Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Народ прозвал князя Владимира Красным Солнышком, а Церковь именует его равноапостольным. Это значит, что святой Владимир равен самим апостолам Господа нашего Иисуса Христа! В чём равен? В просвещении тысяч людей святой верой и в отвращении русских племён от тьмы языческих заблуждений. Редко в каком современном храме Русской Церкви мы не найдём икону князя Владимира с золотым блистающим нимбом вокруг главы. Это свидетельство чистоты его души и святости. В 2015 году Православная Церковь особенно торжественно праздновала знаменательную дату – тысячелетие со дня блаженной кончины святого Владимира. И по этому случаю в Издательстве Московской Патриархии была выпущена книга протоиерея Артемия Владимирова – «Равный апостолам: Святой князь Владимир». Эту книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***
Эта книга, по словам автора, написана для маленьких, но смышлёных читателей. Прочитав её, дети познакомятся с житием святого равноапостольного князя Владимира, от его детства до блаженной кончины. Станут свидетелями того выбора, который сделал святой князь, и который навсегда изменил жизнь всего народа, а вернее сказать — жизнь многих народов, вошедших позднее в состав Российского государства. А еще юные читатели узнают, что святой князь Владимир является духовным отцом русского народа. И у него, по словам автора, нам и нашим детям должно учиться любви к Святой Руси, готовности служить Отчизне не за страх, а за совесть, храня мир и любовь между собой, как это завещал своим сыновьям равноапостольный князь Владимир. Сегодня, - говорит отец Артемий, - мы призваны чаще обращаться к Крестителю Руси, прося его укрепить нас в этом искреннем и жертвенном служении родной земле, как служил ей он сам, не щадя живота своего.
Уже более чем 170 лет на высоком берегу Днепра, полноводной и прекрасной реки, стоит величественный памятник святому князю Владимиру, духовному отцу русской нации. Этот народ включает в себя русских, белорусов, украинцев, а в глубокой древности состоял из различных племён, живших вдоль течения рек на огромном пространстве от Чёрного моря до Балтийского. Их наименования хорошо знакомы нам из отечественной истории: поляне, древляне, вятичи, кривичи и многие другие... Скульптор запечатлел князя Владимира с крестом в руке, взор царственного правителя устремлён в вечность. Как знать, может быть, именно на этом холме святой апостол Андрей Первозванный в первом веке по Рождестве Христовом водрузил большой деревянный крест и изрёк слова: «Великая благодать воссияет на месте сем, и многие храмы воздвигнет здесь Бог...»
Убеждён, дорогие читатели, - говорит автор, - что равноапостольный Владимир, крёстный отец Руси, видит и нас, своих далёких потомков, живущих уже в третьем тысячелетии от Рождества Христова. Ведь не зря же великий Киевский князь при совершении таинства Крещения над жителями города молился: «Великий Боже, Творец неба и земли! Благослови новопросвещённых людей Твоих и их потомков, да знают Тебя, Бога истинного; утверди веру их Своею благодатью!..» Бог открыл ему, что в грядущих веках сотни тысяч соотечественников (а значит, и мы с вами) познают веру истинную в Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. По молитве святого князя Владимира свет Православной веры коснулся и озарил сердце каждого из нас, читающего эту книгу. В память о том славном событии, когда наши предки приняли в Киеве святую Православную веру, главная улица города до сих пор носит наименование Крещатик.
Не будем пересказывать все житие Крестителя Руси, более подробно рассмотрим лишь тот период времени, когда князь, просвещенный Православной верой, вернулся в Киев. Здесь автор пишет: «Вот и завершилось продолжительное путешествие. Давно не видели киевляне своего любимого правителя. К радости встречи присоединилось и великое изумление... Кто мог ожидать такого решительного поворота событий? С князем прибыло множество православных греков, и притом духовенства. Рядом с ним была ослепительная по красоте благочестивая супруга. Но киевляне не могли оторвать взора от него самого. Лицо Киевского князя стало удивительно светлым, он словно помолодел. В глазах появилось выражение милующей всех любви. На груди у него сиял христианский крест.
Уже на следующий день святой Владимир повелел сокрушить всех деревянных идолов. Они стали ему больше не нужны. Мрак суеверия должен был рассеяться и уступить место светлому учению Христа. Когда главный идол язычников - Перун с серебряной головой - был свержен с высокого берега прямо в Днепр, суеверные киевляне отчаянно закричали: «Выдыбай (выплывай), боже!» Но идол, будучи неимоверно тяжёлым, сразу пошёл ко дну. Так бесславно завершалась языческая эпоха на Руси и рушилось мрачное царство демонов, державших её в плену».
Далее автор повествует о том, как происходило крещение киевлян. Вот что он пишет: «В назначенный святым правителем Киева день и час вся городская знать, а за нею - и простой народ собрались на берегу Днепра. Греческое духовенство приготовило всё необходимое для крещения жителей. Матери держали младенцев на руках, воины снимали с себя кольчуги и оружие, облачаясь в домотканые рубахи. Священники неспешно читали положенные молитвы. Прежде чем трижды погрузиться в освящённые воды реки, взрослые каялись перед пастырями в совершённых грехах. Над днепровскими водами витала Божия благодать, как это за много веков предсказал святой апостол Андрей Первозванный. Умилённый князь простёр в ту торжественную минуту руки к небесам и велегласно произнёс молитву о русском народе. Полные слёз, очи благочестивого князя излучали вдохновение и светились подлинным счастьем. Вскоре Православная вера стала распространяться по всем пределам русской земли».
Обратившись к последним годам жизни святого князя Владимира, читатели узнают, что «желая быть справедливым и не желая обидеть никого из своих многочисленных сыновей, он разделил земли обширной Руси, назначив каждому стольный город. Так как дети были ещё маленькими, то с ними поехали мудрые воспитатели. Их называли пестунами. Они управляли городами до тех пор, пока княжичи не приходили в возраст и не делались способными к управлению. К сожалению, князья по молодости не всегда оказывали покорность своему отцу, великому князю Киевскому. Это безмерно огорчало родителя, ибо он знал, чем грозят русским племенам разобщённость и потеря единомыслия. Святой Владимир опасался, что после его кончины русская земля потеряет Богом заповеданное единство.
Горестные предчувствия, по словам автора, и свели во гроб неустанного труженика и собирателя Русского царства - святого равноапостольного князя Владимира. По преставлении святой правитель был погребён в древнейшем киевском храме, известном под названием Десятинный. Так он именовался потому, что добродетельный князь от всех своих немалых доходов жертвовал десятую часть на содержание этого храма. У гробницы святого князя всегда можно было видеть людей. Они обращались к нему как к живому, веруя, что его молитвы сильны пред Господом, Которому он всю свою жизнь по принятии Святого Крещения служил верой и правдой. Следуя благочестивым предкам, отец Артемий и повесть эту завершает молитвой к духовному родителю русского народа. Верую, - говорит он, - что, если мы произнесём её неспешно, внимательно и с любовью, она непременно будет услышана.
*** В кратком предисловии этой книги автор обращается к читателям с такими словами: «Дорогие друзья! Мы живём в судьбоносное время. Вступив в третье тысячелетие по Рождестве Христовом, наша Родина мало-помалу обретает своё былое могущество. Сила Великой России - в верности Христу Спасителю, Его любви и правде. Вот почему и взрослые, и дети, и учёные, и простецы должны с благодарностью вспоминать ныне святого равноапостольного князя Владимира, нашего общего духовного отца. Пусть эта небольшая книга поможет читателям воскресить в памяти «преданья старины глубокой» и ещё глубже осознать неразрывную духовную связь современной России с началом её истории». Этим пожеланием читателям отца Артемия мы и завершаем нашу программу. …
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 2 мая 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 1 мая 2024 года
Церковный календарь 1 мая. Великая Среда. Мученик Иоанн Новый
Евангелие 1 мая 2024. Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову
Читаем Апостол. 1 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!