У книжной полки. 30 июля

30 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Каноны или Книга Правил.

 

В неделю, ближайшую к 29 июля, Русская Православная Церковь празднует память святых отцов шести Вселенских Соборов, которые стали возможны только тогда, когда Римская империя признала христианство законной религией. Предшественником Вселенских соборов стал Апостольский собор, созванный апостолами в 51 году и обозначенный в Деяниях. Кроме вселенских были и еще Поместные соборы. Всякий раз, когда требовалось разрешить какой-либо спорный вопрос или проблему, выработать определенный общий подход или видение, Церковь созывала Собор, куда съезжались епископы и представители всех церквей. Постановления, принятые на Соборе записывались в Книгу Канонов (Правил) и впоследствии принимались церковью в качестве учения. Сегодня познакомиться в этими правилами мы можем благодаря сборнику, который вышел в свет в Издательстве Минского Братства в честь святого Архистратига Михаила. Он называется «Каноны или Книга Правил». ***

По словам священноисповедника Никодима (Милаша), «правилами называются те письменные определения, которые законодательная власть церковная издала в течение нескольких веков и которые доселе имеют силу в Православной Церкви, как положительные и вообще обязательные законы для всех и каждого, кто есть член этой Церкви. Все эти определения или правила изложены в основном каноническом сборнике Православной Церкви, который издан в Константинополе в 883 году и известен под именем Номоканона. В этом сборнике находятся правила св. Апостолов, правила Вселенских соборов, десяти поместных и правила тринадцати св. отец. Рядом с этими основными правилами имеют еще силу, как дополнительные правила, несколько канонических сочинений святых отцов - Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго и Анастасия.

Все упомянутые правила, как основные, так и дополнительные, содержатся в Афинской Синтагме, изданной в 1852–59 годах, с одобрения константинопольского патриаршего синода и священного синода элладской церкви. А эти правила суть следующие. Основные: Правила св. Апостолов. Правила Вселенских соборов: никейского первого, константинопольского первого, эфесского, халкидонского, трулльского и никейского второго. Правила поместных соборов: анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, сердикского, константинопольского 394 г., карфагенского 419 г., константинопольского 861 и константинопольского 879 гг. Правила св. отец: Каноническая правила Василия Великого, Иоанна Златоустого и Анастасия.  Далее необходимо хоть вкратце сказать о времени издания всех этих правил, кто и по какому поводу их издавал.

Итак, во-первых, «Правила святых Апостолов». Как говорит владыка Никодим, во всех канонических сборниках православной церкви на первом месте находится 85 правил св. Апостолов. Важность и значение этих правил во вселенской церкви на все времена утвердил трулльский собор (691) 2-м своим правилом, провозгласив, «чтобы отныне... тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденные жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем святых и славных Апостолов осмьдесят пять правил». Провозгласивши и утвердивши важность этих Апостольских правил, отцы Трулльского собора вместе с тем объясняют и происхождение этих правил, а именно: объясняют, что эти правила непосредственно св. Апостолами письменно не были изложены , но что они ведут свое начало от апостольского предания, сохранялись чрез устное предание преемниками апостольскими, которые упомянутые правила принимали и передавали другим, и наконец они преданы были им (отцам Трулльского собора) с именем Св. Апостолов.

Правила вселенских соборов. По словам владыки Никодима, "Православная церковь принимает и признает семь вселенских соборов, которые собирались в течение от 325 до 787 года. Из числа этих семи соборов, собиравшихся по поводу появлявшихся в церкви ересей, от шести сохранились правила, а именно: никейского первого, константинопольского первого, эфесского, халкидонского, трулльского и никейского второго. Константинопольские соборы второй и третий не издали никаких правил, и для того, чтобы восполнить недоконченное этими соборами, созваны были в другой раз отцы константинопольского третьего собора в Константинополь, которые вместе с другими епископами собрались в 691 – 692 г. в тех самых царских палатах, где и в первый раз они собирались, и издали соответственные правила. Сообразно с задачею этого собора правила его называются правилами или шестого собора, или пятошестого, т.е. пятого и шестого вселенского или трулльского собора.

Говоря о Правилах Поместных соборов, владыка Никодим отмечает, что только те из них обязательны для всей церкви, за коими признала такое значение вселенская церковь. Таковых соборов – одиннадцать, а именно: десять вышеупомянутых и карфагенский собор при Киприане (255 г.) о крещении еретиков. Правила всех этих одиннадцати соборов находятся в Афинской Синтагме и Пидалионе. В канонических сборниках славянских и румынских находятся правила только десяти соборов, но в них нет правил карфагенского собора, бывшего при Киприане. Главное основание, по которому в последних сборниках опущен помянутый карфагенский собор, то, что постановление этого собора о необходимости крестить всякого еретика или раскольника, обращающегося в православие, не обязательно для всей церкви, но это постановление, по словам 2-го правила трулльского собора, имело значение, применительно к обстоятельствам места и времени, только для африканской церкви.

Вальсамон в толковании данного правила говорит: «этим (правилом) устанавливается, что все те, которые обращаются от еретиков или раскольников к православной церкви, должны быть снова крещены, хотя бы они прежде приняли крещение. Между тем 7 правило II всел. собора совсем другое предписывает в отношении к тем, кого следует и кого не следует снова крестить, устанавливая точное в том различие. Прочитай следовательно это правило и последуй тому, которое было издано после. Прочитай и 2 правило трулльского собора и увидишь, что то, что говорит это послание, не всеми отцами принято, ибо там сказано так: «правило, изданное Киприаном, бывшим архиепископом африканской области и мучеником, и его собором, и соблюдаемое только в местах упомянутых там предстоятелей по преданному обычаю»...Из этого следует, что в начале правило это было не у всех их в обычае... так как 7 правило II собора совсем другое предписывает, чем то, что устанавливается в этом послании в отношении к еретикам и раскольникам, обращающимся к вере, то предписание его осталось в небрежении». Правила следующих десяти соборов приняты всею церковью.

О Правилах святых отцов владыка Никодим пишет: "Во 2-м правиле Трулльского собора упомянуто двенадцать отцев, правила коих обязательны для всей церкви, те именно двенадцать отцев. Кроме этих двенадцати, имеет еще обязательную для всех силу послание константинопольского патриарха Тарасия о симонии. Как толкователями основных юридических начал, выраженных в Св. Писании и Предании, были соборы, так и толкователями соборных определений были отдельные отцы. Соборные правила представляли общие определения, которые пастыри той или другой поместной церкви должны были применять в отдельных случаях и сообразно с данными обстоятельствами, по своему усмотрению и под личною своею ответственностью. Это применение на практике соборных определений со стороны отдельных пастырей часто делалось явно в их окружных посланиях к пастве своей, в канонических посланиях одного пастыря к другому, в их канонических ответах на поставленные им вопросы и т.д.

Правила отцев первоначально не были изданы в виде отдельных законодательных постановлений, но они представляли или извлечения из различных сочинений отцев, или же, главным образом, отправленные ими к отдельным лицам послания, которые, в виду их содержания, были названы «каноническими посланиями». С течением времени, смотря по содержанию, они были разделены на несколько правил, и в этом виде были внесены в общецерковный сборник. Из правил отцев первыми вошли в канонические сборники правила Василия великого и затем уже внесены правила других отцев. Все эти вышеперечисленные правила и составили настоящую книгу.

 

*** По словам издателей, Книга Правил является в Церкви Христовой записанным Преданием, а потому она так же свята и Богодухновенна, как Священное Писание, как Святое Евангелие, из которого эта книга выходит, как логическая необходимость помочь православным христианам держаться евангельского пути. Если жизнь по Святому Евангелию есть путь в Царствие Небесное, то Книга Правил служит вехами у этого пути.

 

Использованная литература: Священноисповедник Никодим (Милаш). Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать