У книжной полки. 26 октября

26 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Всероссийский духовник.

 

По словам архимандрита Мелхиседека (Артюхина), «одним из столпов, на которых держится наша Церковь вот уже много веков, является святоотеческое предание. Оно осуществляет связь и преемственность поколений через время и пространство. Из уст в уста, из текстов в тексты переходят многовековой опыт и завоеванные трудом и молитвой истины. Словно неиссякаемый духовный источник, святоотеческое предание течет сквозь года, обновля­ясь и обогащаясь в каждом поколении мыслями новых святых. Таким живым ручейком является слово Иоанна Крестьянкина. Своей святой жизнью, любовью ко Христу и людям, своей пламенной молитвой, сочетавшейся с тонким мудрым понима­нием проблем современного человека, он не только обогатил духовную реку, но и смог переложить вековые истины на язык нашего времени». Своими личными воспоминаниями о старце делится автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Всероссийский духовник». ***

В этой книге представлены воспоминания архимандрита Мелхиседека (Артюхина) об одном из самых любимых старцев в России - архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Как отмечает отец Мелхиседек, Господь сподобил его «несколько раз встретиться с этим необыкновен­ным человеком и почерпнуть в беседах с ним немало духовной пользы для себя. Этими бесценными дарами благо­датной мудрости» он и хочет поделиться с читателями в этой книге. Как рассказывает автор, «конец 80-х — начало 90-х годов про­шлого столетия было прекрасным временем, когда только-только начинали открываться монастыри и храмы. Наша родная Оптина Пустынь поднималась из руин, как и многие другие разру­шенные и закрытые в советское время монастыри. Это был удивительный пе­риод нового рассвета и возрождения Православной Церкви в России. Мы собирали утраченное наследие по кру­пицам. И конечно же вопросов было очень много обо всем.

По словам отца Мелхиседека, «Псково-Печерский монастырь один из немногих, который избежал участи репрессированных в советское время обителей и храмов. Промыслом Божиим лампада духовной жизни это­го монастыря не угасала ни на один день, питая мир теплом молитв и хле­бом мудрости святых молитвенников. Одной из жемчужин в ожерелье ду­ховного старчества был насельник Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Мир слухами полнится. И конечно же, когда в каком-нибудь уголке нашей необъятной Родины загорается «духоносный светильник», потоки страждущих душ стекаются к этому проводнику Божьей благодати в поисках духовного совета и молитвен­ной поддержки. Таким светильником и был отец Иоанн. Он с радостью готов был поделиться всем, чем мог. А как опытный монах и духовник, старался держать свою священническую руку на пульсе духовной жизни страны.

О встрече со старцем отец Мелхиседек рассказывает следующее: «Мое первое знакомство с отцом Иоанном Крестьянкиным произошло в 1989 году. В то время я был уже на­сельником Оптиной Пустыни. Весной по благословению наместника я отправился в Псково-Печерский монастырь и захватил по дороге своих родных (маму и двоюродную бабушку). Поскольку даты предполагаемого путешествия приходились на майские праздники - в самый разгар посадочной страды, — моя бабуля сначала за­сомневалась в целесообразности поездки. Но после моих настойчивых уговоров она согласилась, здраво рассудив, что даже если, поздно посадив картошку, она соберет не три мешка, а один, ей вполне этого хватит. Печеры встретили нас гостеприимной солнечной погодой. За все время пребывания в монастыре нас сопровождало радостно-приподнятое настроение. Поскольку я на тот момент был назначен экономом вновь воз­рождающейся Оптиной Пустыни, а отца Иоанна, в свою очередь, живо интересовало все, чем жили и дышали «молодые» монастыри, договориться о встрече особых сложностей не со­ставляло.

Милостью Божией, - говорит автор, - отец Иоанн откликнулся на нашу просьбу об аудиенции сразу. Назначено нам было прийти к 22 часам. Пока мы ожидали батюшку в его келье, где он обычно принимал посетителей, мной овладело некото­рое волнение. В голове роилась масса вопросов. Но как только я увидел отца Иоанна, живой походкой направляющегося к нам, вдруг стало так мирно, покойно и радостно на душе. Отец Иоанн был среднего роста, плотного телосложения, в чистень­ком белом подряснике. Его лучистые глаза в очках с толстыми линзами в облаке пушистых и белых, как снег, волос и бороды притягивали к себе внимание. Первое впечатление было настолько располагающим, что в голо­ве возникла ассоциация: «Он похож на Боженьку из детских книжек». Встретил он нас фразой: «Рады, ра­ды приветствовать дорогих гостей в на­шей скромной обители!» Мы присели на маленький потертый диванчик до­революционной сборки, и между нами завязалась неспешная беседа.

Расположившись к отцу Иоанну полностью, мы, - вспоминает автор, - по очереди стали задавать ему свои вопросы, ответам на которые я посвятил следующие главы этой книги. Что меня поразило, так это то, что ответы его были очень образными, но при этом подробными и обстоятельными. С Божьей помощью наше двух­недельное паломничество прошло гладко и завершилось благополучно, с немалой духовной пользой для всех участников. И каково же было наше удивление в конце лета, когда при сборе урожая картошки, посадочные клубни которой были опущены в зем­лю в рекордно поздние сроки (начало июня), моя бабушка собрала вдвое больше мешков, чем обычно. Господь говорит в Евангелии: «Ищите прежде всего Царствия Божия — все остальное приложится вам». Для всех нас тогда это был яркий пример чудес­ного действия Божественной благода­ти по молитвам угодников Божиих и святых духоносных старцев Псково-Печерской обители.

Как вспоминает отец Мелхиседек, «в начале беседы отец Иоанн всегда читал молитву «Царю Небесный», призывая Святого Духа, и тропарь Святому Духу. Заканчивалась же бе­седа так: он читал молитву, брал масло с лампады, помазывал лоб, уши, грудь. А потом наливал святую воду в софринский корец (металический ковшик), давал попить и, отодвинув воротничок, выливал где-то половину чашечки за шиворот под одежду. У него была особенная манера близко припадать ухом к устам вопрошающего, как бы прислушиваясь к сердцу человека, пытаясь проникнуть в самую глубину страдающей души. Он молча, очень внимательно выслушивал до конца, потом мог задать наводящие, уточняющие вопросы и за­тем уже четко, обстоятельно отвечал на волнующие человека проблемы, не упуская деталей.

По словам отца Мелхиседека, отвечал батюшка Иоанн, шепча на ушко, словно бы хотел сообщить чело­веку какую-то сокровенную тайну. Принимал он обычно человека пе­ред его отъездом из монастыря, пред­лагая сначала помолиться, попостить­ся, исповедаться и причаститься. А тем временем он держал этого человека в уме и сердце, молился о нем. У отца Иоанна, - отмечает автор, - была уникальная сердечная память обо всех людях, с которыми он встречался. А это возможно только при условии безграничной любви и са­моотдачи. Сколько бы посетителей ни приходило к нему и как бы он ни был занят, он всегда находил доброе уте­шительное слово, ласковый взгляд для страждущего. Он был воистину «Пасхальным» батюшкой, заботливым от­цом для своих чад».

Прочитаю одно из поучений старца, которое напоминает нам о трудах духовных. Как рассказывает автор, обратился он однажды к старцу с таким вопросом: «Батюшка, на исповедь и беседу ко мне часто приходят люди и жалуются, что вроде и молятся периодически, и в храм ходят иногда, а проблемы как были, так и остались — муж как бил, так и бьет, сын как пил, так и пьет, работы нет, денег мало, болячек много и т.д.». Отец Иоанн ответил образно, через притчу: «Вы знаете, батенька, раньше, до революции, ездил цирк шапито, и там был такой аттракцион — «Живой Петр Первый за 20 копеек». Люди давали 20 копеек, заходили в темную комнату, перед ними была большая труба с оптикой. Они смотрели в этот телескоп, а стоящий ря­дом ассистент спрашивал: «Видите свет?» — «Нет!» -- «Видите Петра Первого?» — «Нет, ничего не видим». И так несколько раз. Когда после очередного вопроса люди отвечали, что ничего не видят, он недоумевал: «Вы что, живого Петра Первого за 20 копеек хотите увидеть?» И на этом аттракцион закан­чивался. Так и у нас сейчас, - подытожил свой ответ отец Иоанн, - приходят люди в храм, поставят свечку за 20 копеек и хотят Живого Бога увидеть. Для того чтобы что-то увидеть, надо потрудить­ся. Чтобы что-то пожать, надо сначала посеять доброе семя».

 

*** В этой книге приведены не только личные впечатления архимандрита Мелхиседека (Артюхина) от общения с духоносным Старцем, но и ответы отца Иоанна на многие вопросы духовной жизни, ко­торые волнуют и мирских людей, и монашествующих. «Я думаю, - говорит отец Мелхиседек, - что святые молитвы, дра­гоценные наставления и советы от­ца Иоанна, безусловно, помогут нам разобраться в тяжелых жизненных ситуациях, найти ответы на те много­численные вопросы духовной жизни, которые встают перед нами на жиз­ненном пути. Его жизнь по Евангелию и духовный опыт воистину проверен и закреплен многими молитвенными трудами и искренним самоотвержен­ным ревностным служением Господу и людям. И я верю, что и по сей день его молитвенное предстательство пред Богом будет помогать верующим на­ходить свой единственный путь спасе­ния через исполнение святых Христовых заповедей».

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать