Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Вера Александровна Чемезова. Плоды шиповника: документальное исследование.
Часто за Божественной Литургией мы слышим слова из Послания апостола Павла к галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22–23). Этот отрывок хорошо знаком всем, кто регулярно посещает богослужения, потому что именно он читается на память преподобных отцов и жен. Эти слова стали эпиграфом к книге Веры Александровны Чемезовой «Плоды шиповника: документальное исследование». Как стяжать эти плоды? Ответ на этот вопрос нужно искать в судьбах репрессированных священнослужителей и монашествующих Нижнего Тагила, о которых и рассказывает эта книга. ***
Издание представляет собой продолжение книги «От скорби к радости», вышедшей к 110-летию официального утверждения Скорбященской женской обители Нижнетагильского завода в своде русских монастырей, и рассказывает о событиях 20-х – начала 40-х годов прошлого века. Книга предваряет год памяти всех пострадавших от гонений за веру Христову, начиная с октябрьской революции 1917 года. Первая часть книги «Монастырь за колючей проволокой» посвящена истории концлагеря № 2, появившегося в стенах Скорбященской обители в ноябре 1920 года и просуществовавшего полтора года. Через него за это время прошли около 1000 человек и каждый третий здесь умер от холода и голода. Среди заключенных лагеря были 17 представителей духовенства, в том числе афонский схимонах Макарий Чирков, Иоанн Малиновский, отец ныне прославленного в лике святых иерея Александра Малиновского.
В этом списке значится также и сын священника Александр Николаевич Словцов. В последствии он стал директором Нижнетагильского музея краеведения, сохранявшим от поругания мощи святого праведного Симеона Верхотурского и церковные ценности в художественном отделе музея, который располагался во Входо-Иерусалимском соборе. На материалах приказов коменданта «лагеря смерти» и регистрационных книг автор представила живую картину жизни заключенных страдальцев, среди которых было немалое количество многодетных отцов, представителей крепкого крестьянства. Также в первой главе книги повествуется о борьбе православных тагильчан за сохранение Вознесенского прихода и открытии на территории монастыря детского городка.
Смысловым центром книги «Плоды шиповника» стал рассказ о жизни епископа Льва Нижнетагильского, ему посвящена глава «Архипастырь». В день Николы зимнего 1922 года во Введенском храме на собрании представителей Приходских советов решалась судьба не только Православия Нижнего Тагила, но и всей Екатеринбургской епархии. Священник Леонид Черепанов не уклонился от креста и принял решение православной общественности Нижнего Тагила как волю Божью. В день епископской хиротонии уфимские архипастыри сказали владыке Льву: «…ты идешь не розы снимать, а шиповник, и не страшись, хоть бы тебе пришлось пострадать – в том твой крест». И действительно, епископ переживет три ареста, ссылки и лагеря. Последним местом заточения архипастыря станет печально знаменитый Соловецкий лагерь, откуда владыка Лев совершит крестный путь на материк в Левашовскую пустошь, где и будет расстрелян в декабре 1937 года.
В книге в подробностях описано известное на Урале уголовное дело 1923 года «Автокефалисты», по которому пострадали епископ Лев и 11 его сторонников из Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Открытием автора стала надпись, собственноручно сделанная на фотографии будущим владыкой в 1907 году: «Жизнь отравлена тайной, что разгадать ее смысл было бы таким счастьем». После этого прошло 30 лет, и как считает автор, «тайна жизни была разгадана». Третья глава этой книги называется - «Осколки кривого зеркала». Она рассказывает о судьбе отца Всеволода Черепанова, служившего в Скорбященской женской обители Нижнетагильского завода с 1904 по 1914 годы, и отца Павла Воецкого. Кроме того, она посвящена трагическому противостоянию людей старой церковной ориентации и обновленцев. На примере анализа уголовного дела священников Вера Чемезова показала, как действовали власти и ОГПУ, чтобы удалить из храмов наиболее влиятельных пастырей и привести в них представителей обновленчества.
Также героем книги является прославленный в 2006 году священномученик Сергий Увицкий – благочинный Нижнетагильского староцерковнического округа, арестованный 10 февраля 1930 года и погибший на Беломорканале в 1932 году. Удивительным примером мужества и стойкости в вере явилось молитвенное противостояние его малочисленного прихода, в числе которого были сестры закрытой Скорбященской обители и 12 тысяч тагильчан. Последние выступали за закрытие Выйско-Никольского храма – красивейшего собора-усыпальницы господ Демидовых – под школу. В нарушение советского законодательства активная антирелигиозная пропаганда проводилась не только среди взрослого населения, но даже среди учащихся начальных классов. Поэтому около половины собранных подписей за изъятие храма принадлежала несовершеннолетним гражданам. В этой книге история женского монастыря включена в контекст церковной истории Нижнего Тагила и Нижнетагильского района.
В центре внимания главы «Сестры» судьбы игумении Марии (Крузе) и монахинь Скорбященского монастыря, пострадавших за веру Христову в годы гонений. Вера Чемезова описала судьбы сестер после 1920 года: труд в сельскохозяйственных артелях «Улей» и «Кузнецкая», поиск работы, пристанища и храмов, свободных от обновленцев, лишение избирательных прав в 1930 году и деятельное участие в жизни приходов Введенской, Сухоложской Иоанно-Предтеченской, Выйско-Никольской, Александро-Невской церквей, арест по массовому на Урале делу «Историческая гниль», по которому пострадали 140 священнослужителей и монашествующих Верхотурского уезда, в том числе преподобноисповедник Игнатий (Кевролетин), архимандрит Ксенофонт (Медведев), духовник Верхотурского монастыря Паисий (Снигирев). Трагически погибла в тюрьме или во время этапа в ирбитский домзак и матушка Мария (Крузе).
Как отмечает автор, к сожалению, в процессе данного документального исследования не удалось узнать в полноте судьбы священнослужителей и насельниц Скорбященской обители, пострадавших за веру Христову в 20-30 годах прошлого века. Многие из сестер, о которых рассказывает настоящая книга, пришли сиротами в монастырь, и также по-сиротски ушли в вечность. И в этом заключается трагедия нашего народа – забвение наших сограждан, наших близких. Однако за год работы над этой книгой автору удалось вернуть из небытия простую жизнь игумении Марии, многих сестер монастыря, а также священников, исполнявших свой пастырский долг в обители с 1904 года до ее закрытия. В начале этой работы автору были известны имена 72 насельниц Нижетагильской Скорбященской богательни, общины и монастыря, а сегодня мы знаем уже 191 имя.
Кроме того, эта книга и о современной истории Скорбященского монастыря. В послесловии рассказано о событии, произошедшем 7 февраля 2016 года – в день памяти новомучеников и исповедников Российских. В бывшем клубе поселка Кирпичный, где по благословению епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия планируется открыть храм в честь новомучеников и исповедников Российских, состоялся молебен, на который приехали игумения Мария (Сташевская) с сестрами монастыря и неравнодушные тагильчане. Молебны служатся здесь ежемесячно. Ведется сбор средств на реконструкцию клуба под храм. Она должна стать поистине народной тагильской стройкой, так как нет ни одной семьи в России, которой бы не коснулись репрессии. Раскулаченные, сосланные, замученные в тюрьмах, лагерях, расстрелянные – нет им числа. Количество пострадавших знает только один милосердный Господь. Назвать хотя бы несколько десятков имен из этого скорбного многомиллионного списка, вспомнить имена пострадавших и записать их в синодик монастыря – одна из задач автора этой книги.
*** Книга «Плоды шиповника» была подготовлена к изданию Скорбященским женским монастырем г. Нижнего Тагила. Несмотря на то, что это научное издание, написано оно популярным, живым языком и может быть адресовано широкому кругу читателей, интересующихся церковным краеведением. Книга содержит 492 ссылки, в которых читатель может узнать биографические сведения о священниках Нижнего Тагила и др. как староцерковнической, так и обновленческой ориентации, информацию о храмах Нижнего Тагила. Для церковных исследователей представлен широкий список архивных документов и источников. В книге имеются дополненные сведения о монахинях, инокинях и послушницах Нижнетагильского Скорбященского монастыря. Некоторые фотографии и архивные документы опубликованы впервые.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!