У книжной полки. Отверстые небеса. По творениям святителя Николая Сербского

5 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человече­ского, стоящего одесную Бога (Деян.7,56), — про­изнес святой первомученик Стефан, удостоенный видения Божией славы. Посему, образованные, не ожидайте другого мессию, который пообеща­ет вам так называемое земное царство и на земле воцарится. Разве может такое царство насытить ваши души и успокоить сердца? Разве такой мес­сия по душе вам? Истинный Мессия, единствен­ный и истинный, сказал: Царство Мое не от мира сего (Ин.18,36). Истинный Мессия возвышеннее и чудеснее всех ожиданий человеческих, а потому прекраснее и невыразимее любых желаний. Цар­ство Его вне времени, вне перемен и тлена — Цар­ство вечное, бескрайнее, бессмертное». Эти слова святителя Николая Сербского стали эпиграфом к книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Духовное преображение» и называется – «Отверстые небеса».

***

Книга «Отверстые небеса» составлена по творениям святителя Николая Сербского, выдающегося сербского архипастыря и богослова XX столетия, необычайно яркого религиозного писателя. Родился он 5 января 1881 года в горном селении Лелич, неподале­ку от сербского города Валево. Его отец Драгомир славился среди одно­сельчан грамотностью, он привил любовь к учению и сыну. Мать Николы Катерина (впоследствии монахиня) с ма­лолетства водила сына в ближний мона­стырь Челие на службы, затем его отдали в школу при этой обители. По вос­поминаниям современников, в школьные годы Никола нередко предпочитал уеди­нение детским забавам. На школьных пе­ременах он убегал на монастырскую коло­кольню и там предавался чтению и молитве.

Мальчик оказался очень способным и пото­му продолжил обучение в гимназии, став и там одним из лучших уче­ников. По окончании 6-го класса гимназии Ни­кола попытался поступить в военное учи­лище, но не прошел медицинскую комис­сию, так как его сочли слишком щуплым. Несомненно, это было делом Промысла Божия, который вел юношу к иному призванию - быть воином не земного, но Небесного Царя. Тогда он стал студентом Белградской семинарии, где на него сразу же обратили вни­мание как на одаренного ученика. По окончании семинарии он работал учителем. Тогда же появились и первые публикации молодого автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях.

Затем Никола, как государственный стипендиат, обучался в западных университетах. В 1908 году, в 28 лет, защитил докторскую диссертацию на тему «Вера в Воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви». За время учебы он изучил немецкий, английский и француз­ский языки. По возвращении в Сербию молодой бо­гослов преподавал иностранные языки в Бел­градской семинарии, печатал статьи в серб­ских церковных журналах. Как это нередко бывает с людьми, избранными Господом, Николу Велимировича неожиданно пости­гала тяжкая болезнь, ставшая для него важнейшей жизненной вехой: про­ведя шесть недель в больнице, он дал обет в случае выздоровления целиком посвя­тить свою жизнь Богу, Святой Православ­ной Церкви и ближним. «Если мое служение угодно Господу, Он исцелит меня», - говорил Никола.

Вскоре, будучи уже известным доктором богословия и философии, он принял монашество и стал иеромонахом Николаем, посвятившим всего себя, все свои знания и способности служению Господу и своему любимому сербскому народу. В этих трудах прошло около 50-ти лет. За это время немало святитель потрудился и на литературном поприще. Он писал много, писал постоянно и по различным вопросам. Его перо не знало отдыха, и часто случалось так, что он одновременно писал несколько работ. Его богатейшее духовное и литературное наследие насчитывает 15 томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых — жем­чужины мировой православной книжности. В Сербии его называют новым Златоустом.

Проповедь святителя Николая поражает поэтичностью, красноречием, глубиной мысли и необы­чайной силой убеждения. Он сам — без­укоризненный носитель святоотеческого Православия, его книги — неиссякаемый источник христианских наставлений, где простым, понятным, проникающим в самую душу языком излагается евангельское виде­ние жизни и находится ответ практически на любой духовный вопрос, возникающий нашего современника. Эти ответы можно найти и в книге «Отверстые небеса», где представлены избранные наставления святителя о вере, Церкви, добродетелях и страстях, о Таинствах и многом другом. Для примера прочитаем несколько наставлений из этого сборника.

Так, на вопрос: «Что такое вера?» - святитель отвечает: «Вера — это учение Божие, доверенное людям. Вера — это знание, которое люди никогда не смогли бы получить, если бы Господь не открыл и не доверил его им. Это знание не о чем-то малом и незначитель­ном, но о самом важном, необходимом, спасительном». «Воистину, - говорит святой отец, - ничто в этом мире не дос­тойно такого удивления, как великая вера человеческая. Христос не удивлялся кра­соте озера Галилейского, ибо чего стоит эта красота в сравнении с красотой небесной, которая Ему ведома? И никогда Он не удивлялся ни мудрости человече­ской, ни богатству, ни силе, ибо всё это ничтожно в сравнении с богатством, пре­мудростью и силой, ведомыми Ему в Царствии Божием. Лишь великая вера челове­ческая достойна удивления. Она является величайшей и прекраснейшей вещью на земле, ибо верою раб становится свобод­ным, наемник — сыном Божиим и смерт­ный человек — бессмертным».

Размышляя о душе человеческой, святитель Николай сравнивает ее с деревом и отмечает, что нужно ей для жизни. «Чтобы дерево могло расти, - наставляет сербский Златоуст, - оно долж­но укорениться в земле. Точно так же ду­ша должна укорениться в Царстве духов­ном, небесном, ибо это ее почва, которая ее питает, из которой она растет. Чтобы дерево могло развиваться, оно должно пить воду. Точно так же и душа должна быть напоена благодатью Духа Святого, чтобы быть здоровой и сильной. Святой Антоний говорит: «Как дерево не может расти, не напившись чистой воды, так и душа не может расти, не испив не­бесной сладости. Только те души растут, которые приняли Духа Святого и напое­ны небесной сладостью»». Наконец, «чтобы дерево могло плодоносить, ему нужны свет и тепло солнца. Точно так же и душа должна быть освещена и согрета Господом, Солнцем вечной правды, ибо душа может жить, расти и плодоносить только в сиянии и тепле от Бога живого и животворящего».

Говоря о христианах, святитель Николай напоминает о той великой ответственности, которую несет человек, исповедующий Христа. «Ибо христианину, - говорит Владыка, - Бог больше всего дал, но с него больше всего и спросит. Народам, удалившимся от первоначального откро­вения Божия, Бог оставил природу и ра­зум: природу в качестве книги и разум в качестве путеводителя по этой книге. Христианам же, наряду с природой и разумом, возвращено первоначаль­ное откровение Божие и дано новое от­кровение истины через Господа наше­го Иисуса Христа. К тому же у христиан есть и Церковь, являющаяся хранитель­ницей, толковательницей и путеводительницей обоих этих откровений; и, на­конец, у христиан есть сила Духа Святого, с самого начала животворящего и настав­ляющего Церковь. И, таким образом, в то время как нехристиане обладают одним-единственным талантом — разумом, кото­рый ими руководит и учит по книге при­роды, христиане имеют пять талантов: разум, ветхозаветное откровение, ново­заветное откровение, Церковь и силу Духа Святого». Приумножим ли мы эти таланты или закопаем их в землю, за это ответим пред Господом на Страшном суде. Поэтому и предостерегает нас святитель Николай. Другие его наставления читайте на страницах этой книги.

***

Святитель мирно отошел ко Го­споду рано утром в Прощеное воскресе­нье 18 марта 1956 года. Он встал с постели и молитвенно готовился к служению Боже­ственной литургии; и так, на молитве, по­чил, перейдя из земной Церкви в Церковь Небесную. Всенародно люби­мый пастырь, ставший изгнанником и умер­ший на чужбине, но вернувшийся в отчизну своими святыми мощами, с любовью почи­тается не только на его родной земле, но и по всему православному миру. Великий знаток человеческой души, православной веры и всех обла­стей нашего земного бытия, владыка Николай объяснял глу­бочайшие мысли и истины просто и доступно для каждого, несмотря на возраст и степень образованности. Его стиль ясен и несложен, поэтичный язык легок и непосредствен, но сила подлинно евангельского духа, пронизывающего его произве­дения, неодолимо влечет читателя в отверстые небеса, куда пламенно стремилась и чистая душа самого святителя.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать