У книжной полки. 28 июля

28 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Протоиерей Артемий Владимиров. Равный апостолам: Святой князь Владимир.

 

Народ прозвал князя Владимира Красным Сол­нышком, а Церковь именует его равноапо­стольным. Это зна­чит, что святой Владимир равен самим апостолам Господа нашего Иисуса Христа! В чём равен? В просвещении тысяч людей святой верой и в отвращении русских племён от тьмы языческих заблуждений. Редко в каком современном храме Русской Церкви мы не найдём икону князя Владимира с золо­тым блистающим нимбом вокруг главы. Это свидетельство чистоты его души и свя­тости. В 2015 году Православная Церковь особенно торжественно праздновала знаменательную дату – тысячелетие со дня блаженной кончины святого Владимира. И по этому случаю в Издательстве Московской Патриархии была выпущена книга протоиерея Артемия Владимирова – «Равный апостолам: Святой князь Владимир». Эту книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

Эта книга, по словам автора, написана для маленьких, но смышлёных читателей. Прочитав её, дети познакомятся с житием святого равноапостольного князя Владимира, от его детства до блаженной кончины. Станут свидетелями того выбора, который сделал святой князь, и который навсегда изменил жизнь всего народа, а вернее сказать — жизнь многих народов, вошедших позднее в состав Российского государства. А еще юные читатели узнают, что святой князь Владимир является духовным отцом русского народа. И у него, по словам автора, нам и нашим детям должно учиться любви к Святой Руси, готовности служить Отчизне не за страх, а за совесть, храня мир и любовь между собой, как это завещал своим сыновьям равноапостольный князь Владимир. Сегодня, - говорит отец Артемий, - мы призваны чаще обращаться к Крестителю Руси, прося его укре­пить нас в этом искреннем и жертвенном служении родной земле, как слу­жил ей он сам, не щадя живота своего.

Уже более чем 170 лет на высоком берегу Днепра, полноводной и прекрасной реки, стоит величественный памятник святому князю Владимиру, духовному отцу русской нации. Этот народ включает в себя рус­ских, белорусов, украинцев, а в глубокой древности состоял из различных племён, живших вдоль течения рек на огромном про­странстве от Чёрного моря до Балтийского. Их наименования хо­рошо знакомы нам из отечественной истории: поляне, древляне, вятичи, кривичи и многие другие... Скульптор запечатлел князя Владимира с крестом в руке, взор царственного правителя устремлён в вечность. Как знать, может быть, именно на этом холме святой апостол Андрей Первозванный в первом веке по Рождестве Христовом водрузил большой деревян­ный крест и изрёк слова: «Великая благодать воссияет на месте сем, и многие храмы воздвигнет здесь Бог...»

Убеждён, дорогие читатели, - говорит автор, - что равноапостольный Владимир, крёстный отец Руси, видит и нас, своих далёких потомков, живу­щих уже в третьем тысячелетии от Рождества Христова. Ведь не зря же великий Киевский князь при совершении таинства Кре­щения над жителями города молился: «Великий Боже, Творец неба и земли! Благослови новопросвещённых людей Твоих и их потомков, да знают Тебя, Бога истинного; утверди веру их Своею благодатью!..» Бог открыл ему, что в грядущих веках сотни тысяч соотечественников (а зна­чит, и мы с вами) познают веру истинную в Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. По молитве святого князя Владимира свет Православной веры коснулся и озарил сердце каждого из нас, чи­тающего эту книгу. В память о том славном событии, когда наши предки приняли в Киеве святую Православную веру, главная улица города до сих пор носит наименование Крещатик.

Не будем пересказывать все житие Крестителя Руси, более подробно рассмотрим лишь тот период времени, когда князь, просвещенный Православной верой, вернулся в Киев. Здесь автор пишет: «Вот и завершилось продолжительное путешествие. Давно не видели киевляне своего любимого правителя. К радо­сти встречи присоединилось и великое изумление... Кто мог ожидать такого решительного поворота событий? С князем прибыло множество православных греков, и притом духовен­ства. Рядом с ним была ослепительная по красоте благочести­вая супруга. Но киевляне не могли оторвать взора от него са­мого. Лицо Киевского князя стало удивительно светлым, он словно помолодел. В глазах появилось выражение милующей всех любви. На груди у него сиял христианский крест.

Уже на следующий день святой Владимир повелел со­крушить всех деревянных идолов. Они стали ему больше не нужны. Мрак суеверия должен был рассеяться и уступить место светлому учению Христа. Когда главный идол язычни­ков - Перун с серебряной головой - был свержен с высокого берега прямо в Днепр, суеверные киевляне отчаянно закрича­ли: «Выдыбай (выплывай), боже!» Но идол, будучи неимовер­но тяжёлым, сразу пошёл ко дну. Так бесславно завершалась языческая эпоха на Руси и рушилось мрачное царство демо­нов, державших её в плену».

Далее автор повествует о том, как происходило крещение киевлян. Вот что он пишет: «В назначенный святым правителем Киева день и час вся городская знать, а за нею - и простой народ собрались на берегу Днепра. Греческое духовенство приготовило всё необ­ходимое для крещения жителей. Матери держали младен­цев на руках, воины снимали с себя кольчуги и оружие, об­лачаясь в домотканые рубахи. Священники неспешно читали положенные молитвы. Прежде чем трижды погрузиться в освящённые воды реки, взрослые каялись перед пастыря­ми в совершённых грехах. Над днепровскими водами витала Божия благодать, как это за много веков предсказал святой апостол Андрей Первозванный. Умилённый князь простёр в ту торжественную минуту руки к небесам и велегласно произнёс молитву о русском народе. Полные слёз, очи благочестивого князя излучали вдохновение и светились подлинным сча­стьем. Вскоре Православная вера стала распространяться по всем пределам русской земли».

Обратившись к последним годам жизни святого князя Владимира, читатели узнают, что «желая быть справедливым и не желая обидеть никого из своих многочисленных сыновей, он разделил земли обшир­ной Руси, назначив каждому стольный город. Так как дети были ещё маленькими, то с ними поехали мудрые воспита­тели. Их называли пестунами. Они управляли городами до тех пор, пока княжичи не приходили в возраст и не делались способными к управлению. К сожалению, князья по молодо­сти не всегда оказывали покорность своему отцу, великому князю Киевскому. Это безмерно огорчало родителя, ибо он знал, чем грозят русским племенам разобщённость и потеря единомыслия. Святой Владимир опасался, что после его кон­чины русская земля потеряет Богом заповеданное единство.

Горестные предчувствия, по словам автора, и свели во гроб неустанного труже­ника и собирателя Русского царства - святого равноапостоль­ного князя Владимира. По преставлении святой правитель был погребён в древнейшем киевском храме, известном под на­званием Десятинный. Так он именовался потому, что добро­детельный князь от всех своих немалых доходов жертвовал десятую часть на содержание этого храма. У гробницы святого князя всег­да можно было видеть людей. Они обращались к нему как к живому, веруя, что его молитвы сильны пред Господом, Которому он всю свою жизнь по принятии Святого Креще­ния служил верой и правдой. Следуя благочестивым предкам, отец Артемий и повесть эту завершает молит­вой к духовному родителю русского народа. Верую, - говорит он, - что, если мы произнесём её неспешно, внимательно и с любовью, она непременно будет услышана.

 

*** В кратком предисловии этой книги автор обращается к читателям с такими словами: «Дорогие друзья! Мы живём в судь­боносное время. Вступив в третье ты­сячелетие по Рождестве Христовом, наша Родина мало-помалу обретает своё былое могущество. Сила Вели­кой России - в верности Христу Спа­сителю, Его любви и правде. Вот по­чему и взрослые, и дети, и учёные, и простецы должны с благодарностью вспоминать ныне святого равноапо­стольного князя Владимира, нашего общего духовного отца. Пусть эта небольшая книга помо­жет читателям воскресить в памяти «преданья старины глубокой» и ещё глубже осознать неразрывную духов­ную связь современной России с на­чалом её истории». Этим пожеланием читателям отца Артемия мы и завершаем нашу программу. …

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать