили в одиночную камеру на полгода. И, оказавшись там наедине с самим собой, Евгений вдруг стал вспоминать свой жизненный путь, что с ним было раньше. Вся его жизнь предстала перед ним в удивительно мрачном свете. Например, он вспомнил, что когда ему было двенадцать лет, умер его отец. На похоронах маленький Женя плакал, но плакал не потому, что умер отец, а потому, что теперь тот не сможет купить ему мотоцикл. У него к отцу было такое корыстное отношение. Вспомнил, как воровал у мамы деньги на папиросы. А на зоне считалось, что воровать друг у друга ни в коем случае нельзя. И тут он соотнес: как это так, мы вылавливаем «крыс» (то есть воришек, которые похищают у сокамерников какие-то вещи), а сам я, оказывается, у родной мамы крал деньги, чтобы курить папиросы...

И жизнь оказалась настолько невыносимой в таком свете, что Евгений впервые в жизни начал от всего сердца молиться Богу. Именно у Бога стал он искать спасения от самого себя. Так начался путь его духовной жизни – через видение своих грехов, которое свершилось, когда он оказался наедине с самим собой. Кстати, Евгений смог организовать на зоне строительство храма. И храм построили. А когда он вышел из заключения, то стал послушником в Оптиной пустыни. Такой удивительный жизненный путь, такой Промысл Божий.

Что здесь важно понять? Что ты никогда не научишься покаянию, пока не увидишь свои собственные грехи, пока твоя собственная жизнь не предстанет перед твоим взором во всем ее безобразии. И к этому нужно отнестись так, как относится к больному врач, когда пытается поставить четкий диагноз. В каком-то смысле врач достаточно хладнокровен: он анализирует, как поступает больной, какие у него симптомы, какая температура. И по этим симптомам ставит диагноз: ты болен ангиной, гриппом или еще чем-то.

То же самое предстоит сделать нам в нашей духовной жизни, мы должны попытаться определить свои собственные грехи. У каждого из нас есть какие-то главные страсти. Вообще в нас есть все страсти, но у каждого есть еще и такие страсти, на которых человек претыкается постоянно. У кого-то это нецеломудрие: человек никак не может вырваться из нечистых образов, даже когда просто садится перед экраном компьютера и погружается в Интернет, тут же срывается, и эта страсть начинает работать. Кто-то невероятно честолюбив: готов быть и целомудренным, и милосердным, но лишь бы ему воздавали честь, лишь бы его как-то превозносили. Кто-то невероятно завистлив: постоянно видит успехи других людей, а собственная жизнь представляется какой-то серой, невзрачной.

Мы должны хладнокровно вглядеться внутрь своей души и увидеть, чем же мы больны. Потому что наши греховные страсти – это и есть наши недуги. Преподобный Симеон Новый Богослов так и говорил, что всякая греховная страсть является болезнью нашей души. И люди, погрязшие в страстях, – это люди душевнобольные. Только надо правильно это понять.

Преподобный Симеон Новый Богослов также говорил, что когда мы начинаем молиться и говорим: «Господи, помилуй» или: «Боже, очисти меня, грешного», то должны четко представлять, в чем собственно нас должен миловать Господь Бог? От чего Он нас должен очистить? То есть мы должны всегда ясно видеть свое несовершенство, свои немощи. И начало нашего покаяния – это четкое осознание своих грехов.

(Продолжение следует.)

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать