У книжной полки. 4 января

4 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Православный календарь на 2018 год. Под священной сенью Креста.

 

Величайшую драгоценность для нашего времени составляют писания святителя Игнатия (Брянчанинова). 27 октября 1857 года избранник Божий был хиротонисан во епископа и поставлен на одну из новых и самых своеобразных епархий России. Это была Кавказская и Черноморская епархия с кафедрой в Ставрополе, основанная в 1843 году. Четвертого января 1858 года епископ Игнатий прибыл в кафедральный город и увидел воз­вышающуюся над Ставрополем соборную гору, а на ней — храм во имя Казанской иконы Божией Матери, стоящий как бы на облаке над городом Креста (так переводится с греческого языка название «Ставрополь»). Менее четырех лет управлял Преосвященный Игнатий Кавказской епархией, но навсегда он останется в памяти церковного народа как святитель Игнатий Кавказский или Ставропольский. О жизни и деяниях святого отца рассказывает православный календарь на 2018 год, вышедший в свет в издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского. Он называется – «Под священной сенью Креста». ***

Этот календарь, составленный Анатолием Плево, посвящен святителю Игнатию (Брянчанинову). Его творения, написанные по вдохновению Святого Духа, указывают современному человеку, как правильно применять к своей жизни учение древних Святых Отцов о спасении души и о православном монашестве, - пути к христианскому совершенству. Основу издания составило подробное житие святителя Игнатия, которое дополнено проповедями святого отца и обильно проиллюстрировано. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, святитель Игнатий Брянчанинов являет нам пример подлинной жизни во Христе. Он, как отмечает Святейший, один из наиболее авторитетных духовных наставников и аскетических писателей XIX века.

Из жития святого известно, что, будучи любимцем императора Николая I и талантливым литератором, получив прекрасное образование военного инженера, Брянчанинов неожиданно подал прошение об отставке и принял монашество. Свои дарования святитель обратил на богословие … и оставил нам обширное духовное наследие - труды, основанные на святоотеческих творениях и личном духовном опыте. По мнению игумена Сергия (Рыбко), уникальность этих творений в том, что святитель «показал путь спасения христианам в наши дни, по ко­торому прошел сам, выявив, что для нас достижимо, а что уже нереально. Нельзя плыть по волнам житейского моря, сверяясь с устаревшими картами», - говорит отец Сергий. - «В писаниях великого светильника веры «указаны изменения не в сущности, а в обстановке, имеющей на сущность су­щественное влияние; указано, каким образом должно пользо­ваться писаниями древних и применять их к современности».

Притча в конце пятого тома его трудов — о званых на пир и нищих, явившихся туда позже всех, не заслуживших изысканных блюд — исключительнейшее произведение, которое всем православным христианам стоит держать на письменном столе. Мы — те самые нищие последних вре­мен, даже не предполагавшие, что окажемся на пиру Христианской веры. Какие у нас могут быть дарования? С голоду бы не умереть! Сам не имея здоровья, свт. Игнатий, по словам отца Сергия, передает свой опыт нам, име­ющим даже более слабое здоровье, не знающим святых Духоносных старцев, которые открывали ученикам волю Божию, спасающихся единственно скорбями. Смирением и призывом к покаянию как к самому главному деланию пронизаны все его строки. Прп. Варсонофий Оптинский утверждал, что, «не зная учения еп. Игнатия, невозможно понять и современное монашество, и современное Христианство».

Как высокообразованный человек, Владыка Игнатий знал Святых Отцов, читая их в подлинниках, и кропотливо восстанавливал истину — каким должно быть мона­шество и Христианство, «неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы удаляющееся из среды человечества». Еще одна отличительная черта творений пастыря — призыв к строгому исповеданию Православия. На основе писаний Свя­тых Отцов он разъясняет, что спастись могут только православ­ные христиане, вне Православной веры и Церкви невозмож­но ни стяжание благо­дати, ни даже позна­ние Бога. В наше время повсе­местного отступления от чистоты Правосла­вия и торжества ересей, тонких лукавых уче­ний, слово святителя Игнатия имеет перво­степенное значение. Он - святой, Богом дарованный христианам нашего времени.

Книги епископа Игнатия, написанные, по словам издателей, «тростью креста и чернилами сердца», стали в 20 веке живой водой для поколений новомучеников и исповедни­ков, кровью и слезами которых была полита отступившая от веры и Церкви Русская земля. В 1927 году был арестован послед­ний Оптинский старец, преподобноисповедник Никон. Его духовные дети сумели передать в камеру батюшке книгу «Приношение современному мо­нашеству». Перечитывая это вершинное творение святителя Игнатия, преподобный Никон на полях книги записывал свои драгоценные мысли. «Когда я читаю его сочинения, — писал преподобный Никон о владыке Игнатии, - то удивляюсь его поистине ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания. Его сочинения как-то особенно располагают мое сердце, мое разу­мение, просвещая их истинно евангельским светом».

По словам прп. Никона, «все советы епископа Игнатия о молитве, есть плод его личного блаженного опыта. Оттого они так верны и назидательны. Их полезно читать и перечитывать. И полагать на­чало молитвы так, как у него указано». Оптинский старец также отмечает, что «епископ Игнатий заключил свои советы учением о покаянии. Неслучайно это. Это указывает на то, что, проходя жизнь богоугодную в согласии со всеми требованиями Евангелия, мы должны и начинать, и заканчивать покаянием, сознанием своей греховности. Без этого мы собьемся с правильного пути». Руководствоваться книгами святителя Игнатия сове­товал современным христианам и игумен Никон (Воробьев) — пастырь, проведший четыре года в сибирских лагерях и гонимый коммунистами с прихода на приход. Его письма духовным чадам, которые, по милости Божией, широко издаются сегодня, — это уникальное аскетическое творение, удивительно созвучное учению святителя Игнатия.

Отец Никон (Воробьев) особенно тщательно и постоянно перечитывал писания близкого нам по времени святого, и завещал делать это всем своим духовно близким. Сочинения епископа Игнатия, тогда еще не прославленного в лике святых, батюшка считал лучшим руководством современным христиа­нам, более необходимым даже, чем Святые Отцы древности. Ибо те нам уже во многом недоступны, «мы их не можем правильно понять, не изучив предварительно творений епископа Игнатия, который фактически переложил древних Отцов на современный язык с учетом наступившего време­ни, с учетом новой психологии лю­дей». В письмах отца Никона мы чи­таем: «Вот что самое дорогое хо­тел бы я Вам пожелать, если бы Вы спросили меня — постоянно вни­кайте в творения епископа Игна­тия. Он пишет о самом нужном — о покаянии, которое есть дверь единственная ко всему доброму. Надо добиваться иметь всегдаш­нее покаянное настроение, а от него рождается страх Божий и смирение, а от них возникает любовь к Богу. Без покаяния и смирения всё суетно и есть прелесть».

«Святой Игнатий - лучший духовный руководитель», так говорил игумен Марк (Лозинский), посвятивший много лет жизни изучению творений святителя. «Изучая жизнь и творения святителя Игнатия, - свидетельствует отец Марк, - невольно склоняешься перед величием его ду­ховного образа. В нем мы видим редкое сочета­ние многих естественных дарований и приобретенных целожизненным подвигом христианских добродетелей. Он от юности отдал себя с редким самоотречением на служение Господу и Его Церкви. Святитель-аскет опытно постиг подвиг покаяния, преуспел в умном делании, стяжал любовь к ближним и Богу и приобрел редкую рассудительность. Его же непоколебимая детская вера достойна благоговейного удивления. Способность Владыки Игнатия видеть состояние человече­ских душ и руководить их ко спасению, а также его проникнове­ние в будущую судьбу Церкви являются дивными благодатны­ми дарами. И в настоящее время он является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу».

 

*** Таким образом, как отмечает игумен Марк Лозинский, «всю свою жизнь святитель Игнатий был живительным корнем, воз­буждавшим духовную жизнь множества людей, которые затем зеленели. Цвели и плодоносили на древе Российской Церкви». А по его кончине живительным корнем стали его духовные труды. Прославляя отца современного монашества в лике святых, митрополит Крутицкий и Коломенский отметил: «Епископ Игнатий (Брянчанинов) предлагается к канонизации за святость жизни, которая раскрывается в его творениях, написанных в духе подлинного Православного святоотеческого Предания. Они продолжают и ныне действенно оказывать свое благотворное влияние на всех ищущих пути христианского спасения».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать