Уроки православия. «Отцы и дети: святые отцы о религиозном воспитании» с протоиереем Владимиром Башкировым, г. Минск. Урок 1

9 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

– Как родителям, воспитывая детей, воспитывать и себя? Как научиться преодолевать в детях с раннего возраста развитие дурных привычек, из которых и развиваются страсти? Какие приемы для раскрытия заложенной в ребенке естественной веры в Бога рекомендуют христианские педагоги, святые отцы? Ответы на эти и многие другие вопросы мы найдем в беседе с протоиереем Владимиром Башкировым. Он отмечает, что сегодня о воспитании, его проблемах и методах не только много пишут, но и много спорят. И не случайно! Ведь единого подхода и универсального рецепта в этом вопросе нет и быть не может! У государства свой взгляд на воспитание – ему надо, чтобы граждане были готовы послужить его целям. Родители же больше думают о том, как устроить своих детей в жизни и что для этого надо сделать.

Для одних пап и мам важно, чтобы их дети росли здоровыми, занимались спортом, хорошо питались. Для других главное – дать своим чадам хорошее образование. Третьи усиленно развивают в них природные дарования и мечтают видеть своих детей талантливыми музыкантами, художниками, юристами и экономистами. И в самих этих целях нет ничего предосудительного. Но достаточно ли только этого? Известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский с грустью замечал, что наши идеалы воспитания чисто языческие, имея в виду, что и общество, и родители стремятся привить детям навыки к удовлетворению лишь телесных, чувственных, т.е. земных потребностей. А для религиозного сознания этого мало! Оно полагает, что человек сможет реализовать себя во всей полноте только тогда, когда станет существом нравственным. И сегодня мы будем говорить о том, каким видели религиозное воспитание святые отцы.

И в основание наших уроков о религиозном воспитании будет положен интереснейший доклад протоиерея Владимира Башкирова, прозвучавший в Пскове на научно-практической конференции «Православное теологическое образование: состояние и перспективы развития». Доклад был посвящен теме «Отцы и дети: о религиозном воспитании», и в нем приводятся высказывания отцов Церкви и христианских педагогов о практических приемах воспитания детей. А после своего выступления о. Владимир пояснил, почему он обратился именно к этой теме.

Протоиерей Владимир Башкиров – доктор богословия, зав. кафедрой богословия Института теологии БГУ, г. Минск:

– Тема называется «Отцы и дети: христианские мыслители о воспитании детей» (в название включено это знаменитое русское противоречие между отцами и детьми, известное в литературе еще с XIX века). Я занимался этим в процессе подготовки книги, которая будет состоять из четырех частей. Две части уже появились – это первая часть о церковных праздниках. Вторая часть как раз посвящена проблемам семьи, воспитания детей – проблемам страстей, блуда, разводов, добрачного сожительства молодых людей. Весь комплекс семейных отношений будет освящен в третьей части. Третья часть уже пошла в производство, с ней работают редакторы. Поэтому то, что я предложил здесь, взято из этой книги, посвященной семье.

Тема очень актуальная. Я исходил из реалий Белоруссии, но думаю, что тема одинаково актуальна везде, потому что педагогическая наука стоит перед проблемой воспитания детей. Кто-то сказал очень правильно: большая проблема нашей школы в том, что она отказывается от воспитания, она начинает преподавать детям только некие науки. То есть школа начинает «накачивать» детей какими-то познаниями, и в результате оказывается, что эти познания совсем не влияют на формирование человека как личности. Это происходит стихийно, под влиянием других факторов. И другие факторы (есть такая опасность) могут воспитать такую личность уродливой. Поэтому мы предлагаем христианские методы. И оказывается, такая же проблема существовала во все времена. Я привожу (в частности, в своем докладе) цитаты Иоанна Златоуста, который уже тогда пишет о том, что родители стараются воспитать своих детей в основном только для того, чтобы подготовить их к этой жизни: чтобы они были образованные, были здоровы, чтобы умели вести себя в обществе, хорошо владели практическими навыками и профессией. Но этого мало. Нужно воспитывать еще добрые нравы в человеке. И у Иоанна Златоуста есть совершенно парадоксальная фраза: «Нужно воспитывать детей не находить деньги, а презирать деньги».

«…Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в Законе и учении Господнем. Кто прежде всего научится быть благочестивым, тот через это приобретет богатство и величайшую славу. Не так полезно дать образование сыну или дочери, преподавая им внешние знания и искусства, посредством которых они станут приобретать деньги, как научить их искусству презирать деньги! Не заботься о том, чтобы сделать сына известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее… Этому научаются не от учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний. Говорю это не с тем, чтобы запретить образование, но чтобы не привязывались к нему исключительно…» (Святитель Иоанн Златоуст).

Протоиерей Владимир Башкиров:

Вот это как раз и было основной задачей и целью воспитания. Вернее, попытки показать, что в христианстве, и особенно в Предании Церкви, существует уже разработанная система. Но начинается эта система совсем не с того, с чего начинаются другие какие-то системы воспитания, а с борьбы с основным человеческим пороком – с человеческим эгоизмом, лежащим в основании всех остальных дурных наклонностей, которые внезапно в человеке развиваются, – это так называемые страсти; они называются так на языке аскетического предания. Страсть – от слова «страдание». То есть нужно бороться с тем, от чего человек, в конце концов, страдает, а он страдает от собственных страстей.

– Когда свою волю, свои влечения человек ставит выше воли Божией, когда самого себя он считает вполне автономным и независимым от Бога, тогда он отпадает от Творца как от источника жизни. И святые отцы называют такое состояние болезнью души и духовной смертью. В своих аскетических творениях они приводят интересные наблюдения о причинах такого греховного настроения.

«Основные возбудители греха – это своеумие в уме, своеволие в воле, самоугождение в чувстве. Поэтому нужно… приучать силы души и тела преобладать над ними, сколько можно обессиливать их и доводить до безвредности. На это и нужно ориентировать все воспитание» (Святитель Феофан Затворник).

– Замечено, что у каждого человека – как у взрослого, так и у ребенка – эти возбудители проявляются в виде какого-либо главного недостатка, иначе – главной греховной страсти. Но избавиться и от нее, и от всех других страстей лишь путем формирования в человеке с детских лет доброго нрава, в отрыве от религиозных, христианских ценностей, – невозможно! Нравственность всегда религиозно окрашена, и только религия может придать ей божественный авторитет. Попытка создать нравственность на чисто человеческих ценностях всегда заканчивается провалом. Что есть человеческие ценности без заповедей Божиих? Что есть душа человека, если она оторвана от Бога? Такая душа становится, по выражению отцов, логовом змей, где змеи – это и есть страсти…

Протоиерей Владимир Башкиров:

– Чревоугодие, блуд, корыстолюбие, скупость, тщеславие, гордость, зависть, осуждение и есть те страсти, с которыми нужно с самого начала начинать бороться. А для того чтобы это все произошло, в человеке нужно начинать с самого детства пробуждать совесть. Совесть пробуждается посредством неких нравственных императивов. Приемы тоже есть, они хорошо описаны в святоотеческом предании. Причем парадоксально то, что святоотеческое предание формировалось людьми, которые были пустынниками, монахами. Но эти люди,тем не менее, очень-очень глубоко проникали в тайны, в тайники человеческого духа, человеческой души и там видели, что человеку нужно. Как, например, человек фонарем высветил какую-то совершенно темную пещеру. Он видит, что в этой пещере есть, он видит, что в этой пещере нужно было бы ликвидировать для того, чтобы она была более-менее пригодна для людей как музейная редкость или как интересный геологический объект. Так приблизительно и здесь: надо уметь посмотреть в человеческую душу, увидеть, какие там есть недостатки, откуда эти недостатки и как с ними бороться. Вот это и предполагает то, что мы называем христианской педагогикой: первое – борьба со страстями, второе – пробуждение человеческой совести.

– Нравственное основание заложено в человеке Богом изначально – так же как умение мыслить, хотеть, дышать. Оно заложено в совести, которую религия называет голосом Божиим. «Совесть, – говорит святитель Феофан Затворник, – Бог всадил в нашу душу как руководящую, а потом как Свою судящую, осуждающую и карающую силу. И она исполняет закон правды Божией». Потому религия считает самой важной задачей человека пробуждение в себе этого внутреннего голоса, умение слышать и слушаться его. Только тогда человек будет нравственным и сможет различать добро и зло, правое и неправое.

Очевидно, что нравственность – явление общечеловеческое, и ее воспитание – дело совсем не утопическое, а очень даже реальное. Причем для этого не требуется придумывать что-то новое или особенное! Достаточно раскрыть в человеке то, что заложено в нем Богом изначально. Об этом святые отцы писали во все времена, и их творения, как и их советы, актуальны и сегодня, и ни в какой принципиальной корректировке они не нуждаются…

Протоиерей Владимир Башкиров:

– Конечно, их надо читать творчески: это не какие-то застывшие догмы, которых нужно обязательно придерживаться и неуклонно их соблюдать. Так ничего не будет; они это и не предлагали. Большинство святоотеческих поучений изложено в виде афоризмов, каких-то аналогий, притч, иносказательных повествований. Вот, например, необходимость борьбы со страстями. «Почему со страстями надо бороться?» – спрашивают у аввы Дорофея, святого, который жил на рубеже VI и VII веков. Он не говорит прямо: «Это нужно непременно делать», но приводит притчу. Он предлагает одному из учеников: «Возьмите молодую поросль кипариса, маленькую веточку и вырвите ее». Тот свободно берет ее и выбрасывает. «Теперь возьмите вот эту – побольше». Он и эту выбрасывает. «А теперь возьми вот эту» – и показывает уже на кустарник, выросший небольшой ствол. Тот пытается его вырвать, в конце концов огромным усилием воли он и его вырывает. «А теперь попробуй вот это». Ученик отвечает: «Так это целое дерево». «Ну, ты попробуй, вырви его». Ничего не получается, приглашают второго человека – тоже ничего не получается. И авва Дорофей говорит: «Вот так и страсти: если вы обратите на них внимание, то вы сразу же эту страсть в себе ликвидируете. Чуть попозже будет труднее, но еще можно. А если вы ее запустите, то тогда она так разрастется в вас, что станет вашей второй природой, она будет вами управлять, вами командовать, вы станете ее рабом!»

– Если этот рассказ аввы Дорофея применить к воспитанию, то смысл его следует понимать так: родители и педагоги оказываются бессильными перед детьми старшего возраста, если они не занимались их воспитанием с раннего детства…Не зря говорят, что учение в молодости есть резьба на камне, а учение в старости – всего лишь рисование на песке… И потому человек в глубокой старости порой не может оставить того, к чему он привык с малых лет. А привыкает ребенок, как правило, к тому, к чему его приучают взрослые… И святые отцы в своих творениях предлагают нам руководство к действию: на что надо ориентировать детей, как это делать и что важно в первую очередь в них замечать…

Протоиерей Владимир Башкиров:

– Если педагог или родитель заметил какое-то влияние или проявление дурной привычки, он должен сразу ее ликвидировать, сразу в ребенке ее нужно пресечь, как маленький прыщик, который сразу прижгли, как только он начал образовываться, – и его уже нет. А если чуть подальше, побольше и еще больше, то вырастает ребенок, который перестает быть в послушании у родителей, который презирает своих родителей. С одной стороны, он их презирает потому, что они его не воспитали: он чувствует, что чего-то у него нет, какая-то пустота внутри, а это и значит – не воспитали. Святоотеческое предание предлагает, как это нужно делать. Трудно очень разобраться в человеке, с какой страстью начинать бороться, потому что они выступают все время в комбинациях. Чревоугодие всегда с корыстолюбием – это естественно, потому что для того, чтобы хорошо и вкусно питаться, нужно иметь какие-то средства. Корыстолюбие – всегда с гневом, потому что всегда не хватает, всегда что-то мешает, моя воля сталкивается с волей другого человека. Другой человек не хочет, чтобы было по-моему, а я хочу, чтобы было по-моему; сталкиваются две воли. Отсюда попытка унизить человека. Гнев и корыстолюбие связаны между собой. Тщеславие везде проникает как яд и поражает все. Гордость через другие страсти поражает весь психофизический состав человека. А с какой страстью бороться? Они говорят: с той, которая тебя в данный момент больше всего мучает. Не ищи – какая у тебя самая главная, не обнаружишь, потому что они вместе, они сплетаются между собой. А вот какая тебя в данный момент обуревает, с той ты и начинай бороться. Все просто, правда ведь?

В том-то и дело, что святоотеческое предание очень простое. Есть, конечно, проблема языка, потому что перевод осуществлен в XIX веке, язык, может быть, несколько архаичный. Но в принципе все идеи совершенно очевидные. И все это излагается простым, доступным языком. А все эти образы, аллегории откладываются в голове человека лучше, чем какое-либо трезвое, аргументированное поучение. Почему Господь говорил в притчах? Потому что эти образы откладываются в голове. Начинаете человеку говорить о Царстве Божием, начинаете его учить, что такое Царство Божие, начинаете ему говорить: «Это Божественная реальность, это вечное блаженство», – он вас не поймет. А когда вы ему расскажете о неводе, который вытащили рыбаки, о жемчужине, которую купец нашел и продал все свое имущество, для того чтобы жемчужину эту найти, когда вы расскажете ему о десяти девах (пяти глупых и пяти разумных) и прочие притчи о Царствии Божием, – это отложится в голове, он поймет. И поймет еще одну вещь: сказать невозможно, а реально это существует. Так и в борьбе со страстями. Поэтому лучше всего, надежнее всего внутреннее борение человека с самим собой видеть через святоотеческие образы. Святые отцы все это осмысляли и давали наиболее адекватное определение и способы борьбы, преодоления в себе этих дурных привычек.

– Откуда у маленьких детей появляются эти самые дурные привычки, иначе – страсти? От нас – родителей! Хотя зачастую у одних и тех же родителей дети бывают разного нрава. Казалось бы, при одинаковых условиях жизни, при одинаковых требованиях папы и мамы дети в семье бывают не просто не очень похожими, а противоположными по характеру. Один драчлив и непослушен, другой – кроток и покладист, третий может оказаться лгуном, а четвертый ласковым и заботливым… Всякое бывает! Потому и сами родители, видя это, приходят к выводу, что универсальных подходов к воспитанию детей не существует и что к каждому ребенку подход нужен индивидуальный. Но как же в таком случае пользоваться общими рекомендациями и наставлениями святых отцов?

Протоиерей Владимир Башкиров:

– Вот смотрите как: получается интересная вещь, что они тем не менее находят возможность преподавать (назовем даже так) всем нам общие принципы воспитания. Я уже говорил, что самое главное в воспитании – это борьба со страстями. Пока вы этого не сделаете, ничего не получится. Все остальное, что вы будете надстраивать, будет в лучшем случае – на песке. А вам нужно создать фундамент. Святые отцы предлагают: первое – для того, чтобы ты разобрался в своем ребенке, разберись в самом себе, посмотри, какие страсти в тебе господствуют, тобой владеют. Потому что ребенок тебе подражает, ты для него авторитет, он следует за тобой, он зеркально отражает тебя самого. Мы этого не замечаем, может быть, но у ребенка нет другого авторитета кроме своих родителей, особенно в маленьком возрасте. Вспомним, как говорили святые отцы (тот же Василий Великий): ребенок формируется до трех лет. В три года можно увидеть, какой он будет дальше: он будет ровно в два раза больше во всех отношениях – не только физически, телесно, а будет еще и нравственно, и психически, и с точки зрения интеллекта в два раза больше. То есть то, что сформировалось в этом возрасте, – то и будет. Поэтому посмотри на себя, следи за собой, в себе разберешься – разберешься и в своем ребенке. Это общий принцип, вполне доступный.

Второй принцип: прислушивайся к тому, что говорят о твоем ребенке. Что трудного? Пришел сосед и сказал, к примеру: «Твой ребенок плюет на моего (или бросается песком)». Первая реакция: «мой не может быть виноват, это тот виноват». Вот и начинается. А ребенок стоит рядом, он понимает, что его всегда закроют, что то, что он делает, – это правильно. Не наказали, значит – правильно делает. Таким образом, растет человек без принципов, и порочность в этом человеке развивается с самого детства.

Не люби ребенка слепой любовью. Разве трудно? Родители чем страдают? Они действительно любят своих детей, это очень положительное качество, это то, чем не все сейчас могут похвастаться. Но эта любовь тоже должна быть разумной, у нее тоже должна быть мера. Потому что родитель – это еще воспитатель, он педагог для своих детей, что не очень хорошо родители усваивают. Поэтому не люби слепой любовью. Надо сочетать любовь с наказанием. Как говорил Иоанн Златоуст: «Строгость с любовью всегда победоносна». Надо найти сочетание – любовь и строгость. Найдите этот баланс, эту меру – и будет все хорошо. Получается? Не получается, потому что любят очень. А ребенок это все видит, все замечает; дети – удивительно наблюдательные существа. Например, когда ребенку один год, он уже подходит к телевизору и включает нужную кнопку, он посмотрел, как это делается – дети действительно очень наблюдательны. Он в телефоне нажимает именно ту кнопку, которая включает телефон. Откуда он знает это? Потому что он просто посмотрел. И так во всем остальном. Поэтому будем внимательно прислушиваться к тому, что говорят о наших детях другие люди.

(Продолжение следует.)

 

Автор программы Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать