Уроки православия. Школа покаяния. Урок 78. («Слово о смерти» свт. Игнатия Брянчанинова читаем с прот. Андреем Каневым 36 часть)

9 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Читая на уроках православия «Слово о смерти» свт. Игнатия (Брянчанинова), мы учимся всматриваться в ту духовную перспективу, которую в суете каждого дня не замечаем. Говоря о ней, протоиерей Андрей Канев обращает внимание и на некоторые этапы и особенности нашего духовного пути. О них мы продолжим говорить сегодня.

– Читая на наших уроках «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова), мы учимся всматриваться в ту духовную перспективу, о которой в суете каждого дня забываем. А кто-то и вовсе не подозревает о ней. Однако смотреть вдаль, то есть помнить о будущей вечной участи, христианину необходимо, иначе вся наша жизнь, даже внешне оформленная благочестиво – с молитвенными правилами, посещением богослужений, добрыми делами, – в итоге может оказаться топтанием на месте, хождением по кругу. А христианство – это путь. Путь на Небо. И проходит его тот, кто желает спасти свою душу и достигнуть вечной жизни со Христом.

На прошлом уроке, говоря о том, как открывает нам эту самую духовную перспективу святитель Игнатий, протоиерей Андрей Канев обращал особое внимание на некоторые этапы и особенности нашего духовного пути – те, которые описывает святитель. Как, например, человек достигает бесстрастия? Какими бывают плоды покаяния, молитвы? Что есть духовная радость, а что – смиренномудрие? Сегодня мы продолжим говорить об этом и начнем урок со слов из 117-го псалма царя Давида, что лишь праведные войдут вратами правды, вратами Господа. Святитель Игнатий поясняет: врата Господа – это и есть благодатное смирение. И когда перед умом человека открываются эти врата, он начинает не только все видеть по-другому, но иначе реагировать, действовать. И, показывая эти различия, святитель как бы предлагает нам тест, по которому каждый может проверить себя – на каком этапе духовного пути он находится. Приступим к этой проверке и мы.

«Когда отверзутся пред умом врата Божественной Правды, человек перестает осуждать ближнего…» («Слово о смерти». Свт. Игнатий (Брянчанинов).

– То есть мы говорим о том, что эти врата, образно говоря, есть то свойство ума, когда он начинает понимать Божию правду о себе, о мире и о спасении. Одно из таких качеств, почему так происходит, – человек начинает смиряться. Он становится смиренным. А откуда он становится смиренным? Какова ступень к этому смирению? Мы часто говорим: смиряться, смиряться. Бывают даже грустно-комические истории, когда человек говорит: вот я попросил Бога о смирении, домой пришел, а дома муж или жена на меня напали и устроили скандал. Они все виноваты, я не виноват, я в стороне стоял, и так далее. И приходится человеку говорить: так ты попросил практики! Господь здесь, рядом, каждую секунду с нами, Он обещал: просите, и дастся вам. Хочешь смирения, хочешь терпения? Получай уроки для терпения и смирения. А мы же хотим все быстро. Пилюли для смирения ведь нет. Вернее, они есть, но в практике, а так, чтобы принял и наутро стал смиренным – такого не бывает.

Так вот, такой путь ко смирению – это первая заповедь блаженства: блаженны нищие духом. Если человек начинает быть нищим духом и понимать, что в нем ничего доброго на самом-то деле нет, что все, что он делает, – в разной степени грехи разной тяжести и все, что в жизни хорошего в нем вдруг происходит, – только от Бога, а не благодаря человеку, то такой человек не будет осуждать другого человека. Потому что он хорошо познал себя, что другой человек – точно такой же, и он так же мучается, он такой же пленник сатаны, такой же духовный, мягче скажем, поврежденный человек. Потому что его осуждать, я ведь такой же. Понимаете? И такой человек не будет осуждать, пожалеет, посочувствует.

Была такая интересная история, когда мы занялись подготовкой наших прихожан к исповеди. Один из священников укорял нас, говорил: вот вы учите людей, а они потом ходят и всех осуждают. Да не может такого быть! В каком плане: мы не будем не замечать зла и греха в мире. Христианин не должен ослепнуть, потому что мы должны понимать и знать это в себе. А раз в себе знаешь, то и в другом. Только реакция какая должна на это быть? Когда мы видим, что, допустим, у ближнего проявляется тяжкая, смертельная болезнь, нам его жалко, правда? Так и здесь то же. Христианин не может не замечать происходящего зла. Но как на это реагировать, как реагировать на грехи ближнего? Получается, сочувствием, потому что не суди, и не судим будешь. Поэтому одно из таких качеств уже твердо стоящего на ногах христианина – когда он перестает осуждать.

«Когда отверзутся пред умом христианина врата Божественной Правды, он перестает памятозлобствовать…» («Слово о смерти». Свт. Игнатий (Брянчанинов).

Правильно, что такое памятозлобие? Это воспоминание причиненного тебе зла какими-то людьми. Сейчас это сделано, год назад, сколько-то… Это могут быть непрощенные обиды, хотя памятозлобие немножко не это, чуть-чуть другие оттенки. Но так или иначе, когда мы помним это зло, и память у нас устроена так, что мы не можем это вычеркнуть, стереть ластиком. Но когда это не трогает, когда ты видишь человека, который сделал тебе какие-то пакости, и готов прийти к нему, сказать «здравствуй» и пойти дальше, а не вспоминать, какие гадости он тебе делал, как тебе от этого больно, что бы сделать ему взамен, как бы отомстить, как бы товарищу наговорить, какой это подлый человек… То есть памятозлобие – это целое состояние сердца, такой котел, где плавятся и обида, и ущемленное самолюбие, и желание отомстить, и злорадство, и так далее. Это целый комплекс гордостно-гневных грехов.

«Когда отверзутся пред умом христианина врата Божественной Правды, он престает обвинять других и обстоятельства…» («Слово о смерти». Свт. Игнатий (Брянчанинов).

Смиренный человек понимает, почему ему это досталось. Почему начальство на него надавило, почему близкие на него напали, почему дальние напали. Да потому что я этого заслуживаю. Так святитель Игнатий учит нас. Я заслужил, мои грехи привлекают ко мне такое отношение близких, я недостоин, чтобы ко мне хорошо относились. Христианин так должен, по идее, сказать. Или эта замечательная молитва разбойника на кресте: достойно я приемлю, но помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Получается, смиренный человек это воспринимает спокойно. Как заслуженное, и в то же время как проявление Божией заботы о нем. Поэтому он спланировал что-то, поехать из пункта А в пункт Б, маршрутка опоздала, что-то не получилось, и он не злится, а пытается действовать по-другому и никого не обвиняет.

«Когда отверзутся пред умом христианина врата Божественной Правды, он престает оправдывать себя…» («Слово о смерти». Свт. Игнатий (Брянчанинов).

Что такое оправдание? Человек не виноват, это кто-то другой должен понести ответственность за мои дела. Оправдание – это, кстати, одна из таких болячек на исповеди, когда люди говорят: меня вынудили согрешить. Или начинаются какие-то истории про мужа или жену, которые вынудили человека поступить так или иначе. А если по-честному относиться, как мы должны сказать? Я согрешил, я виноват. Это же гораздо проще, чем выкручиваться, искать какие-то оправдания. Научиться бы нам такой христианской простоте. Произошло что-то – и перед Богом, перед собой сказали: Господи, я виноват. Я виноват, что расстроил близких, что они на меня накричали, я виноват, что вверг их в какой-то грех. И тогда все становится проще. Не нужны эти многоходовки. А тщеславие же не даст перед близкими так просто сказать: я виноват.

«Когда отверзутся пред умом христианина врата Божественной Правды, он познает во всем совершающемся непостижимую правду Божию и потому отвергает свою правду как мерзость…» («Слово о смерти». Свт. Игнатий (Брянчанинов).

Это одно из тяжелых для понимания нам, современным людям, выражений: как так, наша правда, наш ум мы должны воспринимать как мерзость? На самом деле теоретически-то ведь несложно. Наш ум заражен страстями, гордостью. И то, что мы себе хотим, что мы себе планируем, мечтаем, ожидаем от ближних отношения к себе, очень часто строится на страстях. Как раз на гордости. А Промысл Божий, Ум Божий не таков, как наш, очерненный гордыней. Поэтому когда человек начинает приходить к Богу по-настоящему, он начинает понимать, что то, что он себе хотел и часто хочет, то, что сердце его хочет, – это просто реальное проявление страстей. И он это отвергает, потому что Бог-то хочет нам хорошего по-настоящему. Он же хочет нам спасения, Он ведет человека ко спасению каждую секунду его жизни. А я Ему, получается, в этом мешаю, я мешаю Ему спасти себя.

Это не означает, что он должен вырыть в огороде себе ямку и там закопаться. Бог разве этого хочет? Он хочет, чтобы человек спасся. Чтобы он выполнял заповеди, Его же, Божии. Чтобы человек боролся со страстями, шел ко спасению. Поэтому это не значит зарыться и закопать себя в могилу. Это, оказывается, состояние, которое как раз и дает эту самую духовную радость и познание чистой любви к Богу. Когда человек искренне хочет того, что хочет Бог. Я сам не очень понимаю, что говорю, потому что у меня нет такого опытного познания, но так получается. Давайте проверим, что у нас в жизни получилось, когда мы что-то очень сильно хотели и очень сильно к этому стремились, не сравнивая эти стремления с заповедями, не ища, есть ли в этом воля Божья. Все это получалось по самохотению, по самоволию. Поэтому святитель Игнатий как раз и говорит, что для человека, который прошел опытно этот путь, понятно: Господи, только что Ты хочешь, потому что все, что я себе хочу, я себе врежу, наношу раны и гублю. Такое рассуждение.

– И здесь уместно будет остановиться на проблеме, с которой сталкиваются многие и многие – те, у которых семейная жизнь складывается не вполне гладко. Или не складывается, а, напротив, трещит и разваливается. Это проблемы выбора спутника жизни. Сколько женщин и мужчин из числа тех, кто сегодня несчастлив в семейной жизни, вспоминают, как когда-то они упорно и настойчиво стремились связать свою жизнь именно с тем (или с той), с кем сегодня несчастливы, с кем хлебают горе и хотели бы расстаться. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.

А ведь как боролись! В свое время не слушали не советов родителей, ни подсказок друзей. Эти сегодняшние горемыки когда-то крушили все на своем пути, лишь бы устроить жизнь по своей правде, найти и удержать свое счастье. А что в итоге получили? Ладно бы собственное несчастье – тут уж по заслугам и честь. Но когда в результате такого слепого искания счастья там, где его нет и быть не могло, становятся несчастными собственные дети, – тут мера страданий возрастает неимоверно. Хотя мера покаяния при этом у кого-то не возрастает ни на йоту… Этот пример, повторимся, очень типичный и наглядно демонстрирует все вышеперечисленные препятствия, которые не дают человеку распахнуть перед взором ума врата Божественной Правды. А еще этот пример весьма и весьма актуален для молодых особ, спешащих устроить личную жизнь по собственной же правде.

– Сейчас какая проблема возникает. Женщин в храме много, а мужчин их возраста (от двадцати до тридцати, чуть старше), женатых или неженатых, уже очень мало, крайне мало. И я эту проблему наблюдаю очень серьезную. Действительно, уже воцерковленным молодым женщинам и девушкам очень трудно выйти замуж. А замуж-то невтерпеж, и вот начинается эта ломка принятия воли Божией. Ну, кто сможет, сможет. Ведь принять надо не то, что ты никогда замуж не выйдешь, а то, что не сейчас, потому что сейчас нет. И вот начинается этот поиск каких-то кандидатов, мучения, печаль… Суровая проблема. Вот мы говорим об этом, что волю Божию надо принимать, что мы не знаем, как нужно. Но такие ошибки, к сожалению, бывают.

– Зато как часто замужние женщины с горечью признают, что их правда оказалась мерзостью перед Богом.

– Да, приходится говорить, что большинство-то женщин, которые пришли в храм во взрослом возрасте, уже имеют негативный опыт. Говорят: ох, если бы сейчас повернуть назад… Недовольны сейчас тем, что есть. В общем, у всех нас есть повод для ропота и несогласия с Богом.

«Врата Господа – благодатное смирение. Этими вратами в исповедании бесчисленных благодеяний Божиих и многочисленных своих согрешений, омовенный слезами покаяния и умиления, входит человек чистою молитвою и духовным видением пред лице Божие» («Слово о смерти» Свт. Игнатий (Брянчанинов).

Под вратами мы должны понимать смирение как серьезное качество души христианина, как добродетель, которая усвоилась ему. То есть других врат нет. Нельзя через дискотеку войти, нельзя через православный поход войти, нельзя через ярмарку какую-нибудь войти ко Христу. Оказывается, путь один, врата одни. Это тоже очень важный духовный закон. То есть через эти заповеди блаженства, опять же, снова напомним первую: блаженны нищие духом – и возможно войти в эти самые врата, то есть в рай к Господу.

– Входящий этими вратами, учит святителя Игнатий, перестает видеть чужие грехи, зато замечает свои, а главное, познает во всем совершающемся непостижимую правду Божию, и потому отвергает свою правду как мерзость. Этими же вратами человек может предстать пред Лицом Божиим, но прежде ему необходимо исповедать свои многочисленные прегрешения, омыть их слезами покаяния и лишь затем войти в эти врата посредством чистой молитвы.

Святитель Игнатий предупреждает, что не пустить нас пройти этими вратами может грех, и восклицает, что от этого убийцы нашего – от греха – надо бежать! Причем бежать не только от греха смертного, но и от простительного, чтоб он не обратился от нашего небрежения в страсть – ту, что низводит человека в ад наравне со смертным грехом. И этими словами перед нами приоткрывается та завеса, за которой мы обнаруживаем, что грех греху рознь. Что грех бывает смертным (и об этом мы уже говорили на прошлых уроках), а бывает простительным.

Хотя само это определение – «простительный грех» – кого-то может успокоить. Оно как бы говорит, что ничего особо страшного в нем нет. Однако это не так. Если смертный грех мы сравнивали со смертельным, неизлечимым заболеванием, то грех простительный можно сравнить с легким недомоганием, в котором никакой опасности вроде и не таится. Однако святитель Игнатий такой надежды нам не оставляет и учит, что и простительный грех может распахнуть перед человеком совсем иные врата…

…Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими (Мф. 7, 13).

– Итак, есть грехи простительные, под которыми мы также подразумеваем проявления тех или иных страстей, но в начальной стадии, так сказать, в легкой форме.

– Простительный – это не означает, что нам прощается, что мы их делаем. Нет – легко можно получить прощение за них. Все-таки грехи имеют свою тяжесть. Понятно, что, когда я на близких внутренне рассердился, вспыхнул раздражением – и когда, не дай Бог, причинил какие-то тяжкие телесные повреждения, – согласимся, это очень разные проявления греха. В первом случае это называется условно простительный грех, или простительный у святителя Игнатия. Почему простительный? Потому что человек тут же, опомнившись, попросил прощения у Бога, прямо тут же. Не ждать исповеди, как мы часто об этом с вами говорим, а тут же надо каяться. Вот если он тут же раскается, он тут же легко получит прощение. Прямо тут же. А во втором случае, когда, допустим, я нанес какие-то повреждения человеку, это уже состояние смертного греха. И тут нужно меня отправить на епитимью, чтобы я посокрушался. Естественно, не причащаться в это время. Что, к сожалению, забывается.

«Если случится кому увлечься чревообъядением, блудным воззрением и помышлением, произнести гнилое слово, солгать, украсть что-либо маловажное, потщеславиться, погордиться, прогневаться, на короткое время огорчиться или воспамятозлобствовать на ближнего – во всех таких увлечениях, по немощи человеческой, когда за ними следует сознание и раскаяние, мы удобно получаем прощение от милосердого Бога.

Простительный грех не разлучает христианина с Божественною благодатию и не умерщвляет души его, как делает то смертный грех. Но он также может погубить человека, если в нем не раскаяться. По сравнению, сделанному святыми отцами, одинаково может потопить человека и навязанный на шею тяжелый камень, и мешок с песком: точно так же одинаково влекут в адскую пропасть и смертный грех, и накопленное множество малых, простительных грехов» («Слово о смерти». Свт. Игнатий (Брянчанинов).

– Тут должна быть внимательность, действительно внимательность в нашей повседневной жизни, ведь проявления этих грехов очень легко забываются. Суть-то вопроса, что они забываются очень легко. В суете живем. Но если христианин к себе невнимателен… То, что я забыл грех, не означает, что он исчез. Он действительно сравнивается с песчинкой. Одна песчинка к другой песчинке – вроде бы веса никакого. Но если этих песчинок тысячи и миллионы, то они будут в итоге весить так же, как один огромный булыжник, то есть смертный грех. Почему и сравниваются такие казни, когда человеку привязывают на шею тяжелый камень и бросают в море или привязывают мешок с песком. Результат-то один и тот же будет, весят они одинаково, хотя состоят из совершенно разных элементов. Поэтому нас святитель Игнатий призывает, чтобы мы были внимательны к себе в течение обычной нашей повседневной жизни.

Продолжение следует

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать