У книжной полки. Арутюн Амирханян. Прикосновение Христа

1 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Во дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда Он с проповедью о Царствии Божием проходил грады и веси Иудеи и окрестных стран, «исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех», в Эдессе, городе Сирийском, жил князь Авгарь, страдающий неисцельной болезнью. Однажды до Авгаря дошел слух о Христе и о великих чудесах, совершаемых Им, и сильно захотел Авгарь увидеть Спасителя и получить от Него исцеление. Но сам князь не имел возможности идти в Иудею, и послал просьбу Господу Иисусу, умоляя Его прийти к Нему в Эдессу. Не имея же уверенности, что просьба будет исполнена, Авгарь отправил в Палестину искусного живописца, чтобы тот изобразил на иконе лицо Господа. Господь же, исполняя желание Авгаря и художника, умыв пресвятое лицо Свое, отер его поданным Ему четвероконечным убрусом, на котором отпечаталось изображение лица Христова. Так появился Нерукотворный образ Христа, почитаемый ныне во всем мире. А история появления образа легла в основу книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Прикосновение Христа. Благовестие верным свидетелям Его Любви».

***

«Прикосновение Христа»... Как отмечает в предисловии Татьяна Суздалъцева, название это исторического романа одних читателей может насторожить — уж не какая-нибудь ли очередная «интерпретация» Евангелия в духе Михаила Булгакова или Никоса Казандзакиса, не новый ли сомнительный мистический эксперимент от последователей Дэна Брауна? Других резко оттолкнуть, ибо претят чрезмерные, назойливые проповеди от литературы всех мастей! Иные авторы неверно отображают тему православного благочестия. Но, прочитав всего несколько страниц произведения Арутюна Амирханяна, понимаешь: ни вольного обращения со Священным Писанием, ни темной мистики, ни навязчивых поучений здесь нет. А есть совсем другое: увлекательный исторический роман.

Он посвящен переломной эпохе — началу новой эры, первой трети I века. Древняя Армения, Парфия, Иудея — и над всем этим господствует Римская империя. Удивительный синтез древних эллино-римской, парфянской культур и национальных верований и обычаев — своеобразный колорит именно Древней Армении — интересно исследует писательскими средствами автор. Войны и дипломатия, любовь и политика по законам жанра тесно переплелись в сюжете, как это и бывает в жизни. Но все это — фон для главного. А главное в романе — путь к вере, путь, который в земной жизни не имеет конца и пределом которому положен только переход в иное бытие. Путь нелегкий — через сомнение и недоверие, предубеждение и непонимание. Путь, который не часто становится предметом художественного изображения.

Действительно, - пишет Татьяна Суздалъцева, - не имея такого личного опыта, ни один автор не сможет его описать, а имея — не каждый отважится, так как многие уверены, что «лучшая поэзия — моление, лучшее моление — молчанье». Те же, кто все-таки дерзают, нередко грешат избытком сентиментальности и чрезмерным обнажением души, что говорит лишь о неполноте и невеликой глубине религиозного чувства, которое от природы целомудренно и не любит излишней откровенности. Тем интереснее предлагаемый вашему вниманию роман. Здесь история обретения веры эпархом Эдессы Авгарем, его супругой Егинэ, другом и поверенным, послом Анания рассказана так, что сразу становится ясно: автор знает, о чем пишет».

Как отмечает сам автор, «Господь в дни пребывания на земле причислил эдесского правителя Авгаря к тем, о ком сказал: блаженны не видевшие, но верующие. Этот царь, воин и миротворец, известный в Малой Азии под именем Абгариос по прозвищу Ухама, обрел в славянском переводе имя Авгарь. Современник Иисуса Христа, он был немногим старше Его по прожитым годам. Этот необыкновенный муж, вне сомнения, достоин внимания уже потому, что, смертельно заболев, воодушевленно, слабеющей рукой смело взялся за перо и написал вочеловечившемуся Сыну Божию письмо-приглашение, на которое получил Его лаконичный ответ. Как ни к кому другому подходят в отношении него слова апостола Павла: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».

В разное время армянские, византийские, сирийские историки первых веков христианской эры писали, при каких драматических обстоятельствах этот правитель и его народ, восприяв веру Христову, сбросили ложных кумиров с городских стен. Армянская церковь поминает его на литургии как святого. Однако по прихоти судьбы реальное лицо древней истории, он, тем не менее, не стал героем произведений искусства или литературы, в отличие, скажем, от патриарха, родоначальника нынешнего человечества Ноя, Иосифа из Аримафеи, других действующих лиц Священной истории. Отчего так, остается загадкой. Что ж, судьбу, плотно закрывшую чернильницы и не подсказавшую этой темы великим писателям, упрекать бессмысленно...

Однако в иконописи эта тема нашла отклик. Так, автор счел за благо иллюстрировать труд клеймами иконы Спаса Нерукотворного работы Кирилла Уланова (которые находятся в верхнем летнем храме Спаса Нерукотворного церкви Покрова Богородицы в Филях в Москве). Судьба предоставила редкую счастливую возможность восполнить пробел в веке нынешнем. Поистине, втуне, под спудом времен лежал благодатный сюжет: посол Анания, доставивший письмо, был замечен Христом за рисованием Себя. Не имея цели идти в далекую Эдессу, Господь чудодейственно «исправил» работу художника, как то посчитал нужным. Омыв лицо Свое, Он отерся поданным по Его просьбе платом и так чудодейственно запечатлел Себя в Образе на куске ткани, впоследствии всемирно прославившемся в веках как Нерукотворный Плат. Почитание великой реликвии совершается Русской Православной Церковью 29 августа».

По словам автора, «история творится всегда и непрерывно в конкретных судьбах, и всякий, кто ищет Правды, раньше ли, позже обращается ко Господу. Верится, вдумчивый читатель захочет узнать, как жил, радовался и страдал искренний человек в неповторимую эпоху пребывания Господа в мире людей. Однако это только мнимость первого, поверхностного взгляда... Сам Господь шел по древней земле Палестины с Евангелием — Благой Вестью — в окружении верных и Своим присутствием коренным образом менял Историю человечества. Пусть невелико было число узревших Свет Невечерний, но они были, были!.. Обретя надежду на спасение, с неимоверным трудом разрывал узы язычества и взмывал к горним высотам духовного счастья смертный человек — о том предлагаемый роман.

В Авгаре и в посланнике его Анании, как это видит автор, судьба глубоко отразила животрепещущую драму не одних их, но всего многогрешного человечества — страждущего, жаждущего истины, в муках усилий порой обретающего ее. Ибо всякий из нас, прорываясь к свету Правды-Истины из тьмы и неизвестности Бытия, волей-неволей идет наощупь. А иного не дано... Светильниками ему служат молитва, пост, добрые дела. Они золотыми, светоносными лучами высвечивают путь всякого. И прокладывается он отнюдь не по гладко вымощенной дороге... Всякий ищущий Образ Божий пытается, призывая Святую Троицу, Матерь Божию и святых угодников, понять место хрупкой своей жизни — между неизбежными датами рождения и смерти. Иначе, кроме как чрез кровь, пот и слезы трудного поиска, Истины не обрести. И как актуальны слова апостола Павла, не без горечи писавшего соплеменным: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр., 12,4)! «Раз путь в Царствие Небесное лежит через тернии, то да будут благословенны эти тернии!..»

***

Автор романа Арутюн Амирханян, журналист и этноисторик, выпускник МГУ и Сорбонны, воспитан в двух культурах — армянской и русской. Коренной москвич, посвятивший себя изучению исторической родины, он за 30 лет писательского труда не раз обращался в своих произведениях к образам известных представителей армянского народа. И вот обращение к гораздо более давней эпохе в истории армянского народа — к преданию о Нерукотворном Образе Спасителя и о принятии христианства благочестивым царем-эпархом Авгарем и городом Эдессой. Читатель соприкоснется не с плодом вымысла, но с духовной реконструкцией реальных событий эпохи явления миру Господа. Автор желает открывшему книгу прикосновения к трепетной, живой Истине — Богочеловеку Господу Иисусу Христу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать