Уроки православия. «О богословском образовании и духовной образованности». Беседа с д.и.н., профессором ПСТГУ Н.Ю. Суховой. Урок 4

1 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Духовная традиция - о ней мы продолжим говорить сегодня с д.и.н., профессором ПСТГУ Н. Ю. Суховой. Укрепиться в этой традиции нам поможет опыт наших благочестивых предшественников, и тогда она станет для нас оградой от многих вызовов современного мира.

– Внутренняя свобода человека – эту важнейшую для каждого христианина тему подняла на прошлом уроке доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Наталья Юрьевна Сухова.

Она напомнила нам о замечательной проповеди святителя Филарета Московского, в которой говорится о ценности пустынножительства. Оно, уверена наша собеседница, приемлемо и для сегодняшних христиан, поскольку среда, в которой мы живем, не помогает нам возрастать и укрепляться духовно. Напротив, она часто побуждает нас забывать о добродетелях, увлекаться соблазнами мира, сбиваться со спасительного пути. Святитель Филарет еще два столетия назад предупреждал, что эта самая среда не перестает оглушать душу человека разнообразными требованиями, прельщениями, смущениями, развлечениями, нуждами, заботами, страстями. А человек не может противоборствовать этим соблазнам. И тогда, говорит святитель, нам не остается ничего другого, как расторгнуть всякие узы с этим грешным миром и бежать из него в пустыню нового жительства – в ту пустыню, в которой все внушало бы нам, что мы не имеем здесь на земле, по слову апостола, постоянного града, но ищем будущего.

И христианам, желающим сегодня пустынножительствовать в миру, помогает укрепляться в этом делании опыт наших благочестивых предшественников. Именно этот опыт, убеждена Наталья Юрьевна, способен стать для нас спасательным кругом в бурных волнах житейского моря. И на сегодняшнем уроке мы вновь будем говорить о важности той духовной традиции, которая является для нас и оградой, и защитой от многих вызовов современного мира.

– Для меня очень дорога традиция, которая, мне кажется, очень многому может научить, очень много дать.

Иногда ты действительно чувствуешь себя беззащитным, не способным собственными силами сопротивляться современному миру, который очень настойчив, натиск которого оснащен бронебойными орудиями, и это постоянно звучит и с нахрапом наваливается на тебя.

С другой стороны, традиция дает тебе гораздо больше: она дает тебе все-таки возможность стояния. Укорененный в ней, ты, немощный, вдруг обретаешь помощь, возможность опереться на чье-то плечо. Действительно, это живые личности. Когда я начинала заниматься историей духовной школы, да и сейчас во сто крат лучше это понимаю: это найти круг единомышленников, круг сотаинников, таких близких – не побоюсь этого слова, действительно близких – людей. И время в такой ситуации абсолютно ничего не значит. Иногда чувствуешь, что человек, отстоящий от тебя на два века, гораздо ближе тебе во всех отношениях, чем, может быть, какой-нибудь современный рупор, глаз, пусть он и мелькает перед тобой постоянно. На самом деле преодоление времени – это обычная заданность. Личность может преодолевать время.

Но, конечно, этот опыт и дается очень редко, при очень большом усилии, сугубой молитвой, на самом деле просто милостью Божьей. Сколько бы ты ни молился, он очевидно дается тебе просто милостью Божьей, а не каким-то твоим усердием. Ты обязан стучаться, умаляться, смиряться, но, конечно, дается тебе не по каким-то твоим заслугам, а милостью Божьей.

Вдруг по милости Божьей тебе дается этот опыт сидения у ног великих. Вдруг дается глагол, нужный тебе в эту минуту. И ты, конечно, совсем покоренный: надо же, какая милость Божья. Тебе, немощному, падающему, находящемуся в различных перипетиях, вдруг дается какое-то чистое слово, чистый опыт. Поэтому, я думаю, опыт нашего духовного сословия, духовной среды прошлых веков для нас не потерян. На самом деле он является нашим богатством, нашим достоянием. Другое дело, хотим ли мы им воспользоваться, хотим ли просить об этом. Думаю, если мы просим об этом, Господь нам дает по прошению и этот опыт, и эти глаголы вечной жизни, дает опыт духовной жизни, помощь в духовной жизни. Но главное – понимать, что без традиции ты однозначно будешь маргиналом. И какие-то твои попытки напиться из разных источников чаще всего приводят к полной опустошенности.

Для меня это очень важно, поэтому я еще раз подчеркиваю это. Мой личный опыт многократно подтверждает это вопрошание: « Святые отцы, молите Бога о нас!» И к очень важным лично для тебя отцам, и ко всему сонму отцов: «Вси святии, молите Бога о нас!» Этот опыт предстояния святых за нас, мне кажется, свидетельствует, что он действительно есть, он актуален и возможен для нас.

– Если мы будем искать такое духовное укрепление, то обязательно его найдем! Вернее, его пошлет Господь! Он подаст просящему все потребное для спасения, подаст наилучшее для данного времени и обстоятельств.

Вспоминается рассказ одного мужчины, который в наши дни трудится на одном из приходов. А лет двадцать назад работы у него не было, как не было ни сил жить, ни желания исправляться: человек спивался. Сам он вспоминает, что жизнь его в ту пору была беспросветной, и единственной отдушиной для него было окно! Дело в том, что из окна его новостройки открывался совсем не городской пейзаж: оттуда можно было еще видеть и бескрайние поля, и полоску леса, и деревеньку вдали, а там – купол уцелевшей церквушки с уже восстановленным крестом.

Человек смотрел вдаль и думал, что если добраться до того храма, то все в его жизни изменится. При этом и черная тоска отступала, и на душе становилось легче. Он как будто оказывался в иной реальности, в которой тот далекий храм был маяком, дающим надежду во время шторма, а главное, своим светом указывающий точный ориентир, куда нужно идти, чтобы добраться до тихой гавани.

Тот человек с Божьей помощью смог до нее добраться. Ему удалось прикоснуться к той самой традиции, о которой говорит наша гостья, и стать другим! А нам сегодня и вовсе грех жаловаться на отсутствие духовной навигации. Она имеется в изобилии и повсюду! И каждому из нас Господь посылает подсказки, встречи – все, что может укрепить и поддержать на пути спасения. Нам ли роптать, что в мире столько соблазнов? Ведь в том же самом мире есть и множество духовных маяков!

– Мы говорим: ужасная наша реальность! Понимаете, есть реальность – и реальность. Если мы считаем, что развращенное и цивилизованное вокруг нас является реальностью, то это один взгляд. Ведь есть и настоящая реальность, и она никуда не девается. Она действительно заслоняется каким-то мусором, грязью, но есть же настоящая реальность. Все-таки настоящая реальность – духовная реальность. Думаю, что у нас есть это понимание, но заслоняется тем, что не реальность, а какая-то заслонка, грязный занавес, какая-то маскировка, заслоняющая от нас настоящую реальность. Поэтому надо признаться, что если ты пытаешься балансировать на том, что здесь и сейчас, то это безнадежно.

Традиция – это еще хороший опыт понимания настоящей реальности, потому что это живые люди. Можно сколько угодно рассуждать о духовной реальности, но ее как бы не чувствовать. А когда это круг твоих единомышленников, те, с кем ты вдруг обретаешь возможность общаться глаза в глаза, у кого-то мы можешь каким-то образом перенять личный опыт.

Причем есть, конечно, самые близкие тебе святые. Понятно, что тебе дорог весь сонм святых, но есть какие-то святые, которые занимались тем, чем ты дерзаешь заниматься. Почему мне, например, особенно дороги святые, которые преподавали в духовной школе? Потому что те проблемы, которые вставали перед ними и которые они решали их, конечно, более удачно, чем мы, – очень ценный опыт. Для тебя это какой-то жизненный пример. Ты окружен такими замечательными примерами, что какие-то твои стенания являются жалким нытьем, какой-то ленивой, безалаберной жизнью, когда ты просто ленишься попросить совета у того, кто действительно может тебе этот совет дать.

Когда тебе становится плохо и ты вдруг теряешь ощущение реальной церковной жизни (а это бывает), тогда думаешь: неужели эта суета есть то, чем ты занимаешься в Церкви? Бывает так по немощи твоей. И для себя у меня есть такой рецепт: читать такие гносеологические проповеди святителя Филарета (Дроздова). Может быть, для кого-то другого есть кто-то более близкий. У святителя Филарета есть замечательные проповеди на освящение храма, где действительно есть церковная реальность – ты начинаешь ее чувствовать. Когда вечером находишься в какой-то растерянности, опустошенности, тебе надо как-то срочно выйти из этого состояния, то для меня это рецепт. Ты читаешь эти проповеди, тебе вдруг дается какой-то внутренний камертон – и вновь твоя иерархия ценностей выстраивается. Ты осуетился, потерял ее, и вдруг она выстраивается. Для тебя это такое счастье – обрести руку, которая может тебя вытащить. Трудно назвать это техническим советом, но в каком-то смысле это ориентир. Может быть, у кого-то есть еще другие советы. Но для меня этот очень действенный.

– Мы решили не откладывать этот совет в долгий ящик и воспользоваться указанным ориентиром сразу. И вновь обратимся к той самой проповеди святителя Филарета, с которой начали сегодняшний урок. Напомним, эту, одну из самых красивых своих проповедей святитель произнес в день освящения храма в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию, 27 сентября 1842 года. И говорится в ней не только о том, что мы должны подражать преподобному Сергию и вспоминать события его жизни.

Помимо этого, святитель Филарет размышляет и об особой практике духовной жизни – о пустынножительстве. Указывая на главные черты такой жизни, святитель дает и вполне конкретные советы: что именно надо делать, чтобы выстоять перед соблазнами мира и спастись.

Читая эту проповедь, мы узнаем, как важно христианину уметь заграждать слух от шума житейской молвы, заграждать глаза от образов суетного мира. Мы узнаем, что без желания и усердия угодить Богу невозможно, как невозможно начать новую жизнь, если тянуть в нее все выгоды и удобства из жизни прежней.

Кто ищет излишеств или желает повелевать другими, кто радеет только о себе и озирается назад, кто намерен избегать трудностей, кто непостоянен или нетерпелив, тот еще далек от спасения, учит святитель Филарет. Он обращает наше внимание на то, что каждое из этих препятствий указано в Священном Писании, что на все эти несовершенства указывает нам Сам Бог или о них свидетельствует духовный опыт Церкви. И тем самым святитель вновь напоминает нам о том, что настоящее богословие всегда неразрывно связано с практикой христианской жизни…

И мы спросили у Натальи Юрьевны, как ей самой видится связь теории с практикой. Ведь одно дело – заниматься историей богословской науки, преподавать ее другим, и совсем другое – применять эти знания на практике. Удается ли соединять науку с жизнью?

– Наверное, у каждого есть собственный опыт, потому что вообще есть правила, которых ты должен придерживаться, так как понимаешь, что без них просто не имеешь права этим заниматься. Но это глобально.

А есть как таблетка аспирина, когда у тебя жар: какое-то радикальное средство, которое должно помочь тебе в данный момент, здесь и сейчас. Конечно, есть такой определенный жизненный опыт. Что-то тебе советует духовник. Конечно, настоящие советы может давать только пастырь, поэтому очень важно иметь духовника, особенно тем, кто не только сам участвует в церковной жизни, но и старается кому-то помочь; особенно преподавание – это группа риска. Конечно, должен быть духовник, и он дает советы.

Но есть и что-то, выработанное твоим опытом, что тебе действительно помогает. Мне очень помогают, как я уже сказала, проповеди святителя Филарета, также «Пять слов о богословии» Григория Богослова, и еще есть несколько таких текстов. Как есть у каждого человека какие-то любимые песни, затрагивающие в нем особые струны, так есть и хрестоматия богословских текстов, которые ты читаешь и в тебе вдруг отзываются какие-то камертоны и иерархия ценностей восстанавливается, очищается. Естественно, я пополняю эти тексты, они не даны раз и навсегда. Всегда благодарю за это наш Свято-Тихоновский гуманитарный университет, богословский факультет, лично протоиерея Владимира Воробьева, который для каждого из нас не просто ректор, а прежде всего пастырь. Это очень важно, даже если мы ему постоянно не исповедуемся, если он не является нашим духовником. Очень важно, что духовную школу возглавляет человек, которому ты духовно доверяешь.

При этом, благодаря богословскому образованию, богословскому познанию, ты можешь выбрать тексты, которые для тебя важны. Я всегда в ужасе, если человек, получающий богословское образование, не читал « Пять слов» святителя Григория Богослова. Как есть некий «курс молодого бойца», так есть «курс молодого богослова». Он должен быть обязательно. Он может расширяться, какие-то его составляющие больше, какие-то меньше, но тем не менее есть такие тексты, и меня они очень хорошо восстанавливают, очень помогают настроиться, и главное, ты обретаешь чувство плеча, которое необходимо.

– Таким плечом для преподавателя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, конечно, является и святитель Тихон, патриарх Московский, небесный покровитель данного вуза. Он был «прославлен в лике святых за чистоту жизни, которой он явил пример следования за Христом и вручение себя воле Божией; за служение Церкви и ближним, которое простиралось до самопожертвования и выразилось в его словах: “Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза”; за мужественное стояние за веру, в котором святитель перед лицом смертельной опасности являл подлинную святость и силу христианского духа; за исповедничество свое, которым он противостоял раскольникам, претерпевая от них поругание; за миссионерскую деятельность, в которой раскрылись апостольские труды его и подвиги». И как после всех этих слов не вспомнить призыв апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».

– Эта фраза «Поминайте наставники ваша» очень важна по отношению к нашим непосредственным наставникам. Недаром духовные школы всегда молятся о почивших начальствующих, учащих и учащихся, и всегда накануне актового дня в академиях обычно был день поминовения. Это очень важно. Недаром все духовные школы сейчас составляют соборы своих святых.

Мне кажется, что «Поминайте наставники ваша» относится не только к тем, кого мы непосредственно застали, хотя это очень важно, но и к нашим наставникам прошлых веков, но это опять о традиции.

Понятно, что святитель Тихон – небесный покровитель нашего университета, и мы, конечно, все вместе и каждый в отдельности молимся ему, очень на него надеемся и действительно получаем от него помощь. Это уже реальный опыт. В сентябре мы обязательно возим всех наших первокурсников в Донской монастырь на молебен у мощей святителя Тихона и потом посещаем его последнюю келью, где он жил, это тоже очень важно. Мы хотим показать студентам, что это их покровитель. Конечно, заставить молиться невозможно, но мы можем подсказать, что это их непосредственный ходатай. Потому что мы его паства в тесном смысле слова.

Это личное соприкосновение со святым и опыт помощи от него кажется мне очень важным для становления духовной жизни. Потому что можно сколько угодно рассуждать, но, если есть личный опыт, проявляющий эту духовную реальность, тогда соотношение реальности настоящей и псевдореальности, которая очень часто является неким занавесом для нашей дебелой плоти, для наших глаз, становится совершенно понятным. Это не значит, что ты от нее уже абстрагировался. Понятно, что в какой-то степени ты являешься ее жертвой, контекст в какой-то степени влияет, и ты постоянно пытаешься найти, как с ней жить. Тем не менее, когда есть иерархия ценностей и ты чувствуешь настоящую реальность, мне кажется, гораздо легче стоять против этого. Потому что, в конце концов, по словам апостола Павла, мы воины, у нас броня, шлем, никуда не денешься: постоянное воение против псевдореальности.

Ведущая Ольга Баталова
Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать