Уроки православия. Азбука веры. Урок 1

3 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Еще недавно, лет 10-15 назад, люди, приходящие в Церковь, ощущали острый дефицит справочной литературы по вопросам веры. В ту пору не издавались соответствующие книги, не был широко распространен интернет. Сейчас, слава Богу, ситуация исправилась. И сегодня мы познакомим зрителей с замечательной православной энциклопедией, которая называется «Азбука веры»!

 

 - В студенческие годы мне удалось познакомиться с удивительным человеком, который всю свою жизнь посвятил изобретательству и рационализации. Он непрестанно находился в творческом поиске, все время что-то усовершенствовал, и для этого ему постоянно требовались новые сведения. Неудивительно, что все окружающее его пространство занимала справочная литература. Именно тогда я оценила ее прикладное значение, ведь в ней систематизировано огромное количество информации, расположенной в порядке, удобном для быстрого поиска. К справочной литературе относятся универсальные и отраслевые энциклопедии, различные словари, справочники.

 Но когда в 2000-м году я пришла в Церковь и вся моя деятельность оказалась связанной с церковным просвещением, я ощутила острейший дефицит подобных христианских изданий и одновременно огромную потребность в них. В те времена еще не было ни православной энциклопедии, ни иной справочной литературы на религиозную тему, да и Интернет не был распространен так широко, как сейчас. Но прошло время, и, слава Богу, ситуация изменилась в лучшую сторону.

 Сегодня мы хотим познакомить наших зрителей с замечательной православной энциклопедией, которая называется «Азбука веры». В ней можно найти ответы на самые разные вопросы, связанные с православием. Смело могу утверждать, что эта энциклопедия точно стала бы моей настольной книгой или даже несколькими книгами, поскольку объем информации, который содержится в ней, огромен. Но «Азбука веры» - это не книга, а Интернет-портал, и ее страницы находятся в числе первых на панели закладок моего компьютера.

 «Азбука веры» включает в себя тематическую энциклопедию, состоящую их пяти основных разделов, словарный раздел и ряд других проектов. Все это помогает легко ориентироваться в далеко не познанном нами мире православия.
 
 Сегодня у нас в гостях редактор «Азбуки веры» протоиерей Константин Пархоменко. Он сам расскажет нам об этом проекте, и не только о нем.

 - Я пришел в эту студию как представитель замечательного Интернет-портала «Азбука веры». Сейчас в Интернете есть много ценных ресурсов, на которых мы можем что-то узнать о православной вере. Например, портал «Православие» (http://www.pravoslavie.ru) или «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru).

 И есть Интернет-портал, который называется «Азбука веры» (http://azbyka.ru).

 «Азбука веры» - это богословская энциклопедия. Конечно, у нас очень много посетителей, но, оказывается, что многие пока не знают о ее существовании, поэтому я хочу рассказать вам о тех уникальных возможностях, которые дает нам посещение этого ресурса.

 Мы не касаемся политических вопросов, не разбираем спорные ситуации, не вступаем в общественные дискуссии. Задача «Азбуки веры» состоит в том, чтобы стать тем мостиком, который приведет человека к Господу.

 «Азбука веры» – это огромный ресурс, целый мир, в котором есть уникальные разделы. Например, на нашем портале вы можете найти библиотеку святоотеческой литературы, включающую около 1000 сочинений (http://azbyka.ru/otechnik/). В ней представлены труды практически всех святых отцов, которые были переведены на русский язык. Среди них не только сочинения святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого, которые можно найти и на других ресурсах, но и более редкие тексты, например сочинения святых Афанасия Великого, Макария Великого, труды святителя Григория Папы Римского, тексты сочинений первых христианских отцов. Их можно найти только у нас.

 На портале также широко представлена богословская литература с древнейших времен до наших дней.

 Еще я хотел бы вас познакомить с проектом «Библия» (http://azbyka.ru/biblia/). Здесь вы можете найти текст Библии на русском, славянском, греческом и еврейском языках. Кликнув на интересующий вас отрезок текста, вы сможете по ссылке найти все святоотеческие и богословские комментарии к интересующему вас отрывку.

 Многие православные справочные ресурсы содержат информацию о церковном календаре. Но, на мой взгляд, лучший церковный календарь представлен на «Азбуке веры» (http://azbyka.ru/days/). На этом сайте дается самая подробная информация обо всех святых, память которых празднуется в тот или иной день, здесь представлен богослужебный устав и полный текст службы определенного дня, приводятся святоотеческие поучения, проповеди святых отцов и известных богословов, приуроченные к этому дню.

 На сайте «Азбука веры» у вас есть возможность совершенно бесплатно открыть свой собственный блог, где вы сможете поделиться с посетителями сайта духовными размышлениями или рассказами о паломнических поездках, то есть тем, что может приобщить человека к православной вере (http://azbyka.ru/forum/blog.php). Вы сможете читать блоги других участников этого сообщества. У меня есть такой блог, где я постоянно размещаю статьи на богословские темы (http://azbyka.ru/parkhomenko/).

 Если вы откроете на нашем сайте церковный календарь, то сможете найти мои видеокомментарии к 365 отрывкам из Евангелия, которые читаются каждый день в храме во время богослужения. Эти фрагменты называются «зачало». Таким образом, за год мы прочитываем все четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. В видеокомментариях я использовал и святоотеческие толкования, и новейшие исследования в области библеистики и богословия.

 Я бы очень хотел, чтобы те из вас, кто еще не знаком с нашим сайтом, познакомились с этим большим интересным миром. Наш проект благотворительный, у нас нет никакого финансирования, и единственная наша задача состоит в том, чтобы приобщить к вере как можно большее количество людей.

 - Отец Константин посчитал, что много говорить об этой замечательной электронной энциклопедии незачем. Кому интересно, тот зайдет на этот сайт сам и во всем разберется. Сделать это совсем не трудно. А на «Уроках православия» он предложил разобрать евангельский рассказ о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа так, как батюшка делает это на своем сайте «Азбука веры». Он надеется, что наши зрители откроют для себя много нового, интересного и полезного.

 - О Воскресении Христовом нам сообщают все евангелисты. Информация об этом событии содержится не только в Евангелиях, но и в Посланиях апостолов. Даже в небиблейских источниках мы можем прочитать о том, что Иисус Христос, действительно, воскрес.

 Воскресение Христово – это факт, не подлежащий сомнению. Как говорил один ученый, из всех фактов мировой истории факт Воскресения Христова подтверждается наибольшим количеством источников. Существует довольно обширная литература на эту тему. Мы же поговорим о другом. Давайте просто разберем, что именно сообщают нам Евангелия о Воскресении Христа? Почему евангелисты делают это именно в такой, а не в какой-нибудь иной форме? Надеюсь, что наш разговор откроет для вас какие-то вещи, о которых вы даже не догадывались, читая Евангелия.

 Начнем с рассказа о том, как Христос был похоронен. Господь и Спаситель наш Иисус Христос умер крестной смертью днем в пятницу. Наступала суббота, и по еврейским законам необходимо было снять Христа с креста и похоронить, потому что накануне субботы, а тем более накануне такого великого праздника, как Пасха, покойники не должны были оставаться непогребенными: это считалось великим грехом.

 Вероятно, евреи поручили совершить погребение Иосифу Аримафейскому, который и похоронил Христа. Мы привыкли думать, что Иосиф сам взял на себя такую миссию, но, возможно, это была не его инициатива. Мы знаем, что он был членом Синедриона и тайным последователем Иисуса Христа. Правда, евангелист Иоанн с некоторой иронией сообщает, что он «страха ради иудейского» скрывал свое ученичество.

 На то, что Иосиф Аримафейский был, действительно, тайным учеником Христа, указывает тот факт, что он похоронил Его в гробнице, купленной на собственные деньги. В такой гробнице можно было хоронить всех своих родственников в течение длительного времени, может быть, даже столетия. Нужно учесть, что гробницы в то время стоили довольно дорого, а тем более те из них, которые находились в непосредственной близости к Иерусалиму. Но после того как Иосиф отдал гробницу Иисусу Христу, в ней могли быть похоронены только Его родственники. То есть он дарит своему Учителю и его родственникам очень дорогое место погребения. Мы видим, что со стороны Иосифа это была большая жертва.

 Иосифу помогает другой авторитетный человек из иудеев – Никодим. Они вместе хоронят Христа, причем евангелист уточняет, что для погребения они принесли около 60 кг смирны – вещества, представляющего собой перемолотую смолу благовонных деревьев. Возможно, евангелист немного преувеличивает, но, даже если это так, понятно, что Иосиф и Никодим все равно принесли очень много благовоний.

 Христос был обернут в новую белоснежную ткань – плащаницу, и есть все основания предполагать, что именно она хранится сейчас в Турине. Затем Его тело положили на каменную полку в новом гробе Иосифа Аримафейского, после чего гроб был завален большим камнем.

 Древние евреи хоронили совсем не так, как принято сегодня у нас. И есть такие моменты в рассказе о Воскресении Христовом, которые будут нам непонятны, если мы не поговорим о том, как выглядел гроб в те времена.

 Древнееврейский гроб был высечен в скале, и он представлял собой пещеру, которая состояла из двух комнат. Первая комната была такой высокой, что там можно было встать в полный рост, и в ней покойников оплакивали, а не погребали. Вторая комната была низкой, куда можно было попасть, только наклонив голову, и в ней находилось несколько каменных лож, на которые клали обернутого в покрывало покойника. В археологическом Иерусалимском музее есть реконструкция такого гроба.

 По иудейскому обычаю тело покойного должно было почивать на каменной полке в спокойном состоянии примерно год. Климат Востока способствовал тому, что плоть разлагалась очень быстро, поэтому было принято хоронить покойника в день его смерти. Если человек умирал до захода солнца, его нужно было предать погребению в тот же день. Но считалось, что до третьего дня человек, если на то будет воля Божия, может воскреснуть из мертвых, а после третьего дня уже нет, потому что процесс разложения зашел слишком далеко и его тело совершенно изменилось. Вспомним чудо воскрешения Лазаря. Все были поражены не только тем, что Господь воскресил мертвого, но и тем, что Он сделал это на четвертый день после его смерти.

 Через год останки складывали в оссуарий. Оссуарий - это либо отверстие в полу гроба, либо богато украшенная маленькая рака, сделанная из известняка, куда складывали кости усопшего. Полка освобождалась, и на нее можно было положить других родственников усопшего. Вот что должно было произойти с телом Иисуса Христа, если бы Он был обычным покойником.

 Что же произошло на самом деле? Мы помним, что жены-мироносицы утром идут к Его гробу, взяв с собой ароматы. Но с какой целью? На этот счет в Евангелиях представлены разные мнения. Евангелист Марк говорит о том, что они собирались помазать Его тело благовониями. Евангелист Матфей, который написал свой текст через 10 лет после Марка, немного корректирует эту информацию и сообщает о том, что они хотели посмотреть на Него. Второе намного вероятнее первого. Дело в том, что по иудейскому обычаю прикасаться к погребенному было нельзя. Вряд ли женщины, купившие ароматы, хотели помазать ими Иисуса Христа. Скорее всего, он шли, чтобы помолиться над его телом. А для чего же тогда они купили ароматы, о чем повествуют все евангелисты?

 Археологи, которые в Израиле занимаются раскопками древних гробниц, говорят о том, что в них часто находят большое количество сосудов с благовониями. Дело в том, что, когда начинались процессы разложения, шел сильный запах, который необходимо было как-то нейтрализовать, поэтому ароматы разбрызгивали по всей пещере. Очевидно, эти женщины готовились оплакать Господа и даже не предполагали, что произойдет с ними очень скоро.

 А произошло следующее. Они видят, что камень от гроба отвален неведомой силой, а сдвинуть с места его могли только несколько сильных мужчин. Они в ужасе заглядывают в гроб и находят там юношу или двух юношей – ангелов. Здесь евангелисты расходятся во мнениях. Марк и Лука сообщают нам об одном юноше, А Матфей и Иоанн – о двух. И ангелы обращаются к ним со словами: «Что вы ищите Живого среди мертвых? Зачем вам находиться здесь, среди гробов, где покойники похоронены? Идите и возвестите ученикам, что Иисус победил смерть, что Он восстал из мертвых. И что Он встретится с вами».

Продолжение следует…

 

Автор программы: Ольга Баталова
Расшифровка: Екатерина Иванова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать