Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Православный календарь на 2018 год. Под священной сенью Креста.
Величайшую драгоценность для нашего времени составляют писания святителя Игнатия (Брянчанинова). 27 октября 1857 года избранник Божий был хиротонисан во епископа и поставлен на одну из новых и самых своеобразных епархий России. Это была Кавказская и Черноморская епархия с кафедрой в Ставрополе, основанная в 1843 году. Четвертого января 1858 года епископ Игнатий прибыл в кафедральный город и увидел возвышающуюся над Ставрополем соборную гору, а на ней — храм во имя Казанской иконы Божией Матери, стоящий как бы на облаке над городом Креста (так переводится с греческого языка название «Ставрополь»). Менее четырех лет управлял Преосвященный Игнатий Кавказской епархией, но навсегда он останется в памяти церковного народа как святитель Игнатий Кавказский или Ставропольский. О жизни и деяниях святого отца рассказывает православный календарь на 2018 год, вышедший в свет в издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского. Он называется – «Под священной сенью Креста». ***
Этот календарь, составленный Анатолием Плево, посвящен святителю Игнатию (Брянчанинову). Его творения, написанные по вдохновению Святого Духа, указывают современному человеку, как правильно применять к своей жизни учение древних Святых Отцов о спасении души и о православном монашестве, - пути к христианскому совершенству. Основу издания составило подробное житие святителя Игнатия, которое дополнено проповедями святого отца и обильно проиллюстрировано. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, святитель Игнатий Брянчанинов являет нам пример подлинной жизни во Христе. Он, как отмечает Святейший, один из наиболее авторитетных духовных наставников и аскетических писателей XIX века.
Из жития святого известно, что, будучи любимцем императора Николая I и талантливым литератором, получив прекрасное образование военного инженера, Брянчанинов неожиданно подал прошение об отставке и принял монашество. Свои дарования святитель обратил на богословие … и оставил нам обширное духовное наследие - труды, основанные на святоотеческих творениях и личном духовном опыте. По мнению игумена Сергия (Рыбко), уникальность этих творений в том, что святитель «показал путь спасения христианам в наши дни, по которому прошел сам, выявив, что для нас достижимо, а что уже нереально. Нельзя плыть по волнам житейского моря, сверяясь с устаревшими картами», - говорит отец Сергий. - «В писаниях великого светильника веры «указаны изменения не в сущности, а в обстановке, имеющей на сущность существенное влияние; указано, каким образом должно пользоваться писаниями древних и применять их к современности».
Притча в конце пятого тома его трудов — о званых на пир и нищих, явившихся туда позже всех, не заслуживших изысканных блюд — исключительнейшее произведение, которое всем православным христианам стоит держать на письменном столе. Мы — те самые нищие последних времен, даже не предполагавшие, что окажемся на пиру Христианской веры. Какие у нас могут быть дарования? С голоду бы не умереть! Сам не имея здоровья, свт. Игнатий, по словам отца Сергия, передает свой опыт нам, имеющим даже более слабое здоровье, не знающим святых Духоносных старцев, которые открывали ученикам волю Божию, спасающихся единственно скорбями. Смирением и призывом к покаянию как к самому главному деланию пронизаны все его строки. Прп. Варсонофий Оптинский утверждал, что, «не зная учения еп. Игнатия, невозможно понять и современное монашество, и современное Христианство».
Как высокообразованный человек, Владыка Игнатий знал Святых Отцов, читая их в подлинниках, и кропотливо восстанавливал истину — каким должно быть монашество и Христианство, «неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы удаляющееся из среды человечества». Еще одна отличительная черта творений пастыря — призыв к строгому исповеданию Православия. На основе писаний Святых Отцов он разъясняет, что спастись могут только православные христиане, вне Православной веры и Церкви невозможно ни стяжание благодати, ни даже познание Бога. В наше время повсеместного отступления от чистоты Православия и торжества ересей, тонких лукавых учений, слово святителя Игнатия имеет первостепенное значение. Он - святой, Богом дарованный христианам нашего времени.
Книги епископа Игнатия, написанные, по словам издателей, «тростью креста и чернилами сердца», стали в 20 веке живой водой для поколений новомучеников и исповедников, кровью и слезами которых была полита отступившая от веры и Церкви Русская земля. В 1927 году был арестован последний Оптинский старец, преподобноисповедник Никон. Его духовные дети сумели передать в камеру батюшке книгу «Приношение современному монашеству». Перечитывая это вершинное творение святителя Игнатия, преподобный Никон на полях книги записывал свои драгоценные мысли. «Когда я читаю его сочинения, — писал преподобный Никон о владыке Игнатии, - то удивляюсь его поистине ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания. Его сочинения как-то особенно располагают мое сердце, мое разумение, просвещая их истинно евангельским светом».
По словам прп. Никона, «все советы епископа Игнатия о молитве, есть плод его личного блаженного опыта. Оттого они так верны и назидательны. Их полезно читать и перечитывать. И полагать начало молитвы так, как у него указано». Оптинский старец также отмечает, что «епископ Игнатий заключил свои советы учением о покаянии. Неслучайно это. Это указывает на то, что, проходя жизнь богоугодную в согласии со всеми требованиями Евангелия, мы должны и начинать, и заканчивать покаянием, сознанием своей греховности. Без этого мы собьемся с правильного пути». Руководствоваться книгами святителя Игнатия советовал современным христианам и игумен Никон (Воробьев) — пастырь, проведший четыре года в сибирских лагерях и гонимый коммунистами с прихода на приход. Его письма духовным чадам, которые, по милости Божией, широко издаются сегодня, — это уникальное аскетическое творение, удивительно созвучное учению святителя Игнатия.
Отец Никон (Воробьев) особенно тщательно и постоянно перечитывал писания близкого нам по времени святого, и завещал делать это всем своим духовно близким. Сочинения епископа Игнатия, тогда еще не прославленного в лике святых, батюшка считал лучшим руководством современным христианам, более необходимым даже, чем Святые Отцы древности. Ибо те нам уже во многом недоступны, «мы их не можем правильно понять, не изучив предварительно творений епископа Игнатия, который фактически переложил древних Отцов на современный язык с учетом наступившего времени, с учетом новой психологии людей». В письмах отца Никона мы читаем: «Вот что самое дорогое хотел бы я Вам пожелать, если бы Вы спросили меня — постоянно вникайте в творения епископа Игнатия. Он пишет о самом нужном — о покаянии, которое есть дверь единственная ко всему доброму. Надо добиваться иметь всегдашнее покаянное настроение, а от него рождается страх Божий и смирение, а от них возникает любовь к Богу. Без покаяния и смирения всё суетно и есть прелесть».
«Святой Игнатий - лучший духовный руководитель», так говорил игумен Марк (Лозинский), посвятивший много лет жизни изучению творений святителя. «Изучая жизнь и творения святителя Игнатия, - свидетельствует отец Марк, - невольно склоняешься перед величием его духовного образа. В нем мы видим редкое сочетание многих естественных дарований и приобретенных целожизненным подвигом христианских добродетелей. Он от юности отдал себя с редким самоотречением на служение Господу и Его Церкви. Святитель-аскет опытно постиг подвиг покаяния, преуспел в умном делании, стяжал любовь к ближним и Богу и приобрел редкую рассудительность. Его же непоколебимая детская вера достойна благоговейного удивления. Способность Владыки Игнатия видеть состояние человеческих душ и руководить их ко спасению, а также его проникновение в будущую судьбу Церкви являются дивными благодатными дарами. И в настоящее время он является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу».
*** Таким образом, как отмечает игумен Марк Лозинский, «всю свою жизнь святитель Игнатий был живительным корнем, возбуждавшим духовную жизнь множества людей, которые затем зеленели. Цвели и плодоносили на древе Российской Церкви». А по его кончине живительным корнем стали его духовные труды. Прославляя отца современного монашества в лике святых, митрополит Крутицкий и Коломенский отметил: «Епископ Игнатий (Брянчанинов) предлагается к канонизации за святость жизни, которая раскрывается в его творениях, написанных в духе подлинного Православного святоотеческого Предания. Они продолжают и ныне действенно оказывать свое благотворное влияние на всех ищущих пути христианского спасения».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
По святым местам. Храм Бориса и Глеба г. Яровое
У книжной полки. Архимандрит Иов (Гумеров). Суд над Иисусом Христом
Москва. День открытых дверей в ПСТГУ
Орел. Благотворительный фестиваль «Музыка добрых сердец»
Красноярск. День открытых дверей в КИЦ «Успенский» - «Пасхальный перезвон»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!