У книжной полки. 9 января

9 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Письма к родным святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского.

 

На другой день после праздника Рождества Христова, Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, чтит память святых Иосифа Обручника и его сына Иакова, а также царя Давида. Именно в этот день, в 1782 году рано утром в семействе диакона Михаила Дроздова и его супруги Евдокии родился сын. Первенец четы Дроздовых был крещен 1 января 1783 года в день обрезания Господня. Кроме того, в этот день Церковь отмечает память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Поэтому младенец в крещении был наречен Василием в честь великого отца Церкви. Впоследствии этот мальчик стал также велик, как и его тезоименитый святой. Наверно, многие наши зрители уже догадались, что речь идет о святителе Филарете Московском. В настоящее время житие святого можно найти на страницах разных печатных и интернет-изданий. Но ничто так полно не раскрывает мысли и чувства любого человека, как его дневники или письма к родным и близким. «Письма к родным» - так называется книга, которую мы предлагаем вашему вниманию. ***

В этом сборнике, вышедшем в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, собра­ны письма святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, к родным, датировка которых начинается с 1800 года и заканчивается 1862. Впервые эти письма были изданы 135 лет назад, в 1882 году. Ввиду того что первое издание давно стало биб­лиографической редкостью, издатели сочли полезным переиз­дать эти письма, которые являют высокий образец право­славного отношения к своим близким. Обладая гармонич­ным сочетанием таких благородных качеств, как высоко­образованный ум, православная духовность и обширный кругозор, в письмах к родным святитель Филарет предстает перед нами не только как выдающийся архипастырь, но и как внимательный и заботливый сын и брат. Благодаря этим письмам мы вновь имеем прекрасную возможность услышать сквозь века живое слово святителя.

В предисловии к изданию 1882 года издатели отмечали: «Немало колебались мы, печатать ли письма по­чившего преосвященнейшего митрополита Филарета к его родным, никогда, конечно, не назначавшиеся самим автором к печати. Но мысль, что эти письма в некоторых случаях, особенно по отношению к ученической и первым годам обще­ственной жизни почившего, составляют единст­венный, а в других - один из немногих источни­ков, откуда могли бы определиться родственные отношения покойного, равно и первое время его самостоятельной жизни, утвердила нас в решимо­сти напечатать все, что сохранилось у нас и оты­скано нами из письменных отношений святителя с его родными.

Лица, к которым адресованы письма, были: ро­дители почившего — протоиерей коломенского Успенского собора Михаил Федорович и Евдо­кия Никитична Дроздовы; дед по матери, прежде действительный, а после заштатный священник коломенской Богоявленской церкви Никита Афа­насьевич; брат, священник той же Богоявленской церкви Никита Михайлович и жена его Анна Ксенофонтовна Дроздовы; сестра Ольга Михайловна и муж ее Иродион Стефанович, скончавшийся про­тоиереем коломенского Успенского собора, — Сер­гиевские и другая сестра, Агриппина Михайловна, и муж ее Григорий Иванович, умерший священни­ком при Троицкой, что на Листах, в Москве, церк­ви, — Богоявленские. Некоторые подробности о всех этих лицах и о других, в письмах упоминае­мых, читатель найдет в подстрочных примечаниях к письмам.

Интерес писем прежде всего тот, что по отно­шению к родителям и деду они показывают в адресанте сыновнюю почтительность, уважение, лю­бовь, растворяемые глубокою благодарностью за воспитание, благословение, молитвы, которым он придает особое значение во всей своей жизни. По отношению ко всем родным они показывают ту же любовь, всегдашнюю заботливость, соединенную впрочем, с беспристрастием, когда устроение судьбы родных встречалось с обязанностями святителя по службе, особенно при устроении на места сирот. По отношению лично к святителю Филарету, отчасти и к общественной жизни его времени, письма (к родителю) представляют интерес особенно за первые два десятилетия, в продолжение которых, начиная от школьной скамьи до поступления на Московскую митрополию, так высоко и быстро устроилась судьба будущего архипастыря.

Открывают издание письма, которые датированы 1800 годом. В этот период времени Василий Дроздов учился в Троице-Сергиевой духовной семинарии и писал родителям, дедушкам и бабушкам, как проводит он свое время в стенах учебного заведения и свободное от занятий. Описывает адресант и ту обстановку, которая окружает его, и, можно сделать, что эта обстановка не всегда была благоприятна. Вот например, письмо от 30 марта 1800 года. Восемнадцатилетний семинарист Дроздов пишет, обращаясь к своим родителям: «Ваше Благословение! Милостивейший государь батюшка Михаил Феодорович и милостивая государыня матушка Евдокия Никитишна! Желая Вам всякого благополучия, прошу себе родительского Вашего благослове­ния. (Уже с первых строк письма мы видим, как почтительно относится святитель к родителям). Уведомляю Вас, что я теперь в добром здоро­вье, хотя прежде занемог было немного кашлем от сырого ветра.

Живу на той же квартире, где сперва остался, но после праздника непремен­но сойду, потому что на Переславке (в Сергиевом Посаде) никому не велено стоять на квартире. Не знаю теперь, куда приклонить голову: не только на хозяйский кошт нигде не принимают, но и на свой — весьма мало. Там — тесно, там — хозяин пьяница, там — беспокойно. Надобно жить или на худой квартире, или на улице. Беда! Если пойдешь на худую квартиру, и то за теснотою, то за шумом каким будешь терять много времени: то правда, что не хуже будет, если жить на улице. Здесь не Коломна: потерять на квартире часть времени — значит потерять почти целый день. Просидевши семь часов в день в школе, захочешь беречь остальные. Притом часто приходишь рано, и сие пропадает. И так остается весьма мало. Чтобы здесь употреблять время как должно, на­добно иметь часы. Но это наше...» Это письмо юноша завершает такими словами: «Прошу Вас не забывать меня письмами; в тепе­решнем состоянии моем они дороже всего. Дедушку Никиту Афанасьевича и бабушку Домну Прокопьевну попросите, чтобы не остав­ляли меня своими молитвами».

Так вот жил Василий Дроздов вдали от семьи, поддерживая связь с родными в основном через письма, а встречи с ними были крайне редки. Так, например, в июле 1806 года Василий писал отцу: «Что мне сказать Вам? Здоров ли я? Это скажет податель письма. Скоро ли увижу Вас? Это зависит от обстоятельств, которые закрыты непроницаемой завесой… Получу ли хоть от Вас письмо? Это знаете Вы, а не я. Итак, прекращаю свое, в ожидании Вашего». Увидеть хоть кого-то из своих юноша только мечтал. Об этом он пишет в июне 1804 года так: «Здесь каждый день видишь множество путешественников разного состояния, идущих поклониться останкам Сергия. Часто с некоторую мечтательною надеждою ищешь между многочисленной толпою знакомого лица, чтоб иметь удовольствие спросить о Вас, но мечта остаётся мечтою. Для чего никто не придет осуществить моей мечты?»

Из этого письма видно, как любил будущий архипастырь своих родных, мечтая увидеть их воотчию. Однако жизнь складывается иначе, и радость свидания сводится к письменному общению. Но и это утешение для него. Вот что об этом говорит он сам: «Письма, по моему мнению, сокращают расстояние, которое от Вас меня разделяет, и я не только тогда, когда их получаю, но и когда пишу, по видимому к Вам приближаюсь. Вот побуждение мое к настоящему письму». Не имеющий сам приехать на праздники домой, он пишет в письме: «Когда в 8-е следующего месяца будут у Вас наши родственники, прочтите им общий от меня визит:

Любезнейшим родным,
И малым, и большим,
Всех благ прямых желаю;
И также посылаю
Кому: «Агу», кому: «Виват!»,
Пусть сами меж собой делят».

 

*** По окончании семинарии Василий Дроздов не возвращается домой, но остается в стенах духовной школы. А после долгих раздумий, 16 ноября 1808 года он принимает постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Незадолго до этого пишет отцу: «Не знаю точно, понравится ли Вам новость, которую скажу теперь: впрочем, если в Ваших письмах говорит Ваше сердце, надеюсь, что я не оскорбил Вас и не поступил против Вашего соизволения, сделав один важный шаг по своей воле, по довольном, смею сказать, размышлении. Батюшка! Василья скоро не будет; но Вы не лишитесь сына: сына, который понимает, что Вам обязан более, нежели жизнью, чувствует важность воспитания и знает цену Вашего сердца». Так начинается монашеский путь великого святого земли Русской, митрополита Московского Филарета, а отражение этого пути мы видим в его письмах, которые представлены на страницах этого издания.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать