Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Первыми проповедницами Воскресшего Христа были святые Жены Мироносицы, которые проявили самоотверженную преданность Господу и не отступили от Него даже в минуты опасности. И в последующие века женщины немало потрудились для распространения веры Христовой. В 20 веке во времена гонений, когда число священников сократилось до минимума (даже в 1988 году на всю Москву было чуть более 50 священников), снова именно женщины стали проводниками христианства. Это были матери, сестры, помощницы, нянечки, соседки. Они спасали людские души из адского пламени. Эти женщины сохраняли, растили и кормили Церковь. О таких женщинах-подвижницах XX века рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет при содействии двух Издательств – Эксмо и Воскресение и называется – «Подвижницы: святые женщины нашего времени».
Эта книга – о подвижницах последних времен, которые теперь считаются великими старицами и стали объектами всеобщего поклонения. Но когда-то они жили рядом с нами, и именно в этой повседневности, подчас слишком человеческой, проступали черты лика святой. Автор сборника, Наталия Черных - поэт, эссеист, прозаик. Нашим читателям она известна по книгам - «Приходские повести», «Океан веры», «Сокровища святых» и «Остров любви». Как отмечает сама писательница, мысль написать книгу о подвижницах двадцатого века возникла давно, однако приступить к задуманному никак не получалось. Не было уверенности, что найдется оригинальный материал. Да и объем работы пугал. Ведь для того чтобы найти нужные сведения, необходимо было объездить всю страну. И это не преувеличение, это только часть предполагаемой работы. Другая часть — труд в архивах, бесконечные запросы и просьбы сделать копии документов и так далее.
Таким образом, как признается автор, идею она отложила в долгий ящик, но не забыла о ней. «Духовник мой не настаивал на том, чтобы немедленно взялась за работу, но порой говорил, чтобы подумала о главном и не разменивалась на мелочи. Благословение на книгу было, а книга ждала своего часа» — так пишет в своем предисловии Наталия Черных. - Когда впервые увидела том «Православные старицы двадцатого века», составленный Светланой Девятовой, испытала облегчение и одновременно грусть. Подумала: вот это труд! Человек справился с тем, чего я так боялась. Книгу прочитала, что называется, влет, с благодарностью составителю и помощникам. Еще раз подумала: как хорошо, что есть такое собрание! Небольшие разрозненные книжечки житий, возникавшие то тут, то там с конца восьмидесятых, словно бы слились в этом томе в нечто цельное».
В предисловии книги, составленной Девятовой, писательница отметила для себя следующие строки: «Когда работа над очерками о старцах и старицах XX века только началась, трудно было представить, что Господь даровал многострадальной России не десятки, а сотни духовных светильников, чтобы укрепить верующих людей и вывести заблудших из тьмы в годы безверия». С этими словами трудно было не согласиться. «Пока читала книгу, - пишет далее Наталья Черных, - наслаждалась материалом. Отчасти потому, что многое мне было знакомо. В детстве моя семья жила в закрытом городке. Нянечка, бабушка Наташа, которую родители приглашали посидеть со мной, когда были на работе, читала мне «Отче наш». В соседнем городке работал храм, куда моя мама довольно часто ходила. В начале восьмидесятых мама возила меня — подростка — к одной монахине, жившей недалеко от Сызрани. Эта атмосфера — любви, заботы о людях и таинственности — пожалуй, единственное, что помню о тех посещениях».
И вот, читая книгу «Православные старицы двадцатого века», писательница снова окунулась в эту атмосферу. «Подумалось, - вспоминает она: все это теперь как бы уходит под воду. За годы после гонений выросло новое поколение. Я застала самый финал прекрасной драмы. Однако мысль — описать то время и тех людей — оставалась». Поэтому когда издатели предложили ей написать книгу на данную тему, она не отказалась, но сказала, что будет использовать только уже обработанный материал — целый список книг, в котором том жизнеописаний, составленный Светланой Девятовой, занял первое место. В своей книге, которую изначально назвала «Мироносицы двадцатого века», она старалась выбирать героинь рассказов так, чтобы показать и общее в их житиях, и отличное. Чтобы виден был характер, но и проступали бы черты лика святой. И, наконец, чтобы сохранялось ощущение, что это — люди, которые жили когда-то рядом.
По словам автора, эта книга составлена в хронологическом порядке. Первая часть рассказывает о подвижницах, монахинях и мирянках, скончавшихся в первой половине двадцатого века. Вторая часть - о тех, кто дожил до наших дней. Особенное внимание писательница уделила подвижницам-монахиням, потому третий раздел — самый большой». Таким образом, книга охватывает более чем вековой временной период. Благодаря — а может, и вопреки последовательной ее хронологичности, с точными вкраплениями выразительных примет «здесь и сейчас», в итоге время исчезает, остается победа над ним. Победа силой креста наших далеких и близких соотечественниц, русских Жен Мироносиц.
По мнению иерея Константина Кравцова, «буквально несколькими штрихами Наталии Черных удается передать не столько портретные черты той или иной подвижницы, сколько мгновенное впечатление, исходившее от нее. Вот — о прозорливой старице Серафиме из Спасо-Влахернского монастыря, в миру — Мавре Кочетковой, пролежавшей двадцать лет в параличе, она пишет: «Как плотный лучик света, она лежала на кровати. Иногда ее поднимали, подкладывали под спину подушки. Перед приездом владыки матушку усадили. Она изо всех сил пыталась помочь келейницам, опираясь бледными руками. На лице светло показалась улыбка». «Плотный лучик света...», «изо всех сил пыталась помочь...» Вроде и не сказано ничего, а так ее и запомнишь, будто сам видел. Или вот такой эпизод из жизни прп. Рахили Бородинской.
«Проходите, не хотите ли чаю?» — приветливо спрашивает схимонахиня Рахиль революционных инспекторов, явившихся в Спасо-Бородинский монастырь «экспроприировать экспроприаторов». Не ожидавшие найти в роли старшей по монастырю какую-то худенькую старушку, они соглашаются. Может быть, она, как старшая, что-то предложит или о чем-то попросит, и монастырь, так сказать, сдастся без боя. Но когда пришло время уйти, никто из гостей не смог и рукой пошевелить. Гости словно бы приросли к стульям! Им пришлось просить старицу, чтобы она благословила их уйти. «Дайте слово, что пока я жива, обитель не будет закрыта. Чтобы с вами чего хуже не случилось», — сказала матушка Рахиль. Инспекторы пообещали. И действительно, пока старица была жива, обитель не трогали. Схимонахиня Рахиль была прославлена 28 июля 1996 года в лике месточтимых святых московской епархии.
А сегодня, 29 июля мы вспоминаем еще одну подвижницу, которая особо почитается на Урале. Это схиигумения Магдалина (Досманова). По словам автора, «Во время гонений Бог являл Свою любовь к людям не только помощью в испытаниях, укреплением в несении креста, но и создавал вокруг избранных посреди моря скорбей остров мира и покоя. Схиигумению Магдалину Досманову арестовывали около десяти (по иным сведениям — восемь) раз. Но скончалась она в окружении сестер, для которых была духовной матерью, в общине, которую сама создала. Ей было Богом открыто, что обитель, настоятельницей которой она была, восстановят и что одна из ее дочерей увидит это открытие. Так и случилось — монахиня Николая (в миру Галина Андреевна Засыпкина) действительно увидела восстановление Ново-Тихвинской обители Екатеринбурга». Перед самой своей кончиной игумения Магдалина благословила всех сестер общим благословением — образом Тихвинской Пресвятой Богородицы — и мирно отошла ко Господу. Было это 29 июля 1934 года. О ней автор рассказывает в первой части книги.
И невозможно не упомянуть еще об одной подвижнице, праведная кончина которой пришлась на 29 июля, но 1936 года. Это - блаженная Матрона Анемнясевская. Как пишет автор, «есть души, на долю которых выпадают тяжелые испытания. Таких испытаний — не одно и не два, а множество. Кажется, всю жизнь человек живет под невыносимым гнетом и умирает в забвении, никому не нужный. Обычный человек проклял бы Бога и покончил бы с собою, а такие люди живут и излучают радость, и привлекают этой радостью других. Бог имеет особенное попечение о таких людях. Они как бы всю жизнь находятся при Голгофе, со Христом распятым. Посреди скорбного моря их жизни они уже в детстве порой видят остров спасения и пользуются божественным миром души. Такой была блаженная старица Матрона Анемнясевская. Детство ее было тяжелым, кончина — достойной мученицы». Рассказ об этой удивительной подвижнице читатели найдут во второй части книги.
*** В завершении программы несколько слов о том, как писалась эта книга. Конечно же, с молитвой. «Перед тем как начать рассказ, мысленно, порой и вслух, обращалась к той, о ком собиралась написать. И тогда как бы само собою приходило...» — признается Наталия Черных. «И этим, пришедшим по молитве, по мнению иерея Константина Кравцова, - книга действительно дышит, это — живое, главное и считывается не глазами, а вбирается сердцем. Возникает нечаянное чувство почти реальной встречи с каждой героиней повествования — при всей скупости биографического материала. Встречи, при которой ты, как некогда другие, получаешь душевную подпитку, а то и обличение от святой подвижницы. И это свойство книги необъяснимо изяществом художественной обработки информации, отменным мастерством общей ее композиции и отдельных рассказов, выдержанностью тона, наконец, — но тем и другим в счастливой совокупности, плюс — благодатная помощь самих святых, не иначе».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Москва. День открытых дверей в ПСТГУ
Орел. Благотворительный фестиваль «Музыка добрых сердец»
Красноярск. День открытых дверей в КИЦ «Успенский» - «Пасхальный перезвон»
МОЛИТВА в Гефсимании. На арамейском языке поёт схиархимандрит Серафим Бит-Хариби
Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!