Уроки православия. Епископ Среднеуральский Евгений. Плач и радость – духовные и греховные. Урок 2

22 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Если человек, приходя в Церковь, не узнает основные понятия веры, то как он будет исполнять заповеди Христовы? Проливая реки слез, можно ни на шаг не приблизиться к исполнению «Заповеди Блаженны плачущие». А слова «всегда радуйтесь» могут не иметь никакого отношения к вечно смеющемуся шутнику и балагуру…

– Наверняка каждый, кто читал «Лето Господне», вспомнит и свою улыбку по поводу некоторых суждений главного героя книги – мальчика Вани. Он, приступая к осознанию веры и церковной жизни, конечно, не мог не заблуждаться. Чего стоят его размышления по поводу «ефимонов» или некоторых слов из церковных молитв. Вот слышит Ваня про «жертву вечернюю», и ему представляется, будто они с Горкиным ужинают в церкви и с ними Бог. А совсем еще недавно мальчик по поводу слов «чаю воскресения мертвых» думал, что мертвым по воскресеньям чаю дают – с булочками! И новое слово «целомудрие» ему тоже очень нравится – будто звон в нем какой-то слышится! Ну что с дитяти взять? Для ребенка подобные мысленные забавы простительны. Подрастет – обязательно научится, разберется что к чему.

Но так ли это? Ведь нередко и взрослые прихожане наших храмов ведут себя столь же наивно, и их «чаям с булочками» вряд ли находится оправдание. Если человек не будет знать основных понятий веры, то каким путем и куда он пойдет? Как будет совершать дела спасения? Например, одним из таких преткновений для церковных людей является слово «благодать». Если мы не будем точно знать, что это такое, то никогда не разберемся и в том, почему наши плач и радость не всегда бывают духовными и богоугодными, а иногда бывают и греховными. Человек, проливающий реки слез, может ни на шаг не приблизиться к исполнению заповеди «Блаженны плачущие». А слова апостола «всегда радуйтесь» не будут иметь никакого отношения к вечно смеющемуся шутнику и балагуру… И сегодня об этих не всегда простых для понимания, но очень важных вещах мы вновь будем говорить с епископом Среднеуральским Евгением.

Напомним, на прошлом уроке мы говорили о том, чем отличаются душевные слезы, плач, радость от духовных. И оказалось, что тема эта – глубочайшая! Чтобы ее усвоить, необходимо останавливаться буквально на каждом понятии! Иначе, не дав определение понятию, то есть не раскрыв его содержания, мы станем как дети, но вовсе не в евангельском значении. Фантазируя или играя словами, подобно мальчику Ване, мы вряд ли сможем продвигаться вверх по духовной лестнице. Ведь если сравнить заповеди блаженств с лестницей, то мы обнаружим, что она возводит человека на Небо в строго определенном порядке: от плача – к радости, но никак не наоборот!

Одна из первых ступеней этой лестницы – заповедь «Блаженны плачущие». И лишь на ее последней ступени нам обещаны радость и веселье – заметим, духовные, но не душевные радость и веселье… Именно такой, и только такой путь Господь предлагает пройти каждому христианину, и многих из нас такой порядок печалит… Нам хочется не плакать, нам хочется радоваться – здесь и сейчас, и награду на небесах мы наивно сравниваем с журавлем в небе, и соглашаемся иметь синицу в руках – то есть иметь простые радости и утешения земной жизни. Не задумываемся, что именно они, эти самые душевные радости, могут лишить нас радости духовной! И не заботимся о том, как научиться отличать одно от другого…

Епископ Среднеуральский Евгений:

– Однажды к Иисусу подошел некий юноша и спросил: «Учитель благий, скажи, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Это такой вопрос, который мы сегодня обсуждаем: что мне делать, чтобы стяжать благодать; чтобы мой плач был плачем настоящим, духовным, благодатным, а радость была радостью о Господе, а не о каких-то своих мурашках или каких-то эмоциях, чисто жизненных? – «Соблюди заповеди».

Если мы говорим о научении, если хотим научиться жить жизнью духовной, не нужно сейчас доставать длинные четки и по ним совершать какие-то особенные правила, прочитывать какие-то особые молитвы. (Люди хотят: «А мне какую-нибудь особую молитву дайте, чтобы вот такую духовную молитву…») Даже необязательно надевать какие-то особенные одежды (мы хотим, чтобы одежда была такая православная). Вот это не является обязательным условием для стяжания благодати.

Соблюди заповеди. Какие? И дальше Учитель благий,  Господь наш Иисус Христос, перечисляет заповеди Моисеева закона – те заповеди, которые были обязательны и очень желательны для жителя  еще Ветхозаветного Израиля. Они все достаточно хорошо нам известны: относительно родителей, относительно того, что не надо делать зло и что такое зло, а надо делать добро и что такое добро. И это абсолютно актуально для каждого зрителя канала «Союз», абсолютно актуально для каждого прихожанина наших православных храмов.

Ну кому не знакома такая картина, когда приходит человек в храм, переступает церковный порог, а в храме находятся самые настоящие «духовные люди»: у них и платки, и взгляды сосредоточенные, и юбки в пол – сделаны правильно, по-православному. И когда человек начинает зажигать свечку от лампадки или когда начинает прикладываться к иконе, а там что-то поют, то на него набрасываются с шипением, начинают эту свечку гасить, человека от иконы отталкивать вот такие духовные православные делатели… Я думаю, такая картина известна многим. Или, может быть, даже не картина, что мы видели, как это происходит в храме, а может быть, сами такими участниками являлись. Мы говорим: «Это мое место. Куда встала с накрашенными ногтями?»

Вот эти внешние вещи или наше внешнее поведение никак не относятся к духовной, сокровенной жизни, к тем оценкам, которые Господь даст качеству нашей жизни, видя нас изнутри.

…берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях… (Лк. 12, 1–3).

Епископ Среднеуральский Евгений:

– Соблюди заповеди: и по отношению к Богу, и по отношению к человеку (в этой притче Господь указывает на обе стороны). Для кого-то это кажется слишком просто: ну я же не ворую уже давно и давно уже не ругаюсь – из своего лексикона все плохие слова изгнал; и причесываюсь аккуратно, и не крашусь, и посты соблюдаю…Вот ровно как этот юноша, который сказал: «все это я сохранил от юности моей». Но когда Господь проверил, насколько уроки этим юношей усвоены, когда Он сказал: «Раздай все свое имение и последуй за Мною», – этот экзамен юноша не сдал. Он повернулся и пошел с печальным лицом от Иисуса.

И мы имеем такую возможность: проверять себя на знание, владение простыми основами духовной жизни – соблюдение заповедей. Десятину приносим? Родителям своим воздаем почитанием: проверяем, есть ли у них лекарства, есть ли у них хлеб насущный на столе? Каким тоном я отвечаю родителям по телефону или в личном разговоре? А каким тоном я отвечаю не только родителям? Ведь эта заповедь прямо относится не только к нашим биологическим родителям, а вообще ко всякому человеку, который старше нас или опытнее нас. И вот как отвечаю  тому самому, который зажигает свечку от лампадки и который с накрашенными губами лезет прикладываться к иконе? Хорошо, если мы можем в таком человеке увидеть родителя и с почтением передать ему те уроки, которые нам раньше самим давали: «Давайте я Вам помогу», «А хотите, я Вам расскажу, почему некоторые люди говорят, что не надо зажигать свечку от лампадки? Да потому, что воск с Вашей свечки капает на лампадочку, заливает ее, и не будет гореть ни свечечка, ни лампадочка». Найти в себе спокойствие, любовь, терпение и подсказать человеку, почему, прежде чем прикладываться к иконе губами, стоит взять салфеточку и стереть помаду. Кому будет приятно потом прикладываться к чужой помаде, размазанной по иконе? Но сделать это надо так, чтобы человек, который в этот момент для нас является экзаменом (он нас экзаменует на нашу духовную зрелость), воспринял это как добрый урок, воспринял нас как доброго учителя, чтобы он усвоил этот урок, обогатился, а мы исполнили заповедь Божию о почитании к старшим, к незнакомым, к гостям.

Как будет потом молиться человек, который обидел, который наплевал в душу пришедшему в храм за утешением? На какую благодать он может потом надеяться? О каком наследии Царствия Небесного может такой человек говорить? Если после такого грубого диалога человек встанет на «свое законное место», осенит себя истово крестным знамением, поклонится... Вот если бы Вы стали свидетелями такого некрасивого диалога, такого некрасивого общения воцерковленного человека с невоцерковленным?..  Или если бы ко Христу подошел юноша и спросил, что ему делать, чтобы наследовать Царствие Небесное, – Он же не сказал бы: «иди побрейся»; или: «иди помаду сотри»; или: «юбку надень правильную». Он бы гораздо глубже обратил внимание человека на существенные аспекты нашей жизни.

Если бы мы были на месте Господа, хотели бы мы такого истового христианина поблагодарить: «Спасибо, благодарю тебя за то, что ты так хорошо преподал урок. Давай  тебе дам благодать за это»? Нет, нам, наверное, захочется подойти и сделать замечание: «Брат (сестра), не в своем доме ты находишься, а в доме Божием. Не свое место ты занимаешь, а то место, которое тебе Господь даровал. И свечка не тебе зажигалась, а нашему Небесному Отцу, как, впрочем, и лампадка. И не ты смотришь с иконы на эту женщину с накрашенными губами, а Господь, Матерь Божия и святые Божии угодники». Вот такой, наверное, урок, наставление мы бы стали давать истовому христианину. Но как часто мы сами оказываемся на позициях этих истовых христиан, и не только в храме. В семье, дома мы начинаем учить, начинаем вести себя так (как апостол говорит), что даже стыдно о таком поведении и говорить («стыдно о таких делах и глаголать»).

Из простых вещей, из простых основ, из вот этих буковок потом будут строиться слова, фразы, предложения и тексты нашей духовной жизни. Если мы говорим об ученичестве, о том, что надо учиться, для того чтобы создать условия, чтобы быть впоследствии носителем благодати, учиться надо с простых основ, с внимательного исполнения заповедей закона Моисеева и, конечно же, заповедей Христовых. Поступай с другим человеком так, как хочешь, чтобы он поступал с тобой. Возлюби ближнего своего так, как сам себя. Только после этого ты сможешь думать, говорить или приближаться к любви Божией, учиться любить Самого Бога.

– Заповеди… Это слово мы произносим, пожалуй, так же привычно, как и слово «благодать». Но задумываемся ли при этом над тем, что заповеди есть закон, а точнее, те внешние законы, которые Бог дал нам в дополнение к нашей ослабевшей (вследствие греховной жизни) совести? И исполнение этих самых духовных законов нужно не Богу, а прежде всего нам самим, ибо они оберегают нас от бед, учат жить богоугодно, выстраивать правильные и спасительные отношения с другими людьми. Однако нам порой не только исполнять – понимать эти законы трудно. И пример с богатым юношей тому подтверждение. Святитель Феофан Затворник, вспоминая эту евангельскую историю, советует нам при всяких вопросах и недоумениях обращаться к Священному Писанию и читать его со вниманием, рассуждением, сочувственно. Читать с приложением к своей жизни и исполнением: того, что касается мыслей, – в мыслях; того, что касается чувств, – в чувствах и расположениях; что касается дел – в делах. Внимающий слову Божиему, учит святитель, собирает светлые понятия обо всем, что есть в нем, вокруг него и выше его, выясняет свои обязательства на все случаи жизни и нанизывает святые Божественные заповеди, как драгоценные жемчужины, на нить совести. А она потом точно и определенно укажет – как когда поступить, чтобы угодить Богу.

Епископ Среднеуральский Евгений:

– Прежде всего, заповеди – это же не правила, которые нужно выучить и исполнить.  Заповеди – основа жизни, нашего мышления, основа нашей речи, наших действий; как заповеди Моисеевы, так и заповеди блаженств. Это не внешняя последовательность действий, что если тебя ударили по правой щеке, значит, поворачиваешь голову в другую сторону и подставляешь левую щеку. А если вдруг тебя ударили не по щеке, а по спине – что делать в этом случае? В Священном Писании не написано. «Ну, сейчас, значит, отвечу!..»

Заповеди – это такие принципы нашего существования на земле, которые отражаются во всех проявлениях нашей жизни. «Почитай отца и мать». А братьев и сестер? А если, например, отец у меня – отчим: мне его почитать или не почитать? Мы понимаем, что заповедь о почитании отца и матери – это ровно та же заповедь, что и «возлюби ближнего, как самого себя». А заповедь «не укради»  ровно та же самая заповедь, что и «не убий». «Вот я никого не убиваю, но немножко подворовываю». Это одна и та же заповедь. Поэтому помните, как Господь сказал? Что в двух заповедях вообще весь закон: возлюби Господа Бога твоего и ближнего своего, как самого себя. Знаете,  в математике дают большое выражение и говорят: упростите. И дальше нам рассказывают, как его упростить. И вот мы смотрим: меньше стало в числителе, меньше стало в знаменателе, тут сократили, тут применили какое-то правило – и все заканчивается: a +b («сидели на трубе»).

И вот Господь сложное большое уравнение нашей жизни в Своей гениальной простоте свел к двум простым принципам. А эти принципы универсальны: их можно употреблять в транспорте, храме, больнице, на рынке; когда сыт и когда голоден; когда плачешь; когда все вокруг тебя смеются и тебе тоже хочется смеяться; когда ищешь, как поступить, какое решение сейчас принять. Вот эти две заповеди, если они через тренировку, через навык в их исполнении вписались в наше сознание, в сердце, помогают найти правильное, божеское решение в любой ситуации.

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37–40).

Епископ Среднеуральский Евгений:

– Любой урок  повторяется. Повторенье – мать ученья. Даже если мы поступаем в первый класс школы, нам там начинают рассказывать о том, как складывать циферки, как писать буковки. Но если мы посмотрим, что делают в пятом классе, – там делают то же самое: тоже пишут буквы и складывают цифры; их немножечко больше, может быть, они более искусно построены, меняется объем цифр и букв, но принцип тот же самый.

И в духовной жизни мы прочитали, осознали заповеди Божии. Проходит десять лет, и мы думаем: вот сейчас, через десять лет, у нас будут какие-то высокие переживания, мы будем так высоко мыслить, думать… Да то же самое. Мы будем читать эти же заповеди, будем удивляться их простоте, красоте; удивляться, насколько плохо научились их исполнять, насколько не преуспели в этих заповедях. И уже к концу жизни можем сказать, подобно преподобным подвижникам, о которых повествует патерик, когда чудотворец, старец, святой жизни человек, лежа на смертном одре и собрав вокруг себя учеников, говорит: «Братия, печалюсь и плачу от того, что понимаю: я даже и не начал в своей жизни каяться,  не положил даже начало своему покаянию». Вот это слова взрослого, мудрого, духовного человека, который понимает, что на самом деле происходит. Что все, что он до этого писал, читал, складывал, говорил, – это дар Божий, который не отразился в полноте в его собственной душе, и об этом он печалится и плачет.

В течение всей жизни продолжается урок заповедей Божиих. Но мы-то живем сейчас, мы можем вспомнить, как было раньше, можем приложить какие-то усилия к тому, как и что будет складываться в нашем будущем. Но это происходит сейчас, и сейчас не так нужно говорить: «Вот, скоро на пенсию выйду и так буду заповеди Божии соблюдать!.. А сейчас это невозможно: я работаю в коллективе – там все курят, ругаются, там все такие нехорошие люди. Как я буду с ними заповеди Божии соблюдать?..» Такое рассуждение будет гарантией того, что в старости мы найдем причины, чтобы точно так же не соблюдать заповеди Божии.

Итог сказанного: время нашей жизни (и внутренней, и внешней) – это время для постоянных тренировок в соблюдении заповедей Божиих: в их изучении, познании и  применении.

(Продолжение следует.)

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать