У книжной полки. 29 июля

29 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Наталия Черных. Подвижницы: святые женщины нашего времени.

 

Первыми проповедницами Воскресшего Христа были святые Жены Мироносицы, которые проявили самоотверженную преданность Господу и не отступили от Него даже в минуты опасности. И в последующие века женщины немало потрудились для распространения веры Христовой. В 20 веке во времена гонений, когда число свя­щенников сократилось до минимума (даже в 1988 году на всю Москву было чуть более 50 священни­ков), снова именно женщины стали проводниками хри­стианства. Это были матери, сестры, помощни­цы, нянечки, соседки. Они спасали людские души из адского пламени. Эти женщины сохраняли, растили и корми­ли Церковь. О таких женщинах-подвижницах XX века рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет при содействии двух Издательств – Эксмо и Воскресение и называется – «Подвижницы: святые женщины нашего времени».

 

Эта книга – о подвижницах последних времен, которые теперь счита­ются великими старицами и стали объектами всеобщего поклонения. Но когда-то они жили рядом с нами, и имен­но в этой повседневности, подчас слишком человеческой, проступали черты лика святой. Автор сборника, Наталия Черных - поэт, эссеист, прозаик. Нашим читателям она известна по книгам - «Приходские повести», «Океан веры», «Сокровища святых» и «Остров любви». Как отмечает сама писательница, мысль написать книгу о подвижницах двадцатого века возникла давно, однако приступить к задуманному никак не полу­чалось. Не было уверенности, что найдется ориги­нальный материал. Да и объем работы пугал. Ведь для того чтобы найти нужные сведения, необходимо было объездить всю страну. И это не преуве­личение, это только часть предполагаемой ра­боты. Другая часть — труд в архивах, бесконеч­ные запросы и просьбы сделать копии документов и так далее.

Таким образом, как признается автор, идею она отложи­ла в долгий ящик, но не забыла о ней. «Духовник мой не настаивал на том, чтобы немедленно взя­лась за работу, но порой говорил, чтобы подума­ла о главном и не разменивалась на мелочи. Бла­гословение на книгу было, а книга ждала своего часа» — так пишет в своем предисловии Наталия Черных. - Когда впервые увидела том «Православные старицы двадцатого века», составленный Свет­ланой Девятовой, испытала облегчение и одно­временно грусть. Подумала: вот это труд! Чело­век справился с тем, чего я так боялась. Книгу прочитала, что называется, влет, с благодарно­стью составителю и помощникам. Еще раз подумала: как хорошо, что есть такое собрание! Небольшие разрозненные книжечки житий, возникавшие то тут, то там с конца восьмидеся­тых, словно бы слились в этом томе в нечто цель­ное».

В предисловии книги, составленной Девятовой, писательница отметила для себя следующие строки: «Когда работа над очерками о старцах и старицах XX века толь­ко началась, трудно было представить, что Го­сподь даровал многострадальной России не де­сятки, а сотни духовных светильников, чтобы укрепить верующих людей и вывести заблудших из тьмы в годы безверия». С этими словами трудно было не согласиться. «Пока читала книгу, - пишет далее Наталья Черных, - наслаждалась материалом. Отчасти потому, что многое мне было знакомо. В детстве моя семья жила в закрытом городке. Нянечка, бабушка Наташа, которую родители приглашали посидеть со мной, когда были на работе, читала мне «Отче наш». В соседнем го­родке работал храм, куда моя мама довольно ча­сто ходила. В начале восьмидесятых мама возила меня — подростка — к одной монахине, жившей недалеко от Сызрани. Эта атмосфера — любви, заботы о людях и таинствен­ности — пожалуй, единственное, что помню о тех посещениях».

И вот, читая книгу «Православные старицы двадцатого века», писательница снова окунулась в эту атмосферу. «Подумалось, - вспоминает она: все это теперь как бы уходит под воду. За годы после гонений вы­росло новое поколение. Я застала самый финал прекрасной драмы. Однако мысль — описать то время и тех людей — оставалась». Поэтому когда издатели предложили ей написать книгу на данную тему, она не отказалась, но сказала, что будет использовать только уже обработанный ма­териал — целый список книг, в котором том жиз­неописаний, составленный Светланой Девятовой, занял первое место. В своей книге, которую изначально назвала «Мироносицы двадцатого века», она старалась выбирать героинь рассказов так, чтобы показать и общее в их житиях, и отличное. Чтобы виден был характер, но и проступали бы черты лика святой. И, наконец, чтобы сохранялось ощуще­ние, что это — люди, которые жили когда-то ря­дом.

По словам автора, эта книга составлена в хронологическом порядке. Первая часть рассказывает о подвижницах, монахинях и мирянках, скончавшихся в первой половине двадцатого века. Вторая часть - о тех, кто дожил до наших дней. Особенное внимание писательница уделила подвижницам-монахиням, потому третий раздел — самый большой». Таким образом, книга охватывает более чем вековой временной период. Благодаря — а может, и вопреки последовательной ее хронологичности, с точны­ми вкраплениями выразительных примет «здесь и сейчас», в итоге время исчезает, остается по­беда над ним. Победа силой креста наших дале­ких и близких соотечественниц, русских Жен Мироносиц.

По мнению иерея Константина Кравцова, «буквально несколькими штрихами Наталии Черных удает­ся передать не столько портретные черты той или иной под­вижницы, сколько мгновенное впе­чатление, исходившее от нее. Вот — о прозорли­вой старице Серафиме из Спасо-Влахернского монастыря, в миру — Мавре Кочетковой, проле­жавшей двадцать лет в параличе, она пишет: «Как плотный лучик света, она лежала на кровати. Иногда ее поднимали, подкладывали под спину подушки. Перед приездом владыки матушку усадили. Она изо всех сил пыталась помочь келейницам, опираясь бледными руками. На лице светло показалась улыбка». «Плотный лучик света...», «изо всех сил пыта­лась помочь...» Вроде и не сказано ничего, а так ее и запомнишь, будто сам видел. Или вот такой эпизод из жизни прп. Рахили Бородинской.

«Проходите, не хотите ли чаю?» — приветливо спрашивает схимонахиня Рахиль революционных инспекторов, явившихся в Спасо-Бородинский монастырь «экспроприировать экспроприато­ров». Не ожидавшие найти в роли старшей по монастырю какую-то худенькую старушку, они соглашаются. Может быть, она, как старшая, что-то предложит или о чем-то попросит, и мона­стырь, так сказать, сдастся без боя. Но когда при­шло время уйти, никто из гостей не смог и рукой пошевелить. Гости словно бы приросли к сту­льям! Им пришлось просить старицу, чтобы она благословила их уйти. «Дайте слово, что пока я жива, обитель не будет закрыта. Чтобы с вами чего хуже не случилось», — сказала матушка Рахиль. Инспекторы пообещали. И действительно, пока старица была жива, обитель не трогали. Схимонахиня Рахиль была прославлена 28 июля 1996 года в лике месточтимых святых московской епархии.

А сегодня, 29 июля мы вспоминаем еще одну подвижницу, которая особо почитается на Урале. Это схиигумения Магдалина (Досманова). По словам автора, «Во время гонений Бог являл Свою любовь к людям не только помощью в испытаниях, укреплением в несении креста, но и созда­вал вокруг избранных посреди моря скорбей остров мира и покоя. Схиигумению Магдалину Досманову арестовывали около десяти (по иным сведениям — восемь) раз. Но скончалась она в окружении сестер, для которых была духовной матерью, в общине, которую сама создала. Ей было Богом открыто, что обитель, настоятель­ницей которой она была, восстановят и что одна из ее дочерей увидит это открытие. Так и случилось — монахиня Николая (в миру Галина Андреевна Засыпкина) действительно увидела восстановление Ново-Тихвинской обители Екатеринбурга». Перед самой своей кончиной игумения Магдалина благословила всех сестер общим благосло­вением — образом Тихвинской Пресвятой Бого­родицы — и мирно отошла ко Господу. Было это 29 июля 1934 года. О ней автор рассказывает в первой части книги.

И невозможно не упомянуть еще об одной подвижнице, праведная кончина которой пришлась на 29 июля, но 1936 года. Это - блаженная Матрона Анемнясевская. Как пишет автор, «есть души, на долю которых выпадают тяже­лые испытания. Таких испытаний — не одно и не два, а множество. Кажется, всю жизнь человек живет под невыносимым гнетом и умирает в забвении, никому не нужный. Обыч­ный человек проклял бы Бога и покончил бы с собою, а такие люди живут и излучают радость, и привлекают этой радостью других. Бог имеет особенное попечение о таких людях. Они как бы всю жизнь находятся при Голгофе, со Христом распятым. Посреди скорбного моря их жизни они уже в детстве порой видят остров спасения и пользуются божественным миром души. Такой была блаженная старица Матрона Анемнясев­ская. Детство ее было тяжелым, кончина — до­стойной мученицы». Рассказ об этой удивительной подвижнице читатели найдут во второй части книги.

 

*** В завершении программы несколько слов о том, как писалась эта книга. Конечно же, с молитвой. «Перед тем как начать рассказ, мысленно, порой и вслух, обращалась к той, о ком собиралась напи­сать. И тогда как бы само собою приходило...» — признается Наталия Черных. «И этим, пришед­шим по молитве, по мнению иерея Константина Кравцова, - книга действительно дышит, это — живое, главное и считывается не глазами, а вбирается сердцем. Возникает нечаянное чув­ство почти реальной встречи с каждой героиней повествования — при всей скупости биографиче­ского материала. Встречи, при которой ты, как некогда другие, получаешь душевную подпитку, а то и обличение от святой подвижницы. И это свойство книги необъяснимо изяществом худо­жественной обработки информации, отменным мастерством общей ее композиции и отдельных рассказов, выдержанностью тона, наконец, — но тем и другим в счастливой совокупности, плюс — благодатная помощь самих святых, не иначе».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать