Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Цель нашей жизни — стяжать Святого Духа. В ком пребывает Святой Дух, тому все возможно». «Любовь есть высшая молитва. Если молитва — царица добродетелей, то христианская любовь — Бог, ибо Бог и есть Любовь...» «Смотрите на мир только сквозь призму любви и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке — икону в земной красоте — тень райской жизни». Такими словами наставлял своих духовных чад архимандрит Алипий (Воронов) — великий подвижник, наместник Псково-Печерского монастыря с 1959 по 1975 год. Благодаря мужественному стоянию за веру Христову он занимает достойное место в истории Русской Православной Церкви XX века. О нем рассказывает книга Ольги Рожневой, вышедшая в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии». Она так и называется – «Архимандрит Алипий (Воронов). ***
В эту небольшую книгу помимо жизнеописания архимандрита Алипия (Воронова), вошли избранные его наставления, советы, воспоминания близко знавших его людей. Отец Алипий известен как великий подвижник, иконописец, художник, строитель монастыря и реставратор, восстановивший обитель из руин. Будучи наместником Псково-Печерского монастыря, он много раз спасал обитель от закрытия. Главным его подвигом было устроение старчества в Псково-Печерском монастыре. Его называли Великим Наместником, а сам он называл себя «советским архимандритом». Для всех знавших его, архимандрит Алипий навсегда остался примером бесстрашного монаха-воина, идеалом взыскательного и любящего духовного отца.
Архимандрит Алипий (и миру Иван Михайлович Воронов) родился в 28 июля 1914 года в семье бедного крестьянина в деревне Тарчиха Московской губернии. С юных лет Иван глубоко верил в Бога и желал послужить Церкви. С 12 лет жил в Москве, где окончил среднюю школу. После два года жил и трудился в родной деревне, помогая своей больной матери. В 1932-4935 годах работал проходчиком на строительстве первой очереди Московского метрополитена. Учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Сурикова. Работал кассиром и контролером в метрополитене. Затем, после службы с 1936 по 1938 год в армии, одаренный юноша закончил в 1941 году художественную студию при ВЦСПС. Эта изостудия в те годы приравнивалась к Академии художеств.
Перед войной и в начале войны Иван трудился на военном заводе, где делали бомбы. Производство велось с риском для жизни. Немцы бомбили Москву, и любое попадание в завод могло превратить его в братскую могилу. Но работа на заводе не прекращалась ни на минуту, недоедающие и недосыпающие рабочие перевыполняли дневную норму. Как вспоминал сам архимандрит Алипий, «наш военный завод был как бы фронтом и домой с завода уже не уходили». На фронт Ивана Воронова призвали 21 февраля 1942 года. На войну он уходил не только с автоматом, но и с этюдником. Продвигаясь с линией фронта, успевал реставрировать местным жителям иконы. На фронте Иван Воронов создал несколько этюдов и картин. Фронтовые работы мастера уже в 1943 году экспонировались в нескольких музеях СССР. Позднее он вспоминал, что на фронте использовали его талант художника. Он был топографом, хорошо составлял карты местности.
Будущий архимандрит прошел боевой путь от Москвы до Берлина в составе 4-й танковой армии. Он принимал участие во многих боевых операциях на Центральном, Западном, Брянском и 1-м Украинском фронтах. Бог хранил его, он не получил ни одного ранения или контузии. Был награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды, другими орденами и медалями. После войны был принят в Союз московских художников. Он вспоминал: «Осенью 1945 года возвратясь с фронта, я привез около тысячи разных рисунков, эскизов и этюдов и сразу же организовал в Доме союзов в Москве индивидуальную выставку своих фронтовых работ. Эта выставка помогла мне вступить в члены горкома Товарищества московских художников и дала мне право работать художником». Однако карьера светского живописца не привлекала Ивана Воронова.
О своем пути в монастырь архимандрит Алипий, недавний фронтовик-артиллерист, рассказывал так: «Война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал... молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придет...»
И скоро Иван Воронов выбрал себе монастырь по душе. Он вспоминал: «В 1948 году, работая на пленэре в Троице-Сергиевой лавре под Москвой, я был покорен красотой и своеобразием этого места, сначала как художник, а затем и как насельник лавры, и решил посвятить себя служению лавре навсегда». На поступление в монастырь Ивана благословила мать иконой Божией Матери «Утоли моя печали». При этом она помолилась: «Матерь Божия, пусть он будет беспечальным». Эти ее материнские слова стали пророческими. В 1950 году Иван поступает послушником в Троице-Сергиеву лавру. В этом же году он был пострижен в монашество с именем Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского. После пострига отец Алипий посмотрел в календарь и прочел перевод своего нового имени: «беспечальный». Когда позднее архимандрита Алипия пытались пугать представители безбожной власти, он отвечал: «Учтите, я — Алипий — беспечальный». Он служил Господу в монашеском чине ровно двадцать пять лет до самой своей кончины.
12 сентября 1950 года он был рукоположен во иеродиакона, а 1 октября — во иеромонаха с назначением ризничим Троице-Сергиевой лавры. В 1952 году иеромонах Алипий был награжден наперсным крестом, а к празднику Пасхи 1953 года возведен в сан игумена. В 1959 году игумен Алипий был назначен наместником Псково-Печерского монастыря, а через три года возведен в сан архимандрита. Духовник монастыря иеросхимонах Симеон (Желнин), ныне прославленный в чине преподобных, вдохновил отца Алипия как наместника Псково-Печерской обители на подвиг исповедника в эпоху гонений на Церковь, сказав ему: «Действуй, тебе ничего не будет!» И благодаря усилиям этого замечательного наместника Псково-Печерской монастырь не был закрыт, как многие другие монастыри в те времена. О том, как это совершалось, приведу несколько примеров.
Архимандрит Нафанаил (Поспелов) вспоминал: «Зимним вечером в кабинет отца Алипия вошли несколько человек в штатском и вручили официальное постановление: Псково-Печерский монастырь объявлялся закрытым. Наместнику предписывалось уведомить об этом братию. Ознакомившись с документом, отец Алипий на глазах у чиновников бросил бумаги в жарко пылающий камин. Остолбеневшим посетителям он спокойно пояснил: "Лучше я приму мученическую смерть, но монастырь не закрою". К слову сказать, сожженный документ являлся постановлением Правительства СССР и под ним стояла подпись Н. С. Хрущева». А вот что рассказал владыка Тихон (Шевкунов): «Когда пришли отбирать ключи от монастырских пещер, отец Алипий скомандовал своему келейнику: "Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!" Должностные лица обратились в бегство: кто знает, что на уме у этих фанатиков и мракобесов?! Сам же наместник знал, что отдает подобные приказы не на воздух.
Однажды, когда в очередной раз пришли требовать закрытия монастыря, он без обиняков объявил: "У меня половина братии — фронтовики. Мы вооружены, будем сражаться до последнего патрона. Посмотрите па монастырь — какая здесь дислокация. Танки не пройдут. Вы сможете нас взять только с неба, авиацией. Но едва лишь первый самолет появится над монастырем, через несколько минут об этом будет рассказано всему миру по "Голосу Америки". Так что думайте сами!"» Так, тринадцать лет отец Алипий держал оборону Псково-Печерского монастыря, защищая его от государства, за которое когда-то проливал кровь в Великую Отечественную. И на той, и на другой войне отцу Алипию пришлось сражаться не на жизнь, а на смерть. И, что самое прекрасное, - говорит владыка Тихон, он победил»
*** Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Псково-Печерского монастыря, писал об отце Алипии: «Ему пришлось выдержать жестокое гонение на Русскую Православную Церковь в хрущевское время... Казалось бы, все работало на уничтожение Церкви... Отец Алипий молился, трудился, благотворил, собирал уникальные картины, которые перед своей кончиной передал в музеи страны. Одним словом — казалось, жил не унывая... Однако только Господу известно, как скорбело его сердце и душа, какие утешения и внутренние благодатные радости посещали его... Это было бескровное мученичество, подобно стоянию у Креста Господня апостола и евангелиста Иоанна Богослова...»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 2 мая 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 1 мая 2024 года
Церковный календарь 1 мая. Великая Среда. Мученик Иоанн Новый
Евангелие 1 мая 2024. Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову
Читаем Апостол. 1 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!