Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Схиархимандрит Зосима (Сокур).
3 сентября 1944 года в тюремной больнице появился на свет худенький и очень болезненный мальчик. Его мать, Мария Ивановна, простая крестьянка и глубоко верующая женщина, была арестована по статье «религиозная пропаганда» и сослана в село Косолманка Верхотурского района Свердловской области. После всех испытаний, которые выпали на ее долю перед самым рождением сына, никто почти не надеялся, что мальчик выживет. Однако, схиигумен Кукша, причисленный ныне к лику святых, узнав о рождении младенца, сказал: «Пусть нарекут Иоанном — благодать Божия будет». И младенца нарекли как святого Иоанна Крестителя, покровителя монашествующих. Никто тогда и не предполагал, что, когда Ваня вырастет, он будет великим подвижником веры Христовой, духовником и старцем, основателем храмов и монастырей. О нем рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. ***
Эта книга, вышедшая в свет в Издательстве Сретенского монастыря, рассказывает о старце нашего времени, схиархимандрите Зосиме Сокуре. Она также содержит наставлении, советы, предсказания отца Зосимы, удивительные свидетельства об исцелениях по молитвам старца. По словам автора-составителя книги, Ольги Рожнёвой, отец Зосима был одним из выдающихся пастырей, к которому обращались при жизни тысячи людей. Мудрый духовник, наставник, прозорливый старец, который чистотой своей монашеской жизни, духовными дарованиями и любовью приводил ко Христу заблудшие людские души. Его имя дорого многим православным христианам Украины и России, о духовном единстве которых так горячо он молился. Отец Зосима примером своей подвижнической жизни учил духовных чад жить во Христе.
Продолжая рассказ о жизни отца Зосимы, отметим, что «после освобождения из тюрьмы Мария Ивановна вместе с сыном Иоанном переехала в город Авдеевку Донецкой области, где проживала ее родная сестра монахиня Антонина, в прошлом духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Зосима вспоминал: «С детства меня приучали к храму Божию. Часто вспоминаю, вначале маменька покойная носила меня на руках, маленького, беспомощного. Потом меня в детский садик определили, как сироту. В садике разные сироты были тогда от войны, воспитывались там. Приезжали ко мне как-то на встречу сюда в Никольское и генералы уже, и врачи, и профессора, — вместе росли мы в садике... И воспитателей всех позабывали, а тетю Нюру никто не забыл. А за что ее, простую уборщицу, помним? Она научила нас всех тайно Богу молиться. "Отче наш" научила. И мы ей благодарны, все ее вспоминаем... Вот что значит светлому, доброму научить в детстве».
Вспоминая свое детство, старец рассказывал: «У нас было очень много книг, и я уже в семь лет умел читать свободно на славянском языке. Уже в семь лет я читал в церкви Апостол, хоть и еле тащил эту книгу». «Крестьянская, простая семья у нас была. Помню, копаем огород, картошку убираем. Первое ведерко накопали: "Отнеси батюшке ведерко в церковь, нашего труда картошечки". Второе ведерко накопали: "Там матушки у нас больные, уже старенькие, беспомощные — отнеси"... Там уже третье ведро накопали. "... Харитиночка бедная, скрученная, болящая лежит уже двадцать лет неподвижно, понеси им, чтоб было кушать чего". Так меня и приучали к делам милосердия с детства». «Помню, - говорил отец Зосима, - мама с тетей копают картошку и "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий" читают или поют тихонько что-нибудь: "Богородице Дево, радуйся...", "Хвалите имя Господне...", все с молитвой, творилось».
В семь лет Ванюша вышел, как сам вспоминал, на свое первое общественное служение: «По соседству умер дед Захария. По обычаю надо было читать Псалтирь. Кинулись по бабкам (которые читали по-славянски), а их всех уже разобрали. Тогда и вспомнили обо мне: у нас же Ванюша читать умеет. Пришли за мной, одел я башмачки, сделанные из кусков материи, штаны, пошитые из старой маминой юбки, которые надевал только в церковь и на большие праздники, — и пошел Псалтирь читать. Прочел семнадцатую кафисму, а бабы все плачут: "Как хорошо наш Ванюша по-славянски читать научился!"... За чтение Псалтири по усопшему мне, малому, дали аж сто рублей, — это был мой первый священнический заработок».
Как отмечает автор-составитель, «в детстве мальчик часто встречался со смертью. Едва не умер с голода. Несколько раз болел воспалением легких, в те годы это было смертельно опасное заболевание. Трижды мальчика едва не переехал поезд. Так однажды, собирая уголь на железнодорожных путях, он попал между двух составов, а третий — мчал прямо на него. «Господи!» — только и успел вскрикнуть ребенок, и упал на рельсы. И Господь в который раз сохранил его жизнь: паровоз промчался над ним, не причинив никакого вреда. Вырос он глубоко верующим, имел монашеское устроение, строго соблюдал посты. Старец вспоминал, как однажды мама взяла его с собой в поездку на родину. Семья родного брата встретила их с большой радостью. Всем понравился высокий, худенький мальчик со светлыми вьющимися волосами. «Ванечка, кушай сметанку с хлебушком», — просит дядя. А ребенок отказывается: «Не могу ее кушать, потому что сегодня постный день. Я никогда не нарушаю постные дни».
С раннего детства Ваня Сокур прислуживал в алтаре. В школе ему пришлось претерпеть за веру много насмешек и издевательств от одноклассников и учителей. Выручало его то, что он всегда отлично учился. Он рассказывал: «Надо мной в школе очень издевались, за то, что я и церковь ходил. Перевоспитывали учителя, привлекали школяров: вы там побейте этого "попа", чтоб он в церковь не бегал!» Ванюшу избивали, а в конце «этого воспитательного процесса» он кротко улыбался и говорил: «Ну ладно, хватит. Давайте я буду вас благословлять». «Поп» или «батюшка» — таким было школьное прозвище Ивана. Отец Зосима еще вспоминал: «Батюшке, покойному отцу Алексию, приказали не пускать меня в церковь: "Иначе, - говорят, - лишим тебя регистрации уполномоченного". Батюшка сказал: "Не ходи, иначе закроют церковь из-за тебя, ты один единственный из всех детей села ходишь. И беда будет. Ни церкви, ни меня не будет". Ну, как быть? Так я за два часа до начала вечерни иду, чтоб меня никто не видел, десять переулков вокруг обойду, с огородов зайду в церковь, под лестницей в пономарке спрячусь, жду, когда ж кадило зажечь...»
Настольной книгой детства и юности Ванюши был духовный дневник святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Старец впоследствии многим советовал: «Не знаете, как поступать? Помолитесь — откройте книгу "Моя жизнь во Христе,", и отец Иоанн Кронштадтский вразумит вас, у него найдете ответы на все ваши вопросы...» Но, вот однажды к ним в дом нагрянула с обыском милиция. Забрали иконы и духовные книги. «Моя жизнь во Христе» лежала на самом видном месте — на столе. «Заберут, непременно заберут!» — Ванюша аж побледнел от волнения за свою любимую книгу. Однако чудесным образом сыщики, которые в каждую щель заглядывали, ее-то и не увидели. После окончания школы с золотой медалью Иван учился в сельскохозяйственном техникуме, затем немного работал ветеринаром. И вот наступил долгожданный день, когда его духовник, протоиерей Димитрий (Песков), сказал ему: «Ну все, Ваня, теперь пора Богу поработать».
Иван стал послушником Киево-Печерской лавры и жил в ней послушником до самого закрытия. Духовник его в лавре старец схиигумен Валентин (Семисал) рассказал юноше всю его будущую жизнь. В частности, юному послушнику было сказано следующее: «Тебе тринадцать раз будут предлагать епископство, а единожды - быть главой РПЦ в Японии. Отказывайся - это не твой путь. Твой путь - быть рядовым сельским батюшкой». Эти слова старца в точности исполнились, и отец Зосима всегда являл пример послушания своему духовнику. С 1968 по 1975 год учился в духовных семинарии и академии в Ленинграде. Академию окончил со степенью кандидата богословия и принял монашеский постриг с именем Савватий, был рукоположен сначала в иеродиаконы, затем – в иеромонахи. После учебы несколько месяцев прослужил в Одессе, после чего в декабре 1975 года был принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии. В 1980 году возведен в сан игумена, в 1990-м – в сан архимандрита. 21 августа 1992 года был пострижен в схиму с именем Зосима. О том, что было дальше, рассказывает эта книга.
*** 29 августа исполнилось 15 лет со дня блаженной кончины приснопамятного схиархимандрита Зосимы (Сокура). Незадолго до своего перехода в вечность, отец Зосима говорил братии: «Когда я умру, вы будете знать — часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся». На второй день Успения Пресвятой Богородицы, без пятнадцати двенадцать ночи остановилось сердце отца Зосимы. Без пятнадцати двенадцать остановились и часы на молитвенном столике в алтаре. Так закончилось время его земной молитвы, так начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной вечности... Несмотря на все пережитые им испытания, Зосима (Сокур) говорил: «Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакие испытания нам никогда не будут страшны».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!