Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Когда мы стараемся понять жизненный путь человека, с юных лет и до ухода из жизни земной посвятившего всего себя служению Господу, неизбежно задаёмся вопросом: а почему так произошло? Почему обыкновенный деревенский мальчишка, в отличие от своих братьев, избрал именно этот путь? И что такого особенного произошло в судьбе мальчика Вани, слабого здоровьем, который и родился-то мёртвым, которого лишь спустя некоторое время оживили? Почему именно он сказал такие слова, которые вошли в сердце русского человека и помогли ему выстоять в самые трудные годы второй половины XX века? И почему он остался живым для всей Православной России и после ухода из жизни земной? Ответы на эти и другие, не менее сложные, вопросы даёт книга писателя Алексея Солоницына, которая вышла в свет в издательстве «Апостол веры» под названием «Он родился мёртвым, а умер живым. Крестный путь Владыки Иоанна (Снычёва)».
***
Эта книга посвящена 90-летию со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) — пастыря доброго, светоносного, как называет его автор. Родился он 9 октября 1927 года в селе Ново-Маячка Херсонской области, а отошёл ко Господу 2 ноября 1995 года в Санкт-Петербурге. Автор упоминает эти даты и места жизни Владыки для того, чтобы прояснить их сокровенный смысл. Задумайтесь, - говорит он, - ведь Ново-маячка («маячка» — уменьшительное от слова «маяк») означает новый маяк. То есть новый луч света для людей, чтобы они не заблудились, не сбились с пути. А Санкт-Петербург - это город святого апостола Петра. Того самого рыбака Симона, которого Спаситель назвал Петром (в переводе с греческого — «камень»). Если увидеть этот смысл, то, по словам Солоницына, во многом становится понятным направление жизни и трудов митрополита Иоанна. Как луч маяка даёт направление движению больших и малых кораблей, так и в данном случае в названиях мест видится нечто большее, чем просто топографические определения.
Как отмечает автор, о митрополите Иоанне написано немало разных книг, статей — хороших и не очень, сердечных и откровенно враждебных, даже злобных. Некоторым оппонентам он успел ответить, некоторым не успел. О трудах Владыки, его книгах, ныне известных всему православному миру, написано меньше. Но и здесь мнения разные — от серьёзных, утверждающих глубину его богословской и исторической мысли, до резкого отрицания и даже ругательных обвинений с «навешиванием ярлыков», как водится, у многих противников Православия. Автор книги поставил иную задачу — свою, личную, и в то же время общую — показать картину жизни Владыки на фоне жизни страны.
В книге приведены лишь некоторые эпизоды, показывающие духовный и творческий путь Владыки, но такие, которые, мнению Алексея Солоницына, раскрывают подлинную суть душевных качеств и воззрений митрополита Иоанна. Эти эпизоды жизни Владыки основаны как на личных встречах автора с ним, так и на рассказах, которые он почерпнул из общения с духовными чадами Владыки. Конечно, автор прибегал и к воспоминаниям, написанным ими. Но как отмечает Солоницын, перед нами не биографическая книга, где от «рождения до смерти» излагаются факты жизни героя повествования. Перед нами художественно-публицистическая книга, где в форме рассказов, записанных автором со слов духовных чад Владыки Иоанна, новелл, основанных на фактах личных встреч с митрополитом, размышлений над прочитанными произведениями Владыки предпринята попытка создать портрет духовного героя нашего времени.
Я стремился, - говорит автор, - создать этот портрет на фоне тех событий, которые пришлось пережить нашей стране и лично мне в тяжкие послевоенные, в последующие «хрущёвские» и «брежневские» времена, в разрушительные девяностые годы XX века. Если бы я ограничился только биографическими эпизодами жизни митрополита, получилась бы ещё одна книга воспоминаний. Но таких книг вышло уже достаточно. По моему глубокому убеждению, если нет размышлений, связанных с тем, что сделало личность героя книги выдающейся и что оставило глубокий след в душе автора, то биографические книги получаются просто неинтересными для читателя. Ещё Александр Сергеевич Пушкин метко заметил: «Все жанры хороши, кроме скучного».
Стоит сказать, что в Самаре Владыка прослужил тридцать лет, в Петербурге — пять. Но, как отмечает автор, - «Самарский» период отражён в книгах о митрополите гораздо меньше, чем «петербургский». Солоницын постарался восполнить этот пробел за счёт «личного», поскольку живет он в Самаре, именно здесь ему выпало счастье познакомиться и узнать Владыку. Под его влиянием и произошло моё воцерковление, - признается автор. Кроме того, духовное возрастание и путь Владыки ясно показывают, что его творческая, писательская, деятельность велась и до его приезда в Санкт-Петербург. Солоницын постарался отобразить этот путь, чтобы развеять информационный «вброс» наших врагов, тайных и явных, которые утверждали и утверждают поныне, что статьи и книги якобы «написаны не им».
Поэтому в этой книге пойдёт разговор об основных богословских и исторических воззрениях Владыки, на фундаменте которых он и построил свои книги, часть из них написаны в Самаре. И публицистике, занявшей немалое место в его творческой и духовной жизни, особенно в последние годы в Петербурге, будет отведено особое место, чтобы яснее представить современному читателю накал той духовной брани, которую пришлось вести митрополиту. Кроме того, цитирование, по мнению автора, даёт ясное представление читателю, почему митрополита Иоанна православный народ назвал своим духовным лидером, почему и после кончины Владыки его почитание в нашем народе не уменьшилось, а возросло. Ибо многие проблемы духовной жизни России не менее актуальны сегодня, чем вчера.
По словам автора, понять духовный облик Владыки можно лишь, зная, что такое русское старчество, к которому, как многим стало понятно после его кончины, принадлежал митрополит Иоанн. Эту особенность его духовного облика и постарался яснее показать читателю Алексей Солоницын. Ещё в юности, - говорит он, - в мою душу глубоко запало стихотворение замечательного нашего поэта Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». Оно рассказывает, как девочка, радуясь за соседских мальчишек, которым «отцы купили по велосипеду, за ними бегает по следу». И наблюдая за некрасивой девочкой, поэт думает, что придёт день, «когда, рыдая, увидит с ужасом, что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Но поэт верит, что «сердце не игрушка, разбить его едва ли можно вдруг». И вопрошает:
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Когда передо мной, - говорит Солоницын, - встаёт в памяти лицо, а потом весь облик Владыки Иоанна — невысокого роста, худощавого, с венчиком серебристых волос, с голубыми глазами, так похожими на наше северное небо, то я невольно вспоминаю стихотворение Николая Заболоцкого. И думаю, что «огонь, мерцающий в сосуде», и есть образ Владыки, «нестеровского», до боли родного.
Святитель Иоанн Златоуст, которого особо почитал Владыка, сказал: «Благоразумного и красноречивого мужа до беседы с ним не всегда и заметишь: как и огонь, скрытый в тёрне; лишь когда выйдет наружу, производит на воздухе пламя». Свою биографию Владыка начинает необычной фразой: «Я родился мёртвым...» Физиологически это было действительно так. Лишь спустя время его оживили. Но если это событие истолковать в богословском смысле, то можно сказать, что для мирской жизни он родился действительно как бы мёртвым, а предназначен был для жизни духовной. И о его кончине можно сказать в этом же ключе: он умер живым, потому что его вдохновенная жизнь, вся посвященная Христу, России, такова, что уход его вовсе не уход — он остался для всех нас живым. Вот поэтому я, - заключает автор, - так и назвал эту книгу — «Он родился мёртвым, а умер живым».
***
Год 2017-й, на который пришлось 90-летие со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва), - особенный для нашего государства. Ведь именно тогда произошло событие, которое изменило ход жизни России, её историю. Октябрь 1917 года одни теоретики и политики назвали «великой социалистической революцией», а другие — «тяжёлой болезнью Родины, которая принесла ей горе и неисчислимые страдания». Путь следования заповедям Господним выбрали те люди, которых и сегодня мы называем светочами России. Они предпочли Крестный путь Христа, путь страданий и даже смерти, но не предали веру православную, которая от века была завещана им предками — теми, кто строил наше Отечество, Великую Россию. Таким светочем для многих православных христиан 20-го века стал и владыка Иоанн (Снычёв), о котором рассказывает эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!