Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Валерий Николаевич Лялин. За старцем не пропадешь.
Валерий Николаевич Лялин, книгу которого сегодня мы предлагаем вашему вниманию, - один из талантливейших писателей нашего времени. Его рассказы исполнены ценным опытом духовной жизни, который автор приобретал в непростые десятилетия богоотступничества и преследования верующих людей. Под его пером возродился забытый жанр душеспасительной литературы - рассказ-притча. Валерий Николаевич был мастером и повествовательного изложения. Особую любовь читателя приобрели рассказы в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» и в записи на дисках в исполнении автора. Здесь раскрылся другой дар Валерия Николаевича - дар сказителя-рассказчика. Оценить его талант можно, слушая сохранившиеся аудиозаписи, а можно и читая его книги. Об одной из них, а также о самом авторе - далее наш рассказ.
В сборник, вышедший в свет в Издательстве Петроглиф под названием «За старцем не пропадешь», вошли лучшие рассказы православного писателя Валерия Лялина. В этой книге - отголоски долгой и трудной жизни писателя: он участвовал в Великой Отечественной войне, пришел к вере в годы гонений и много путешествовал по глубинке. Среди героев его рассказов - святитель Лука (Войно-Ясенецкий), блаженная Любушка Сусанинская, известные старцы и безвестные сельские батюшки, юродивые и "заблудшие", пытающиеся обрести Бога в стране победившего атеизма. И хотя многие из героев предстают перед читателями не в ореоле святости, а в житейской простоте, они несут в себе свет, который освящает их жизненный путь, наполняет смыслом их бедный быт и помогает найти дорогу к Богу другим.
Таким был и сам писатель Валерий Лялин: он пришел к вере в годы безбожия, не раз встречался с православными подвижниками и стяжал «дух мирен», который и теперь дышит в его книгах. О себе сам Валерий Николаевич говорил следующее: «Я писатель из молодых, отточил свое перо на восьмом десятке лет. Вся юность прошла в урагане войны 1941-45гг. Война тяжелым катком прошлась по моей жизни, и не успев умертвить, превратила меня в инвалида телесного и духовного. Вновь возродил меня к жизни архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий), ныне причисленный к лику святых, подаривший мне Библию и наставивший на путь Христов. Окончив медицинский институт, я работал сельским врачом в Крыму, в Закарпатье и в Грузии, где окормлялся у старцев монахов - выходцев из знаменитой Глинской пустыни, а также общался с монахами-пустынниками из Абхазии. Вернувшись в Петербург, был благословлен в псаломщики и клиросные певчии архиепископом Тихвинском Мелитоном. Писал православную прозу и сотрудничал на «Православном радио Санкт-Петербурга». Все мои рассказы - от сердца на основе жизненного опыта. Пройден большой путь со грехами и покаянием. Да простит и помилует нас Господь".
«Вся моя биография - в моих рассказах», - говорил Лялин, и это действительно так, даже тогда, когда «писатель излагает явно иные судьбы - ибо иных, чужих судеб в его духовной биографии не было». Так, например, цикл рассказов этой книги открывает произведение, посвященное инвалидам колясочникам. Оно называется - «Изограф». В нем говорится о мальчике, который родился без рук и ног, но при этом получил от Бога талант иконописца. На вопрос родственников, отчего мог такой ребенок родиться, диакон местной церкви ответил: «М-да, православные, вопрос этот сложный. Здесь только докторская наука в состоянии на него ответить. Но что касается моего мнения, то я, как церковнослужитель, могу сказать, что здесь сам сатана поработал. Без него, проклятика, здесь дело не обошлось. Видно, Господь усмотрел в этом младенце великого человека. Может, он назначен Господом быть генералом, а может быть, даже архиереем. А дьявол по злому умыслу взял, да ручки и ножки-то отнял у младенца. Вот тебе и архиерей. Впрочем, может быть, я ошибаюсь, так простите меня Христа ради».
А когда младенца крестили, на ворчание восприемника священник, совершавший Таинство, сказал: «Мы, Якимушка, еще не знаем, какой Божий промысел об этом ребенке. А что касается рта, то этим ртом он может сотворить еще большие дела. Ведь рот служит не только для вкушения ястий, но сказано в Писании: «В начале было Слово». Погоди, погоди, еще не ты, а он тебя будет кормить». «А спустя чуть больше ста лет, в 1963 году, в Югославии, сербский историк живописи Здравко Кайманович, проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви, в селе Пурачин, около Тузлы, обнаружил икону, на оборотной стороне которой имелась надпись по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости, того же села, зубами крестьянином Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Государственный архив СССР дал подтверждение. О том, как стал иконописцем инвалид Григорий и говорится в рассказе «Изограф».
Следующий рассказ, название которого вынесено в оглавление книги, повествует о первых днях войны, когда автор жил в солнечной Евпатории. В то время, по словам писателя, он еще не был верующим человеком, но благодаря новому знакомому, сапожнику Иоанну, который до 1920 года был монахом - отцом Панкратием, - много узнал о Православии. В результате отношение автора к религии изменилось, и он стал каждый день с интересом и усердием читать Библию. Между тем линия фронта неизбежно приближалась и, как пишет Валерий Николаевич, ему и отцу Панкратию пришлось уехать из Крыма. О том, как спаслись старец и его спутник от неминуемой смерти, и как на деле оправдалось это высказывание - «за старцем не пропадешь» - вы узнаете из рассказа с одноименным названием.
Еще один рассказ, о котором хочется сказать именно сегодня, в день рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого), повествует о встрече писателя с архипастырем. В то время Валерий Николаевич был, как он сам пишет, «больным и изнуренным тяжелыми годами военного лихолетья». «К приятию христианства, - рассказывает автор, - я шел очень тяжело и долго. Я прорастал к нему через пласты сомнений, атеизма и всеобщего отрицания Бога. Я прорастал к нему, как прорастает к свету былинка через слои асфальта. Ничего на меня не нисходило, не озаряло, не бросало вдруг в объятия христианства. Вера росла постепенно. Это был очень медленный и холодный рост, наподобие роста кристалла. Принятию мною Христа особенно мешало одно большое сомнение — за время войны я был свидетелем ужасающего насилия человека над человеком, аналогов которого никогда не встретишь ни у каких видов в животном мире. Кажется, в нашей стране было поругано все, что может быть поругано».
Однажды, писатель пришел в храм, где служил архиепископ Симферопольский Лука. «Я стоял в церкви, вспоминает автор, - и смотрел, как народ подходит к архиепископу под благословение. Люди тихо, с благоговевшем целовали крест и руку, руку архиепископа-хирурга. Я думал: вот человек легендарной судьбы, который без сомнений идет по бурному морю жизни и не тонет в его пучине, как тонул усомнившийся Петр. Вечером того же дня я лежал у себя в комнате и решал: идти мне к владыке Луке или не идти? Мне необходим был совет: как жить дальше? Потому что жизнь зашла в тупик, я уже не видел в ней смысла, хотя мне не было еще и тридцати лет. Удушливая советская повседневность окрасила мир в серые, блеклые тона, породила безотчетную тоску». И вскоре он обратился к Владыке. И услышал от него следующее: «Я Вас понимаю. Все это знакомо и мне. И я когда-то чувствовал себя сбившимся с пути и оставленным Богом. И меня, было время, терзали сомнения. Иногда я принимал просто бессмысленные решения. Вера в спасительность христианства не далась мне легко — пришлось выслуживать ее у Бога многолетним трудом, ценою собственных страданий».
«Истинный путь к Богу, сказал святитель, - пролегает только через Христа, и многие ищущие Бога должны знать и помнить это. Сколько людей, столько и путей к Богу; у каждого свой путь. В наше время он намного труднее. Сейчас на пути к Богу стоит много преград. Ведь мы живем в стране, где Бог пишется с маленькой буквы, а КГБ — с большой. Современному человеку пройти по водам невозможно. Уж если сам апостол Петр тонул в море, то мы все в этом житейском море барахтаемся, как котята. Не стремитесь совершать великие подвиги, великие дела. Не всякий на это способен, а от неудач возникают разочарование и апатия. Прежде всего, будьте добросовестны в малом, и Бог, видя Ваше старание в малом, подведет Вас к большому делу. Уезжайте из города. В городе больше соблазнов, больше греха. Город — место противления Христу. Поезжайте в деревню и займитесь там практической медициной. Лечите простых тружеников, но не забывайте о их душах». Валерий Николаевич последовал совету святителя, а спустя какое-то время получил посылку из, Симферополя. Это была Библия от архиепископа Луки.
*** По словам издателей, рассказы Валерия Лялина написаны на высоком литературном уровне и продолжают традиции классической русской литературы. Со всей достоверностью они открывают перед читателем настоящую христианскую жизнь, простую и одухотворенную, исполненную обыкновенных чудес. И как говорится на сайте Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, «секрет таланта писателя прост - это духовный опыт. Опыт старца, прошедшего двадцатый век вместе со своим народом...» Валерию Николаевичу Лялину удалось самое трудное - написать о Царствии Божием, которое «внутрь нас есть». Путь человека к Богу и жизнь безвестных православных подвижников XX столетия — основные темы его рассказов».
При составлении текста кроме книги использовались материалы разных интернет-ресурсов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!