У книжной полки. Кафисма 17 на Заупокойной утрени. Псалом Давида 118-й: Толкование беседовательное

7 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сто восемнадцатый псалом, который составляет 17 кафизму, представляет собой особенное произведение, общее содержание которого можно определить, как исповедание горячей и всеобъемлющей любви к закону Божию. Издавна 17 кафизма имела особое назначение в богослужении: она придавала ему торжественность и исполнялась каждый день, на повседневной полунощнице, когда, по словам святителя Феофана Затворника, «освеженная сном мысль бывает способнее и живее воспринимать, и глубже проникать». Однако в настоящее время мы слышим ее только на заупокойных службах — при любом чине отпевания или на панихиде, или на утрени Великой Субботы. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию две книги, на страницах которых представлены текст 17 кафизмы и ее толкование.

***

Первая из представленных книг вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и называется – «Кафисма 17 на заупокойной утрени». Эта книга, по словам издателей, представляет собой отдельное издание кафизмы и наиболее полезна для многоклирных приходов, где в родительские субботы на заупокойной утрене священники соборно исходят на середину храма и по очереди стихословят всю кафисму, а хор поёт припев. В силу разных обстоятельств бывает, что количество священников на службе варьируется, а это значит, что статии кафисмы нужно каждый раз делить на разное количество частей. Но даже если состав священников всегда одинаковый, важно, чтобы смена читающего происходила гладко, чинно и спокойно, без сбоев, недоразумений, суеты и, так сказать, «ручного управления». Для этого каждый священник должен заранее знать и видеть, где он начинает читать, а где должен заканчивать.

Обычно в книге, по которой читают 17-ю кафисму, ставят для этого разные пометки: отчеркивания, галочки и пр. Свои обозначения в отдельном издании предлагает нам и издательство Московской Патриархии. Каждый стих кафисмы начинается с абзаца и красной буквы. На полях напротив соответствующих стихов проставлены специальные пометы с цифрами, отличающиеся друг от друга цветом и формой. В начале каждой статии дана их расшифровка. Если, например, в службе участвует три священника, то они меняются в стихословии, ориентируясь на пометы в виде кружочков зелёного цвета. Если их четверо — на квадратики синего цвета, если пятеро - на охристые многоугольники. Если же священники читают кафисму вдвоём, то для них на полях обозначена середина каждой статии. Таким образом, эта книга поможет обеспечить благообразие и чинность соборного чтения при большом стечении народа.

Вторая книга, раскрывающая суть 17 кафисмы, вышла в свет в издательстве «Правило веры» и называется – «Псалом Давида 118-й: Толкование беседовательное». Подробное толкование псалма изложил несравненный знаток и комментатор Священного Писания святитель Феофан Затворник. В предисловии преосвященный автор отмечает: «Сто восемнадцатый псалом отличается от других псалмов такими видными особенностями, которых нельзя не заметить с первого же раза. Количество стихов сказывается само собою; у нас один этот псалом составляет целую кафиз­му. Прочитавший этот псалом со вниманием, по словам святителя, не может не заметить и другой еще особенности — именно той, что всякий из 176 стихов говорит что-ни­будь о законе Божием, означая его только раз­ными именами». «Равным образом, очень простые на вид изре­чения, когда поближе станешь всматриваться в них, открывают взору ума вход в глубину Бо­жественного законоположения».

Далее святитель Феофан приводит слова бла­женного Феодорита, который об этом псалме пишет следующее: «Божественный Давид много различ­ных перемен имел в жизни: и бегством спасался от врагов, и в бегство обращал врагов, впадал в горести и потом вел жизнь радостную, проходил путь божественный и претыкался в шествии, и снова следовал Божественным законам. Все это собрал он воедино в настоящем псалме, и все молитвы, какие при каждом обстоятельстве при­носимы были им Богу, приводя в один стройный состав, предложил людям единое полезное уче­ние, и в сказанном им показывает, как можно преуспевать в деятельной добродетели». «Псалма сего, - заключает блж. Феодорит, - достаточно к тому, чтобы желающих совершенной добродетели усовершить в ней, живущих в рассеянии возбудить к тщанию, упадающих в духе воодушевить, нерадивых исправить, одним словом, против различных человеческих немощей дать всякого рода врачевство».

Святой Амвросий, говоря о 118 псалме, отмечает, что «и другие псалмы содержат нравственные уроки, но те суть, как звезды, рассеянные по небу, а этот, как солнце, изливающее в полдень обильный свет». Такое богатство псалма расположило святителя Феофана «посвятить размышлению о нем достойное время и, что Бог пошлет, предложить то вниманию богобоязненных и ревнующих о спасении своем христиан, в той уверенности, что это хоть какую-нибудь принесет им пользу». Предлагая, однако свои размышления, святитель отмечает, «что тут мало что будет своего. Все будет, - говорит он, - заимствуемо у святых отцов и учителей Церкви, потрудившихся в толковании сего псалма. Святой Амвросий посвятил ему целую книгу; блаженный Августин в церкви всенародно предлагал о нем беседы; святой Афанасий Великий, блаженный Феодорит, святой Иларий вели толкование его наряду с толкованием всех псалмов. Кроме них, советниками нашими, - пишет автор, - будут: Зигабен Евфимий и Анфим, блаженнейший патриарх Иерусалимский».

По мнению толкователей, смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Так, святитель Феофан пишет: «Пришлец я на земле – эту мысль всякий должен носить в сердце своем; не имею здесь пребывающего града, но грядущего взыскую; отечество мое не здесь: тут я случайно, на время, странник. Прямое отсюда следствие такое: если я странник, то мне нечего здесь заводиться всем на долгие лета или навсегда, что ко всему здесь я должен относиться, как к чуждому мне, не касающемуся меня, держать себя так, как в гостинице: отдыхать лишь, а там опять в путь; делать все мимоходом и принимать, как мимоходное, имея одно только в мысли и желании – безостановочно шествовать верным путем в свое отечество».

Каким должен быть, этот верный путь, и учит нас святой пророк. В 118 псалме он изображает блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим. Начиная с первого стиха, он наставляет: «Блажени непорочный в пути, ходящий в законе Господни». Далее святитель Феофан, опираясь на святоотеческие писания, объясняет: «Путем, пишет Феодорит, здесь пророк именует жизнь, которую все мы проходим от рождения до гроба». Непорочны в пути те, которые живут непорочно, уклоняясь от всякого греха. «Кто никогда ни в чем не грешил, говорит святой Афанасий Великий, тот непорочен». Ходят в законе Господни те, которые, по выражению Феодорита, «жительствуют сообразно с законами Божиими», исполняют всякую заповедь, какая ни встретится по течению жизни, не опуская ничего из сознанного обязательным и ни от чего не отказываясь; иначе — которые делают всякое добро.

Таким образом, - говорит святитель, - эти два пункта заповедуют то же, что в других местах пророк выражает словами: «уклонися от зла и сотвори благо», отвечая на вопрос: «кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи?» (Пс.33,13,15) или кто в первом псалме сначала: «не иде на совет нечестивых», а потом: «в законе Господни воля его». Так вот кто блажен! Каким же блаженством? Внутренним или внешним, здешним или будущим? Если угодно Господу и не пагубно для человека, то дается и внешнее счастие; но внутреннее блаженство неотъемлемо от чистой и богоугодной жизни, которая, при всех внешних лишениях и недостатках, всякому приносит мир и радость, истекающие из спокойной совести и непостыдного воззрения в лице Господу, наполняет душу крепкою надеждою и возгревает в ней чувства, какие свойственно иметь детям к отцу. Такой человек всегда упокоевается в лоне промыслительной и благопопечительной любви Божией».

***

В завершении программы еще раз напомним, что 118 псалом – это самый большой псалом во всей Библии. Каждый его стих, по словам святителя Феофана, «это не притчи, а молитвенные обращения к Богу. Каждый стих есть молитва, но все об одном – об исполнении закона Господня. Душа, сознавшая, что спасение только в Боге чрез исполнение святой Его воли, беседует с Богом, моля Его просвещать, вразумлять, укреплять, избавлять от искушений внутренних и неприятностей внешних, восстановлять от падений, избавлять от врагов – словом, даровать ей, по милости Своей, быть благоугодною Ему». Читая на заупокойной службе 17 кафизму, состоящую из 118 псалма, мы выражаем надежду, что Бог вменит усопших, о которых мы молимся, в числе тех праведников, которые были непорочными на своем пути и которых воспевает пророк Давид.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать