Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Имя святителя Феофана Затворника, подвижника 19 века, являет нам самый глубокий и непререкаемый авторитет учителя духовно-нравственной христианской жизни в ее первоначальной евангельской чистоте, в духе первых веков христианства. Всю свою земную жизнь он посвятил поискам пути жизни вечной; в своих творениях великий подвижник показал этот путь и своим современникам, и последующим поколениям. До сегодняшнего дня труды святителя Феофана по истолкованию Священного Писания, аскетические творения, духовные письма, наставления и проповеди просвещают людские души и направляют их ко спасению. Одним из наиболее известных трудов святого отца является сочинение «Путь ко спасению», новое издание которого мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. Книга вышла в свет в издательстве «Духовное преображение» и заняла свое место на нашей книжной полке.
***
Предлагаемый благодарному читателю труд святителя Феофана Затворника в ряду его многочисленных творений является, по словам издателей, не только самым известным, но и наиболее значимым по существу. В этой книге, написанной на основе лекций по нравственному богословию, которые были прочитаны святителем Феофаном в Санкт-Петербургской Духовной академии, он описывает ступени совершенства в Боге и пути преодоления внешнего и внутреннего зла, раскрывает смысл христианства и значение таинства Крещения для человека в детстве и в зрелые годы. Личный молитвенный и аскетический опыт святителя позволил рассмотреть на страницах книги проблемы христианства с практической стороны и ответить своему незримому собеседнику на многие духовные вопросы.
Как отмечает сам святитель в предисловии книги, в одном из своих сочинений под названием - «Начертании христианского нравоучения» им были «изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас, по словам святителя, действительная жизнь в духе Христовом. А этого только коснись, сколько откроется недоумений и сколько, поэтому, потребно указаний, и притом почти на каждом шагу! Правда, там последняя цель человека указана – в общении с Богом – и путь к ней изображен: это вера с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией. Приложить бы только слово: вот путь! Иди!
Однако, как пишет автор, «Легко сказать: вот путь, иди! Но как сделать это? Большей частью, - говорит святитель, - недостает желания идти. Упорно отревает душа, увлеченная какою-либо страстью, всякое понуждение и всякий призыв; очи от Бога отвращает и смотреть на Него не хочет. Закон Христов не по сердцу; ей и слушать о нем нет расположения: душа, как говорят, не лежит. Спрашивается, как же дойти до того, чтобы родилось желание идти к Богу путем Христовым; как сделать, чтобы закон напечатлелся в сердце и человек, действуя по этому закону, действовал бы от себя, непринужденно, чтобы закон сей не лежал на нем, а как бы исходил от него? Но пусть обратился кто к Богу, пусть возлюбил закон Его; самое шествие к Богу, самое хождение путем закона Христова необходимо ли уже и будет успешно потому только, что мы возжелали сего?
Нет, - утверждает святитель Феофан. - Кроме желания, необходимо еще иметь силы и умение действовать: нужна мудрость деятельная. Кто вступит на истинный путь богоугождения или начнет при благодатной помощи стремиться к Богу, путем предначертанного закона Христова, тому неминуемо будут угрожать опасности сбиться на распутья, заблудиться и погибать, воображая себя спасаемым. Сии распутья неизбежны по остающемуся греховному позыву и расстройству сил, которые и в этом состоянии способны представлять вещи в превратном виде – прельщать и губить человека. К сему присоединяется лесть от сатаны, который неохотно расстается со своими жертвами, и когда кто из области его пойдет к свету Христову, гонится вслед его и всякие расставляет сети, чтобы снова уловить, и нередко действительно уловляет.
Следовательно, - отмечает автор, - и тому, кто имеет уже желание идти указанным путем к Господу, необходимо еще указать все уклонения, возможные на сем пути, чтобы шествующий наперед был предварен о сем, видел имеющие встретиться опасности и знал, как избежать их». Для этого необходимы, по словам святителя, «особые руководительные в христианской жизни правила», которыми «должно быть определено: как дойти до спасительного желания богообщения и ревности пребывать в нем и как безбедно пройти к Богу, среди всех распутий, возможных на сем пути по всем степеням. Иначе: как начать жить по-христиански и как, начавши, усовершенствоваться в этом. Такое руководство должно взять человека вне Бога, обратить к Нему и потом привесть пред лице Его.
Для того чтобы написать эти руководительные правила, нужно, по словам святителя, «проследить жизнь христианскую в ее явлениях, на деле, от начала до конца, т.е. как она засеменяется, развивается, зреет и приходит в полноту, или – что то же – написать историю деятельной жизни каждого христианина, с показанием того, как в каком случае должен он действовать, чтобы устоять в своем чине. Как отмечает святитель, «засеменение и развитие жизни христианской существенно отлично от засеменения и развития жизни естественной. Это зависит от особенного характера христианской жизни и отношения его к нашей природе. Человек не рождается христианином, а становится таковым после рождения. Семя Христово падает на землю сердца уже бьющегося. Но так как естественно рожденный человек поврежден и противоположен требованиям христианства, то начало истинно христианской жизни в человеке есть некоторое воссотворение, дарование новых сил, новой жизни.
О том, как начинается в нас христианская жизнь, автор пишет в первой части книги. Здесь, в частности, святитель отмечает: «Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его. Существо жизни христианской состоит в богообщении о Христе Иисусе Господе нашем, – в богообщении, вначале обычно сокровенном не только от других, но и от себя. Видимое же, или ощущаемое внутрь нас, свидетельство о ней есть жар деятельной ревности, исключительно о христианском богоугождении, с полным самоотвержением и ненавидением всего тому противного. Так, когда начинается сей жар ревности, тогда полагается начало христианской жизни; и в ком он постоянно действует, тот живет по-христиански».
Таким образом, как отмечает святитель, «без ревности христианин плохой христианин, – вялый, расслабленный, безжизненный, ни тепел, ни хладен, – и жизнь такая не жизнь. Сие ведая, - говорит автор, - потщимся явить себя истинными ревнителями добрых дел, чтобы быть истинно угодными Богу, не имея скверны или порока, или нечто от таковых». А если верным свидетельством жизни христианской есть огонь деятельной ревности о богоугождении, возникает вопрос, как возжигается этот огонь? Кто его производители? Об этом святитель говорит в первой части книги. Говорит он и о том, что «начало благодатной христианской жизни полагается в крещении». Но, так как редкие христиане сохраняют эту благодать, теряя ее в течение жизни, то они по словам святителя «не имеют уже в себе жизни истинно христианской; им снова надобно начинать ее». Для этого нам предлагается Таинство покаяния. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу – говорит автор во второй части книги. А в третьей – подробно рассказывает о том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь.
***
По словам архимандрита Георгия (Тертышникова), «в этом труде излагается вся сущность нравственного учения святителя Феофана, как сам он говорил: «Здесь всё, что мною писалось, пишется и будет писаться». В нем автор изображает весь путь христианской жизни, всю жизнь христианина во всех ее степенях и проявлениях и, кроме того, дает руководственные правила христианской жизни. “Правила эти берут человека на распутьях греха, проводят огненным путем очищения и возводят его пред Лицем Бога, то есть до возможной для человека степени совершенства, в меру возраста исполнения Христова». Эта книга, принесшая святителю Феофану большую популярность, рассматривает проблемы христианской жизни с практической стороны, указывает пути к реализации христианских идеалов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 9 мая
День ангела. 9 мая
Церковный календарь 9 мая. Священномученик Василий, епископ Амасийский
Евангелие 9 мая. Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную
Читаем Апостол. 9 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!