У книжной полки. Наталия Угрюмова. Душа пишет свою историю. Царица-страстотерпица Александра Феодоровна

6 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

8 апреля 1894 года принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская согласилась стать женой Цесаревича Николая Александровича и с большим усердием принялась за изучение русского языка и Православной веры. Спустя несколько месяцев она была присоединена к Святому Православию в Таинстве миропомазания, которое совершил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Принцесса Алиса была наречена в честь святой царицы Александры, пострадавшей в 303 году. Память римской святой празднуется Церковью 6 мая, и до самой своей мученической кончины царица-страстотерпица Александра Феодоровна особенно чтила день своей небесной покровительницы. В последний раз царственные страстотерпцы отмечали именины Императрицы в Екатеринбурге в 1918 году. И сегодня, в этот памятный день, мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая рассказывает о святой Царице Александре Феодоровне. Книга вышла в свет в издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского и называется - «Душа пишет свою историю».

***

Какой была святая Александра Феодоровна? В этой книге собраны истори­ческие факты и свидетельства современников, описывающие характер, внутренний мир государыни и приоткрывающие кра­соту ее души. Как говорится в этом издании, «пожалуй, нет в русской истории женщи­ны, более оклеветанной, нежели святая царица Александра Феодоровна, причем еще при земной ее жизни и даже во время пребывания на троне. В последние же десятилетия, после кру­шения богоборческого режима, в околонауч­ной и публицистической литературе на­метилась другая тенденция — идеализация образа последней императрицы, что также далеко от объективности. Разумеется, она не была Ангелом, она была человеком. Однако, как говорят издатели, о чем мы можем утверждать со всей очевидностью, так это о ее стремле­нии соизмерять свои поступки и на семей­ном поприще, и в делах государственных, с евангельским идеалом.

Об этом свидетельствуют дневники царицы и воспоминания о ней тех, кто не бросил царскую семью в страшные годы испытаний. Они засвидетельствовали, быть может, главное качество души Александры Феодоровны — способность любить преданно и бескорыстно — и самых близких, и, как бы пафосно ни звучало, Родину. Начало же ее земного пути не пред­вещало трагического конца: будущая императрица родилась в только-только присоединенном к Германской империи Дармштадте. Любимая внучка британской королевы Виктории, Алиса еще в детстве получила прозвище «Санни» — солнышко, она могла развеселить даже свою грозную бабушку, не говоря уже о нередко чопор­ных родственниках-аристократах.

Но это, - как отмечает автор-составитель, - отнюдь не означает, что ее бало­вали и шли навстречу капризам. Нет, вос­питание было патриархальным в лучшем смысле этого слова. Сызмальства Аликс — так ее называли близкие — приучили ни минуты не проводить без дела. Спустя годы, уже став императрицей и матерью, она останется верна тому же принципу в воспитании своих детей. И будет удивляться изнеженности мно­гих русских аристократок — сама-то она редкие минуты проводила без полезных дел, постоянно занимаясь рукоделием и приучая к этому своих дочерей. А тогда, в Дармштадте, еще маленькая Алиса, как и прочие ее братья и сестры, носила простую одежду, убирала постель. Дети также сами разжигали камин. Но девочка оставалась «солнышком» недолго — его лучи погасли со смертью лю­бимых — мамы, сестры и брата. Пожалуй, с того времени на ее глаза легла печать грус­ти, столь знакомая по фотографиям уже взрослой царицы — взгляд оставался пе­чальным, даже когда губы улыбались.

Королева Виктория настояла на пере­езде семьи Людвига IV Гессенского в Анг­лию — подальше от дома, где всё напоми­нало о беде. Когда детство осталось за спиной, Алиса вернулась в Германию, полу­чив блестящее образование в стенах одно­го из старейших и престижных немецких университетов — Гейдельбергского, и дале­ко не всем известно, что последняя русская императрица заслужила диплом бакалавра философии. С первых своих шагов на семейном и государственном поприще святая Алексан­дра всеми силами стремилась служить Рос­сии. Однако на дворе стоял уже не XIX век, начиналась новая эпоха, в которой царице и самым близким для нее людям пришлось подняться по ступеням страшных униже­ний и потерь к святости. Обо всем этом и рассказывает данная книга.

Здесь говорится о нелегком кресте императрицы, о ее красоте и величии, о мудрости и стойкости. Как отмечает автор-составитель, самым главным в жизни царицы оставалась семья, без которой она не чув­ствовала себя счастливой. Родив своему венценосному супругу пятерых детей, она сумела воспитать в них глубокую веру в Бога, любовь к правосла­вию и его святыням, трудолюбие, почти­тельное и доброе отношение к окружаю­щим вне зависимости от их социального уровня. Свое положение императрицы хрис­тианского государства и всю свою жизнь без остатка она понимала, как долг, обязан­ность стать для подданных примером жиз­ни по Евангелию. Многим в окружении государыни это было не по вкусу, многие отказывались ее понимать, каждый ее шаг, манеры, болез­ненность, природная скромность и стеснительность перетолковывались во зло.

Они не знали, что для царицы образом жизни было Евангелие, и лишь следуя Евангелию, человек становится достойным граж­данином Небесного Царства. Александра Феодоровна постоянно читала Библию и толкования Святых Отцов Церкви, чтобы более точно и ясно знать путь, по которому нужно идти за Христом. Она занималась широкой бла­готворительной деятельностью. Стремясь помочь всем страждущим, бедным, ни­щим, сиротам, государыня устраивала детские приюты, благотворительные базары, на которых продавалось то, что было связа­но, сшито или сделано ее собственными руками. В начале войны царица с Великими Княжнами Ольгой и Татьяной стали сест­рами милосердия. С двумя старши­ми дочерьми она выстаивала долгие часы за операционным столом, была сиделкой, выполняла самую тяжелую и грязную работу.

Как отмечает автор-составитель, дошедшие до нас дневниковые запи­си Александры Федоровны уцелели чудом, и в них открывается подлинная царица, истинная христианка, супруга и мать. Мы увидим там наблюдения о Боге, семье, о России, о воспитании детей, о христианских обязанностях. Царица читала православные книги и советы Святых От­цов, выписывала особенно понравившиеся ей цитаты. Чтобы понять ее характер и высочай­ший уровень духовности, обратимся к этим весьма интересным заметкам. «Задача в жизни христиан, - пишет Александра Феодоровна, - не избегать искушений, не бежать от несправедливо­сти и вражды, а во всех испытаниях, даже когда зло захлестывает нас, как поток, сохранять в сердцах чистоту, тепло, искрен­ность и любовь». «Святой апостол Павел сказал: „Я нау­чился быть довольным тем, что у меня есть" (см. Фил. 4, 11). Так и мы должны уметь быть терпеливыми, кроткими, вежливо отвечать на резкие несправедливые слова и оскорбления.

«Нам нужно стараться прощать своих обидчиков. И стать бескорыстными. Самое трудное, что человек должен преодолеть, это самого себя». «Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для вели­ких». Девизом многоскорбной жизни святой царицы стали слова: «В христианском доме должна жить любовь. Необходимо, чтобы он стал местом молитвы. Именно в мо­литве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым. Нам самим нужно быть честными, а не смотреть, чтобы честными были другие. Мы сами должны быть любящими, искрен­ними, святыми». Эти и другие рассуждения святой царицы Александры, малая часть которых представлена на страницах этой книги, по мнению издателей, дают силы правильно выстроить семей­ные отношения, успешно преодолевать неизбежные в каждом браке конфликтные ситуации, воспитывать здоровых, во всех отношениях, и искренне верующих детей и, в конечном счете, создать по-настоящему счастливую семью — подлинную домаш­нюю церковь.

***

Как отмечают издатели, «познание некогда свершившихся в Рос­сии событий немыслимо без вдумчивого изучения страниц, повествующих о жизни наиболее ярких личностей из Дома Романовых. Просиявшие на церковном небосклоне святые угодники Божии — в числе которых и святая царица Александра — составляют живую ткань русской истории, поскольку их молитвы — не некая абстракция, а, напротив — абсолютная реальность, в немалой степени определяющая бытие Отечества. Завершая эту книгу, издатели вновь повторяют фразу, произнесенную во вступлении, поскольку считают ее очень важной для понимания нравственного облика и самой императри­цы, и всей венценосной семьи: государыня не была Ангелом, нет. Она была человеком. Способным лю­бить. Жертвенно и бескорыстно. И потому может стать не только небесным покрови­телем, но и примером для многих из нас.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать