У книжной полки. 31 июля

31 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Иван Иванович Дмитревский. Изъяснение Божественной литургии.

 

«Священное Писание повелевает нам вступлением на молитву приготовить свою душу: Прежде даже не помолитися, уготови себе (Сирах. 18, 28). Но из всех молитв, какие только может человек воссылать к Богу, превосходнейшая и благоугоднейшая Богу есть молитва Евхаристии . Превосходство Литургии пред всеми прочими видами Богослужения состоит именно в том, что в ней Сам Христос есть Верховный Священник, что Он приносит Самого Себя в жертву и тем прославляет Превечного Отца бесконечно совершенным и величественным служением. Отсюда происходит то ее высокое достоинство, что не только на земле, но и на небесах нет ничего ее святее». Так о Божественной Литургии пишет Иван Иванович Дмитревский, ученый муж 19 века, преподаватель Московского университета, немало потрудившийся над «Изъяснением Божественной литургии». Этот труд с одноименным названием выпущен ныне в свет Издательством Правило веры. ***

Иван Иванович Дмитревский родился 16 сентября 1754 года в г. Михай лове Рязанской губернии, обучался в Рязанской семинарии и Московской академии, после учительства в родной семинарии и секретарства в консистории в 1788 году переведен в Санкт-Петербург на должность переводчика при Святейшем Синоде. С 1800 года преподавал в Московском университете. В 1805 году пожалован чином коллежского асессора. Скончался в Рязани 2 апреля 1823 года. Перу его принадлежит несколько богословских трудов, но особенно известно его «Изъяснение Божественной литургии», которое в первый раз издано было в Москве 1804 году, затем многократно переиздавалось и до сего дня является одной из лучших книг на эту тему.

Это фундаментальный труд об истории возникновения чина Божественной литургии с глубоким и подробным догматическим объяснением ее действий по пророчествам Ветхого Завета; в нем также раскрыва ется таинственное, мистическое значение совершения литургии. «Изъяснение литургии, - пишет в предисловии автор, - из всей благочестивой древности собрано и здесь представляется. Вы усмотрите в нем весь священный состав литургии, во всех частях ее объясненный в историческом и таинственном значении, с приведением к ним свидетельства святых отцов. Здесь показано начало каждой части, каждого обряда и действия, намерение и цель в установлении их, а потом и таинственные знаменования, возводящие мысли к предметам горним, или изображаются главные и важнейшие события жизни Спасителя нашего в их последовательности, от начала до конца, с самого то есть рождества и до восшествия Его к Превечному Отцу на небо, с показанием притом их аналогии, или сходства и согласия с чудодействиями, описанными в евангельской истории.

Пользуйтесь во спасение благоговейным о них размышлением, предуготовляя и предосвящая тем души свои к блаженному в вечности созерцанию и наслаждению славою их первообразных, не в зерцале уже и гаданиях, но лицем к лицу (1 Кор. 13,12)». Как отмечает автор, «в толкованиях учителей церковных на Литургию иногда даются многие и различные значения одному и тому же обряду и действию ее, по произволу, без наблюдения Исторического порядка в деяниях Христовых, без соображения их с самым ходом Литургии; но в предлагаемом Изъяснении указаны только такие Таинственные знаменования: 1) которые подтверждаются самыми молитвами и приглашениями церковными, при совершении Литургии, и 2) которые при том во всем согласны с составом Литургии и ходом ее: так что она в точности становится сообразною с порядком и течением дел Христовых от начала Его жизни до Вознесения Его на Небо, и таким образом составляет непрерывную и стройную Историю всего Смотрения Спасителева.

Так как все действия, составляющие великое Богослужение Евхаристии или Литургии, имеют двоякое значение: историческое и таинственное, автор объясняет что и зачем следует. «Размышление наше, - пишет Дмитревский, - должно начинаться с исторического смысла Священнослужебных действий Литургии: как потому, что он во всех их представляется первый, так и потому, что он· открывает причины и смысл молитв, песней, чтения Писания и прочих Обрядов, вводит нас в состав Литургии, как в священное здание, и показывает обстоятельно ее значение, последовательность и связь между всеми ее частями. Об Обрядах Литургии прилично и должно сказать тоже, что говорит Св. и Богомудрый Дионисий Ареопагит о Священном Писании:

«Слова Божии никогда не лишаются прямого и буквального своего смысла и значения. Хотя они, по разнообразным действиям бесконечного, но всегда Единого Промысла Божия, и могут быть применяемы к многообразным обстоятельствам и потребностям всех времен, мест и народов, и потому благолепно могут быть изъясняемы, в таинственном и нравственном смысле, сообразно с потребностями известного времени и места, но смысл их внутренний (т. е. прямой, исторический), непоколебимо утвержденный Церковью, пребывает неподвижным и единообразным». И так пусть верующие постараются узнать истину сего Богослужения, во-первых, в самом начале и основании оного, т. е. в смысле историческом. Потом, озаряя себя обильнейшим светом Богозрения, возвышаясь мыслями от видимых действий к созерцаниям духовным и небесным, пусть размышляют о тех Святопокланяемых Таинствах, к коим руководствует, по учению Церкви, наружность Священных Обрядов.

Восходя от видимого к невидимому, от чувственного к таинственному, посредством благоговейного умозрения при содействии Божием, в самых видимых обрядах могут, научиться и тому, как возносить дух свой к Богу, освящать и преобразовывать Его от славы в славу, по словам Св. Апостола: «Мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе (славу Таинств Его созерцая), в той же образ преобразуемся, от славы в славу (2 Кор. 3. 18)». О том, для чего придается обрядам Литургии Таинственный смысл, автор пишет следующее: «Если наружные обряды Литургии, с которыми, как и с молитвенным крестообразным возвышением рук Моисеевых (Исх. 17, 11, 12), на одоление гордого Амалика, Бог соединил особенную благодать Свою и силу (Цар. 16, 13. Лк. 13, 13. Деян. 8, 17), уже по самому историческому значению их величественны, важны и святы: то для чего даны им, сверх того, еще Таинственные знаменования?

Для того, «чтоб не одними словами напоминать Таинства нашего спасения, но представлять их сколько можно и нашему зрению; чтобы смотрение Христово, во всем Священнодействии повторяющееся, посредством наружных знаков сильнее действовало на души наши, и пробуждало не одну только холодную мысль в уме, но и трогало чувство, а чрез то не давало возможности помыслам нашим уклониться от великого Таинства. Исполненные сих (таинственных) размышлений, приобщаясь Святых Таинств, мы присоединяем освящение к освящению, т. е. освящение Таинства причащения к освящению, проистекающему от Богомыслия, и таким образом, от славы в славу преобразуясь, восходим от меньшей в наибольшую» .

Кроме того, по словам автора, о бряды Литургии от каждого требуют нравоучительного к себе приложения. «Такие размышления, - пишет Дмитревский, по намерению Св. Церкви, должны занимать нас во время Литургии; каждый христианин должен внимательно углубляться в них и наставлять себя во спасение, извлекая из всех ее действий, чтений и молитв назидательные применения к себе, возносящие ум его к Богу, как учит Св. Епифаний о Священном Писании: «Все Божественные словеса (тоже и Богослужебные обряды Литургии) требуют от читающих и слушающих оные зрения (исторического разумения) и чувствования (нравоучительного применения к самим себе), дабы уведать силу каждого предмета; чтоб могли мы чувствовать внутрь себя действие Духа Божия, сообщаемое нам чрез Обряды Литургии, ее песни и молитвы». Предварив такими словами свой труд, автор переходит к самому «Изъяснение Божественной литургии», где объясняет по порядку весь состав священного богослужения.

 

*** «Бог, предивная творяй чудеса и великими воздаваяй дарованиями с верою к Нему притекающим, да даст мзду чтущим сию книгу и послушающим; и да сподобит их благия части, со всеми благоугодившими Ему от века!» Сим святым желанием запечатлел свою книгу Иван Иванович Дмитревский, муж благочестивый и ученый. В приложении своего труда автор поместил «Книгу о храме и объяснение ли тургии» — произведение выдающегося литургиста - святителя Симеона Солунского, созвучное теме своего труда. Завершает издание обширный комментарий, подготовленный самим И. Дмитревским. Книга адресована желающим воспринимать совершающееся на Божественной литургии более осознанно и глубоко.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать