У книжной полки. Алексей Солоницын. Он родился мёртвым, а умер живым. Крестный путь Владыки Иоанна (Снычёва)

2 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Когда мы стараемся понять жизненный путь чело­века, с юных лет и до ухода из жизни земной посвя­тившего всего себя служению Господу, неизбежно за­даёмся вопросом: а почему так произошло? Почему обыкновенный деревенский мальчишка, в отличие от своих братьев, избрал именно этот путь? И что та­кого особенного произошло в судьбе мальчика Вани, слабого здоровьем, который и родился-то мёртвым, которого лишь спустя некоторое время оживили? По­чему именно он сказал такие слова, которые вошли в сердце русского человека и помогли ему выстоять в самые трудные годы второй половины XX века? И почему он остался живым для всей Православной России и после ухода из жизни земной? Ответы на эти и другие, не менее сложные, вопросы даёт книга писателя Алексея Солоницына, которая вышла в свет в издательстве «Апостол веры» под названием «Он родился мёртвым, а умер живым. Крестный путь Владыки Иоанна (Снычёва)».

***

Эта книга посвящена 90-летию со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) пастыря доброго, светоносного, как называет его автор. Родился он 9 октября 1927 года в селе Ново-Маячка Херсонской обла­сти, а отошёл ко Господу 2 ноября 1995 года в Санкт-Петербурге. Автор упоминает эти даты и места жизни Владыки для того, чтобы прояснить их сокровен­ный смысл. Задумайтесь, - говорит он, - ведь Ново-маячка («маячка» — умень­шительное от слова «маяк») означает новый маяк. То есть новый луч света для людей, чтобы они не заблу­дились, не сбились с пути. А Санкт-Петербург - это город святого апостола Пе­тра. Того самого рыбака Симона, которого Спаситель назвал Петром (в переводе с греческого — «камень»). Если увидеть этот смысл, то, по словам Солоницына, во многом становится понятным направление жизни и трудов митрополита Иоанна. Как луч маяка даёт направление движению боль­ших и малых кораблей, так и в данном случае в на­званиях мест видится нечто большее, чем просто топографические определения.

Как отмечает автор, о митрополите Иоанне написано немало разных книг, статей — хороших и не очень, сердечных и от­кровенно враждебных, даже злобных. Некоторым оппонентам он успел ответить, некоторым не успел. О трудах Владыки, его книгах, ныне известных все­му православному миру, написано меньше. Но и здесь мнения разные — от серьёзных, утверждающих глу­бину его богословской и исторической мысли, до рез­кого отрицания и даже ругательных обвинений с «на­вешиванием ярлыков», как водится, у многих против­ников Православия. Автор книги поставил иную задачу — свою, личную, и в то же время общую — показать картину жизни Владыки на фоне жизни страны.

В книге приведены лишь неко­торые эпизоды, показывающие духовный и творче­ский путь Владыки, но такие, которые, мне­нию Алексея Солоницына, раскрывают подлинную суть душевных качеств и воззрений митрополита Иоанна. Эти эпизоды жиз­ни Владыки основаны как на личных встречах автора с ним, так и на рассказах, которые он почерпнул из об­щения с духовными чадами Владыки. Конечно, автор прибегал и к воспоминаниям, написанным ими. Но как отмечает Солоницын, перед нами не биогра­фическая книга, где от «рождения до смерти» изла­гаются факты жизни героя повествования. Перед нами художественно-публицистическая книга, где в форме рассказов, записанных автором со слов ду­ховных чад Владыки Иоанна, новелл, основанных на фактах личных встреч с митрополитом, размыш­лений над прочитанными произведениями Владыки предпринята попытка создать портрет духовного ге­роя нашего времени.

Я стремился, - говорит автор, - создать этот портрет на фоне тех со­бытий, которые пришлось пережить нашей стране и лично мне в тяжкие послевоенные, в последующие «хрущёвские» и «брежневские» времена, в разруши­тельные девяностые годы XX века. Если бы я ограничился только биографическими эпизодами жизни митрополита, получилась бы ещё одна книга воспоминаний. Но таких книг вышло уже достаточно. По моему глубокому убеждению, если нет размыш­лений, связанных с тем, что сделало личность героя книги выдающейся и что оставило глубокий след в душе автора, то биографические книги получаются просто неинтересными для читателя. Ещё Александр Сергеевич Пушкин метко заметил: «Все жанры хоро­ши, кроме скучного».

Стоит сказать, что в Самаре Владыка прослужил тридцать лет, в Петербурге — пять. Но, как отмечает автор, - «Самарский» пе­риод отражён в книгах о митрополите гораздо мень­ше, чем «петербургский». Солоницын постарался восполнить этот пробел за счёт «личного», поскольку живет он в Самаре, именно здесь ему выпало счастье познако­миться и узнать Владыку. Под его влиянием и произошло моё воцерковление, - признается автор. Кроме того, духовное возрастание и путь Владыки ясно показывают, что его творческая, писательская, деятельность велась и до его приезда в Санкт-Петер­бург. Солоницын постарался отобразить этот путь, чтобы раз­веять информационный «вброс» наших врагов, тай­ных и явных, которые утверждали и утверждают по­ныне, что статьи и книги якобы «написаны не им».

Поэтому в этой книге пойдёт разговор об основных бо­гословских и исторических воззрениях Владыки, на фундаменте которых он и построил свои книги, часть из них написаны в Самаре. И публицистике, занявшей немалое место в его творческой и духовной жизни, особенно в послед­ние годы в Петербурге, будет отведено особое ме­сто, чтобы яснее представить современному читате­лю накал той духовной брани, которую пришлось ве­сти митрополиту. Кроме того, цитирование, по мнению автора, даёт ясное представление читателю, почему митрополита Иоанна православный народ назвал своим духовным лидером, почему и после кончины Владыки его по­читание в нашем народе не уменьшилось, а возрос­ло. Ибо многие проблемы духовной жизни России не менее актуальны сегодня, чем вчера.

По словам автора, понять духовный облик Владыки можно лишь, зная, что такое русское старчество, к которому, как многим стало понятно после его кончины, принад­лежал митрополит Иоанн. Эту особенность его духовного облика и постарался яснее показать читателю Алексей Солоницын. Ещё в юности, - говорит он, -  в мою душу глубоко запало стихо­творение замечательного нашего поэта Николая За­болоцкого «Некрасивая девочка». Оно рассказыва­ет, как девочка, радуясь за соседских мальчишек, ко­торым «отцы купили по велосипеду, за ними бегает по следу». И наблюдая за некрасивой девочкой, поэт думает, что придёт день, «когда, рыдая, увидит с ужасом, что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Но поэт верит, что «сердце не игрушка, разбить его едва ли можно вдруг». И вопрошает:

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Когда передо мной, - говорит Солоницын, - встаёт в памяти лицо, а потом весь облик Владыки Иоанна — невысокого роста, худоща­вого, с венчиком серебристых волос, с голубыми глаза­ми, так похожими на наше северное небо, то я неволь­но вспоминаю стихотворение Николая Заболоцкого. И думаю, что «огонь, мерцающий в сосуде», и есть образ Владыки, «нестеровского», до боли родного.

Святитель Иоанн Златоуст, которого особо почи­тал Владыка, сказал: «Благоразумного и красноречи­вого мужа до беседы с ним не всегда и заметишь: как и огонь, скрытый в тёрне; лишь когда выйдет нару­жу, производит на воздухе пламя». Свою биографию Владыка начинает необычной фразой: «Я родился мёртвым...» Физиологически это было действительно так. Лишь спустя время его оживили. Но если это событие истолковать в богословском смысле, то можно сказать, что для мирской жизни он родился действительно как бы мёртвым, а предназна­чен был для жизни духовной. И о его кончине можно сказать в этом же ключе: он умер живым, потому что его вдохновенная жизнь, вся посвященная Христу, России, такова, что уход его вовсе не уход — он остался для всех нас живым. Вот поэтому я, - заключает автор, - так и назвал эту книгу — «Он родил­ся мёртвым, а умер живым».

***

Год 2017-й, на который пришлось 90-летие со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ла­дожского Иоанна (Снычёва), - особенный для нашего государства. Ведь именно тогда произошло событие, которое изменило ход жизни России, её историю. Октябрь 1917 года одни тео­ретики и политики назвали «великой социалистической революцией», а другие — «тяжёлой болезнью Родины, которая принесла ей горе и неисчислимые страдания». Путь следования заповедям Господним выбрали те люди, которых и сегодня мы называем светочами Рос­сии. Они предпочли Крестный путь Христа, путь стра­даний и даже смерти, но не предали веру православную, которая от века была завещана им предками — теми, кто строил наше Отечество, Великую Россию. Таким светочем для многих православных христиан 20-го века стал и владыка Иоанн (Снычёв), о котором рассказывает эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать