У книжной полки. 5 января

5 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Андрей Ткачев. Открыть Ему двери: Беседы о Боге.

 

В Священном Писании Господь говорит нам: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Но куда же стучится Христос? В двери человеческого сердца. По словам протоиерея Андрея Ткачева Господь велит нам «просить, искать и стучать» — «и Сам, в Свою очередь, просит, ищет и стучит. Он хочет, чтобы мы искали Его, потому что Сам нас непрестанно ищет. Он хочет, чтоб мы думали о Нём, потому что Сам о нас непрестанно думает». И всё, что требуется от нас – это открыть двери Христу. «Открыть Ему двери: Беседы о Боге» - так называется новая книга протоиерея Андрея Ткачева, вышедшая в свет в издательстве Саратовской митрополии. Об этой книге – далее в программе. ***

В новую книгу известного миссионера и публициста протоиерея Андрея Ткачева «Открыть Ему двери» вошли статьи, очерки и эссе о Боге и Церкви, в которых пастырь напоминает нам о том, что «Бог – это первая и высшая реальность», что «христианство – это не религия внешних повелений и запретов, а поклонение Богу в духе и истине», и что Господь всегда ждет нас и рад каждому из нас – ведь «Он — Пастырь Добрый», а мы — «овцы Его стада». Автор размышляет над многими духовными вопросами, которые возникают в нашей жизни, приглашает и нас задуматься о них. Он говорит о вере, которая является удивительным даром, о храме – как месте единения со Христом, о 50-м покаянном псалме, который утешают душу и укрепляет унывающий дух, о молитве об оглашенных, о призвании апостола Петра, и о многом-многом другом.

Говорит автор и о событии, которое уже скоро встретит весь православный мир – это Рождество Христово. Этой теме отец Андрей посвятил несколько своих статей. Одна из них называется так же, как и весь этот сборник - «Открыть Ему двери». Здесь автор в частности пишет: «Главный праздник христиан — праздник Пасхи. Это праздник воинов, выигравших битву. Израненные, но живые; уставшие, но радостные; сжимая оружие в налившихся тяжестью руках, воины смотрят на знамя победы. Вот оно медленно, но верно поднимается над войском, и из тысячи грудей раздаётся победное «ура!». Это — Пасха. А второй по значимости праздник — Рождество. Это праздник детей. Они скачут вокруг ёлки, взявшись за руки, срывают с её пахучих веток пряники и конфеты, и никто их за это не ругает. Сегодня праздник и можно всё, кроме, разве что зажигать огонь под ёлкой. Под каждой подушкой подарок, в воздухе запах апельсинов, и стёкла окон раскрашены морозом так, что лучшему художнику повторить не под силу. Это — Рождество».

По словам отца Андрея, «в течение одного литургического года Церковь даёт нам в полной мере пережить духовное детство и духовную зрелость — по крайней мере, по разу. Сначала человек бывает маленьким. Поэтому праздник христианского детства — Рождество — стоит вначале. Затем человек вырастает и окунается в драматическую двусмысленность жизни, где можно не заблудиться и не пропасть только благодаря Пасхальной победе. Эти два праздника взаимосвязаны и натянуты между полюсами христианской жизни, как звенящая струна. Они образуют ось, вокруг которой вращается Вселенная. И мы в этом году вновь в очередной раз дышим морозным и пьянящим воздухом Богоявления. Я не ошибся, - отмечает автор: праздник Рождества, так же как и праздник Крещения, носил в древности это имя, и долгие годы оба праздновались в один и тот же день. Поскольку воздух этого праздника — воздух радостного детства, я, - говорит отец Андрей, - позволю себе объяснить его смысл ещё одним детским примером.

Многим из нас известно, как любопытны дети, как жадны они ко всему новому и необычному. Всклокоченный, как воробей, мальчуган вбегает во двор (класс, детскую площадку) и с сияющими от радости глазами кричит: «Эй, пацаны, там такое!» Десятки глаз загораются в ответ: «Какое? Где?» Объяснять долго и трудно… «Айда покажу!» И вот уже быстрые детские ноги с топотом конского табуна бегут за первооткрывателем, за тем, кто первым увидел что-то необычное. Так и нам предстоит с любопытством и замиранием сердца (ничуть не уменьшающимся оттого, что мы знаем, что произошло) побежать к Вифлеемской пещере. Ни у кого из нас нет отговорок: пойти туда должны все. Если ты любишь науку, изучаешь природу, постигаешь смысл мироздания, но не молишься Богу и не веришь в Христа Его, волхвы обличат тебя и звёзды будут мерцать над тобой осуждающе. Если ты прост и неучён, зарабатываешь свой хлеб тяжелым и однообразным трудом и при этом ропщешь на судьбу, считаешь христианство привилегией сытых и праздных — пастухи станут пред тобою живым и молчаливым укором. Даже если ты осёл (например, по упрямству) или вол (скажем, по неповоротливости ума) — и тогда наклонись к яслям и согрей Новорожденного паром твоих ноздрей».

Как отмечает автор, в этот день к нам приходит Великий Гость, и не впустить Его, не открыть Ему дверь – это «совсем кошмарно». «Гостеприимство, - говорит отец Андрей, - не зря считалось величайшей добродетелью на Востоке. Люди как будто чувствовали, что радушие к неизвестному страннику может родить из себя нечто большее. И действительно, некоторые под видом людей принимали в гости Ангелов, и за это принимали благословение, спасались от гибели… Но самым большим и неожиданным плодом гостеприимства является принятие в гости Самого Христа. Вот ещё одна грань этого праздника. То есть в этот день мы и хохочущие, пляшущие возле ёлки дети, и — радушные хозяева, открывшие дверь на стук и неожиданно впустившие в дом Владыку мира».

Еще одна статья из этой книги называется «Евангельская песнь». Песнь эта по словам автор, - «радостная, соединившая небо и землю в ту единственную ночь, которая никогда не повторится и никогда не забудется». «Ангелы с неба запели о том, что на землю приходит мир. Мир пришёл в виде маленького Ребёнка, родившегося в пещере. Ангелы пели о свершившемся факте. Мир — это Христос. Он родился. Он уже на земле». «Они, - отмечает автор, - наверное, думали, эти светлые и радостные служители Воплощения, что теперь, когда Владыка поселился среди людей, люди прекратят злопамятствовать и гордиться, лгать и красть, блудить и волхвовать. Они имели все основания думать, что люди изумятся Божественному снисхождению так, как изумились они сами. «Они обрадуются и одновременно затрепещут, — думали небесные певцы, — они научатся любить и переменят жизнь так, как меняют старую одежду на новую».

Но как говорит отец Андрей, «им пришлось удивиться. В очередной раз люди повели себя непредсказуемо». Они захотели убить Христа. И уже тогда «проницательный ангельский ум предвидел в будущем столкновение святости, которую принёс с Собой Младенец, с грехом, многоголовым, грозно шипящим, не желающим умирать». «Им будет очень тяжело», — сказал один из Ангелов другому. И они не ошиблись, эти светлые служители Рождества. Наша жизнь не стала лёгкой, но зато у неё появилась цель. Для того чтобы на земле воцарился прочный и неотъемлемый мир, каждому из нас предстоит впустить Христа в своё сердце. И каждый, кто пробовал этого достичь, знает, насколько тяжёл этот труд. Мы трудимся. Тихий свет из вифлеемской пещеры озаряет нам путь. Когда мы падаем от греха или усталости, Ангелы спешат с небес к нам на помощь. А мы повторяем их песню каждый раз перед чтением шестопсалмия».

А еще в одной из статей, называется она «Ясли и Крест», автор сопоставляет место рождения Христа и Его смерти. «Христос родился в яслях и умер на Кресте. И то, и другое сделано из дерева. Если можно сказать, что Христос «умер на Древе», то можно сказать что Он и «родился на древе». То есть не на перине, или шерсти, или шелке, но на деревянном ложе, смягченном соломой, смиренной пищей смиренных животных». «Между яслями и крестом есть одно природное тождество. И то, и то – древо смирения. Древо, на котором благоволил возлечь родившийся Царь, и древо, на котором этот же Царь благоволил умереть за согрешивших рабов. Крест, несомненно, вырастает из яслей. Спрятавшись, словно зерно, под землю, малое древо Рождества со временем выросло и вознеслось над землей в виде Великого Древа Голгофы. В том, что это так, можно убедиться и из Символа веры. Там, говоря о Рождении Христа по плоти, мы сразу же переходим к словам о Его распятии. Только что было пропето или прочитано слово о вочеловечении, и тут же звучит «распятого же за ны при Понтийстем Пилате». Так наша мысль ежедневно совершает мгновенный переход от яслей к Кресту, и — от Вифлеема к Голгофе».

 

*** Мы прочитали вам лишь фрагменты статей протоиерея Андрея Ткачева, которые собраны в данной книге. Еще немало нужных и полезных наставлений получит читатель, открыв этот сборник. Красной нитью, которая проходит через все размышления автора, являются слова Господа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Как отмечает отец Андрей, «двери наших сердец заперты изнутри и Господь не творит насильно чудес над нами до тех пор, пока мы не откроем Ему нараспашку двери своего душевного дома». Задуматься об этом и предлагает известный миссионер, проповедник и публицист протоиерей Андрей Ткачев на страницах своей новой книги - «Открыть Ему двери»

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать