Уроки православия. «Отцы и дети: святые отцы о религиозном воспитании» с протоиереем Владимиром Башкировым, г. Минск. Урок 2

10 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святые отцы никогда специально не писали педагогических трактатов, но проблем воспитания они все же касались, размышляя о спасении души. Поиском таких мест в святоотеческих творениях занимался наш сегодняшний гость - протоиерей Владимир Башкиров. И сегодня он расскажет о том, какие правила предлагали родителям святые отцы, чтобы воспитывать детей в благочестии.

– Если обратиться к пословицам и поговоркам о воспитании, то в этой сокровищнице народной мудрости мы найдем множество советов и подсказок для родителей. Узнаем, на что надо обращать внимание, когда растут дети; что должны и чего не должны делать отцы и матери; что получается, когда воспитатели совершают ошибки, и много чего еще важного и полезного. Да, опыт предков – это настоящее богатство, но для нас, христиан, есть еще одна сокровищница, в которой также собраны мудрые мысли о воспитании детей. И ценность ее в том, что эти мысли всегда высказывались с целью спасения души. Это наследие святых отцов! И если сборники пословиц и поговорок о воспитании найти нетрудно, то подобные, но со святоотеческими высказываниями отыскать гораздо сложнее!

Ведь святые отцы никогда специально педагогических трактатов не писали, и темы воспитания они касались лишь потому, что их волновали вопросы спасения! Занимаясь исследованием человеческой души, самоиспытанием, аскетикой, они параллельно обозначали и те стороны развития человеческой личности, которые так или иначе связаны с воспитанием ребенка и с участием в этом процессе родителей. Поиском таких мест в творениях святых отцов и христианских мыслителей как раз и занимался гость нашего сегодняшнего урока протоиерей Владимир Башкиров. Комментируя свой доклад на тему: «Отцы и дети: христианские мыслители о религиозном воспитании детей», он отдельно остановился на тех принципах, которых должны придерживаться родители, если они хотят воспитать своих детей боголюбивыми и благочестивыми.

На прошлом уроке о. Владимир говорил о том, что первыми воспитателями детей являются, конечно же, сами родители и никто их заменить не сможет! И именно они должны помогать ребенку преодолевать те страсти, которыми сами и наградили свое чадо! Не секрет, что дети наследуют от родителей и доброе и худое, и чтобы избавить их от худого духовного наследства, папы и мамы должны, во-первых, сами вести борьбу со своими страстями. Не имея такого личного духовного опыта, они не смогут научить ребенка освоить эту борьбу. Во-вторых, родителям важно прислушиваться к тому, что говорят об их детях другие люди, и принимать это во внимание. Ведь многое со стороны видится по-другому, и чей-то сторонний взгляд порой помогает нам быстрее преодолеть собственную слепоту в отношении наших любимых и ненаглядных деток.

Протоиерей Владимир Башкиров – доктор богословия, зав. кафедрой богословия Института теологии БГУ, г. Минск:

Еще один момент: наблюдай, как твой ребенок ведет себя с другими детьми. Так уже выясняются все его формирующиеся недостатки – то, что мы называем страстями, дурными наклонностями или привычками. Наблюдай! Это же видно сразу, как он ведет себя с другими детьми: ведет ли себя по-доброму, делится ли своими игрушками? Или он занимает позицию совершенно агрессивную по отношению к другим детям? Наблюдать -что в этом трудного? Все это святоотеческое. Другое дело, что есть педагоги христианские, которые это все выбирают, потому что это рассыпано по многим, многим сочинениям. Если выбрать у Иоанна Златоуста все его поучения о воспитании детей, то получится законченный трактат, а он никогда трактатов не писал. Но все у него сказано по случаю и по поводу. А также все охвачено: начиная от рождения ребенка и заканчивая его смертью. Обращаю внимание – и смертью ребенка. Дети умирали, и к нему приходили родители, а он говорил какие-то слова утешения и рассказывал о смысле смерти. Он утешает людей, показывая им, что смерть имеет смысл, смерть никогда не бывает бессмысленной, и говорит вещи достаточно жесткие.

Особенно хорошо это выражено также у Григория Нисского, который говорит (утешая): «По двум причинам умирает ребенок: во-первых, этот ребенок созрел для Царства Божия, для жизни будущего века, ему больше нечего делать на земле. Во-вторых, Бог пресекает эту жизнь, потому что тех злоключений, которые бы с этим ребенком случились, он бы не выдержал, он пал бы». Это говорилось в утешение. Скажите сейчас современному родителю, который потерял ребенка или теряет его, вот такое утешение! В те времена это воспринималось совершенно свободно и естественно. Или Феофан Затворник пишет женщине, которая потеряла дочь: «Ты же хочешь ее здесь задержать, на земле! Если бы ты с ней встретилась сейчас и спросила: «Доченька, как тебе там?», она сказала бы: «Хорошо». – «А хочешь назад?» Она бы покивала головой и сказала: «Нет, не хочу». Зачем же ты держишь ее? Зачем ты тянешь ее назад, сюда, где ей было плохо? Если Бог забрал ее чистую и целомудренную, зачем будешь бороться с Богом?» Вот такие вещи. Говоря по случаю, но сопровождая своими мыслями всю жизнь ребенка, даже самые трагические случаи в жизни ребенка, Иоанн Златоуст и Феофан Затворник, Василий Великий и Григорий Богослов и многие другие говорят об этом.

Но кто-то должен выбрать все это, собрать воедино. И христианские педагоги это делают. И когда все это выбирается, формулируется, сводится в какой-то статус, тогда все получается так, как будто это есть законченное цельное учение о воспитании детей. Причем максимально простое и доступное. Это в педагогике порой говорят, а слушатели ничего не понимают, потому что такая терминология употребляется, которая доступна только для ограниченного круга лиц. А святые отцы говорили к народу, они же проповедники, они это в живой проповеди, в живом слове говорили. Почему это все и сохраняет свою актуальность. Причем «замешено» все было на Божественной благодати.

– Следующий вопрос, который мы задали о. Владимиру, является, пожалуй, одним из самых злободневных в теме воспитания, и обусловлен он тем, что в наше время ребенок почему-то стал центром семьи и смыслом существования родителей… Хотя такое положение вещей вряд ли законно! Во все времена и у всех народов ребенок с момента своего появления на свет встраивался в уклад жизни семьи, но никак не нарушал его своим рождением и не менял жизнь родителей кардинально – мир не начинал вращаться вокруг человека, которому еще только предстоит стать взрослым!

Взять, к примеру, традиционную крестьянскую семью, жившую на Руси и пять, и пару веков назад. Каково было ее назначение? Какие цели она перед собой ставила? В духовном измерении ее целью было спасение, а потому ей надлежало стать малой церковью, все члены которой стремятся войти в Царство Небесное. А в земном, материальном плане семья (по крайней мере – крестьянская) должна была выживать и для этого заниматься множеством хозяйственных дел. Они у крестьян всегда были разнообразными и не ограничивались только пашней и скотоводством. Пчеловодство и садоводство, гончарные, ткацкие, столярные, плотницкие и многие другие работы плюс охота, рыбалка, сбор грибов и ягод – все это было тем огромным полем деятельности, на котором непрестанно трудились все члены семьи, добывая хлеб свой в поте лица.

Но сегодняшние семьи живут совершенно иначе. И в этих новых условиях дети вдруг оказались не помощниками, не подмастерьями, а царями-королями – центрами семьи – и стали определять ее назначение, ее дела и заботы. А родители в каком-то смысле перешли в разряд слуг, вся задача которых – во что бы то ни стало обеспечить своих чад всем необходимым. А необходимо нашим детям, как мы уже говорили, по мнению самих родителей, многое: и качественное образование (основное и дополнительное), и качественный досуг, и отдых, и качественное питание, словом, чтобы все у них было хорошо. Но должен ли ребенок быть таким центром, такой точкой приложения всех родительских стремлений и усилий. Если только земных, то нет! Но есть в такой концентрации внимания родителей на ребенке и положительный момент.

Протоиерей Владимир Башкиров:

С одной стороны, это хорошо. Есть такое мнение, которое высказывают мудрые христианские педагоги, и говорят об этом открыто и честно: «Знайте, что когда у вас появился ребенок, у вас закончилась ваша личная жизнь». Понимаете, какие страшные вещи для современного человека! Заканчивается кино, театр, общественная жизнь, какие-то встречи с друзьями – всё! Вот ваша жизнь, вот центр вашей жизни, вот смысл вашей жизни – ребенок. У людей не получается воспитание детей потому, что они пытаются разделить общение с ребенком и некую свою жизнь в социуме, пытаются найти время и для того, и для другого. А это сложно. У того, кто жертвенно отдает всего себя ребенку, и дети вырастают нормальные. Как правило, это самые простые женщины – для такой женщины ничего нет больше, есть только ее ребенок, она все для него делает. Даже если она одинока. Это полное содержание ее жизни. У нее и ребенок вырастает другой: он не эгоист, потому что у него закладываются другие идеи, он видит свою маму и сравнивает ее с другими мамами. Дети всегда сравнивают своих родителей с другими, они всегда хотят видеть своих родителей лучшими, чем другие родители (это дух соревнования). И вот когда есть такая жертвенная любовь (не слепая любовь, а жертвенная), когда ребенок обеспечивается всем необходимым и при этом есть разумная мера, а самое главное – есть личный пример, тогда все получается нормально.

– Многие родители отмечают, что в наши дни у них – как у воспитателей – появились серьезные «конкуренты», которых прежде никогда не было, и потому святые отцы об этих проблемах писать не могли и давать советы соответственно! Что же это за конкуренты? Это телевизоры, телефоны и компьютеры и прочие технические новинки! Это они сегодня так захватывают внимание и интересы детей, что родители с их попытками почитать вместе с ребенком книгу или сходить в театр терпят поражение! И что им делать в такой ситуации? Вообще запрещать ребенку смотреть телевизор и пользоваться другими благами цивилизации?

Протоиерей Владимир Башкиров:

– Это вопрос уже христианского настроения самих родителей. То есть никогда не будет толку, если родители сами сидят и смотрят телевизор, а ему запрещают. Он не понимает, почему это происходит, потому что ведь есть детские передачи! А ему запрещают их смотреть, и он, конечно, возмущается. Здесь нужна определенная аскеза: если вы сами не смотрите, тогда и он от этого отвыкнет. Если вы его с детства приучаете читать книги, он будет читать книги. А какие книги вы подберете – это уже зависит от вас, родителей. Если вы будете покупать ему электронные приборы, он привыкнет к электронным приборам. А если вы с самого начала будете учить его азбуке, положите перед ним книгу и эта книга будет интересной, он привыкнет к чтению.

Не случайно говорили в древности «Tabula rasa» – «чистая доска», она не совсем чистая, потому что в человеке с рождения заложено самолюбие. Как говорил Феофан Затворник: «Ребенок рождается с одной только страстью – с самолюбием». Тем не менее на этой «доске» можно писать, можно формировать у ребенка какие-то принципы, только делать это надо с самого детства и последовательно.

И к Богу надо тоже приводить ребенка с самого детства. В своем докладе я приводил цитату из знаменитого произведения чешского педагога XVII века Яна Амоса Коменского, которое называется «Материнская школа». Он говорил, что религиозное воспитание ребенка должно начинаться с самого детства, и использовать для этого нужно абсолютно любой случай. Идете, посмотрели на небо и говорите: «Небо – это то место, где обитает Бог». Потом вы ему расскажете, что это не то небо, которое над нами, не облака, но важно заложить в него этот принцип, чтобы он знал, что есть Бог, который обитает на небе. Или гром прогремел: объясните ему, что гром значит если не наказание Божие, то явление Божие. Объясните, от Кого свет произошел, Кто дал этот свет. Вот таким образом. С самого детства молитесь с ним вместе самыми простыми словами. Коменский рекомендует даже с детства читать Символ веры или маленькие псалмы (есть псалмы в несколько строчек). Это ему кажется чрезвычайно важным.

– Религиозное воспитание детей начинается именно с родителей! Они есть первые воспитатели и педагоги, от них зависит, какими вырастут их дети, и за это они будут отвечать перед Богом. А потому нам, родителям, важно прививать детям добрые задатки, пока они еще малы и не утратили доверия, простоты, способности к умилению и состраданию. Упустим это время и не заметим, как окаменеет и ожесточится детская душа. Трудиться над ребенком надо постоянно, но труд этот благословенный, светлый и иногда радостный. Хотя (еще раз повторим) если все наши заботы будут лишь о земном, лишь о материальной стороне жизни детей, то на самом деле такое воспитание окажется небрежением о них…

«Родители небрегут о детях, если старательнее учат их полезному для жизни временной, нежели спасительному для души бессмертной; если тщательно меблируют их голову набором слов и понятий, нежели возделывают виноградник их сердца, извергая из него дикие травы неправильных наклонностей и привычек…Вы обрабатываете в детях будущих граждан, воинов, словесников, письмоводцев, художников, промышленников: хорошо, но смотрите, не презирайте одного из малых сих – не пренебрегите того… самого, в обрабатывании чего хотят помочь вам ангелы их, которые на небесах всегда видят лицо Отца вашего Небесного, – не пренебрегите образования в них сынов Церкви, приготовления будущих граждан неба» (Св. Филарет Московский).

Протоиерей Владимир Башкиров:

– И так начинается религиозное воспитание. От кого? От мамы, от папы. Но никто же этим не занимается, поэтому это кажется очень трудным, малопонятным, малодоступным, потому что сами родители не практикуют. Если бы сами практиковали, то и ребенок тоже подражал бы.

Отношения между родителями – это чрезвычайно важно, это один из моментов, на который нужно часто (если не всегда) обращать внимание. Чтобы не было перепалок, когда друг на друга начинают повышать голос, даже обзывать друг друга. Ребенок же видит все это. У него вырабатывается соответствующее отношение к папе, маме и другим детям. Он так и на других людей, и на других детей смотрит. Он еще не знает, как это объяснить, но он понимает, что есть презрение, что можно быть лучше, чем другие. Если папа обозвал маму, значит и другого можно обозвать. Отсюда соответствующее отношение к папе и маме. Он видит уже разлад. А поскольку дети существа очень наблюдательные, внимательные, то сразу начинают видеть – к кому подойти, у кого есть слабость. Ни в коем случае нельзя детям демонстрировать свои чувства, эмоции, гнев. Как святые отцы определяли гнев? Как кратковременное безумие. Что такое кратковременное безумие? Значит на какое-то мгновение, когда человек объят этим гневом, даже когда он в раздражении говорит с другим человеком, у него отключается разум, им начинают владеть эмоции. А эмоции – это очень-очень коварные друзья! Поэтому никогда в отношениях между родителями не должно даже проскальзывать какого-то недоброжелательства. В присутствии детей и по отношению к детям всегда должна быть благосклонность. Это еще и самовоспитание. То есть ребенок помогает родителям воспитывать себя. О чем Ян Амос Коменский тоже говорит: «Дети воспитывают нас, закоренелых грешников». Они побуждают нас быть сдержанными, держать себя в руках и проявлять самую главную христианскую добродетель – терпение. Любовь потом приходит как главная добродетель, но чтобы к ней прийти, надо учиться. Бог приходит через терпение. Что такое любовь? Это готовность нести немощи другого человека. «Мы, сильные, должны сносить немощи слабых», – говорит апостол Павел. А где это начинается? В семье. Если ты сильный – неси слабости другого.

«…Будь терпелив, не за все выговаривай, иное сноси, преходя молчанием, и смотри на то сквозь пальцы. Любовь все покрывает и все переносит. Иногда из-за нетерпеливого выговора образуется вражда, оттого что выговор был сделан не в духе кротости и любви, а в духе самолюбивого притязания на покорность себе другого».

«…Тебя изобидели? Что же? Так и следует причинять огорчения твоему плотскому, ветхому человеку: самолюбивому, гордому, раздражительному, завистливому, ленивому, скупому, причиняющему столько оскорблений Богу. Хорошо, что ему измеривается хотя бы немного от людей тем же, чем он меряет Богу» (Св. Иоанн Кронштадтский).

Протоиерей Владимир Башкиров:

– Вот это чрезвычайно важно в отношениях. Это все формирует человека с самого детства, вырабатывая в нем стереотипы. Мы с вами живем стереотипами, которые закладываются с детства. Почему старый человек, которому уже 70 – 80 лет, у которого пошли процессы утраты памяти, помнит все, что было в детстве, детально помнит и воспроизводит такие события в подробностях, которые произошли 60 – 70 лет тому назад? Он это помнит, а то, что происходит сегодня, не помнит. Почему? Потому что заложены стереотипы. Это врезалось в память навсегда. Так и здесь. Поэтому мы сами создаем себе проблемы в воспитании: мы не воспитываем себя, и поэтому нам не удается воспитать детей. И возникают просто неразрешимые проблемы. А как тогда? Как телевизор?.. Сама не смотри, и он не будет смотреть. Правда же? Сама читай книги, и он будет читать их, ему будет интересно.

«От худого воспитания…следует злое и развращенное житие;

– родителям скорбь и печаль о злом детей своих состоянии; тщетные… труды об исправлении развратившихся детей своих, ибо укоренившееся зло весьма трудно исторгается; трудно надеяться на их спасение, а вот погибель их может быть явной;

– такое же злонравие может быть и у внуков, поскольку злой отец не может добру научить сына; тоска и страх предстоят родителям за то, что будут они судимы Богом за худое воспитание детей своих, которых не наказывали, а может быть, и соблазняли злым примером; бесчестие и укоризна всему роду; отечеству явный и великий вред» (Св. Тихон Задонский).

«Благочестивые дети:

– наибольшее утешение для благочестивых родителей;

– наилучшее украшение живых родителей;

– наилучший памятник умершим родителям».

Протоиерей Владимир Башкиров:

– Я хочу просто пожелать прислушаться к этим мнениям, которые я высказал, только ни в коем случае не думайте, что это мои мнения. Я воспроизвожу то, что привел, в качестве святоотеческих предложений. Можно прислушаться и попробовать. Я думаю, что это будет работать или когда-то сработает!

 

Автор программы Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать