У книжной полки. Протоиерей Федор Бородин. Возрастай с Евангелием. Притчи Христовы для детей

8 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Когда священник совершает таинство Кре­щения, после погружения в купель младенцев трижды обносят (а взрослые обходят сами) вокруг аналоя, на котором лежит Еван­гелие — в знак того, что душа навеки обруча­ется написанному в этой святой книге. По­знать Бога и Его волю без чтения Евангелия невозможно. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), Евангелие – «это книга жизни, и надо читать ее жизнию. Раскрывая для чтения книгу – святое Евангелие, вспомни, - говорит святитель, - что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря по тому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни». Таким образом, изучать Евангелие мы должны всю жизнь, и не только познавать, но и жить в соответствии с Евангелием. А начать изучение можно с притч Христовых. Именно так и поступил протоиерей Федор Бородин, автор книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Возрастай с Евангелием. Притчи Христовы для детей».

***

Книга известного московского священника, настоятеля Космодамиановского храма на Маросейке и отца восьмерых детей протоиерея Федора Бородина «Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе» родилась из приходских бесед с подростками, из его увлекательных искренних рассказов, в которых евангельские притчи соединяются с историями из жизни, а современные сюжеты — с евангельскими. Именно так лучше всего усваивается важное и глубокое: яркие поучительные примеры трогают сердце и запоминаются надолго. О том, как появилась эта книга, автор рассказывает в предисловии: «Несколько лет назад в приходском летнем лагере возникла идея говорить с подростка­ми о Христе на основании притч.

Почему именно притчи? Дело в том, что некоторая их часть читается за воскресным богослуже­нием, остальные же — большинство — оста­ются неуслышанными. Но в притчах Христос выразил многое чрезвычайно важное для ду­ховной жизни и для спасения, они таят в себе огромную Христову мудрость. И чтобы стать настоящим христианином, каждому человеку надо их изучать, размышлять над ними, воз­растать с ними. Одни и те же евангельские сло­ва будут полезны и подростку, и зрелому чело­веку, и пожилому — каждый откроет для себя их мудрость и тот смысл, какой Христос хотел нам передать.

Как отмечает отец Федор, «в Евангелии очень много притч — вымыш­ленных историй, в которых заложен глубокий смысл. Иисус Христос притчами рассказывает своим ученикам и слушателям о Боге. Это не случайно: притча как форма передачи знания, откровения часто достигает большего результата, чем просто изложенная мысль. К примеру, - говорит автор, - наверное, каждый из нас задумывался над тем, что такое «вечность» и что такое «бесконеч­ность». Если поговорить об этом с математи­ком, он напишет цифру в бесконечной степени. Физик или астроном объяснит, каково отноше­ние известных нам расстояний к световому го­ду, сколько световых лет разделяет ближайшие звезды, и расскажет, что есть звезды, кото­рые находятся еще гораздо, гораздо дальше. И мы можем попытаться представить, сколько поколений людей летело бы к этим далеким звездам на самой максимальной скорости».

А вот «древняя притча говорит нам о вечности и о времени больше, короче и ярче: стоит оди­нокая огромная скала, раз в тысячу лет на вер­шину спускается орел, чтобы поточить об нее клюв; когда он сточит скалу, вечность только начнется. Ни одной цифры, но сразу ясно: веч­ность непознаваема, несоизмерима с кратким мгновением человеческой жизни». Так вот и «Христос прибегает к притче, потому что она застревает в уме и в течение долгого вре­мени побуждает думать. Когда ученики проси­ли Его разъяснить притчу о сеятеле, Он сказал: «Вам дано знать тайны. Остальным — в прит­чах» (см. Мк. 4:11) и объяснил им притчу о сея­теле. Кстати, раз объяснил, значит, ученики тогда еще не знали тайн. А главное, тому, кто думает над притчами и понимает их, тайны начинают открываться. Что за тайны? Самые важные — каков Бог, каков человек и каковы их отношения. Что Бог ждет от человека, что Ему нравится в нас, что не нравится, что вызывает радость, а что гнев и отторжение; что главное в нашей жизни, а что второстепенное».

Таким образом, говорит автор, «знания в виде притчи западают в сознание, как семена, прорастают там и дают плоды. Смыслом, которым они проросли, мы наполняем свою жизнь». К примеру, «мы не знаем, что такое Царство Божие. Мы только предугадываем и открываем его для себя как образы из евангельских притч. Эти притчи, по словам автора, говорят о том, что взаимоотно­шения с Богом являются нашим главным со­кровищем. Очень у многих, к сожалению, эти отношения находятся на втором, третьем или еще каком-то месте, большинство посвящает Богу только малую часть своей жизни. Одни ходят в храм два раза в году: за святой водой и святить куличи, другие еще реже или чуть чаще, а третьи никогда. Кто-то меняет свою жизнь, потому что верит в Бога, кто-то не ме­няет совсем или чуть-чуть. А эти притчи гово­рят нам, что Царствие Божие должно стать са­мым главным, все остальное — второстепенно.

Этот процесс, дорога к главному, бывает длиною в жизнь. Человек может сначала не по­нимать, как это для него ценно, даже отказываться от веры, предавать ее, потому что она у него маленькая, несущественная. А потом вдруг понять, что в его жизни это самое глав­ное. Тех, кто так считает, - говорит отец Федор, - мы называем святы­ми. Они не могут отказаться от своей веры ни при каких обстоятельствах, потому что для них это бесценное сокровище». Представьте, «вы ищете, что в жизни самое главное. Перепробовали многое: дружбу, литератур­ное творчество или боевые искусства, и вам кажется, что самое главное — быть сильным и мужественным; или для вас важны какие-то танцы или рисование... Когда вы вырастаете, для вас становятся важными книги. А потом вы понимаете, что самая главная книга — о Цар­ствии Божием, которая называется «Еванге­лие», и вы ни на что не готовы ее поменять, все остальное — второстепенно. Но это приходит со временем, постепенно прорастает. И об этом Господь сказал в Своих притчах.

Стоит отметить, что «Евангельские притчи очень разные. Есть длинные, есть короткие. Есть известные и не очень; одна из самых известных — прит­ча о блудном сыне. В Эрмитаже, - рассказывает автор, - больше всего народу стоит перед знаменитой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Увидеть ее очень трудно, если ты не двухметрового ро­ста, потому что она загорожена спинами людей, которые смотрят на нее по двадцать, тридцать, сорок минут, по часу. Что они пытаются там уви­деть? Зачем столько времени глядеть на карти­ну? Благодаря гению великого нидерландского художника она так глубоко раскрывает притчу о блудном сыне, что каждому становится поня­тен вложенный Христом смысл. Эта притча да­на нам в ответ на вечный вопрос человека: «Гос­поди, кто я Тебе и Кто Ты для меня?»

Как говорит автор, этот вопрос – «самый главный, самый острый и страш­ный для любого верующего. Много раз в течение жизни он встает перед каждым из нас, особенно когда приходит беда, горе, по­стигают испытания. Нам иногда кажется, что Господь перестал быть нашим Отцом, что нам слишком тяжело, что Отец не может послать сыну такое суровое наказание. Но в эти минуты стоит вспомнить слова 90-го псалма, где Гос­подь говорит через Своего пророка Давида, что Он с нами в наших скорбях: с ним есмь в скорби... Бог Сам полностью погрузился в человече­скую скорбь, до самой глубины, до предела. Он не мог ее отменить, потому что скорбь неиз­бежно следует за грехом, но Он пришел и встал рядом с нами. …Христос вошел в самую страш­ную скорбь, возможную для человека, чтобы укрепить нас в наших скорбях». А еще, как утверждает отец Федор, Христу надо разбудить нас к новой жизни. Как это сделать, как добраться до сердцеви­ны человека? Ответить на этот вопрос поможет данная книга.

***

«Святое Евангелие содержит ответы на все вопросы, которые могут встретиться в жизни христианской души. И эти ответы идут от Самого Бога – Начальника и Законодателя всей жизни. Поэтому Святое Евангелие – наш путеводитель и советник, и вместе с тем – друг и утешитель». Чтобы мы лучше запоминали и усваивали учение Христово, Господь как и две тысячи лет назад обращается к нам через Свои удивительно простые и в то же время невероятно глубокие рассказы. Несмотря на то, что прошло так много (по человеческим меркам) столетий, Притчи Христовы нисколько не утратили своей наглядности и очаровательной красоты. И наша задача вновь и вновь читать их, углубляться, вдумываться в них, сохранять их в сердце своем и прилагать их к своей жизни. Думаем, что к этой цели стремился и протоиерей Федор Бородин, когда беседовал с детьми о евангельских притчах. Его книга, по словам издателей, будет понятна и интересна читателю любого возраста, ее можно читать и вместе с детьми.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать