У книжной полки. Протоиерей Андрей Ткачев. Живое слово. Библия. Про наши радости и беды

1 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня Библию открывают как terra incognita – как неизвестный материк. Хорошо бы, по мнению протоиерея Андрея Ткачева, прийти в настоящий восторг от ощущения счастья, что есть такая книга, и разговаривать о ней с людьми. Хорошо бы запоминать из нее кусочки некие и потом по дороге на работу думать о прочитанном, прислонившись головой к оконному стеклу в трамвае или троллейбусе. Посмотрим вокруг, пока идем пешком до места назначения, скажем, на работу – какое там тысячелетье на дворе? Прислушаемся, что говорят. И есть ли в этих речах то, что в Библии? Оказывается, все что волнует всех нас во всех жизненных ситуациях было описано и произнесено в этой древней книге. Почему? Потому что она рассказывает и про наши радости и беды. Именно так - «Живое слово. Библия про наши радости и беды» - называется новая книга протоиерея Андрея Ткачева, вышедшая в свет в издательстве Воскресение.

***

В этой книге собраны беседы протоиерея Андрея Ткачева на избранные книги Священного Писания Ветхого Завета. По словам автора, Ветхий Завет мы очень плохо знаем. Мы и Новый-то плохо знаем. Но его мы хоть читаем регулярно, и корпус апостольских чтений и Евангелия прочитываются за год полностью. Ветхий же Завет мы читаем мало, а он чрезвычайно полезен. Поэтому Великим постом, во время наиболее насыщенных богослужений, читаются книги Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаии, Иова. А Псалтирь вообще читается на протяжении почти всего года. Как отмечает отец Андрей, нужно это для того, чтобы Псалтирь в свое время была наизусть выучена каждым христианином целиком или в значительных долях. Это та книга, которая у христиан должна быть на языке, в уме и желательно в сердце.

По мнению автора, когда-то народу внушили, что голос народа – это именно глас Божий, и не иначе. Что же говорит этот голос? «Не надо нас пугать». «Не нам надо читать морали». «Не надо лезть никому в личную жизнь». «Не надо рассказывать сказки». «Не надо вам заниматься политикой». Автор соглашается с тем, что всё это есть в книгах Священного Писания. «Самые драгоценные места Ветхого Завета, - говорит он, – это угрозы. Песнь Моисея во Второзаконии, вся книга пророка Иеремии плюс его Плач, избранные псалмы, иногда полные проклятий, добрая половина книги Исаии, все книги малых пророков. Автор пугающего Апокалипсиса – апостол любви Иоанн. Слова - «не надо нас пугать», дескать, пуганые мы, это и в его сторону голосок. «Не надо нас пугать» – это значит «закройте Библию и никогда ее не открывайте». Это большевизм, господа, - говорит отец Андрей. Самый махровый, потому что самый примитивный.

Далее: мораль, говорите, не читать. То есть – без морали обойдемся. Но мораль – это не просто нудное назидание. Это – нравственные выводы из осмысленной повседневности. Не читать мораль и не писать о морали, не говорить о морали вслух – это значит не пропускать повседневность через совесть, а только через желудок да через уши неслышащие и глаза невидящие. Так мы часто и живем, сокрушается автор, но, лично он не желает жизнь человека прировнять жизни червяка. Мораль, - утверждает отец Андрей, - нужно находить, записывать, прочитывать вслух и обсуждать в собраниях. Чем и занимается сам автор на протяжении многих лет.

О том, что не надо лезть никому в личную жизнь, по мнению отца Андрея, надо сказать святому Иоанну Крестителю. Может не надо было ему трогать Ирода с его адюльтером и Иродиаду с ее ненасытностью. Жил бы себе и давал жить другим, не так ли? Продолжал бы есть в пустынях акрид и дикий мед да вещать возвышенные вещи народу, жадному до духовных развлечений. Но больший из всех рожденных женами считал, что не так надо. Он имел, правда, ту нравственную чистоту, которая позволяла ему вообще всем говорить жесткую правду, а мы этой чистоты не имеем. Что до сказочников, то они, по мнению автора, - так же нужны, как слепой Гомер с песней про Илион и калики перехожие с псалмами об Иерусалиме. Нет без них ни культуры, ни литературы.

Народ, как отмечает отец Андрей, без этих носителей устных сокровищ превращается в сомнительное население, в электорат, носящийся по распродажам, в растение без глубоких корней. И если есть «певец в стане русских воинов», то есть надежда, что войско возглавит Суворов. А если войско через плееры слушает рэп, то победы не ждите. Ждите чужеземных насильников на улицах своих городов. Так что сказка нужна. Сказку нужно изучать в школе на уроках родной литературы. Кто такие кельты без бардов? Арабы – без «Тысячи и одной ночи»? Римская литература – без Апулея? Мы сами – без трех богатырей, Снегурочки и «Золотой рыбки»? Так что, как заключает автор, почешите темя на досуге и поклонитесь сказке.

А что до политики, то политика – это все, окружающее нас, кроме природы. Так Аристотель высказывался, а спорящие с ним не умнее его. Поэтому позвольте, - говорит автор, - и Церкви сказать пару слов об устройстве государства, о внешней и внутренней политике, о распределении доходов, о качестве публичной информации. В общем, как отмечает отец Андрей, жизнь, какой она будет, напрямую зависит от качества наших испугов и утешений, от сладости наших сказок и мудрых оценок политических реалий. Она будет либо красочная, как полотна импрессионистов, либо пошлая и минималистичная, как рожица, нарисованная на заборе. Так что не надо нам, по словам автора, на роток платок набрасывать. Лучше, в качестве христианина, со своего ротка платочек снять и прочитать для начала Ветхий Завет.

Первым делом, как говорит отец Андрей, он намерен вместе с читателями погрузиться на большую глубину. Набирайте побольше воздуха. Речь идет об одном из ключевых событий мировой истории – о жертвоприношении Авраама, о том, почему и как это случилось. Мы все являемся детьми Авраама, потому что все верующие в единого Бога есть дети Авраама по обетованию. Господь испытывал этого старца, проверял, насколько он любит Бога: всецело ли или только за что-то. Ведь мы часто любим Бога за что-то или для чего-то: чтобы он дал нам здоровье, чтобы у нас все было хорошо. А когда плохо, то сразу забываем о Боге. Нужно любить Бога за все, иметь к нему полное доверие и всецелую веру. Это очень тяжело, но Авраам был уникальным человеком, у него и вера, и доверие были.

И вот книга Бытия, глава 22, рассказывает нам об событии, когда Господь повелевает Аврааму принести в жертву единственного и любимого сына. Для чего это испытание? Об этом говорит отец Андрей далее на страницах книги. Затем он рассказывает о праведном Финеесе. Жизнь его описывается в Пятикнижии Моисея, в книге Исхода, где говорится о странствовании евреев; о чудесном (страшном, но одновременно и чудесном) Боговодимом выходе из Египта в землю Обетованную. Разбирает один эпизод из книги Судей, где говорится о том, что нужно из самой сердцевины себя, из глубин своих извлечь, истребить зло, потому что оно прячется не в ком-то, а во мне, причем глубоко в середине». Размышляет о пророках: кто они? Разбирая книгу Иова, отвечает на вопрос, ради чего человек праведный творит добро, ожидает ли он взамен получить награду? И много еще чего рассказывает, объясняет, раскладывает по полочкам отец Андрей, читая Библию – книгу про наши радости и беды.

***

Предлагая читателям беседы о Ветхом Завете, протоиерей Андрей Ткачев приглашает нас вернуться к главной книге всех времен и народов и вновь открыть для себя Библию. Священное Писание сейчас в сознании людей как будто утрачено. А ведь оно создано для того, чтобы питать, греть, наставлять. Как считает автор, человека обязательно нужно вернуть книге, а книгу – человеку. Нужно, чтобы они встретились. И поэтому отец Андрей передает своим читателям ощущение счастья от того, что есть такая великая книга — Библия. Это радость и мудрость, доступная нам в любой момент. Страница за страницей, история за историей, он разбирает ключевые библейские сюжеты, помогает разобрать сложные места и, самое главное, вдохновляет и заражает своей любовью к Библии.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать