У книжной полки. Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника

2 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

В жизни Русской Православной Церкви большое значение имело «ученое монашество» — сословие иноков, получивших высшее богослов­ское образование в духовных академиях. Среди многих выдающихся ученых богосло­вов и иерархов Русской Православной Церкви XIX века особое место занимает святитель Фео­фан Затворник. В своих сочинениях святитель Феофан умело сочетал глубину психологического анализа и возвышенность богословия с простотой изложения. Богатое богословское наследие свя­тителя-затворника пронизано мыслью о христи­анском спасении. Изучению трудов святителя посвятил многие годы своей жизни архимандрит Георгий (Тертышников), вторую книгу которого мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Правило веры» и называется – «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника».

***

Книга «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затвор­ника» представляет первую часть фундаментального труда до­цента Московской духовной академии архимандрита Георгия (Тертышникова) «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении». Отец Георгий непосредственно участвовал в обре­тении мощей епископа Феофана в 1972 г.. готовил материалы к прославлению его в лике святых и составил службу святителю Феофану Затворнику. В течение 30-ти лет архимандрит Георгий изучал и систематизировал творения преосвященного Феофана, выпустил большое количество статей по этой теме, также очень популярны были его беседы о Святителе на радио «Радонеж». Предлагаемая читателю книга включает как подробное жизнеописание епископа Феофана, так и глубокий и всесторон­ний анализ его деятельности. Завершает издание служба святи­телю Феофану Затворнику.

Как пишет отец Георгий, есть люди, которые всецело отдают себя внешней деятельности и непрестанно погружены в борьбу за свои идеалы. Они быстро осваиваются в различных условиях и энергичной рукой направляют те­чение событий к намеченной цели; верным гла­зом различают отношения между людьми, умеют подчинить их своей воле и заставить следовать за собой. Жизненная борьба с ее треволнениями, победами и поражениями, — вообще чисто прак­тические интересы — вот сфера их деятельности, без которой они и жить не могут. Но есть другие люди. Они чутки ко всем проявлениям сокро­венной жизни, ко всему истинно прекрасному, возвышенному, идеальному, способны различать тончайшие оттенки нравственного настроения.

Они не трубят о своей деятельности. Вглубь, а не вширь направлены их силы. Но плоды их трудов со временем оказывают могущественное воздей­ствие на души многих и многих тысяч людей, и потому имена их живут в веках. К числу таких одаренных, глубоко художе­ственных натур, великих мужей духа относится и святитель Феофан, который, как и святитель Тихон Задонский, стал великим учителем бла­гочестия, служа людям из затворнической келий. Если внешняя деятельность замечательных людей глубоко поучительна, то несравненно более поучи­телен их внутренний мир: как веровал, молился, размышлял и боролся с собой человек, наделенный богатыми духовными силами и небесными стрем­лениями?

Преосвященный Феофан принадлежит к чис­лу тех глубоких, искренних и принципиальных писателей, у которых печатное слово находилось всегда в полном согласии с их действительной жизнью. Его произведения всегда доказательны и убедительны потому, что они являются плодом его жизненного подвига, пережиты им сполна. В сочинениях и письмах святителя, как в чистом зеркале, отображается светлый образ их автора. Плоды подвига Вышенского затворника ведомы только Единому Богу, ибо как можно проник­нуть в глубочайшие тайники человеческого духа? Однако, - пишет отец Георгий, - как мы упоминали, его сочинения и дру­гие дошедшие до нас известия вырисовывают до­статочно ясную картину его жизни в этот период и отчасти расширяют возможность познания внутреннего подвига святителя.

Но мы не будем пересказывать всё житие, составленное отцом Георгием, прочтем лишь небольшой фрагмент. Как известно, в 1866 г. святитель по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Здесь он до самого конца своей жизни чув­ствовал себя вполне счастливым. «Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, — писал он, — и Выши своей не проме­няю не только на Санкт-Петербургскую митро­полию, но и на патриаршество, если бы его вос­становили у нас и меня назначили на него». «Вышу можно променять только на Цар­ство Небесное».

В первые шесть лет своего пребывания в Вышенской пустыни преосвященный Феофан не уединялся окончательно от других. Главным занятием его в это время была молитва и богослужение. Он твердо помнил заповедь киевского старца Парфения, что одно нужнее всего: молиться, и молиться непрестанно умом и сердцем Богу. Очевидец, один из иноков Вышенской обители — игумен Тихон (Цыпляковский), сказал, что святитель «горел, как свеча или неуга­симая лампада пред ликами Христа, Богоматери Заступницы и святых Божиих». Вместе с иноками обители он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и празднич­ные дни сам совершал литургию соборно с брати­ей. Благоговейным служением епископ Феофан доставлял духовное утешение всем присутствую­щим в храме. С таким же усердием молился подвижник и в своей домашней церкви.

А духовным подвигам святителя Феофана со­путствовали учено-литературные и богословские труды. Ему, по собственному его выражению, нередко «денно-нощно» приходи­лось сидеть за своими учеными занятиями. Талант духовного писателя с особой силой развился у преосвященного Феофана во время пребывания его в Вышенской пустыни. «Затвор дал возможность Вышенскому затворнику стать глубочайшим христианским психологом и знаменитым христианским богословом. Он дал ему возможность поделиться плодами своей мудро­сти, своих знаний с другими, оставив после себя богатейшее учено-литературное наследие, благо­даря которому имя его никогда не умрет в рус­ском обществе». За время пребывания на Выше святителем Феофаном было создано столько духовных произ­ведений, что перечень их занял бы не один десяток страниц. Поэтому отец Георгий кратко останавливается на наиболее важных из них.

28 лет затвора отдал святитель Феофан на служение Богу, предаваясь молитве, богомыслию и неусыпным духовно-литературным трудам на пользу ближ­ним. Воскресив своей жизнью идеал истинного подвижника древней Церкви и показав нетлен­ную красоту его, Преосвященный владыка явился ярким духовным светочем, указывающим путь современному ему обществу к истине и добру. Из своего тихого затвора на Выше смирен­ный архипастырь неутомимо изливал благодат­ный свет истины Христовой, и сколько душ, жа­ждущих этого света, этой благодатной истины, напоены его словом, воистину благодатным!

***

Как отмечает архимандрит Георгий Тертышников, «всякий, кто знаком с сочинениями святителя Феофана, не мог не почувствовать их притягательной силы, искренности и правды. Все, что в них высказано, было автором пережито, выстрадано, приобретено огромными усилиями, в каждой фразе запечатлен внутренний опыт, духовный подвиг святителя. Отсюда — привле­кательность его творений, непосредственное воз­действие их на душу читателя». Сочинения святого архипастыря должны стать «настольными книгами для каждого желающего идти по пути спасения в жизнь вечную», как были они настольными и для архимандрита Георгия (Тертышникова), отошедшего ко Господу 2 октября 1998 года.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать