У книжной полки. 28 октября

28 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову).

 

Исповедник веры Христовой, епископ Ковровский, Афанасий (Сахаров), память которого Святая Церковь совершает сегодня, 30 с лишним лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Но даже находясь десятилетиями в заключении, он не переставал быть старцем, утешителем страждущих, великим литургистом, ревнителем Церкви и богослужения. В каждом месте, где Владыке привелось служить, общаться, терпеть тяготы изгнания или заключения, были люди, для которых встреча с Владыкой была незабываемым событием, которых он привлек силой своей любви и веры. Многие из этих людей стали впоследствии его корреспондентами. Насколько было много тех, кто искал совета и утешения у епископа Афанасия, читатели смогут узнать, открыв двухтомное издание, которое сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Этот двухтомник вышел в свет в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется – «Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову)». ***

Этот сборник, по словам издателей, включает письма к святителю Ковровскому Афанасию (Сахарову), большинство из которых относятся к периоду 1954-1962 гг. Представленные документы объединены выдающейся личностью самого адресата — святителя Афанасия, исповедника, прошедшего лагеря и ссылки, литургиста, автора службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Как отмечает автор вступительной статьи Ольга Владимировна Косик, «переписка святителя Афанасия Ковровского - явление уникальное по своему объему, содержанию и числу адресатов. Не только в годы гонений, когда хранение личных документов было делом весьма рискованным, но и в дореволюционные времена крайне редко сохранялось такое количество писем церковных деятелей». Ведь «коллекция писем насчитывает около 3000 документов от нескольких сот адресатов».

По словам Ольги Владимировны, «общения с Владыкой искали те, кто помнил его служение во Владимирской епархии в 1920-е годы. Писали ему бывшие ссыльные и местные жители Зырянского края, где святитель пребывал в изгнании в 1923-1925 годах. С ним стремились установить связь бывшие узники лагерей и бывшие заключенные Зубово-Полянского дома инвалидов, члены православных тайных общин и прихожане открытых хра­мов. Писали не только знакомые, но и знакомые знакомых, нуждавшиеся в духовном окормлении или искавшие ответы на сложные вопросы церковной эпохи. Таким образом, созидалась своего рода огромная духовная семья, в центре которой был святитель Афанасий». Поэтому и «мир корреспондентов Владыки был един, скреплен их внутренними связями, их духовной близостью, положением чужих и гонимых в родном отечестве, где христианская вера в лучшем случае была терпима».

А между тем, корреспонденты святителя «весьма различались по образованию, роду деятельности, возрасту. Среди них было два Патриарха - Алексий (Симанский) и будущий Патриарх Пимен (Извеков), несколько митрополитов — Мануил (Лемешевский), Зиновий (Мажуга), Нестор (Анисимов), архиепископы, епископы, архимандриты, священники, монахи, представители русской эмиграции, светские ученые, монахини и послушницы уничтоженных монастырей. Его корреспондентами были необыкновенные, яркие личности, известные пастыри, ученые, письма которых порой представляют собой целые трактаты или научные разборы богословских проблем. Но не менее показательны письма простых людей, которые дают яркую иллюстрацию церковной жизни эпохи. Среди «матушек» в темных монашеских одеждах, спасавших Владыку в лагерях и тюрьмах, были великие праведницы. Они принадлежали к тем православным женщинам, которых было немало в годы гонений, без остатка смиренно отда­вавших себя служению своим «владыченькам», «батюшкам», при мысли о стра­даниях которых обливались кровью их добрые сердца.

По словам Ольги Косик, «общение епископа Афанасия с авторами писем восходит к различным периодам его жизни. Возможно, наиболее раннее воспоминание принадлежит ученику Владыки, воспитаннику Владимирской семинарии Александру Свирелину, который приводит слова своей матери: «Она вспомнила разговоры в нашем доме в далеком прошлом, когда мой Папа служил в Шуйском духовном училище. За чайным столом Владимир Дмитриевич Крутицкий восторженно отзывался о мальчике Сереже Сахарове как об одном из примерных учеников училища, достойных для подражания». Свирелин был летописцем Владимирской семинарии, он присылал Владыке списки выпускников с указанием их дальнейшей судьбы, исследовал памятные места Влади­мирской области, связанные с жизнью архиереев и наполнял этими сведениями письма к епископу».

К группе корреспондентов, знавших епископа в 1910-1920-е гг., относятся монахиня Иулиания (Тураева), вдова проф. Бориса Александровича Тураева, протоиерей Александр Солертовский, диакон Иаков Капранов, протодиакон Александр Аристов, вдова и дочери протоиерея Михаила Авророва и другие. В 1923-1925 гг. святитель находился в зырянской ссылке вместе со святите­лем Кириллом (Смирновым), архимандритом Неофитом (Осиповым), протоиереем Владимиром Богдановым, Сергеем Фуделем и многими другими деятелями Церкви. Ссыльные, познакомившись с епископом Афанасием, получали так много духовной помощи и силы, что эти впечатления люди проносили через многие годы, воспоминания о Владыке порой спасали их от гибели. «Благодарю Бога, что Он послал мне прекраснейшее общение в 1923 г. в Усть-Кеми с Вами и другими, чистыми, как кристалл, архипастырями и пастырями, и дал научиться всему доброму от Вас», — писал Владыке протоиерей Василий Мухин 1 января 1958 г. из Актюбинска.

Как отмечает автор предисловия, «после отъезда святителя из Зырянского края его связь с местными жителями не прервалась. Зырянские почитатели святителя Афанасия помогали ему в лагерях и ссылках. «Мы часто отправляли ему посылки, старались поддержать, подсластить жизнь, — писал Леонид Ракин, духовный сын келейника святите­ля Афанасия о. Дамаскина (Жабинского). — Помню, положили апельсины, их у нас тогда много продавалось — израильских. Чтобы посылку не разграбили, написали, что отправляем картошку. Владыку развеселило наше "хитроумие", он написал: картошка с одного боку помялась». Удивительно то, какое преображающее влияние оказывала личность святителя Афанасия на людей. Очень многие, познакомившись с ним — в лагере ли, по де­лам ли Богослужебной комиссии — становились его духовными детьми, советовались в личных делах, исповедовались. Получив письмо Владыки, люди порой плакали от радости, утешались в своей горестной жизни.

24 октября 1955 г. святитель переехал в поселок Петушки Владимирской об­ласти. С этого времени круг адресатов Владыки постоянно расширялся и коли­чество писем росло лавинообразно. В некоторые дни он получал и отправлял более десятка писем. Владыка отыскивал старых знакомых, которые остались в живых, перепи­сывался почти со всеми лагерными соузниками, не только верующими, но и теми, кто просто нуждался в посылках, деньгах, утешении. Лагеря унесли жиз­ни многих, с кем сблизился Владыка, кто облегчал ему тяготы заключения, родных по духу людей. Из заключения Владыка писал: «И как подумаешь о всех этих прежних и новых разлуках, о всех и ушедших в иной мир, и о странству­ющих, еще в сей юдоли скорби находящихся; может быть, и недалеко от нас, но от кого и о ком не получишь никакой весточки, болью сжимается сердце и хочется плакать... И воздыхаю ко Господу со слезами: "О, сохрани тех, кто еще здравствует, кто дорог сердцу моему ,... сохрани их здоровыми и благополуч­ными до моего возвращения, — дай мне еще раз увидеться с ними в этом мире, утешиться общением с ними в молитвах и таинствах, усладиться беседою усты к устам!"»

С этими, оставшимися в живых, святитель и старался наладить пере­писку. Многие в результате долгого заключения потеряли близких или навсегда разлучились с ними, а порой пережили семейные драмы, например, отказ от них самых близких родственников. Многие подорвали в лагерях здоровье. Письма в целом печальны, люди чаще всего находились в тяжелой депрессии, которая поражала душу человека после долгих страданий. Невесело жилось и Владыке, однако в его письмах изливалась огромная и неистощимая любовь к людям, ко­торая дарила им свет, силы нести свой жизненный подвиг. «Праведники сияют яко солнце», - говорится в Евангелии (Мф. 13,43). Таким солнцем был Владыка для многих, верующих и сомневающихся, отчаявшихся и несокрушимых, вдов и дочерей погибших ис­поведников веры, будущих священников, не побоявшихся принять сан в эпоху гонений.

 

*** Большинство собранных в этом издании писем написаны в 1954-1962 годах, т. е. в период от освобождения святителя из Особого лагеря «Дубравный» до его кончины 28 октября 1962 года. С целью более полного освещения контактов святителя в книгу включены несколько документов ранних периодов. Письма систематизированы по авторам в алфавитном порядке и включены в блоки, которые состоят из фотографии (если есть), биографической справки и собственно писем. Письма к Владыке воссоздают особый мир, пронизанный верой, подвигом и великим смирением, мир отверженных и гонимых обществом, отказавшимся от Бога. В центре этого мира находился святитель Афанасий, милостию Божией сохраненный для своих чад.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать