У книжной полки. «Пасхальное богослужение» и «Всенощное бдение и Божественная литургия» с объяснением священника Александра Гумерова

5 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Христос воскресе! Главное событие всей истории человечества - Воскресение Господа Иисуса Христа - отмечается Церковью не только раз в году, но и каждый воскресный день, который называется Малой Пасхой. Это великое торжество, как, впрочем, и другие - будь то двунадесятый или великий праздник, память святого или обретение святыни - православные христиане стараются встретить в храме за богослужением. Ведь именно богослужение является центром всей церковной жизни. А для того чтобы понять тот или иной момент службы, необходимо в ней участвовать - регулярно приходить в храм на Литургию, Всенощное бдение и другие богослужения. При этом не просто слушать молитвы и песнопения, но и вникать в них, вслушиваться, вдумываться в происходящее. В настоящее время выходит немало книг, которые объясняют верующим людям чинопоследования главных церковных служб. Две такие книги, вышедшие в издательстве Никея, мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

Первая из представленных книг называется - «Пасхальное богослужение с объяснением священника Александра Гумерова».  В этом издании полностью приводятся чинопоследования служб, совершаемых в православном храме на Пасху, — полунощницы, Пасхальной заутрени, Пасхальных часов и Божественной литургии. Тексты снабжены комментариями, в которых дается объяснение церковнославянских слов и оборотов, понятий и богослужебных терминов. Автор книги - священник Александр Гумеров, является клириком храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Больше десяти лет он преподает Священное Писание Нового Завета в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и Закон Божий в Свято-Владимирской православной школе. Помимо этого, работает в издательстве Сретенского монастыря.

В предисловии книги автор пишет: ««Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» - так приветствуют друг друга христиане в пасхальные дни. И в этих радостных словах выражена вся суть христианства. Именно это свидетельство придает смысл евангельским событиям, да и всей истории человечества. Господь Иисус Христос, пройдя через предательство, унижения, мучения и казнь, одер­жал победу над злом и смертью. Апостолы, некогда бежавшие, спрятавшиеся от страха и малодушия, узнав, что Христос воскрес, смело и мужественно понесли эту весть всему миру. Страхи и угрозы уже не пугали их: чего бояться, если они видели сами, что смерть побеждена, а жизнь восторжествовала. Ведь этой жизнью — жизнью с Богом — Господь щед­ро делится с каждым из нас. «И нам дарова живот вечный (то есть жизнь вечную), покланяемся Его тридневному Воскресению», — поем мы в праздник Святой Пасхи».

Чтобы разделить эту радость, люди собираются вме­сте в храме на общее богослужение. Пасха в право­славной традиции празднуется 39 дней. Все эти дни Церковь вспоминает, как Господь являлся Своим ученикам, раскрывая им тайны Царства Божьего, а на сороковой день вознесся на небо. Все эти дни в храмах звучат воскресные песнопения и разда­ются пасхальные приветствия. Но особенно отме­чаются первые семь дней этого периода — Светлая седмица. Каждый день Светлой седмицы — начиная с Пасхального воскресенья до следующей субботы — в храмах совершаются удивительные службы. Ал­тарь, обычно закрытый царскими вратами, открыт. На службах почти не слышно чтений, все молитвословия поются. Первая пасхальная служба совершается по тради­ции ночью — в воспоминание того, как жены-ми­роносицы пришли ко гробу Христа, когда было еще темно (Ин. 20: 1), и услышали от Ангела весть: Его нет здесь Он воскрес (Мф. 28: 6).

Верующие собираются в храме до полуночи. В это время обычно читается библейская книга - Деяния святых апостолов, а после совершается корот­кая полунощница - последняя служба Страстной седмицы. Ровно в полночь под негромкое пение из храма выходит крестный ход. Пасхальная заутреня начи­нается на улице перед затворенными церковными дверями, которые распахиваются под пение пас­хальных молитв. После этого священнослужители и молящиеся входят в храм, и радостная служба продолжается уже внутри церкви. За Светлой заутреней следует краткая служба Пасхальных часов, а затем совершается Божественная литургия — ведь каждому верующему в этот день очень важно соединиться с Господом в таинстве Причастия. Тексты служб, совершающихся в православных хра­мах в пасхальную ночь, вы найдете в этом издании.

Следующая книга называется – «Всенощное бдение и Божественная литургия с объяснением священника Александра Гумерова». Как снова напоминает нам автор, «главная служба, которая совершается в наших храмах, - это Божественная литургия. Собственно, сами храмы и существует для совершения литургии. С молитвой человек может обращаться к Богу на любом месте, может зажигать свечи перед иконами, не выходя из собственной комнаты. Но, как отмечает отец Александр, во время литургии Бог дает нам то, что не может дать самая искренняя и теплая личная молитва. Мы собираемся в храме, чтобы исполнить завещание нашего Господа и Спасителя, которое Он дал ученикам накануне крестной смерти. Вот что писал об этом первым христианам апостол Павел: Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Так­же и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пье­те чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11: 23-26).

Мы верим, - говорит автор. - что за каждой литургией ста­новимся участниками той самой Тайной Вечери — последней трапезы Христа со Своими учениками накануне распятия. Эту веру мы выражаем в молитве перед причастием: «Вечери Твоея тайныя днесь (то есть сегодня, сейчас), Сыне Божий причастника мя приими». Именно поэтому важно не просто присутствовать и молиться на литургии. Необходимо быть и участником общей трапезы — вместе со всеми причащаться от общей Чаши. Чин Божественной литургии (или Евхаристии, что с грече­ского переводится как «благодарение»), совершаемой в наших храмах, складывался постепенно. Центром, главной частью Евхаристии, как и во времена апостолов, является благодар­ное воспоминание обо всем, что Бог совершил ради нашего спасения, обо всех событиях евангельской истории и, конеч­но, о той прощальной Вечере.

Как отмечает автор, существует несколько чинопоследований литургии. Чаще всего в течение года в наших храмах совершается литургия замечательного святителя и богослова Иоанна Златоуста. Свои молитвы он составил на основе бо­лее древних молитвословий, возносившихся в Церкви; к ним со временем добавлялись и другие песнопения и молитвы. Литургия состоит из трех основных частей, которые имеют такие названия – «проскомидия», Литургия оглашенных и Литургия верных. Каждое литургическое действие символически отражает земную жизнь Господа. Проскомидия, скрытая от глаз прихожан, напоминает о рождестве и детстве Спасителя. Литургия Слова (или Оглашенных), когда звучит евангельское на­ставление и само Евангелие на малом входе торжественно выносится к народу, символизирует проповедь и служение Иисуса Христа.

И, наконец, когда Святые Дары переносят­ся на престол во время Великого входа, вспоминается вход Господень в Иерусалим на добровольные страдания. Евхари­стическая молитва и причастие переносят присутствующих в храме в ту самую горницу, где совершалась Тайная Вечеря. Осознание этого не может не вызывать у нас благоговения и благодарности. Ну и стоит вспомнить, что церковный день начинается с вечера, и празднование значимых праздников, в том числе воскресенья, начинается накануне с торжествен­ной службы, называемой «всенощное бдение». Всенощное бдение соединяет в себе несколько служб - ве­черню, утреню и первый час. Каждая из них имеет неизмен­ную основу — повторяющиеся песнопения и молитвословия. Но всякая церковная служба уникальна. В зависимости от дня недели и праздников годового круга на каждом богослуже­нии в определенных местах добавляются особые песнопения. Историю и смысл службы автор и объясняет в этой книге.

***

Богослужения Церкви, в частности, Литургия и Всенощное бдение, представляют собой стройное действие, гимнографически изображающее историю нашего мира и путь конкретной человеческой души. Вникая в текст бого­служения, верующий сумеет уяснить себе эти смыслы. Ученик Христов апостол Павел писал: в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке (1 Кор. 14: 19). Автор этих двух книг постарался сделать так, чтобы язык богослужения, то есть нашего общения с Богом, стал более понятным, а участие в церковной службе - более осмысленным.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать